Преступление и наказание
Женские образы в романе "Преступление и наказание".
(10 класс, 1998г.)
"Бедные, кроткие, с глазами
кроткими... Милые!.. Зачем они
не плачут? Зачем они не стонут?
Они все отдают... глядят кротко
и тихо..."
(Достоевский "Преступление и
наказание").
Роман Достоевского "Преступление и наказание" - психологическая драма об идее, проникнувшей и поглотившей разум, волю, чувство человека; о том, как человек, высоконравственный по сути, заменяет безнравственной и аморальной целью свои этичные принципы.
В произведении нет фигур, играющих эпизодическую роль. Образ одного героя дополняет, а иногда и раскрывает образ другого. Отсутствие образов Сони, Дуни, матери и других женских образов так же, как и образов Лужина и Свидригайлова, привело бы к отсутствию образа Раскольникова и самого произведения.
Соня играет далеко не второстепенную роль в романе. Эта девушка выросла без родной матери: воспитывали ее отец и жена его - Катерина Ивановна. После того, как их материальное положение резко ухудшилось, для Катерины Ивановны Соня стала бременем, и мачеха всячески попрекала ее за неимение работы и денег. Для того, чтобы не обременять, более того - помочь семье отца, Соня вынуждена преступить Божью заповедь. Положение Сони в семье и в обществе характеризует ее как человека робкого, но одновременно сильного, морально устойчивого с душой, наполненной безграничной любовью. Казалось бы, чего проще избавиться ото всех жизненных проблем, уйдя в другую жизнь. Но Соня осознает, что ее близкие зависят от нее, что она является кормилицей: "А с ними-то что будет?" Получается, она обязана жить для других. Вынужденная грешная жизнь ее нисколько не развратила. Наоборот, она стала еще более робкой, скромной, полностью посвятила себя служению Богу, ведь "до какой чудовищной боли истерзала ее, и уже давно, мысль о бесчестном и позорном ее положении". Ее легко можно обидеть: она не в состоянии защитить себя и оправдать от клеветы.
Соня встречает человека, который преступил и заповедь, и закон. Она полюбила его за страдания и мучения, которые, она видела, он испытал. Соня чувствовала несмотря на то, что они совершенно разные, их объединяет преступление перед Богом и те многочисленные страдания, которые они испытали, живя в обществе, одновременно от которого себя оторвали. Оторванность от общества Соню не угнетает в такой степени, как Раскольникова, потому что Бог всегда присутствует в ее душе и сознании; оставаясь наедине с собой, она также остается с Богом.
По теории Раскольникова, Соня принадлежит к низшему разряду людей. Но по сути своей она выше и чище самого Раскольникова:
- Убивать? Убивать-то право имеете?
Несмотря на его непонятное деление людей, на его преступление, она любит его и, влекомая этой любовью, едет за ним на каторгу. Эта любовь, безмерная и безграничная, оказалась для Раскольникова, по-началу не осознававшего это, спасительной. Любовь Сони явилась причиной перерождения и обновления, можно сказать, воссоединения Раскольникова с самим собой: "их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого".
Из родных у Раскольникова, помимо матери, есть сестра, представление о которой мы получаем уже из письма матери. В письме мать рассказывает об их жизни, о том, что им пришлось испытать, а перед нами раскрывается прекрасный внутренний мир Дуни. Это еще один мир, еще одно сердце, переполненное любовью к главному герою. Эта девушка наделена чувством собственного достоинства, гордостью. Ей не присущи мелочность и приземленность, в отличие от ее хозяйки, и эгоизм, в отличие от ее брата. Ее можно назвать сильной: она вынесла, не сказав ни слова в свое оправдание, унижение, оскорбление, клевету, упреки; она выносила Лужина, хотя и непротивного ей, но не настолько, чтобы жить с ним. Она приняла решение выйти замуж за Лужина, чтобы хоть каким-то образом помочь брату.
Во время прочтения нами письма матери мы понимаем, что Дуня самоотверженно любит своих близких и готова на все ради их благополучия. Далее автор нас ближе знакомит с Дуней: ее внешность нисколько не противоречит внутреннему ее миру: "высокая, удивительно стройная... ее можно даже было назвать красавицей". Ее внешность, а главное, я думаю, трезвость мыслей, резонность и уверенность во всем, удивительно быстро подействовали на Разумихина, который ей стал симпатичен.
Но во время пребывания в Петербурге не все ее окружали такие люди, как Разумихин. Среди этих "не всех" оказываются Лужин - будущий муж ее - и Свидригайлов, бывший хозяином Дуне и причинивший ей много горя.
После неудачного знакомства Лужина с Раскольниковым, Дуня, зная, что не сможет отречься от брата, решает помирить их. Хотя идея не была реализована, итог оказался удачным для всех, кроме Лужина, так как Дуня поняла, как "высоко" он ценит ее семью. Дуней здесь можно только восхищаться: она достойно, не теряя самообладания, с гордостью сказала:
- Петр Петрович, подите вон!
Но Лужин не единственная преграда к ее спокойной жизни. Свидригайлов, будучи хозяином Дуни, являлся причиной ее несчастий. Но и в Петербурге он не хочет оставить ее: преследует и всяческим образом пытается расположить к себе.
В конце произведения Дуне приходится пережить много страданий: она не в силах понять, что происходит с ее братом, но когда узнает от Свидригайлова причину странной перемены Раскольникова, и какую цель преследует Свидригайлов, Дуня готова сделать все, даже совершить убийство, чтобы не отдаться этому человеку:
- Оставьте меня! Клянусь, я опять выстрелю... Я.... убью!..
Дуня переживает душевную и физическую борьбу. Она понимает, что Свидригайлов не оставит ее, но все еще умоляет: "Отпусти меня!"
Роман заканчивается благополучно для Дуни: она выходит замуж за любящего и любимого человека, что важно для ее брата.
Этих двух женских образов в романе Достоевского объединяет многое: им немало пришлось вынести ударов от судьбы, со стороны общества, а иногда и близких им людей; они обе сильные и мужественные душой и сердцем, хотя хрупкие телом; но главное, что их объединяет - это любовь, та красота, которою Бог наделяет не каждого и которая уже миллионы столетий спасает мир так, как она это сделала Раскольниковым.
Свидетельство о публикации №118042211488