Исчезают последние тени...

Исчезают последние тени,
словно бархат, спускается мгла.
Старой лестницы шаткой ступени
замолкают, приходит пора
абажуров, торшеров и свечек,
толстых книжек, неспешных бесед.
День окончен, за окнами вечер.
И мне жаль, что тебя рядом нет.

18.04.18


Рецензии
Здравствуйте, Елена! Читал Ваше стихотворение, там где шаткая лестница, и вспоминал давнее стихотворение Юрия Кузнецова, вот это.
Среди пыли, в рассохшемся доме
Одинокий хозяин живёт.
Раздражённо скрипят половицы,
А одна половица поёт.

Гром ударит ли с грозного неба,
Или лёгкая мышь прошмыгнёт, –
Раздражённо скрипят половицы,
А одна половица поёт.

Но когда молодую подругу
Проносил в сокровенную тьму,
Он прошёл по одной половице,
И весь путь она пела ему.

И подумал, какой это ужас, когда ступени шаткой лестницы замолкают. В этой связи финальная строка этого, безусловно, талантливого стихотворения кажется слабоватой.
С уважением и симпатией
Феликс.

Феликс Гойхман   08.10.2018 12:38     Заявить о нарушении
Доброй ночи, Феликс. Чудесное и совершенно незнакомое мне стихотворение, спасибо.
Что до моего стишка, по существу могу заявить следующее))... Многие просят не отождествлять себя с ЛГ. У меня наоборот. Писать о том, что не пережила сама даже не пытаюсь. Наверное, способностей и воображения не хватает. Поэтому последняя строчка - то, что чувствовала, о чем думала. В голове вертелось - "потому, что тебя больше нет". Но так как есть люди, с которыми хотела бы провести вместе такой вечер, то по глупой бабской суеверности написала "рядом нет". А вообще, это сочинилось после "Ложится мгла на старые ступени" Чудакова. Наверняка, Вы читали. Если нет, очень рекомендую.
С уважением и благодарностью, Л.
P.S.Ступени шаткой лестницы замолкают просто потому, что "день окончен, за окнами вечер" - все вернулись домой...

Елена Спичак   09.10.2018 00:49   Заявить о нарушении
Это тоже не исключено, хотя, чтобы ступени замолкни, наверное нужно, чтобы не только все вернулись домой, но и легли спасть, чтобы ночные ветры на улице улеглись, чтобы жизнь остановилась хотя бы на время. Знаете, дорогая Елена, я тоже всю жизнь опирался в стихах на пережитое, хотя мои тексты и нельзя назвать автобиографичными. Только последнюю пару лет я отбился от рук. Например, сейчас я сочиняю стихотворение об автобиографичной истории, которой на самом деле не было. У меня нет конкретных рекомендаций по поводу этого стиха или Ваших переживаний. Просто мне захотелось показать Вам на некую возможность.
Феликс.

Феликс Гойхман   09.10.2018 07:43   Заявить о нарушении
Последняя строка сильна простотой искреннего,откровенного чувства.Правдой жизни своей.И она усиливает впечатление от стиха тем,что как бы с высоты вдохновенной поэтики спускает к реальной прозе жизни:его рядом нет.
Считаю,что ничего менять не надо.Все на месте!

Александр Старатель   30.11.2020 07:51   Заявить о нарушении
Уважаемый Александр, полагаю, Вы не слишком внимательно ознакомились с моей рецензией. Я не утверждал, что заключительные строчки стихотворения Елены объективно слабы, и их следует заменить. Я утверждал совершенно другое, и лишь для того, чтобы поиллюстрировать свое утверждение, привел стихи Юрия Кузнецова, имея в виду продемонстрировать уважаемой Елене, как работает композиция и структура в стихе, испытанном временем. А композиция Кузнецовского Дома устроена так: все стихотворение создает атмосферу запустения, брошенности жилища, где лишь одна половица выражает надежду. И именно она становится опорой лирического образа в конце, катарсиса, который мы переживаем заодно с лирическим героем. Представьте себе, что концовка у Кузнецов выглядела бы так: я связался с женщиной, и она вновь наполнила мой дом светом и жизнью. Я ничего не перепутал? А где поэзия. Что-то в этом роде происходит у Елены. Что мы чувствуем, если после нагнетания в тексте, нету смысловой вспышки? Что мы чувствует вместо катарсиса? Разосарование, не правда ли? Тебя со мной нет. Отлично. Но где ты? Уехал? Надолго, навсегда? Собираешься ли вернуться, можешь ли вернуться, хочешь ли вернуться? Или тут замешана измена, другая женщина? Или смерть? Вопросов тьма, и ни одного ответа. Вот на что я указывал, на то, что ответов нет, и эта неопределённость подрывает даверие, а без доверия - нет катарсиса, а есть разочарование. А так в стихотворении все в порядке. И как Вы совершенно справедливо заметили, ничего менять не надо.

Феликс Гойхман   01.12.2020 00:25   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Феликс. Отношусь к Вам с уважением, поэтому очень сожалею, что подорвала доверие,  разочаровала, лишила катарсиса, поставила тьму безответных вопросов и вообще допустила такое. Примиряет с этой ужасной ситуацией лишь одно - всего восемь строк, а размах грехов тянет на поэму!)

Елена Спичак   01.12.2020 01:43   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Елена! Каких еще грехов? Какого еще разочарования? Какая еще поэма? Разумеется, восемь строк - не поэма. Но Вы в детстве, когда-нибудь пробовали лупой выжегать на бумаге узоры? Любое стихотворение, даже восьмистрочное, даже двухстрочное, даже полустрочное, должно и может быть такой лупой, без которой солнце - всего лишь - солнце, а бумага - всего лишь бумага. И обидеть Вас или кого-нибудь другого я хотел меньше всего. И да, если Вы думаете, что для себя я припасаю руковицы помягче, не такие "ежевые", то спешу Вас уверить, все в точности наоборот.

Феликс Гойхман   01.12.2020 02:51   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Феликс. Вы меня ничем не обидели. Спасибо, что уделили время и так подробно всё объяснили.
С уважением, Л.

Елена Спичак   01.12.2020 22:52   Заявить о нарушении
Вот и словно, Елена. Никогда не стоит забывать, что всякое суждение, без исключения, это - всего лишь, мнение, а мнение к делу не подошьешь.🤓

Феликс Гойхман   02.12.2020 10:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.