Шоуголизм как нынешний суррогат смысла жизни?
И само это слово, понятие там возникло.
Древнеримский пролетариат был одно довольно долгое время очень многочисленным – свыше 300 000 из полуторамиллионного населения Древнего Рима.
В отличие от более известных нам промышленных рабочих 19-20 веков древнеримские пролетарии не работали, труд совершенно не ценили и не уважали, труда чурались.
Они считали труд «низким» занятием рабов, вольноотпущенников и прочих лохов.
Высоким творчеством в подавляющем большинстве своем древнеримские пролетарии также не занимались.
Если многие патриции старались развивать себя и самореализовываться через творчество, немало путешествовать и т.д., то составившие римский пролетариат плебеи считали все это излишним.
Главным содержанием жизни древнеримского пролетариата был прежде всего просмотр зрелищ, всевозможных шоу – и знаменитых гладиаторских боев, и азартных гонок-состязаний колесниц, и жестоких мучений ранних христиан на арене, и много другого.
Надо заметить, что тогдашний пролетариат требовал и сполна получал от императоров не только бесплатного хлеба, но прежде всего бесплатных зрелищ.
Древние пролетарии могли совершенно бесплатно смотреть в том же Колизее самые разные шоу вплоть до личного бардовского творчества императора Нерона – весьма талантливого музыканта, артиста и шоумена своего времени.
Никто с них за живой просмотр древнеримских звезд и грандиозных шоу любой себестоимости денег не брал, все было на халяву.
Сейчас же у нас появились, не в пример древним римлянам, прекрасные возможности для практически бесплатного просмотра самых разных шоу по Интернету, по десяткам телевизионных каналов на большущих плазменных экранах и т.д.
Многие российские успешные люди и миллионеры, устав от деловой и прочей жизненной активности, садятся вместе с близкими в своих дворцах и особняках перед большими экранами и погружаются во всевозможные относительно бесплатные шоу, выбор которых у них огромен, жизни не хватит их им просмотреть.
И одновременно в современной 21 века России сформировался своеобразный постиндустриальный неопролетариат, многие представители которого сделали главным смыслом своей жизни всеядное заколачивание денег ради последующего спуска их на весьма дорогие шоу.
То есть для многих из них качественная полезная домашняя пища, путешествия в новые места, общение с природой, с морем, лесом, с живностью, с другими людьми, с близкими и все прочее как-то отошли на второй план.
То есть с людьми они «общаются» все больше путем совместного просмотра дорогущих шоу в специальных гламурных тусовочных местах.
Знаменитые советские посиделки на кухне, популярные на Западе и Востоке прогулки по паркам и природным уголкам, романтические вечера на лавочке на свежем воздухе – все это вызывает у них антипатию.
Жизнь их свелась преимущественно к серым будням : работа-дом, работа-ближайший супермаркет-дом, работа-дом и т.д.
И единственным выходом из этой рутины они почему-то сочли именно частые поездки в дорогие развлекательные центры для просаживания там огромных денег на шоу.
Даже дача многих из них уже не радует, ни урожаи выращивать, ни толково интересно отдыхать там у них не получается, не дача для человека, а человек для дачи, а дача для откровенной показухи, огромные расходы на дачу – чтобы изредка мимоходом блистала «конфеткой» на зависть завистникам.
А самим людям-хозяевам на даче скучно.
Очень скучно и муторно на душе вершить там досуг вне процесса вкладывания больших денег в дачную показуху.
И дома, на даче, в гостях тоже почему-то очень скучно и обрыдловато смотреть относительно бесплатные фильмы, передачи, видео и многое другое.
Мне кажется, прежде всего потому, что они – бесплатные.
Таким людям почему-то приятно смотреть то и там, где можно просадить на просмотр шоу как можно больше денег.
Им неприятно в выходной поехать на своей машине в загородный природный уголок или в какой-нибудь другой свежий редко посещавшийся ранее интересный соседний город.
А вот на работу и в заветные развлекательно-деньгопросадочные центры без машины для них как без рук, хотя остановка маршруток буквально в двух шагах.
Содержание их работы их мало интересует.
Для них второстепенно, какую непосредственную пользу их трудовая деятельность приносит людям, что она создает, как она соотносится со способностями и наклонностями работников, как она отражается на их здоровье и т.д.
Человеческий труд и его содержание они не очень уважают.
Главное для них – нарубить на работе побольше денег и спустить их на дорогие шоу.
Без дорогих коммерческих шоу им жизнь в любом прекрасном раю, при наличии там хоть тысячи бесплатных телеканалов и сотни идеальных друзей, почему-то не в радость.
Жить, чтобы зарабатывать на дорогие шоу – вот реальный стержень их жизни.
Раньше люди стремились самореализовываться через творчество, созидание, общение с другими людьми, через материнство-отцовство и многое другое.
В эпоху престижного потребления многие стали менее полноценно самореализовываться преимущественно через шопинг, через покупку большого спектра разнообразных товаров.
А сейчас на смену реальной человеческой самореализации все сильнее приходит псевдосамореализация прежде всего через дорогую покупку того, что в другом месте можно прекрасно просмотреть почти бесплатно.
Люди не столько самими шоу, сколько своей псевдосамореализацией через иррациональное мотовство на эти разорительные шоу тешат свое самолюбие и гордыню.
Именно процесс мотовства, пустого нелепого транжирства доставляет им особенное девиантное удовольствие.
Такая вот мутация человеческих потребностей, ценностей и смыслов многих простых небогатых тружеников набирает сейчас оборот.
Есть мудрая поговорка: если у меня яблоко и у тебя яблоко и мы обменяемся яблоками, то у нас будет по яблоку. А вот если у тебя идея (или пакет информации) и у меня идея (или пакет информации) и мы обменяемся идеями (или пакетами информации), то у каждого из нас будет по две идеи или пакета информации.
В современном информационном обществе информацию можно дешево тиражировать хоть миллиардами пакетов.
Себестоимость одного пакета окажется весьма низкой.
Но кому-то невыгодно, чтобы у простых тружеников была дешевая информация, некие структуры стремятся посильнее как липку ободрать потребителей информации.
И многие обворовываемые труженики узрели главный смысл своей жизни в том, чтобы своим тяжким в чуждой своей душе сфере деятельности трудом и последующим необузданным мотовством его так трудно выстраданных-заработанных плодов как можно сильнее обогащать монопольно скупившие авторские права и выносящие мозг разнузданной изощренной рекламой определенные коммерческие структуры.
Жить, чтобы обогащать навязчивых шоу-коммерсантов-монополистов – вот чему сейчас посвящают свои единственные бесценные судьбы все больше людей.
Моя точка зрения – просмотр дорогих шоу не имеет отношения к главным смыслам и ценностям человеческой жизни.
И к подлинной плодотворной человеческой самореализации тоже.
Свидетельство о публикации №118041905507