Час Быка
Циле Басс
И в пустоту вонзал рога...
Илья Эренбург
1
Пусть, отплясав жертвоалтарным диким шабашем, язычество ушло,
И поклоненье истуканам кретинизма чародеевым дымится пепелищем;
Нет римлян – в пурпуре тельцов, цезАрщиной же – развращённых, скотски-нищих;
Откормленных, доходных гладиаторов публичное зачахло ремесло:
Уйти ли варварской корриде?!..
Развевающей
надменно, властно
Мулетой ярко-ярко-красной!..
2
Адреналин с шампанским!..
И – в яром-яром пыле-жаре! – смерть, арен строптивая испанка,
У кубка с пеною кровавой, и куражится и фанфаронит;
Под знаменем мулеты,
Подхваченной азартом эстафеты, –
Ей не сказаться белой и пушистой. Быть бодливой ей, гарцующей, дородной...
3
Кто он, тореадор, тореро?
Смельчак жестокий, ловкий? Куртуазный триумфатор?
Или, как в прошлом, знатный, благородный кабальеро?..
Игрок!
Кость брошена. Кто победит, тот будет первым.
И Древний Рим бы погорел – лишь был бы всюду первым!
Он, римский император, – первый, главный гладиатор!
Пуп Рима, Колизей, – быком ВОИНСТВУЮЩИЙ ТЕАТР...
4
Лез в Аполлоны Марс – но бил не в бровь, а в глаз! – по-бычьи.
Как бык, Рим буйствовал; как бык, Рим пал античный.
Но для того ли,
Ах, для того ли –
Чтоб бравый донкихот коррид – стоический тореадор,
Христианин – исполнил над животным приговор?
Священный нечестивец бык! Заслужишь ли «Прощенье» *:
За храбрость бычью (до конца виновник представленья –
«Враг», мол, не менее стоически держался)? Чтобы он, тореадор,
Так называемый «плаща и шпаги рыцарь»,
За честь почтивший на ристалище с тобой сразиться,
Кто, раздразнив тебя, загнав, уже готов разить в упор, –
Помиловал? То дело чести? Шабаш отменяет приговор!..
5
Трубили в рог, рог боевой Средневековья саги.
Бык был эмблемой гербовой, был символом отваги
У рыцарей, что в старину стяжали в состязаньях
Призы, прекрасных дам улыбки и рукоплесканья.
Как в поединках олимпийских, бились наудачу,
Порой рубились насмерть...
...Про пороховые бочки...
Про фейерверк прожекторов... про то, что не иначе,
Как с неба, града два прожжёт насквозь... – «Чур! бред собачий!
Изыди!» – молвил бы тогда, кто сам дошёл до точки
От суеверных дум, суров лицом и нравом, точно
В чаду мистическом...
__________
Однако – не метафизична –
Коррида! Человек и зверь. Их битва символична –
С изнанки! Зло в ней трижды зло: что зверя смерть трагична,
Что человека; если ж (не было, но всё бывает!) –
И зверь и человек друг друга вместе убивают:
Ареной завладеет «Третий Рим»: над ней – весь в трауре, Дух-Бык!..
. . . . . .
Но – оседая, в позвонках треща – пусть так все Римы укрощались:
Стоит один, чьи семь холмов с античной бездной в ночь уединялись, –
Рим – прадед, город-купол, холст и масло, хвост кометы, эр дневник.
2003 – 2024
____________________
*Если бык, противостоящий тореадору, проявил исключительные качества настоящего «бойца», по просьбе публики ему может быть дарована жизнь: это и есть то, что в корриде зовётся «Прощением». (Прим. В. Б.)
Свидетельство о публикации №118041701258