Час Быка

                ЧАС БЫКА

                Циле Басс


                И в пустоту вонзал рога...

                Илья Эренбург


                1

              Пусть, отплясав жертвоалтарным диким шабашем, язычество ушло,
              И поклоненье истуканам кретинизма чародеевым дымится пепелищем;
              Нет римлян – в пурпуре тельцов, цезАрщиной же – развращённых, скотски-нищих;
              Откормленных, доходных гладиаторов публичное зачахло ремесло:
              Уйти ли варварской корриде?!..
                Развевающей
                надменно, властно
                Мулетой ярко-ярко-красной!..

                2

                Адреналин с шампанским!..
              И – в яром-яром пыле-жаре! – смерть, арен строптивая испанка,
              У кубка с пеною кровавой, и куражится и фанфаронит;            
                Под знаменем мулеты,
                Подхваченной азартом эстафеты, –
              Ей не сказаться белой и пушистой. Быть бодливой ей, гарцующей, дородной...

                3

                Кто он, тореадор, тореро?
              Смельчак жестокий, ловкий? Куртуазный триумфатор?
              Или, как в прошлом, знатный, благородный кабальеро?..               
              Игрок!

                Кость брошена. Кто победит, тот будет первым.               
              И Древний Рим бы погорел – лишь был бы всюду первым!
              Он, римский император, – первый, главный гладиатор!
              Пуп Рима, Колизей, – быком ВОИНСТВУЮЩИЙ ТЕАТР...

                4
 
              Лез в Аполлоны Марс – но бил не в бровь, а в глаз! – по-бычьи.
              Как бык, Рим буйствовал; как бык, Рим пал античный.               
                Но для того ли,
                Ах, для того ли –
              Чтоб бравый донкихот коррид – стоический тореадор,
              Христианин – исполнил над животным приговор?
              Священный нечестивец бык! Заслужишь ли «Прощенье» *:
              За храбрость бычью (до конца виновник представленья –
              «Враг», мол, не менее стоически держался)? Чтобы он, тореадор,   
              Так называемый «плаща и шпаги рыцарь»,
              За честь почтивший на ристалище с тобой сразиться, 
              Кто, раздразнив тебя, загнав, уже готов разить в упор, –
              Помиловал? То дело чести? Шабаш отменяет приговор!..

                5

              Трубили в рог, рог боевой Средневековья саги.
              Бык был эмблемой гербовой, был символом отваги
              У рыцарей, что в старину стяжали в состязаньях
              Призы, прекрасных дам улыбки и рукоплесканья.
              Как в поединках олимпийских, бились наудачу,
              Порой рубились насмерть...
                ...Про пороховые бочки...
              Про фейерверк прожекторов... про то, что не иначе,
              Как с неба, града два прожжёт насквозь... – «Чур! бред собачий!
              Изыди!» – молвил бы тогда, кто сам дошёл до точки
              От суеверных дум, суров лицом и нравом, точно
              В чаду мистическом...
                __________
               
                Однако – не метафизична –
              Коррида! Человек и зверь. Их битва символична –
              С изнанки! Зло в ней трижды зло: что зверя смерть трагична,
              Что человека; если ж (не было, но всё бывает!) –
              И зверь и человек друг друга вместе убивают:

              Ареной завладеет «Третий Рим»: над ней – весь в трауре, Дух-Бык!..
              .                .                .                .                .                .               
              Но – оседая, в позвонках треща – пусть так все Римы укрощались:
              Стоит один, чьи семь холмов с античной бездной в ночь уединялись, –
              Рим – прадед, город-купол, холст и масло, хвост кометы, эр дневник.               

                2003 – 2024 
____________________         
*Если бык, противостоящий тореадору, проявил исключительные качества настоящего «бойца», по просьбе публики ему может быть дарована жизнь: это и есть то, что в корриде зовётся «Прощением». (Прим. В. Б.) 


Рецензии