Научная парадигма. Тупик или перезагрузка?
«Узкая специализация науки привела к тому, что она сама стала отчуждаться от философского осмысливания открывшегося. Ученый не хочет, а, пожалуй, уже и не может знать того, что делается у соседа. Многие — особенно математики — боятся утерять строгость и чистоту своей дисциплины, не допуская широких мировоззренческих обобщений. На долю мирян (людей, непосредственно не посвященных в науку) остаются только популяризаторские отходы от науки, которые уже невозможно творчески осмысливать (всякий, кто попытается это сделать, будет назван дилетантом). Не следует ли отсюда, что вместе с ростом научного осмысливания мира вместо ожидаемого обогащения начинает расти и отчуждение общества от творческого процесса» (Налимов В.В. Спонтанность сознания, 212). Вопрос уместный, и задан он нам – интеллектуалам и учёным, которые ныне в своих кругах, вращая потоками информации и словесов, часто забывают о бренной жизни, когда-то освящённой знанием, о людях и обществе, взрастивших нас.
Современное состояние мира таково, что, оглянувшись, мы увидим: «Опасное загрязнение воды, воздуха и почвы планеты, вредоносное воздействие на животную и растительную жизнь, вымирание бесчисленных видов, исчезновение лесов на. земном шаре, эрозия верхних слоев почвы, истощение запасов грунтовых вод, избыточное накопление токсичных отходов, очевидное возрастание парникового эффекта, разрушение озонового слоя в атмосфере, коренные нарушения в экосистеме всей планеты…» (Тарнас Р. История западного мышления, 307).
Социальная жизнь тоже не осталась в стороне, и мы наблюдаем возросшую урбанизацию, концентрацию населения на сравнительно малых территориях, давление производства и техногена на психофизиологию человека, и как следствие – болезни, токсические зависимости, насилие и психопатологии.
Вера в науку пошатнулась, человек не может разумом найти априорные знания, уже полным ходом, мы погружаемся в культурную и духовную стагнацию. «Научное знание обладает огромной действенностью, однако сами результаты этой действенности наводят на мысль, что в большинстве случаев знание, увиденное с ограниченной точки зрения, может обернуться серьезной опасностью» (там же, 310).
В подобных условиях особенно обнадёживающе выглядят открытия науки, преодолевающие ограничения механицизма и картезианского дуализма, на новом уровне проявляющие идеи единства и целостности, исповедуемые прежде мыслителями Греции и Востока. Отдельные ученые осмелились признаться, что различные формы религиозных практик, древние учения и мистерии, воспринимаемые большинством как суеверие и наивные фантазии, имеют реальную жизненно необходимую конкретную значимость. Это подтверждают работы многих ученых в области психологии (Юнг, Гроф, Леви-Брюль), антропологии (Леви-Стросс, Элиаде), физики (Бом, Чу, Капра) и других наук.
Рост экономических, социальных, экологических и психологических кризисов поднимает вопрос о необходимости осмысления существующих взаимоотношений, преодолении односторонних манипуляций, основательного пересмотра нашего понимания сущности человека и реальности. Здесь своевременно пришла мысль Томаса Куна ("Структура научных революций", 1962) о значении научных парадигм, которые с одной стороны служат катализатором прогресса, с другой стороны действуют, как ограничение для свободного поиска, т.к. вращаются в своей понятийно-знаковой системе, в своих условностях и установках. Наука, как правило, ищет подтверждения принятой парадигме, собирает факты, осуществляет эксперименты, всячески пытается расширить и прояснить круг её задач и достижений.
«Наука — как правило, далекая от того, чтобы подвергать постоянным испытаниям саму парадигму,— всячески уходила от противоречий, до бесконечности перетасовывая и перетолковывая разноречивые факты или вовсе не желая считаться с такими упрямыми данными, чтобы, не дай Бог, не развалилась уже имеющаяся парадигма. Сама природа принятой научной практики делает главенствующую парадигму как бы самоцельной, хотя ученые едва ли признались бы в этом самим себе. Эта парадигма служит своего рода линзой, сквозь которую пропускается на свет каждое наблюдение, оказываясь в силу всеобщего соглашения единовластным оплотом науки» (Тарнас Р. История западного мышления).
Парадигмы не сменяются в результате размышлений и рациональной работы, но «благодаря в какой-то степени неожиданному и неструктурному событию, подобному переключению гештальта. После этого события ученые часто говорят о “пелене, спавшей с глаз”, или об “озарении”, которое освещает ранее запутанную головоломку, тем самым приспосабливая ее компоненты к тому, чтобы увидеть их в новом ракурсе, впервые позволяющем достигнуть ее решения… И все же сказать, сопротивление является неминуемым и закономерным, что изменение парадигмы не может быть оправдано тем или иным доводом, не значит говорить, что ни один аргумент не приемлем и, что ученых невозможно убедить в необходимости изменения их образа мышления. Хотя требуется иногда время жизни целого поколения, чтобы осуществить какое-либо изменение, снова и снова повторяются факты обращения научных сообществ к новым парадигмам» (Кун Т. Структура научных революций).
В начале 20 века Уильям Джеймс заявил, что раз мы не способны точно определять принципы и законы природы, то необходимо обращать своё внимание на их проявление, т.е. на результаты и факты, быть прагматиком. Точно таким же образом прагматист отвращается от застывшей Истины и определяет её ценность реальной полезностью. Отказ от априорных догм, безусловно, был благом для науки, для её движения и развития, т.к. помогал более оперативно и независимо рассматривать изменяющуюся картину мира, ориентироваться в «потоке данных». Вместе с тем, восприятие ценностей жизни определяемых полезностью явно ограниченно, т.к. оно часто не учитывает человеческих мотиваций, экзистенциальных смыслов, событийной протяжённости и динамических принципов сущего. Проблемы стран, принявших прагматизм как всеобщее руководство к деятельности и к взаимоотношениям, обостряются, т.к. его установки ориентированны лишь на устранение конкретных следствий, а не на диагноз и исцеление причин.
Смена парадигмы в физике? Квантовая физика.
В свете открытий в области субатомных частиц стало ясно, что представления ньютоно-картезианской парадигмы (существует абсолютный характер времени и пространства, твердые элементарные частицы, обязательная причинная обусловленность всех физических явлений, возможность объективного описания природы) не позволяют на сегодняшнем этапе постигать многовариативную реальность.
Квантовая теория показала несостоятельность представлений о фиксированных твердых телах и детерминизме в природных законах, так «на субатомном уровне вместо твердых материальных объектов классической физики наличествуют волноподобные вероятностные модели, которые, к тому же отражают вероятность существования не вещей, а, скорее, взаимосвязей. Тщательный анализ процесса наблюдения в атомной физике показал, что субатомные частицы существуют не в виде самостоятельных единиц, но в качестве промежуточного звена между подготовкой эксперимента и последующими измерениями. Так, квантовая теория свидетельствует о фундаментальной цельности мироздания, обнаруживая, что мы не можем разложить мир на отдельные "строительные кирпичики". Проникая в глубины вещества, мы видим не самостоятельные компоненты, а сложную систему взаимоотношений между различными частями единого целого. В этих взаимоотношениях непременно фигурирует наблюдатель. Человек-наблюдатель представляет собой конечное звено в цепи процессов наблюдения, и следует воспринимать свойства любого объекта атомной действительности, обязательно учитывая взаимодействие последнего с наблюдателем. Это означает, что классический идеал объективного описания природы отошел в небытие» (Капра Ф. Дао физики).
Современная физика переводит фокус своих исследований с объектов на отношения и степень взаимодействия субъекта и объекта, на приграничные между ними области. В своих исследованиях Н. Бор, В. Гейзенберг и др. отметили, что изучаемые объекты микромира зависят от процедур наблюдения и наблюдателя. Кроме того, подобные исследования позволяют нам предположить, что наблюдаемые нами события и явления не носят объективный характер, т.к. наше сознание не способно воспринимать целостность субъектно-объектной сопричастности, оно дробит её и привносит свои смыслы.
Согласно данным современной физики наша реальность есть динамическое неделимое целое, имеющее в основе квантовое поле, проявляющееся в виде волны или частицы в зависимости от восприятия наблюдателя. Понимание Вселенной как единого голографического универсума, в котором всё существует во всём, позволяет нам принимать реальность, в которой причина и следствие, единое и множественное, простое и сложное, целое и часть, потенциально-возможное и актуально-действительное, прошедшее и будущее не дифференцируются (идеи Дуброва, Пушкина, Цехмистро, Беннета, Шелдрейка, Бома и других). Исследователи выявили условность дуальных представлений и предложили вернуть принцип целостности реальности, который позволяет объяснить взаимопереход потенциального в актуальное, частицы в волну, света в материю, субъекта в объект, сознание в материю.
Смена парадигмы в математике? Синергетика.
Умы 20 века открыли нам такие стороны реальности, которые не могли уже быть объяснены из основания классической науки, которая опиралась на представления «об абсолютном, трехмерном пространстве, существующем независимо от содержащихся в нем материальных объектах и подчиняющемся законам евклидовой геометрии, и о времени как о самостоятельном измерении, которое носит, опять же, абсолютный характер и течет с одинаковой скоростью, независимо от материального мира» (Капра Ф. Дао физики).
Продукт греческого ума евклидова геометрия, в свете открытий 20 века показала свою ограниченность и условность, уверенность в математическом строении мира поколеблена. Открытие теории относительности пролило свет на то, что геометрия есть продукт деятельности интеллекта, что позволяет нам переосмыслить наши представления о времени и пространстве, найти новоё их понимание, не противоречащее нашему опыту. Анализ редукционистского подхода показал, что сведение многообразной действительности к упрощенным структурам, может привести к тому, что мы проглядим что-нибудь весьма значительное, что какая-то отброшенная на наш взгляд маловажная деталь окажется смыслом всего построения.
В 20 веке математика пересматривает свой платонистский (классический, в духе теоретико-множественной математики) стиль и обращается к неплатонистскому (интуиционистский, в духе интуиционизма Л.Э.Я. Брауэра), вобравшему в себя конструктивизм, метаматематику, теорию категорий, фрактальную геометрию. Новый стиль позволяет мыслить не дискретными целостными застывшими понятиями (платонист. стиль), но «движущимися образами, становящимися мыслеформами, следовательно, переходными, дробными объектами - фракталами; оперирование ими требует и неплатонистской логики - мышления как бы дробными понятиями, суждениями, умозаключениями…» (Войцехович В.Э. Господствующие стили математического мышления). Особенности неплатонистского стиля проявляются и «в отказе от классической тройки: элемент, структура, система, и утверждении системы без элементов, но со структурой (законом); в отказе от субъект-объектного расщепления бытия, признании его ограниченности и в утверждении единого бытия, в котором слиты объект и субъект» (там же).
Диалог двух стилей математики мы наблюдаем в новом междисциплинарном явлении – синергетике. Синергетика использует платонистское (дискретное) мышление, которое фиксирует идеальные объекты (конструкты) и оперирует этими неизменными понятиями в области подтверждения или опровержения какой-либо теории. В то же время она активно использует неплатонистское (непрерывное) мышление, которое позволяет переживать становящиеся, текучие, непредсказуемые образы, синкретически схватывать конкретные формы в их единстве. Совместное применение двух дискурсов позволяет целостно понять переходные процессы, которые непрерывно и на всех уровнях текут в природе.
Методологическими установками в синергетике приняты принципы:
1) Принцип становления. Все формы бытия находятся в непрерывном движении, переходе от простого к сложному и обратно, во взаимодействии хаоса и порядка.
2) Принцип узнавания. Возможность открытия бытия как становления.
3) Принцип согласия. «Бытие как становление формируется и узнается лишь в ходе диалога, коммуникативного, доброжелательного взаимодействия субъектов и установления гармонии в результате диалога» (там же).
4) Принцип соответствия. Возможность перехода от досинергетической к синергетической модели.
5) Принцип дополнительности. Необходимость использования как синергетического способа описания реальности (бытие становящееся), так и классического (ставшее бытие).
Итак, математика возможно представила нам новый стиль мышления, который позволяет нам ухватывать целостность сущего, объять единство структурного и динамического, понять, что все вещи и явления находятся в универсальной взаимосвязи.
Заключение. Какой будет новая парадигма?
Потрясения современного сознания событиями 20-21 веков приоткрыли в нём сомнения о возможностях разума и рационального устройства бытия. Метафизическая уверенность наших предков сменилась бесконечной погоней за материальным благополучием, прикрытой отвлечённым гуманизмом. Современному человеку всё сложнее и сложнее лавировать в море противоречивой информации, современные иллюзии взвывают не к сознанию человека, но к его восприятию, играют его надеждами и вовлекают в водоворот массовых ценностей.
Человек враждебно отделяет себя от природы, окружает себя искусственными предметами и энергиями. Индивидуализм вырождается в эгоцентризм и деперсонализацию, большинство пытается уверить себя и окружающих в своей личной ценности, в тоже время, стремясь следовать групповым стандартам и стереотипам. Метания и разбросанность души человека приводят его к сознанию бессилия, невозможности понять Целое. Исследования показывают о возросших депресиях и неврозах охвативших население, вызванных неудовлетворенностью настоящим и отсутствием индивидуальной самореализации и перспективы.
Универсальных ответов и решений по выходу из кризиса нет. Тем не менее, можем твердо обозначить, способны ли будут новые научные парадигмы оказать помощь человечеству, какими они будут и смогут ли они быть реализованы, и будет ли будущее человечества благоприятным, решается сейчас.
Свидетельство о публикации №118041605769