Криптопатетика
Студия креативной компиляции Виктора ОБРАЗЦОВА
К ИСТОКУ КРИПТОПАТЕТИКИ
Если долго тупить в себя, вдумываясь крепким умом во мгу сердечной пустыни, сквозь которую едва пробивается горний свет, можно накликать внутренних бедуинов. То ли в куфиях, то ли в скуфьях, не то в рясах, не то в бурнусах их безликие силуэты отливают мутным оловом дикой речи. Это левые потомки библейского Сима - сердечные криптопатриды. Их родной язык - криптопатетика - древнее поэтическое течение, исток которого за ахеронтовым горизонтом. Счастлив тупица своими очами причастившийся их очагу.
Наше радушие сродни радужному гостеприимству литерных муравьёв большой заветной энциклопедии, кочующих по всему беззаветью в своих сахарных барханах. Иди сюда, наш сладкий гость. Хочешь случайного чаю с борхесом?
Современная философия лингвистики утверждает, что язык — это более чем социальная форма коммуникации, направленная на отслеживание информации. Структурный анализ языка выявляет потенции, простирающееся далеко за границы предмета. Синтаксис мотивирован семантическими, прагматическими и когнитивными проблемами. Исходя из этого, некоторые специалисты считают, что исследование поэтических интуиций способствует пониманию сущности сознания, не досягаемой никак иначе. Криптопатетика - кратчайшая интуитивная траектория. Каждый мало-мальски одаренный версификатор это может легко проверить. Три. Два. Один. Поверили!
КРИПТОПАФОСНАЯ МАНИФЕСТАЦИЯ
***
тесен свету новый год
рассиялся как на грех
много стало быть помрёт
в нетях мартовских прорех
кисок птенчиков жучков
каждый впишется в гроссбух
право слово был таков
всем по пятницам до двух
проводили по путю
положили в новый гроб
отлежался и тю-тю
нет бы всё покойно чтоб
чинно как заведено
а иначе что закон
так чернильное пятно
цвета крови с молоком
***
гроб излишен
ибо пуст
для шуршащих -
ни шиша
лишь
сосущие
и дуст
не берёт их
а душа
та успела
залететь
в небесовский
беспредел
затворяй ворота
петь -
в третий раз петух пропел
***
я пустой господень гроб
надо мной горит сугроб
подо мной жирна черта
слева-справа ни черта
знаю задом наперёд
во саду ли огород
нереально сцуко крут
все умрут а я грейпфрут
***
дождь легко закрасил даль
вот теперь пойди найди
зимних праздников хрусталь
что оставил позади…
может ах
а может ох
да в озерных камышах
а ребеночек оглох
и ослеп –
один –
в яслях
***
вот рука. вот ветер. гвоздь
ржавой выпрямлен дугой
сочиняют пчёлы воск
умирать идёт изгой
гвоздь. вот ветер. вот рука
жилки на просвет видны
перекинулась строка
через бездну выходных
ветер. вот рука. вот крест
звонко солнце бьётся в темь
ни анапест ни хорест
нет ни замыслов ни тем
просто крест рука и гвоздь
остальное знаешь сам
ветер ранят паруса
время ранит нас насквозь
***
человек пчеле колдун
мельхиор каспар бальта
зар несущие беду
по пророчеству альта -
трутня с крайнего улья
что сожрал варроатоз
жаль невинного пчелья
много кануло в навоз
за мильёны лип до нас
за семь пятничных до лип
он приходит всякий раз
сероват и сердолик
выворачивает дом
выгребает весь подмор
не успеешь молвить оммм
на приматочный бугор
опускается туман
только застит нам не всё
чуешь? истинный шаман
матку юную несёт
***
осторожный горизонт
рыжих трав и синих верб
задрожал в ветвях аккорд
улыбнулся старый серб
и ссутуленный прошел
между туч и первых звезд
потому что он – король
Стефан
призрак
странный гость
все темнее за окном
распрозрачены цвета
ежевичное вино
зеляница и фета
что захочешь то возьмёшь
что оставишь то и крест
а в ветвях все та же дрожь
будто нет свободных мест
***
завтра я сошёл с ума
прямо в травду босиком
у меня с собой тюрьма
курны ножки иксиком
я ей голову сверну
в три поклона на восток
синей кровушки курну
вскину правый лепесток
левым якорем всплесну
поплывут по небеси
непреклонные ко сну
иже беси не еси
*
сущий ужас крови грязь
на голгофушке вчерась
криво конченная мразь
наших двух распял пилят
от матфея до галат
все баранину палят
слава богу что не нас
так рождается хамас
*
ДЕФИНИЦИИ
Криптопатетика - по факту - формат версификации топовых интонационных кодов в гипервариативном пафосоном ключе.
Форма стихотворения является признаком возвышенного и страстного - пафосного - характера облечённого в неё сообщения. Из семи классических видов пафоса отдельной стихотворной миниатюре присущ, как правило лишь один. Если автор и читатель стихотворения оказываются сопафосны (симпатичны), возникает эстетический резонанс в диапазоне от лёгкого удивления или скептической улыбки до глубокого сострадания или высокого откровения. Гиперпафосный текст сочетает в себе несколько страстных потенций разных видов, и, соответственно, допускает множество резонансных симпатических связей.
Криптопатетика - по идее - познавательная языковая игра, сродни кошачьей забаве с прищепкой на хвосте, в процессе которой версификатор по всей ноосфере выслеживает, догоняет и осваивает слова, голоса, чувства, мысли и состояния, как вербальную добычу.
Правила игры определяются её целью - установлением гиперсимпатического резонанса между игроками.
Криптопатетика - по сути - метод практического исследования личного эстетического пространства речи на предмет скрытых потенций.
В быту герои нашего времени инициируют, как правило, крайне ограниченный спектр симпатических резонансов, которого достаточно для поддержания в тонусе личной сферы общения. Участие в игре позволяет расширять этот спектр, в процессе творческой коммуникации открывая в себе невостребованные и угнетённые пафосные потенции.
***
выстрел занавес антракт
ни буфет ни туалет
бля алё у нас теракт
а у нас теракта нет
а у нас сейчас кино
в главной роли илон маск
изобрёл веретено
путин двинул на дамаск
все исчадья кагэбэ
обнажили - поклонись
сладко звонит по тебе
голубой санкционизм
горько плачет по своим
не щадя умелых срак
пустоглазый аноним
как открыл москальский дьяк
из непальскопольских мантр
мир сложили дураки
он ни разу не театр
а война за номерки
***
выторчан диван-сарай
выкорчеван иггдрассиль
вымучен тиаразавр
смилуся владко сил
куполости освяти
колоколкости прости
мир с горошину в пути
тесно быть в твоей горсти
***
ланий мускус саблезуб
острой щепкой пахнет пах
напоюсь с тобой в лесу
плеском лип и свистом и птах
сос любимая дрозды!
наши прячутся в засос
шмели трезвой резеды
хмели дягилевых рос
что есть силы если ёк
си-бемольевая взвесь
вынь из нас солёный сок
culex pipiens
хоть весь
***
черноклёна ржавый прут
ивий иней по канве
сворошив под утро труд
снег прилёг как человек
под трескучее стекло
верен вещий мелкоскоп
навалилось отлегло
одинотчества куском
папа-камень помнишь ма
мину песню на исход
не из рая ль тише шма
... эйну адойной эход
***
мой тургений занемог
бежина его лугов
не снесла исконских ног
и ушла из-под плугов
в сон поющего во сне
за три леса соловьёв
заклинающего снег
заметающий живьё
белый белый ёк тибю
тидля тидля тидля ти
опускается гляди!
слово в гроб через губу
***
пестровздошный от дождя
на муравку сходит с вежд
детствовительность тождя
ножки-ножички потешь
впейся шагом-свежаком
впойся ножиком-чижом
будто нашим не знаком
будто льёшься на чужом
***
я в себя тебе даю
с нами
потный дух McQueen
ферамоны е и ю
меж ванильных половин
входишь с елевым трудом
оглянись
пока не весь
вспыхнет мускусом
Kingdom
неролимовая взвесь
апельсин
лаокоон
из виргинских бергамот
сердца клиторный лимон
бьётся
вот
и вот
и вот
я тебя
тебе тебе
аня ань
анюта
вить
эль ю бэ
эль ю
ты е?
да ещё
довольно
пить
капля
дольчатый флакон
души вишен в серебре
в ы п е й
в ы е п и
легко :)
слейся на пол
ближним рэ
чуть повыше
да
иду
вдоль долины avalanche
по жасминовому льду
в мандариновую блажь
в сельдереевую течь
в коноплинистую глючь
в можжевеленную лечь!
я запру тебя на ключ
в кольцевой янтарный лес
в лангепасский синий кедр
сизовласый хан велес
борода до самых недр
*
ВВЕДЕНИЕ В КРИПТОПАТЕТИКУ
Пафос - это страстное воодушевление, побудительная причина любого поэтического высказывания.
В системе криптопатетики различаются семь каузальных категорий: инвективное, комическое, сентиментальное, романтическое, трагическое, героическое и откровенное. Каждой из них соответствует часть пафосного спектра, множество интонаций, обусловленных характером порождающего их пафоса. Патетическая каузальность оптимально отражает себя в стихотворной миниатюре. Характерная для определённой патетической категории интонационная доминанта свойственна каждому стихотворению. Но наивно полагать, что краткое поэтическое высказывание может иметь в своей основе лишь один пафосный импульс, соответствующий доминирующей интонации.
Точное считывание доминантной интонации стихотворения с листа - один из бытовых навыков, приобретаемых в процессе освоения языка. Точное отражение патетических импульсов в стихотворении - искусство, которое личность осваивает в процессе самопознания. Маргинализация этого рода активности в потребительском обществе своим естественным следствием имеет тотальную пафосную нищету. Страстно воодушевиться нормальный герой нашего времени способен в чрезвычайно узком спектре инвективных, комических и сентиментальных пафосов. Криптопатетика, как ролевая игра, способствует развитию личной способности к воодушевлению во всех семи категориях.
Рассматривая систему криптопатетики в её игровом проявлении, следует отметить приоритет условий игры над правилами. Последние могут формироваться в процессе коммуникации под конкретных игроков и их личные пафосные предпочтения. В отличие от правил, условия игры более стабильны и универсальны. Игра начинается, если участники испытывают потребность в пафосном самовыражении, чувствуют неудовлетворённость его привычными результатами, готовы к творческому взаимодействию с себе подобными в режиме обмена поэтическими репликами оговоренных форм. От рутинной поэтической рефлексии по поводу чужих стихов криптопатетическую реплику отличает специфическая задача. В основу криптопатетического высказывания полагаются, как минимум, два пафосных импульса из разных категорий.
Противопоказанием к такого рода практикам служит одержимость личности тяжелыми формами графомании. Распознать клинического графомана по ходу игры не составляет труда. Он агрессивен и практически не способен избежать инвективного пафоса, направленного на личность партнёра по игре. Подобных персонажей следует оперативно исключать из криптопатетической команды.
Цепочки криптопафосных реплик могут служить материалом для составления специфичных поэтических сборников эстетическая ценность которых отлична от нуля. Однако, прежде чем составлять такой сборник, следует разобраться с парой нюансов. Один из них - органическая взаимодополняемость, многоуровневая диффузия криптопатетических высказываний. В традиционных сообществах любителей поэзии малейший намёк на подобное презрительно клеймится как вторичность, а то и плагиат. Подобные поверхностные оценки в отношении криптопатетических текстов некорректны, так как не учитывают специфику творческого взаимодействия и основную художественную задачу криптопатетики - насышение текста патетическими интенциями, не свойственными каждому автору до игры. Криптопатетитческий гипертекст следует позиционировать, воспринимать и оценивать не как авторский продукт, но как брендовый контент.
Специфической особенностью криптопатетического контента является окказиональное словообразование. Автору, отражающему новый для себя пафос, становится тесен личный словарь. В этом случае изобретение окказионализмов оказывается оптимальным приёмом, используя который он легко может сообщить нечто новое самому себе. Радость поэта, присваивающего имя вдруг открывшемуся смыслу, напоминает о праве Адама на именование сущего - о высшем праве на откровение.
***
выше тонус мягче ку
эцилопп выносит мозг
вынь из дороти чеку
и настанет киндзадзоз
всем пустым неебесам
сходу ввизживаясь высь
хоршо райёт-пусям
даже если зашибись
я в тебе нащупал суть
иступления ищу
от души не обессудь
поцелуй горячий щуп
и возьму тебя опять
решкой рёбрышком орлом
в киску в лирику в объять
я за письминным столом
***
не умеет плакать кот
не смеётся крокодил
не умею о майн гот
я упоротый дибил
правым словом славить тя
буквы главные забыл
ни житья нам ни бытья
ни в рабы ни в рыбы мы
не готимся вот те крест
вот те саван вот те храм
вот харамом по хорам
всемогущий где ты есть
***
в небо
лестница
не влезть
лесть
она и в правде
лесть
чистый лист
слов
ересь-
взвесь
камень
ножницы
я здесь
***
оккупировал хамсин
мандариновым песком
пол европы
ты один
на макете городском
беззащитен
кленов тень
не платок не защитит
и зомбирует мигрень
монохромностью палитр
человеческой игры
между ты и я ну что ж
два залива на двоих
эвкалипт оранжев дождь
солнце будет невсегда
мама тоже - алеф бэт
небо - ушлый секундант
вызывает на рассвет
***
санта коля не пришёл
потому что рождество
встретил страус как осёл
а какое ваше ство
в школьной табели о ранг
ах оставьте этих нот
я любила вас вчера
раздвижная память ног
целомудрие хранит
как червонец на кону
сколько ставишь неофит
свеч-овечек на канун
***
ложь блаженство сказка блажь
правда лажа жало в плоть
зло на выходе в тираж
склонно чуши намолоть
к сроку сорок сороков
приколачивай с руки
впрок барокко-рококо
в вот такие ништяки
***
горлом кровь и голоса
многотысячной толпы
хватит лгать! о небесах
лучше душу оттопырь
ливень свой приткнет алтын
от обрушенных щедрот
и пускай цветёт полынь
заползая стеблем в рот
пусть корнями ворошит
в глубине седых зрачков
пусть туманом опушит
стаю сморщенных строчков
***
рим пришёл кошмарить пун
карфаген на небеси
на язык тебе типун
на говяжий и фарси
жди с утра утрат нутра
несварений спазмов мук
карл у клары карты крал
грех с полуночи до двух
засчитают за оргазм
если случка сучке впрок
роттердам багдад эразм
дюрренматт паланик блок
повторяй до петухов
круга слушай круг черти
пей эссенцию духов
вий в пути и вечер тих
подними роллеты век
нежно нежити скажи
я в аренде не навек
гоголь лжив но моголь жив
***
а у нас окрест донбас
шарик счастливо оглох
вишни зрейшие про нас
упадут в чертополох
чисто поле чисто степь
ничего такого в них
чтобы сжить и чтобы спеть
если б не было войны
а у нас в округе львов
аты-батюшки ато
нос у рвотного сливов
мама родная ты кто
чисто кули чисто кокс
чисто сепарский джанкой
рагга через технопопс
джанки воин вот такой
м 120 славный бит
пацанам большой привет
ты убит и я убит
трое слева ваших нет
***
здравствуй камень
я скажу
в воду голосом твоим:
оглубинить жизни жуть -
обездвижиться самим
набросать взахлёбных дум
в камышовый жёлтый дым
чтоб подранком во всю дурь
в дробовую сгинуть вздырь
потому не кон в канун
от сыты горчит во рту
лишь глаголистый типун
благовествует нутру
***
кто-то дышит как никто
зримый только оку джа
вы слыхали анекдот
про ворону и ежа
мандельштам его прожил
сквозь прокуренный сюжет
пыхни и перескажи
дураку с лица сошед
испугается дурак
большерот и клюволиц
съёжся вороном
ура
королева небылиц
на аборт не уповай
первый первый
был таков
так что милая давай
всем постам любых кайфов
нынче все за одного
победителя в борьбе
трах тах тах ага ого
нянчить выродка тебе
***
без любви базара нет
как на воле без труда
это яблочко ранет
это медная руда
это папа
это сын
это бдение до двух
ой за сиську укусил
и откуда столько мух?
***
полный список всех вещей
на песке на берегу
что украдено зашей
в мешковину мертвых губ
потому что так верней
помнить родину и мать
что щенячила детей
камнешейно и плевать
что не выплывут в тоске
на берёзу бересту
с полным списком на доске
прибиваемой к кресту
***
заскользнуло слово в текст
не по правилам а бес
кто несет во тьму протест
тот приходит в райсобес
с полным хламом карманьём
со свистулькой на шнурке
чтоб не гнать себя гнетьём
по грамматине-реке
и вшивая дурь иглой
в паутину ржавых вен
биться в ветер головой
не найдя в квартире стен
***
серб и молод
вот уда
ча-ча-ча танцует пипл
паб и пабло не руда
с пылу с жару пил не пил
столько хижин дяди то
мастер знает в этом толк
и дворцам война за то
что вступили на атолл
то ли было то ли не
бес в ребро ребро в укор
вместо крыльев на спине
в чемпионах пахтакор!
***
на одном ли языке
говорили Юм и Локк
просвещая грязных шлюх
и того кто в этом - лох
ценность Слова - слова дар
не для них не для того
с солнцем впаяны в янтарь
стрекоза и богомол
***
по добру ли иль ко злу
забываю что ищу
отпечатались в мелу
лебедь рачиха и щук
первый первый
есть контакт
ща как истину скажу :)
два носка не пара - факт
один во поле не жук
***
лебедь мой
трехглав трехглав
а любовь
одна одна
если вырвать пару глав
суть останется ясна
морю губ прибою рук
я отдамся зазвучу
не волнуйся милый друг
не тебя я так хочу
***
нашим тора и коран
что тушканчику стоп-кран
просто сядь и напиши
рухнаму туркменбаши
пусть узнают все все все
о туркменском колесе
правду-истину велик
для неё туркмен дили
***
в марте хрену по мороз
за душой им как ни шарь
чудеса говно вопрос
бепредельно хороша
и доступна синева
охмуряй её уже
бес сомненья хренова
с ударением на же
птичко польку танцевал
и она ему дала
обосрали сеновал
во все стороны дела
есть у заинек заик
в закромах зелёный свист
под него и снеговик
заибенивает твист
ели верят в тишину
пили верят что писец
отдуплится за жену
и родится холодец
целый литерный вагон
самых кислых огурцов
и дворцовый самогон
от святых с утра отцов
ой лиригия моя
есть и сеять и пахать
жня живи потом куя
не пристало подыхать
***
голова по сути шар
коим рулит хитрый жир
им питается душа
и её карандыши
коли с голоду ума
трели троллятся во лбу
колобох познай долма
через нижнюю губу
и утихнет трололо
прохиляв в твоей тиши
за мои зобро и дло
так себе и запиши
*
игровой состав:
Павел Бетач
Анна Иделевич
Алексей Фомин
Елена Евгеньева
Рая Школьник
Жиль Де Брюн
ВСЕМ СПАСИБО
ВСЕ СВОБОДНЫ
ВО!
Пафосная система иерархична. Внизу, как внутри радужной окружности, центр которой - субъект, холодная инвектива. Вверху или снаружи - жаркое откровение о сущем вне субъекта. Эта психическая схема - инструмент гораздо более точный и универсальный, чем сраная пирамида Маслоу. Пафосы в этой системе соответствуют семи основным цветам, парентирсы - шести пограничным оттенкам.
Свидетельство о публикации №118041502317
Но спасибо, я понял.
Смысл не прост, но уже не странен:
Ключ и дверь – как всегда, нас двое.
Подойди, я на самой грани.
Сквозь меня смотрит в мир иное.
Суть можно так сформулировать, да?
Тимур Багавеев 16.08.2018 12:33 Заявить о нарушении
Павел Бетач 18.08.2018 23:57 Заявить о нарушении