Путешествие в долину гейзеров часть 9

  - Союзники, США и англичане, всё настойчивей просят нас объявить войну Японии и помочь ускорить победу над ней. Да поможем-поможем, раз обещали, мы же союзники как-никак, но не «с места и сразу в карьер». На всех трёх конференциях: Тегеранской (28.11.1943), Крымской (4 - 11.02.1945), Потсдамской (17.07 - 02.08.1945) среди прочих вопросов, обсуждаемых главами трёх держав, СССР, США и Великобритании, поднимался вопрос о вступлении СССР в войну с милитаристской Японией.

     И только на Крымской Сталин высказал согласие начать войну с японцами, но не раньше, чем через два-три месяца, после полного разгрома армии Вермахта. И, конечно, наша сторона переговорщиков, не рассматривая других вариантов, настаивала на безоговорочном возвращении СССР южного Сахалина и Курильских островов, главным итогом в разгроме Квантунской армии. На том и порешили.
 
     "Вообще, удивляюсь, - Алексей Иванович развёл руками. - Им можно было тянуть со Вторым фронтом на голых обещаниях помочь нам, а нас бы хотели видеть сражающимися с Гитлером и Японией одновременно".

     Как показала жизнь и ВОВ, настоящих бескорыстных союзников у нас было только два. Это маленькая Тува и большая Монголия. Они сами заявили о желании участвовать вместе с нами в войне против Гитлера, считая эту войну общей для наших народов. Небогатые по тому времени Тува и Монголия внесли ощутимый вклад в нашу совместную победу над фашистскими захватчиками.

    Их помощь всеми видами материальных поставок для фронта и победы составляла 33% от поставок других союзников, о которых мы достаточно наслышаны. Тувинское и Монгольское руководство, представьте, их никто не неволил, ко всему прочему сами предложили военную помощь нашей стране. Воины этих держав отважно сражались на фронтах ВОВ плечом к плечу с нашими красноармейцами. Низкий поклон этим мудрым народам!

     Войны с Японцами нам не избежать. Причины давно назрели. Но всему своё время и воспользоваться им необходимо взвешено. На тот момент у нас был с Японией договор о нейтралитете. На практике больше похожий на формальный. Японцы не упускали случая подгадить нам. Закрыли проходы через незамерзающий Сангарский пролив, оставили неудобный Корейский. Досматривали наши сухогрузы, задерживая и без того длинное время транспортировки через Тихий океан.
 
     К тому же из портов на западном побережье Охотского моря, из Владивостока, к примеру, не так-то просто было транспортировать наши грузы с материка в порт Петропавловск-Камчатский. В прибрежных водах Курильской гряды, рассредоточены минные поля. Постарались японцы, обосновавшиеся здесь с 1905 года. Из островных дзотов и дотов просматриваются орудийные стволы. Конечно, самое удобное для нас, выйти на северо-восток, минуя острова и, обогнув мыс Лопатку по первому от него проливу, выйти в Тихий океан, подняться в его водах вдоль западного побережья Камчатки, и уже спокойно проследовать в порт Петропавловск-Камчатский, свободно минуя ворота Авачинской губы.
 
     Однако, судоходные проливы Курильской гряды для нас под запретом. Приходилось идти вокруг Японии. Из Владивостока до бухты Авачинской через Корейский пролив не меньше 2-х месяцев ходу. Не раз японцы топили наши суда. Ноты протеста? Думаю, мы их предъявляли. Конечно. Но терпеть приходилось. Худой мир лучше хорошей войны. Трудно бы нам пришлось на два фронта. Японцы же воевать по-крупному с нами не хотели, как я вам уже говорил. И хорошо, что не хотели.

   - Алексей Иванович, в голове не укладывается, вы только не сердитесь, - я торопливо подбирала слова. – Вы моряк, и вдруг такое знание военной истории, хронология изложения событий, дат. Ольга Сергеевна, может быть, вы объясните.
 
     Ольга Сергеевна невозмутимо улыбается. Алексей Иванович ничуть не обижен. Хотя я начинаю понимать, что допустила большой ляпсус. С чего бы это моряку должно быть не свойственно отлично знать военную историю. Начинаю извиняться.

   - Всё нормально, Нина, правильный вопрос. А почему бы не выяснить. Объясню, здесь всё сверх просто. Война отвратительная вещь. Но знать о ней горькую правду и победную всегда хотелось. Книг художественных перечитал много. В учебной литературе находил недостающие разъяснения.

     Вернулись живыми с разных фронтов знакомые и друзья, рядовые, сержанты, офицеры. Все с наградами за боевые заслуги. Их рассказы ещё больше подхлестнули интерес к Великой отечественной войне. А потом и политика, хоть и грязное не редко это дело, выяснилось на удивление, стала не менее интересной. Никуда не деться, она в основе государственных взаимоотношений и не только.
 
   - Спасибо, Вам, Алексей Иванович! Вы такой-такой… настоящий человек! И Вам, Ольга Сергеевна, спасибо большое! – щёки мои горели. А на меня, тепло лучась, смотрели глаза двух случайных попутчиков, щедро дарящих простые-высокие житейские истины, приоткрывающие ясность понимания смысла жизни.
 
   - Но сейчас, я вам сообщу о том, во что трудно поверить, если бы не доказательные факты, обнаруженные в отчётных документах капитанов субмарин ВМС США, бороздивших на своих подлодках тихоокеанские глубины во Вторую мировую войну. – Тень досады, мимолётно отразившись на лице Алексея Ивановича, бесследно исчезла. И он твёрдым голосом продолжил начатое. - С годами, утратив гриф секретности, эти документы стали доступными, дотошно ищущим ответы на свои вопросы.
    
     Так вот. Невзирая на союзнические обязательства между США и СССР, подлодки ВМС США топили и наши пароходы-транспортники, перевозившие грузы «Ленд-лиза» из канадских и американских портов во Владивосток.
 
     В отчётных документах капитанов субмарин не скрывается, что топили, не потому, что ошибались. Нет, просто, открыто и нагло – хотели и топили, бравируя в докладах своими успехами. Там же отражена оценка отличной работы новой гидролокационной системы, испытание которой заодно проверяли капитаны на японских и союзнических, то есть наших судах.
 
     Командование ВМС США в ответ только одобряет: «Топи их всех».  Подводные лодки ВМС США за период военных действий с Японией атаковали в разное время советские сухогрузы под девизом «Топи их всех». 6 наших судов ушли в морские пучины только по вине ПЛ ВМС США. Последним погиб пароход «Трансбалт».
                *****

     С какого интересного перепуга, скажите на милость, приключилась у них такая враждебность и вседозволенность? Не догадываетесь, девушки? Я и сам горестно недоумевал, когда узнал об этом. А потом, сопоставляя другие факты и события, меня осенило: «Да это же чистой воды диагноз!»  Порода у англосаксов, ни дать, ни взять, с генетической гнильцой, обременённой манией величия. Великодушие – это точно не про них.
 
     25 транспортных судов, принадлежащих Дальневосточному Морскому Пароходству (ДВМП), из трёх ста, задействованных в перевозке грузов «Ленд-лиза», погибли в океанских водах. Из них 8 потоплены японцами, ещё в период формального нейтралитета с нами. А 6 ушли стараниями капитанов американских субмарин. Остальные погибли при невыясненных обстоятельствах. Редко каким экипажам удавалось спастись во время диверсионных атак.

     (Подводная лодка «Спейдфиш» под командованием капитана Гермерс Хаузена зашла в воды Охотского моря по заданию ВМС США, без согласования с нашим командованием дальневосточных ВМС. Зашла с целью поиска и уничтожения японских ПЛ и пароходов. Не встретив за время патрулирования противника, ночью 13 июня 1945 года, атаковала наш сухогруз «Трансбалт», координаты гибели которого совпадают с координатами пребывания в этом месте и в это время «Спейдфиш»).
 
      Экипаж судна «Трансбалт», с отличной морской выучкой, спасал себя, как умел и как вынуждали обстоятельства –  мужественно, без паники, но в спешке и великом смятении, особенно женщины. Сигналы SOS и координаты бедствия посылали непрерывно, пока ещё было можно в течении считанных минут.  Неумолимо уходил под воду их пароход. Шлюпки спущены. Прыгали полураздетыми в оставшиеся четыре не разбитые. С судовыми документами прыгнул в шлюпку в числе последних третий помощник Клепиков. Из полного состава экипажа, 99 человек, пять погибли.
 
     Послушали бы самого Георгия Николаевича, хотя он не любитель вспоминать подробности этих событий. Рассказывая же, всякий раз не без горечи уточняет, что история с трагедией «Трансбалта» принадлежит не лично ему, а всему экипажу, пароходу. А, если по большому счёту, всей стране. Великая Отечественная Война – это суровое испытание, одна из самых кровавых страниц в общей истории нашего народа.
 
     Все 94 члена экипажа остались живы, подобрали их японцы. Наверное, правильнее сказать пленили. Судовые документы пришлось утопить. Положение команды было совсем не простым. Роль капитана, Гаврилова Ильи Гавриловича, в этой сложной ситуации, вне всякого сомнения оставалась главной. Все держались сплочённо, прислушиваясь к решениям капитана.

     Благодаря сигналам SOS, посланным в эфир радистом с тонущего судна, и оперативной консульской работе наших дипломатов, спасшийся экипаж нашёлся у несговорчивых японцев. Через 18 дней мытарств после гибели «Трансбалта», 3 июля 1945 года, все спасшиеся моряки вернулись в родной Владивосток. В данной ситуации обстоятельства сложились не самым худшим образом, если учесть, что через месяц с небольшим снова разразится жестокая война.

   – Девочки, Дальний Восток моя родина, родина Ольги Сергеевны, Клепикова Георгия Николаевича и наших предков, пришедших сюда в конце семнадцатого века. Это я о своих говорю. Но вместе мы коренные жители этой прекрасной земли. Один из моих пращуров рубил лабазы и дома в остроге Николаевского поста, под началом капитана Невельского Геннадия Ивановича.

      Бесконечно люблю этот край. Бывал на больших курильских островах, и на средних бывал. О многом, что повидал, мог бы вам рассказать интересного, но сейчас о главном. Очень стараюсь уложиться в отведённое нам время. И так о войне, жестокой и беспощадной, как водится в истории всех войн.

     9 августа 1945 года, в половине первого ночи, Советский Союз объявил войну имперской Японии. Пакт о нейтралитете с ней был расторгнут ранее, то есть все дипломатические приличия нами были соблюдены, если уместно говорить о приличиях на войне с агрессором. Японцы были давно готовы к военным действиям, затаившись в напряжённом ожидании по ту сторону извилистой траектории советско-маньчжурской границы, хотя предпочли бы оставаться в нейтралитете с нами.

     Бессмысленность продления такого пакта с Японией была для СССР очевидной. Три месяца подготовки и дислокации армии, военной техники, доставленной эшелонами через всю страну на Дальний Восток, нареканий не вызывали. Тихоокеанский флот и Амурская военная флотилия тоже ждали команды к началу боевых действий, победным итогом которых непременно должен быть долгожданный возврат исконно российских земель: Южного Сахалина и Курильских островов.

     Общее командование над вооружёнными силами, задействованными в трёх предстоящих наступательных операциях Маньчжурской, Южно-Сахалинской и Курильской десантной осуществлял Главком войсками на Дальнем Востоке Маршал Советского Союза Василевский Александр Михайлович.

     Горы, тайга, дожди, болота, степи без капли воды, на материковой части -  сложнейший барьер, на который, как непреодолимый, рассчитывали японцы, засевшие тут и там в железобетонных укрепрайонах.

       Передовые части нашей армии, вместе с войсками Монгольской Народной Республики, пересекли границу Маньчжурии, начав наступление со стороны Забайкалья по степным сопкам в обход главным силам квантунской группировки. Одновременно было начато наступление со стороны Приморья. Продвигаясь навстречу друг другу наши войска окружили японцев, стремительными ударами атаковав их оборонительные линии с флангов и по центру фронта за их спиной. Для японцев это было полной неожиданностью.

      Спустя 6 дней боёв, квантунская армия утратила свою былую боеспособность. Советские солдаты, закалённые боевым опытом войны с гитлеровской Германией, действовали настолько умело, что повергали в шок отбивавшихся японцев, закрепивших за собой славу одержимых камикадзе и фанатичных самураев, предпочитающих плену харакири.

     В Маньчжурии массового суицида солдат страны восходящего солнца не наблюдалось. Наоборот, с 18 августа, подпёртые безвыходностью положения, японские войска стали массово сдаваться в плен.
                *****

     К Южно-Сахалинской наступательной операции приступили вслед за Маньчжурской.  11 августа сухопутные части советской армии и ВМФ нанесли совместные удары со стороны северной территории острова по пограничной обороне противника и с моря по его береговым укреплениям. Японцы яростно сопротивлялись. Бои длились около двух недель. 25 августа южная часть Сахалина была занята нашими войсками. Южный Сахалин воссоединился с Северным, став единым целым островом.

     Наступление Курильской операции готовилось на 18 августа. Силы Камчатского оборонительного района и Петропавловской Военно-морской базы этим днём, несмотря на густой туман и сильное волнение на море, приступили к высадке десанта на о. Шумшу. Сразу же завязался ожесточённый бой, порой переходящий в рукопашные схватки. Огонь непреступных японских дотов и дзотов, наступление танков неприятеля создавали сложную обстановку.

     Наши подразделения несли большие потери. Бои не утихали и ночью. Помогла находчивость разведчиков и сапёров. Успешность задуманных ими именно ночных подрывов бросками гранат в амбразуры способствовала беспощадному разрушению внутренних ходов-сообщений в дзотах, дотах, повергая японцев, засевших в бетонных укреплениях в отчаянное смятение. Штурмы с прицельным огнём ночью тоже оказались успешнее, чем днём.

     А вот с соседнего Парамушира японцы в любое время имели возможность подтянуть подкрепление. Однако стойкость и перевес в наступлении советских десантников сеяли среди японцев неуверенность, переходящую в панику. Днём 19 августа японское командование на Шумшу и Парамушире запросило о капитуляции и обманно возобновило обстрелы, переходящие в боевые действия. Наконец, в 14:00 22 августа началась капитуляция на острове Шумшу. 23 августа сдался без боёв военизированный "до зубов" остров Парамушир.

      К концу августа 1945 года силы Камчатского оборонительного района и Петропавловской Военно-Морской Базы заняли все северные острова Курильского Архипелага, включая остров Уруп. Японцы сдавались, почти не оказывая сопротивления.

     Остальные острова в том числе и Малой гряды ко 2 сентября были освобождены силами Северной Тихоокеанской Военной Флотилии. В общей протяжённости Курильской гряды, 1200 км., ни много ни мало 56 островов. Остановились перед японским  Хоккайдо. Брать или не брать? Маршал Василевский было вознамерился брать. Но Сталин отменил продолжение наступления: «Нам чужого не надо!» - Алексей Иванович на секунду задумался и добавил, - на том и закончилась Вторая Мировая Война.
 
    - Алексей Иванович, Вы ни разу не упомянули об атомных бомбах, взорванных над Хиросимой и Нагасаки. Считаете ли вы этот шаг американцев оголтелым безумием или это было продиктовано назревшей необходимостью ускорения победы над милитаристской Японией?
 
   - Я, Нина, считаю этот выпад американской военщины не только маниакальной демонстрацией военной мощи, но, и прежде всего величайшим преступлением против человечности. Когда-нибудь большинство здравомыслящих во всём Мире согласятся с этим.

     Взрывы атомных бомб над японскими городами, унёсшие сотни тысяч мирных жителей, оставив на долгосрочие болезни, смерть и вырождение выжившим, послужили началом активной гонки вооружений.

     А что касается ускорения победы, давайте вспомним, как советские войска, в реалии, освободили весь северо-восток Китая, северную часть Кореи от японцев, вернули свои российские острова, а наши союзники американцы, вооружённые до зубов, как экзальтированные киношники, наконец-то, в конце августа вошли в Токийский залив, впопыхах объявились и в южной части Кореи. Мы запросто могли бы и без них обойтись.

     Вторая мировая закончилась на Дальнем Востоке, менее чем через месяц, после вступления СССР в войну с Японией. По ходу наступательных операций, длившихся с 9 августа по 2 сентября, советские войска освободили все оккупированные японцами территории, входившие в стратегические задачи нашей армии. Вот и делайте выводы, кто умеет хорошо воевать.

     Самостоятельность Советского государства, вышедшего несомненным победителем в войне с гитлеровской Германией, завершив участие во Второй мировой войне, совсем не пришлась по вкусу бывшим европейским союзникам и США. Быстрая победа на Дальнем Востоке над милитаристской Японией, продемонстрировав более высокий опыт и военно-боевые качества Красной Армии, ещё более повергла в уныние наших явных и затаившихся недоброжелателей. Вот они, сговорившись, и подсуетились объявить нам противостояние в новой войне, с неприятно-скользким названием "Холодная".

    "Иногда я, наверное, по-стариковски рассуждаю. Но, в жизни каждого человека, если хорошенько призадуматься - всё взаимосвязано. И понятие «судьба» отсюда произрастает. – Алексей Иванович разулыбался. – Когда вспоминаю трансбалтовцев, думаю, крепко им повезло, что вернулись домой до войны с японцами. А судьба всё-таки не приговор, от нас многое зависит, чтобы сотрудничать с ней честно без обмана, чтобы в жизни чаще везло. – И опять он улыбается. – Вот на этом, пожалуй, остановлюсь".
      
     А как хотелось услышать, в продолжении, о каждом дне прожитом спасшимися моряками в открытом совсем не приветливом море. Время торопило. С досадой мысленно ругаю себя за то, что днём не расспросила о «Николаевске». Я и не предполагала, что мы, отдыхающие на теплоходе туристки, окажемся свидетелями многих событий военных лет. И однажды будем мысленно провожая, взирать с беспомощным гневом и болью, как, в едва зардевшихся зорьках июньского утра, в пучины Японского моря навсегда уходит изувеченный торпедами грузовой трудяга, «Трансбалт».
 
     Оставшиеся в живых члены команды, обрубив концы на шлюпках, подобрав всех, кто был в воде, спешно гребут от тонущего судна, чтобы не быть втянутыми в воронку вслед за ним. А потом на безопасном расстоянии прощальными взорами провожают в последний путь погружающиеся в воды нос и корму, расчленённого парохода, ещё недавно служившего им в трудных морских скитаниях домом и родным берегом.

  Продолжение следует.

  Использованные материалы:
   Интернет фото.  28 ноября 1943 года. И.В. Сталин, Ф. Рузвельт, У. Черчилль. Тегеранская конференция; Интернет версия "Гибель Трансбалта".


Рецензии