Ещё не игранный по нотам. Брянская школа
МузЫка
Владимир Сорочкин
http://www.stihi.ru/2013/08/08/840
I
Всё это город – бесконечный,
Как реки, мутный,
Как воды, загнанный, кромешный,
Сиюминутный.
Всё это город – неизменный,
Сырой, – тем паче,
Вода, зачерпнутая жменей,
Течёт сквозь пальцы...
II
Сгибаясь на прожжённой жести,
Скользя по пене,
Созвездья, собранные вместе,
Не знают тени.
И оползает свет, отброшен
Назад с оглядкой,
Куда-то к центру от обочин
И мути гладкой,
И небо тлеет, заедино
Коптя с откоса,
Как масло в лампе Аладдина...
"Сезам, откройся!.."
III
"ЕЩЕ НЕ ИГРАННЫЙ ПО НОТАМ"
(Сюита "Ритм". Либретто)
Ещё не игранный по нотам,
Шуршит лавиной,
Смешением, водоворотом
Штрихов и линий,
Сбегает далее, сгоняя
Свои длинноты, –
Вперёд, вперёд, не сохраняя
Последней ноты...
Мотив, сулящий непогоду
Своей печалью...
Такой и кончится, но с ходу
Скользнёт к началу.
Он рассыпается охотно,
Считая долгом,
Съедая звуки безотчётно
Единым вдохом.
Мотив... Мотивчик заурядный –
Воздушный, медный,
Пустой, расхристанный, всеядный,
Всенепременный...
Он весь дрожит, но тем и светел,
Что тщится плакать...
Он только дождь... Он только ветер...
Он только слякоть...
IV
Иглы простуженной хрипенье
На чёрном круге:
Щелчки, шипящие поленья,
Шуршанье вьюги.
По сбитой кромке пики, крести,
Дымок ночлега,
Огни, топтание на месте,
Скрип, запах снега.
Поля с притёртыми углами,
Ручей в овражке,
И кони прядают ушами
В одной упряжке.
Хрипит игла, летит по следу,
Сбиваясь к ночи.
Дорога тянется – и нету
Её короче.
Наперерез пылит, не зная
Преград, и прямо,
Опять по кругу, пожиная
Золу и пламя.
И голос – где-то рядом, может,
На том овале,
В просвете, где ударил молот
По наковальне... (…)
(Брянская школа эстетики).
ТОЧНЫЙ СТИЛЬ КВИНТИЛИАНА И ВЛАДИМИРА СОРОЧКИНА
В газете «Литературная Россия» талантливый автор успешных произведений «Листья, травы», «Верхний Судок», «Зерно на меже», «Музыка» - Владимир (из города Брянска) сообщил о ночном творчестве: о размышлениях с переводами, новыми стихами и пьесами для детей в библиотеке имени Тютчева. Его новые оригинальные произведения адресованы детям Европы и за рубежом. Древний оратор Квинтилиан учит о ночном творчестве для взрослых. Философ А.Лосев в учебнике «Эстетика» описал ночное произведение в эстетике: какая польза от ночного труда?
«Вдохновенные страницы посвящает автор обстановке, в которой совершается процесс творчества.
Это уединение в ночной тиши, когда приходят лучшие мысли.
Но как ни поэтичны «молчание ночи и свет единственного светильника», Квинтилиан трезво заключает:
«Но если у вас найдётся свободное время, работайте при свете дня. Вынуждены работать по ночам только очень занятые люди».
Подлинно римский характер Квинтилиана весь в следующем резюме: «И всё-таки представление о настоящем уединении получаешь только от ночной работы, если, конечно, приступить к ней отдохнув и набравшись сил».
Советы возвышенные и вместе с тем вполне деловые».
А.Ф.Лосев. История античной эстетики. Ранний эллинизм.
Москва. Искусство. 1979. С. 502.
Талантливые педагоги, учителя проверяют вечерами и ночами школьные тетради с диктантами и контрольными ученическими работами.Молодые студенты и аспиранты, вероятно, ночами в научных подвигах дописывают лекции для юношества, для подрастающего поколения. Ночные бессонные поэты часто дописывают «куплет», который ходит по пятам весь день до ночи.Русский поэт Александр Пушкин имел ночное творчество – знаменитую «Болдинскую осень», при свечах сочинил поэму «Руслан и Людмила».
СТИЛИ КРАСНОРЕЧИЯ
«Квинтилиан считает необходимым дать знание и навыки в понимании разных стилей красноречия. Сначала Квинтилиант сопоставляет красноречие с живописью и скульптурой и перечисляет главнейших представителей того и другого искусства.
Затем он устанавливает три стиля судебного красноречия: аттический («краткий, чистый, сильный»); азианский (напыщенный и пустой); родосский (средний между ними, смешанный). Это разделение носит у Квинтилиана вполне объективный характер, оно лишено того бушевания страстей, которым были полны в эпоху римского классицизма споры об аттизме и азианстве. Разделение стилей на типы – констатация фактов, не вызывающих сомнений, и всякий может выбрать тот (стиль), что придётся ему по душе и будет соответствовать обстоятельствам. Квинтилиан характеризует стили ещё и иначе, сближаясь здесь с разделением Дионисия и Деметрия. Это – точный стиль (subtilis, ischnon) стиль, употребляемый для изложения дела; сильный стиль (habron) – для возбуждения чувств, увлекающий человека против волн наподобие стремительного потока, и «цветущий» (anitheron): cредний между первыми двумя. Границы их расплывчаты”. А.Ф.Лосев. История античной эстетики. Ранний эллинизм. Москва. Искусство. 1979. С. 502, 503.
Древний оратор – учитель словесности Квинтилиан описал художественные стили красноречия. В школе эстетики города Брянска читатели портала stihi.ru открыли научный стиль реализма (документализм), точный стиль (по Квинтилиану) в успешных произведениях оригинального поэта-мыслителя Владимира Сорочкина: «Десна в Новгород-Северском», “Верхний Судок" (Река Верхний Судок), «Зерно на меже», «Музыка» (Ещё не игранный по нотам).
"Ещё не игранный по нотам,
Шуршит лавиной,
Смешением, водоворотом
Штрихов и линий".
Сильная доля - после тактовой черты в акцентированной ноте - в музыкальном произведении "Музыка" с эффектом новизны, уже открылась - в этом художественном символизме ("Ещё не игранный по нотам"). Поздравляем с яркой новостью в третьем разделе, в симфонии №3!
Катерина Пас Чна 30.01.2018 22:00. (Рецензия).
ДЕСНА В НОВГОРОД-СЕВЕРСКОМ
Владимир СОРОЧКИН
Лазурь небес намного ярче
И пойма зеленей вдали,
Здесь, на деснянском крутояре
В предсердье Северской земли.
В своём спокойствии натужном
Застыл простор, как в полусне,
И лишь узо;рочьем кольчужным
Гуляют волны по Десне.
И понимаешь по наитью,
Что из далёка-далека
Она суровой крепкой нитью
Связует земли и века.
Рагим Рахман. В пустом отцовском доме
Владимир Сорочкин
… И сегодня висит материнская шаль
На стене, точно память о жизни былой.
В почерневшие окна влетев, как печаль,
Ветер детства играет её бахромой.
Шаль хранит от беды и наш дом, и село,
Бережёт от беспамятства прожитых дней.
Будет время, и снова подарит тепло
Эта шаль подрастающей дочке моей.
Перевод с табасаранского
http://www.stihi.ru/2016/08/09/4739
Использована литература:
1.http://www.stihi.ru/2013/08/08/840 Mузыка
2. А.Ф.Лосев. История античной эстетики. Ранний эллинизм. Москва. Искусство. 1979. С. 502, 503.
3.http://www.stihi.ru/2016/08/09/4739
Свидетельство о публикации №118041400457