По конкурсу - Оксюморон, ч. 1
http://www.stihi.ru/2018/04/11/6302 - Итоги конкурса
На очередной тур конкурса выразительных средств языка, посвященный Оксюморону было представлено 51 стихотворение. По количеству - этого вполне достаточно, гораздо больше меня огорчило качество стихов: по самым разным причинам я не нашла ни одного стихотворения, достойного 10-и баллов. Иногда причинам, не понятным для меня.
Например, во многих стихах оксюморон не был названием произведения. Я всегда удивляюсь, почему авторы, желая поучаствовать в учебном конкурсе, столь не гибки, что не хотят внести редакторскую правку в свои старые стихи или (что еще лучше!) хотя бы создать их вторую версию - специально для конкурса? Зачем участвовать с тем, что очевидно не победит? В надежде, что судьи тоже окажутся не на высоте и пропустят? Или для того, чтобы я разобрала их ошибки в статье? Нечестно как-то... Одно дело, когда автор что-то не понял в задании или выполнил его не совсем верно, а другое - когда он при подаче заявки просто упрямится: "Читайте, что есть, и радуйтесь, а я ничего менять не собираюсь!" Обидно.
Иногда оксюморон в названии произведения присутствовал, да только содержание стихов было совсем на другую тему или вообще не имело никакой темы: оксюморон не обобщал содержания, не разъяснял сути сюжетной линии, а был случайным выражением, употребленным забавы ради. А иногда и вовсе не к месту!
Довольно много стихов, написанных специально для конкурса, представляли собой игру абсурдов: оксюморонов в текст понатыкано много, но что хочет сказать автор этим перебором небылиц - непонятно. Стихи без содержания, это, на мой взгляд, не стихи, а рифмовка.
Встречались стихи и без оксюморона, точнее, то что автор посчитал оксюмороном, на мой взгляд, им не является: есть абсурдная мысль, или метафора, или стилистическая комбинация слов, характеризующих разные качества предмета, но только оксюморон ли это? Именно это мы с вами обсудим: это как раз тот случай неудачи, который нам всем необходимо разобрать на конкретных примерах.
Наконец, в пакете были стихи, написанные слабенько в техническом отношении: конкурсное задание в них выполнено верно, но на номинацию они не тянут: либо поэтический язык беден и не везде точен, либо ошибки техники встречаются - сбои в рифмовке или в ритмике стихов.
На этапе приема заявок я планировала помимо пятерки лауреатов использовать еще и дополнительную номинацию:"За лучший авторский оксюморон". Оксюморонов в стихах наших участников нашлось великое множество, многие из них повторялись, большинство было взято из примеров предваряющей конкурс статьи. Найти какой-то очень уж оригинальный - авторский, да еще и употребленный к месту оксюморон мне не удалось. Поэтому дополнительного - шестого лауреата конкурса, в этот раз не будет, а список всех оксюморонов наших участников я приведу ниже. Все ли фразы из этого списка действительно оксюмороны, и насколько хорош каждый, судить вам.
ПЕРЕЧЕНЬ ОКСЮМОРОНОВ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА:
просроченный пророк ?
свои и всё же чужие ?
щёлочь кислую
безумному уму
пуст своею полнотою
в пораженьях победив
проиграю я в победах
всё былое - впереди
из тьмы с любовью ?
мудрое безумие
с разлукою в гостях - одна
красноречивое молчанье
тишиной звенящей
радость моя горькая
недолгой нашей вечности
набатом тишины, в ушах звенящей
враг закадычный
друг заклятый
подлинность несуществующих воспоминаний
одиночество в толпе
нескончаемый тупик
неслышным криком
ангельские бесы
старой новизне
бесконечный миг
святое грешное вино
живительные яды
пустой наполненности фраз
в залитой солнцем лучезарной темноте
слышал тишину
гремящая тишина.
в себя выдыхая
тихо спешу
бескрайний рубеж
и вечность на месте пройду я до края
в счастливой тоске безнадёжных надежд
холодное пламя расчётливой страсти
взрывается в точку
штиля волна
реальной иллюзии бодрого сна
в безлюдной толпе
в знойную стужу
бесчувственных чувств,
печальную радость вдыхая наружу,
с унылым восторгом безмолвно кричу
ложь оправдательно правду осудит
сердце, крича, бессердечно молчит
горького счастья
молчанье - это тот же разговор
ленивый трудоголик
счастливый пессимист
размеренный сумбур
неповторимо заурядных будней
звенящей тишиною
неуклюжей грацией
многогранно примитивный
за бесконечный предел
безумство ума
разрушающе я строю
с боязливою отвагой
правду вымысла
прекрасные монстры ?
изящно корявые
роскошно убогая
оглушительно молчит
ложная истина
слов дружелюбных злословье
расцвет угасания
мести прощение
нового старого обыкновения
лёд загорится, огонь отвердеет
шум от молчания
лживая правда
светлая мрачность
мужественных женщин
тебе пропою тишину,
тишина нарастает, оглушает
жар ледяных объятий.
освобождаю себя от прав
палисадника крохотный глобус
послушай тишину
в благозвучном гаме
демократический диктат
безумье ума
безволие воли
слепящая тьма
трусливая удаль,
бессильный напор
спаситель-иуда
в кипящем снегу
стоим на бегу
к сатанинскому богу
одинокий блогер ?
боль мёртвого была живой
в толпе безлюдной
невиновность стала судной
безмолвным голосом кричу
с утренним закатом
в крупных мелочах
мрачное веселье
радостную скорбь
кричащим шепотком
добрейшей злючки
горькую сладость
горечь сладкая
сладость горькая
ненависть-любовь вскипела в жилах ?
молчать красноречиво
долгий миг
старец юный
чудес обыкновенных
спутник одинокий
Я специально не удаляла повторяющиеся оксюмороны - все, перечисленные здесь, взяты из текстов участников в том порядке, как они шли в пакете.
Вспомним определение оксюморона. Оксюморон - стилистическая фигура художественной речи, сочетающая противоположные по смыслу определения или понятия, в результате чего возникает новое смысловое качество. Что тут важно?
Оксюморон строится на противоположностях, но в составе этой стилистической фигуры они не противопоставлены, а слиты в единое целое. Противоположности создают новый образ, который для чего-то нужен. И это очень важно: придуманный образ помогает передать авторскую мысль - он работает на содержание.
Оксюмороны в стихах не просто перечисление любых абсурдов (как, например, в детском, гротескном стихотворении "Путаница" К.И. Чуковского), а нечто, что помогает нам точнее, ярче и убедительнее представить себе свойство того, о чем идет речь в стихотворении. Итак, оксюморон - это не случайное (неадекватное смыслу) определение, а вполне сознательно сотворенное, а в идеале - новое, авторское определение!
Оксюмороны легко спутать со стилистическими комбинациями слов. Чаще всего такими комбинациями является пара из существительного (определяемый предмет) и прилагательного (качество предмета, его определение). Эта пара образуют парадокс - остроумное сопоставление противоречивых понятий. Если определение противоречит основному свойству предмета, то это точно оксюморон, а если указано всего лишь одно из возможных качеств предмета, иногда даже представляющее собой метафору или эпитет, то это не оксюморон. Например, "горестная радость" и даже "горькая радость" (где "горькая" - это не о вкусе, а в значении "горестная")- это очевидные оксюмороны, а вот "горько-сладкий вкус шоколада" или "сладкая мука" - не оксюмороны, потому что и шоколад может имеет оттенки самых разных вкусов, и мУка для кого-то может быть желанна, и в этих определениях нет никакого парадокса.
Хотя... Конечно же, всё зависит от контекста - от каждого конкретного случая!
Были в пакете стихи, в которых совсем не было оксюморона:
"На СВЕТЕ – свет иссяк.
И в МИРЕ – мира нет.
Мир погружён во мрак.
И свет погряз в войне.
Что здесь ПРАВДИВЕЙ ЛЖИ?
Что здесь ДОБРЕЕ ЗЛА?"
В первых двух строчках - не оксюморон, потому что слова "свет" и "мир" соединены там со своими омонимами - пишутся слова так же, а значение их иное. Никакого парадокса в этих предложениях нет. Как нет оксюморона и в последних двух строках: ВСЁ правдивей лжи, и ВСЁ добрее зла!
А теперь настало время познакомить вас со стихами участников - некоторыми из них.
*****************************************
1 ГРУППА.
Стихи, где автор играет с абсурдами в ущерб общей идее стихов. Оксюморонов много, а содержания -маловато.
3. Щёлочь кислую возьму. Вешан Нашев
ЩЁЛОЧЬ КИСЛУЮ возьму,
Разжижая отвердитель -
Толк безумному уму
Бестолково не вводите!
Воз бездельем полных дел
ПУСТ СВОЕЮ ПОЛНОТОЮ -
Против воли я б хотел
Стоить многого, не стоя.
В ПОРАЖЕНЬЯХ ПОБЕДИВ,
ПРОИГРАЮ Я В ПОБЕДАХ…
Всё БЫЛОЕ - ВПЕРЕДИ,
Сыт я, крошки не отведав!
22. Бесчувственные чувства. Евгений Колотилов
Любовь апатично В СЕБЯ ВЫДЫХАЯ,
Я тихо спешу за БЕСКРАЙНИЙ РУБЕЖ,
И вечность на месте пройду я до края
В счастливой тоске БЕЗНАДЁЖНЫХ НАДЕЖД.
Холодное пламя расчётливой страсти
Взрывается в точку, как ШТИЛЯ ВОЛНА...
Я маленький МИР СОБИРАЮ НА ЧАСТИ
РЕАЛЬНОЙ ИЛЛЮЗИИ БОДРОГО СНА.
В БЕЗЛЮДНОЙ ТОЛПЕ, в эту ЗНОЙНУЮ СТУЖУ
Из ярко потухших БЕСЧУВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ,
ПЕЧАЛЬНУЮ РАДОСТЬ ВДЫХАЯ НАРУЖУ,
С УНЫЛЫМ ВОСТОРГОМ БЕЗМОЛВНО КРИЧУ,
Лениво стараясь вернуть то, что будет.
В реальности снов встреча нас разлучит,
И ложь ОПРАВДАТЕЛЬНО правду ОСУДИТ...
А СЕРДЦЕ, КРИЧА, БЕССЕРДЕЧНО МОЛЧИТ...
25. За бесконечный сказочный предел. Елена Спиридонова 2
ЛЕНИВЫЙ ТРУДОГОЛИК на работе.
СЧАСТЛИВЫЙ ПЕССИМИСТ на выходных.
Бежит от понедельника к субботе
РАЗМЕРЕННЫЙ СУМБУР очередных
НЕПОВТОРИМО ЗАУРЯДНЫХ будней.
Привычный устоявшийся мирок
Просторной клетки кажется уютней,
Чем самый живописный уголок
Затерянный в природе первозданной.
Комфорта ради много от чего
Откажешься и все же постоянно
Извечное взывает волшебство
ЗВЕНЯЩЕЙ ТИШИНОЮ небосвода
И НЕУКЛЮЖЕЙ ГРАЦИЕЙ полей,
Выманивая душу на свободу
Туда, где горизонты голубей.
Туда, где МНОГОГРАННО ПРИМИТИВНЫЙ
Нетронутый кусочек уцелел,
Влечёт к себе, прекрасный и невинный,
За БЕСКОНЕЧНЫЙ сказочный ПРЕДЕЛ.
45. Воскресение Апокалипсиса или утренний закат. Русаков Григорий
Средь хрупкой мощи серых зданий,
Вдыхая мерзкий аромат,
Смотрю на ледяное пламя,
На малый солнечный гигант.
Я не один в ТОЛПЕ БЕЗЛЮДНОЙ
Под небосводами лачуг,
Где НЕВИНОВНОСТЬ СТАЛА СУДНОЙ,
БЕЗМОЛВНЫМ ГОЛОСОМ КРИЧУ...
Сегодня, с УТРЕННИМ ЗАКАТОМ,
На закоулках-площадях
Чернело небо слившись с адом,
В досадно КРУПНЫХ МЕЛОЧАХ...
Какое МРАЧНОЕ ВЕСЕЛЬЕ -
Увидеть РАДОСТНУЮ СКОРБЬ,
Вкусить за смертью час рожденья
И жить, когда формально мёртв...
Здесь в первой строфе досадная ошибка нарушения управления слов: смотрю на (кого? что?) на солнечнОГО гигантА.
________________________________
2 ГРУППА
Много оксюморонов, но, тем не менее, есть логика изложения и есть объединяющая мысль
14. Одиночество в толпе. Зура Умарова
Бывают дни, когда тебе
Фортуна с кем-то изменяет.
И ОДИНОЧЕСТВО В ТОЛПЕ, запятая?
Холодным ветром настигает.
Чуть горьковатый вкус обид, запятая?
Растёт в душе зерном сомнений. точка?
И в НЕСКОНЧАЕМЫЙ ТУПИК
Ты попадаешь, к сожаленью.
Бредёшь лунатиком в толпе,
Случайный смех тебя пронзает.
Не всем же больно, как тебе -
Такого, просто, не бывает. две запятых?
А подсознание молчит
Красноречиво - отстранённо.
С НЕСЛЫШНЫМ КРИКОМ – « я забыт », тире?
Ты выход ищешь, обречённо. запятая?
Слова заветные молитв,
Что слышал в детстве, вспоминаешь.
И ангел трепетный кружит
Над головой, переживая.
Пусть говорят, да – говорят,
Что это блеф – так не бывает…
Лицом к лицу, такой же взгляд - тире?
Тебя, с надеждою, пронзает. две запятых?
И ты взлетаешь высоко,
На крыльях светлого потока.
Душе становится легко,
Она уже не одинока.
О, как же хочется продлить
Вот эти долгие мгновенья, запятая?
И слову доброму – «любить»,
Вернуть исконное значенье.
Стихи сами по себе интересные. В них три оксюморона, один из которых стал названием, а значит и главной мыслью. Но действительно ли эти стихи только об одиночестве в толпе? Мне кажется, здесь много разных размышлений, и нет цельного сюжета. В тексте слишком много глаголов, в том числе, и образующих рифму: по способу изложения автор информирует, перечисляет факты, поучает читателя, а язык хорошей поэзии предполагает погружение читателя в картинку, в сюжет, который сам показывает нам все нужное без вмешательства в рассказ автора.
И еще. Мы, члены жюри, не снимаем стихи с номинации, если в их записи есть случайные ошибки написания. Но здесь портит впечатление авторская пунктуация, она более чем странная - даже мешает пониманию. (Знаки, которые поставлены зря или не те, я выделила справа вопросом)
32. Лживая правда. Елена Долгих
ЛОЖНАЯ ИСТИНА – пить за здоровье.
Странно, не правда ли?
Бросила СЛОВ ДРУЖЕЛЮБНЫХ ЗЛОСЛОВЬЕ –
Радугой падали…
Что я ищу? Любовь, понимание,
Радость общения.
Что нахожу? РАСЦВЕТ УГАСАНИЯ,
МЕСТИ ПРОЩЕНИЕ…
Сладкие слёзы НОВОГО СТАРОГО
ОБЫКНОВЕНИЯ
Смоют налёт мышления странного
В блике мгновения.
ЛЁД ЗАГОРИТСЯ, ОГОНЬ ОТВЕРДЕЕТ,
ШУМ ОТ МОЛЧАНИЯ
Душу и сердце утешит скорее,
Чем расставание.
ЛЖИВАЯ ПРАВДА, что пью за здоровье,
Стихни, проказница!
СВЕТЛАЯ МРАЧНОСТЬ стоит в изголовье,
Спуталась матрица…
Оксюморонов много, но, мне показалось, что автор сумела погрузить нас в ход ее мыслей о бытии, где "спуталась матрица", и потому только оксюморонами и стало возможно описать этот мир, главный из которых - Лживая Правда.
42. К сатанинскому богу. Павел Великжанин
БЕЗУМЬЕ УМА,
БЕЗВОЛИЕ ВОЛИ,
СЛЕПЯЩАЯ ТЬМА –
Знакомо до боли.
ТРУСЛИВАЯ УДАЛЬ,
БЕССИЛЬНЫЙ НАПОР,
Спаситель-Иуда –
Все есть до сих пор.
В КИПЯЩЕМ СНЕГУ
Искривляя дорогу,
СТОИМ НА БЕГУ
К САТАНИНСКОМУ БОГУ.
Примерно на эту же тему стихи...
46. Скандал по-тихому. Мари Полякова
Ругаемся КРИЧАЩИМ ШЕПОТКОМ,
Слегка переколочена посуда:
«люблю! люблю! а сам…» – и молотком
по отбивным прошлась. Какое чудо!
Молчу, терплю, пока не завела
опять пластинку (просто бесконечно
пилить способна тонкая игла).
Щепотка соли, перчик… Не перечу,
Затих, как мышь. Котлеты на плите
румянятся, исходят ароматом.
Как странно – злая фея в суете
забыла ссориться, не помнит виноватых.
Владыкой скромным сзади подойду
и попрошу: «Ты спрячь свои колючки!
Оставь улыбку только на виду.
Ну. как мне без тебя, ДОБРЕЙШЕЙ ЗЛЮЧКИ?»
По идее стихи "Скандал по тихому" не должны были номинироваться - в тексте два оксюморона, а в названии - третий, который даже не упомянут в тексте, хотя все три работают на содержание - они не вставлены ради игры. Поэтому хотя формально стихи номинации не подлежит, но если их все-таки номинировали, то судьи не так уж и согрешили. Интересные и цельные по сюжету стихи.
49. Обыкновенное чудо. Гордей Майский
Вдвоём нам радостно грустить,
при том МОЛЧАТЬ КРАСНОРЕЧИВО.
Смогли мы ДОЛГИЙ МИГ прожить
и все пройти судьбы извивы.
Но ГОРЕЧЬ СЛАДКАЯ пленит,
когда придёт о прошлом дума, -
воображение смутит,
и воспылает СТАРЕЦ ЮНЫЙ...
Ведь было время жарких чувств,
и лёд холодный был горячим;
а у любви был разный вкус,
и каждый вкус так много значил...
Представьте: вечности конец
придёт, придёт конец вселенной...
Не станет вместе с ним чудес -
любви ЧУДЕС ОБЫКНОВЕННЫХ...
________________________________________
Итак, подведем промежуточные итоги:
Из анализа стихов 1 и 2 группы напрашивается вывод: оксюморон - это некоторая драгоценность средств художественной речи, которой не должно быть много. Если оксюморонов слишком много, то мы легко придем к "Путанице" Чуковского - к веселой игре абсурдов. Гораздо интереснее, когда в стихах использован один оксюморон, но зато продуманный, тот, который достоин стать названием стихов (прозы, фильма) и который ярко и точно выражает главную мысль сюжета.
Продолжение см. http://www.stihi.ru/2018/04/13/2705
Свидетельство о публикации №118041202550
ещё поработать над текстом. В конце стихотворения:
"долгие мгновения" - по-моему, тоже оксюморон?
Зура Умарова 13.04.2018 07:21 Заявить о нарушении