Братья и сестры

         София шла в храм на  вечернюю  службу  и думала, что сегодня должно быть много народу, потому что на приход прислали нового священника.  Много прихожан было всегда, когда присылали нового батюшку. Вот и сегодня был такой день.  Прежний священник, окормлял несколько приходов и поэтому   Епископ  освободили его от  службы в этой церкви.
        Подходя к храму она  и правда удивилась, народу  то набралось  полный церковный двор.
 В храме,  кругом проглядывалась  не ухоженность : некрашеные полы были наспех  застелены  самоткаными застиранными дорожками, с потолка осыпалась песком штукатурка и пыльные иконы с прискорбием  смотрели  на  прихожан.  У прежнего священника, действительно не доходили руки да и времени не было наводить порядок  в храме, ведь  он посещал еще несколько деревень с подобными церквями. А прихожане этой церкви,  видимо не очень радели о её благоустройстве. Поэтому и был кругом разор.

      София давно не была  в Храме, с того самого момента как приход стали раздирать всякие междоусобицы. В поселке она жила  с рождения, сюда был выслан   с Украины, её раскулаченный отец, в тридцатых годах, и мать ее здесь родила. Но как говориться Родину не  выбирают, а где родился там и сгодился.  Здесь прижилась она, родила деток, здесь и состарилась.
       Посёлок многонациональный, коренного населения   пятьдесят процентов составляют   чуваши,  потом все остальные: русские, украинцы, мордва, татары, башкиры.
                А за нового священника всё таки,  уже болела душа.
 И она  шла и рассуждала,  если он не знает чувашского языка, то его обязательно чуваши прогонят, как это было уже не раз, а нам русским и украинцам опять в храм не ходить. Хотя храм строили   всем миром и деньги собирали на строительство со всех, а потом  как загордились чуваши   что их  диаспора больше,  так и забыли  напрочь все  Божьи заповеди   и священников
русскоязычных стали  изживать.
         До сегодняшнего дня, священник был чуваш по национальности, и они его уж очень возлюбили. Он шёл  во всём у них  на поводу  и выполнял все их прихоти.  Литургию в Храме   с начала   вёл  на   чувашском языке, часа два с половиной, а потом  только на русском. И народ,  конечно, уставал от этой канители, и потому начинались  междоусобные   разборки.  Но вот 
сейчас этого священника  перевели  и  прислали  нового  батюшку.
                Что же будет с этим, и кто он такой ?
   
     В храме прозвучал  возглас  батюшки,  и началась служба. На клиросе запел  незнакомый  голос, кто то сказал, это матушка  нового священника. В нашем храме  клироса  то  давным - давно  не было, все  разругались   и было не до клироса. Одни псалмы и молитвы читали и пели по чувашски, все больше Бога  называя  ТУР,  а  иные  на русском языке. Естественно все молебны в храме, и  панихиды  тоже проводили на чувашском языке. А русские  прихожане, стали уходить со служб, а многие и вовсе уезжали в другие деревни особенно по Православным праздникам.
     А сейчас, так тихо и спокойно и так ладно кто то поёт и читает, аж сердце замирает. И Соня подумала, вот если б всегда так пели, я бы  тоже попросилась на клирос встать и поучиться под старость лет.
     Седенький, пожилых лет священник в конце службы  пригласил желающих  на  исповедь. Из толпы сразу же прозвучал вопрос :
      - Можно мне исповедоваться на чувашском языке ?
      - Нет,  ответил батюшка,  я не знаю чувашский язык.
        Вы же сейчас разговариваете  со мной на русском языке? И школе наверное учились? Так         почему же  хотите исповедоваться на  чувашском ?

       -Да потому, что я чувашка, - буркнула  утвердительно в ответ,  женщина из толпы.

Народ  зашептал, всколыхнулся и стал покидать храм . На исповедь осталось человек  десять.
На следующий день на  Литургии одна женщина  прошла на клирос и изъявила желание почитать часы, что бы помочь  матушке. И к её удивлению стала читать на чувашском языке. Из алтаря вышел батюшка и тихо сделал замечание:
     -Попрошу читать на церковнославянском, согласно устава.
Женщина  демонстративно  ушла  с клироса и часы  стала читать матушка. А на следующий день к местному  Епископу,  полетела жалоба.  В которой анонимно написано как   присланный священник,  притесняет местных прихожан, не разрешает им исповедоваться и молиться на родном языке, изгоняет чувашей из храма, сокращает службу и многое другое, что не имело место быть. Да и не могло быть,  так как за одну службу батюшка просто не успел бы столько натворить, сколько там было понаписано. Там же   жалобщики просили, заменить  нового  священника,   на чуваша.

     Литургию отслужил батюшка относительно спокойно. После подходили люди под благословление, благодарили  за службу, стали предлагать помощь по благоустройству храма, батюшка был  очень рад и уже сделал некоторые распоряжения .
Староста храма пожилой  фронтовик  Александр Иванович, не скрывал своей радости встречи с русским священником и сразу  деятельно приступил к благоустройству храма. На утро уже  подъехали рабочие, привезли цемент и начали переделывать ступеньки к храму, уж очень они были крутые.
Пришли люди, принесли ковровые дорожки, чистые скатерти. Одна женщина  изъявила желание выпекать просфоры,  подошла сама к батюшки с этим предложением.
      В храме не  было иконостаса, наспех  неумело сколоченная из досок перегородка
просвечивалась дырами.  Пол был черновой не крашен и ходил ходуном. С потолка периодически сыпалась штукатурка,  и похоже протекала  крыша. 
     Батюшка понимал, что работы в храме предстоит очень много, но это его  даже радовало, и он охотно подключал желающих  людей помочь храму.
      На следующий   день его пригласил к себе  на прием Председатель местного поселения,  по национальности татарин, и он выразил свою радость, что наконец то  Епископ услышал его просьбу и прислал в Православную церковь русского священника, так как всему поселку надоели  межнациональные  разборки  в  храме. Потом пообещал батюшки   помощь в устроении храма  подарил ему книгу о поселке и они мирно побеседовав, дружески расстались.
     Приближался светлый праздник Пасхи. На клирос встала матушка,  Соня и ещё несколько женщин. В иконной лавке  служили   два человека: высокий атлетического  вида  послушник паренёк  с густой бородой, немногословный, хмурый  Николай,  и миловидная  Таисия, улыбчивая  женщина всегда низко кланяющаяся пред батюшкой  когда подходила  к нему под благословление.

Николай  этот  послушничал в храме больше года, он приехал из  города в поисках истинной веры в Бога, жил здесь же при храме в нижнем пределе. Там же жила  ещё одна старушка, кухонная работница, Сима,  которую выгнал из дома сын и еще алтарник,  Никанор, мужчина среднего возраста, вечно чумазый, неопрятный
 по  поведению  раболепный,  перед священником, он же был и сторожем  при храме.
     Там , в нижнем пределе было очень грязно, можно сказать  антисанитарно.  Какие то  дощатые перегородки делили весь подвал на конурки, кругом  были расставлены, мешки с хламом, закопчённые стены, дымная печка, тьма тараканов и мышей. И в таких условиях жили, нет скорее обитали эти три человека,  молясь и как они говорили,  спасаясь на нарах.
Батюшка видя все это, приказал  этим мужчинам , раз они там жили, выбросить весь хлам, побелить стены и печку, отремонтировать лавки и столы. Бабушка   Сима на совет священника сразу ответила :
     -  Нам и так сойдет, а если я вам не нужна на кухне, я уйду к прежнему священнику на его приход.
Батюшка ответил:
     - Я вас не гоню, но и  удерживать не буду, только в такой грязи жить нельзя.
На следующий день она ушла и через два дня  вернулась обратно и тоже стала как то раболепно кланяться и заискивающе смотреть священнику в глаза.

ПАСХУ отслужили торжественно и хорошо. Много народу приехало из близ лежащих деревень с детьми и сердце радовалось и умилялось.
На Светлой седмицы в храме  к батюшки подошёл один мужик  и сказал что церковь  ему должна  двести  пятьдесят   тысяч рублей  за то что  он сделал иконостас. Батюшка  поинтересовался:
      - Ну покажите мне этот иконостас?
      - Ну вот он перед вами,  сказал мужчина,- и рукой указал на перегородку из досок которая отделяла Алтарь от зала.
     - Вы наверное шутите ! - удивился священник.
     - Ни сколько не шучу,  у меня  и  договор   заключён с прежним священником,  но он сказал,  что вы теперь служите здесь   и вы  со мной расплатитесь.
Батюшка ответил:
     - Приводите прежнего священника,  приносите договор, завтра будет староста храма, будем разбираться.  Я ведь здесь человек новый, ваших договорённостей не знаю. Но эта работа, то есть,  эта дощатая  перегородка  таких денег на мой взгляд  не стоит.

                На следующий день разбирались.
 Прежний священник требовал чтобы деньги  батюшка выплатил  наличными сразу 250 тысяч. Староста удивлялся такой наглости,  и говорил что у прихода нет таких денег, и не предвидеться , и почему то  он староста   про этот договор ничего не знает. Платить приход ничего не будет, а если на то пошло, забирайте эти доски и уносите куда хотите.
 Эти двое: бывший священник и мужик  с договором,  оскорбляли старосту  Александра Ивановича, в грубой форме, не стесняясь его возраста и фронтовых наград. Спорили долго, расстались врагами. Мужик пригрозил батюшки  судом,  и поехал  в Епархию к Владыке жаловаться.

На следующий день домой батюшки позвонил  по телефону  Епископ   и сказал:
     -На тебя тут батюшка уже две жалобы, а ты только начал служить на этом приходе, не многовато ли ?  Говорят ты платить за иконостас отказываешься ?
      - Да это и не иконостас вовсе,  - возразил батюшка.
       Это просто перегородка из досок она таких денег не стоит. За доски староста заплатит и за     работу и всё. Так думаю будет справедливо.
      -Ты батюшка, людей не обижай, -  продолжал Владыка.
        Как  требуют  по договору, так и уплати, и чтобы больше никаких скандалов. Давай улаживай
        этот вопрос. До свидания.
      
 После этого мужик с договором на руках,  приходил еще несколько раз в храм, староста сказал ему что  мы таких денег и за десять лет не наберем, жди, но главное не отказал .Заплатил за доски и работу.

      Прошла Светлая седмица, служба в храме шла по ряду, недовольный народ строчил жалобы  Епископу  выискивая  и придумывая всякие  гадости.
      В храм, матушка пошила новое облачение, развесили иконы, , староста искал  благодетелей  бесплатно  оштукатурить  свод  храма чтобы не текло с крыши, и все вроде налаживалось с Божьей помощью. В нижнем пределе навели порядок, сделали настоящую трапезную. Но там на кухне батюшка не  кушал, всегда уезжал домой, хоть жил он  за семьдесят километров  от храма. Деньги храмовые не брал  даже на бензин, он всегда говорил шутя:

     -Пенсия у меня маленькая, но хорошая .

Только никто не знал, что  этой пенсии как раз и хватало  что на бензин.
     Однажды после Божественной литургии батюшка резко занемог, домой ехал с сильной болью в желудке, голова кружилась и благодаря молитве и Господу Богу  подъехал к дому. Но машину загнать в гараж не смог  потерял сознание.
    Матушка сразу  вызвала скорую помощь. Немного   спустя,  открылась рвота, озноб, решили, что поднялось давление, но  вызванный врач диагностировал   отравление.  Его отвезли в больницу, сделали необходимые процедуры и отпустили домой. Три дня батюшка ничего не ел принимал  только  святую воду, и думал  чем же он мог отравиться ?  Ведь кроме причастия в храме и святой водички, что принес послушник, Никанор, он ничего   не  вкушал.
    На четвёртый день, когда  боли утихли  он, опять  поехал в храм. Там  в храме  батюшку ждал староста и послушник из иконной лавки Николай.  Этому послушнику  не терпелось срочно поговорить со священником, он нервничал, ходил туда сюда по храму,  махал руками и когда батюшка решил все  церковные вопросы со старостой  он сразу подбежал к нему и заговорил.

     - Понимаете, батюшка, я уже к вам успел привязаться, за этот месяц, вы мне близки по духу, и я  бы никогда  не  уехал от вас, но очень вас прошу, отпустите меня,  ради всего Святого.


       - Да  что случилось то? Почему отпустить?  У меня на тебя были такие планы. Ты ведь спортсмен,   каратист ,  я думал спортзал откроем, детвору будешь  к спорту приобщать, а то в поселке  никакой  спортивной секции  нет.

     - Нет,  батюшка, нет, лучше отпустите, от греха подальше, - продолжал послушник.
  После последней  вашей службы я  по трапезничал  и лёг отдыхать  в  нижнем пределе, а проснулся от боли в желудке. А всего лишь поел дошерак и воды святой попил.  Немного спустя стало мутить, я вызвал  сам  себе скорую  помощь, отвезли меня в больницу и сказали отравили меня.  Промыли желудок, капельницу поставили и   когда приехал  обратно  в  храм,  меня  Никанор   встретил словами  :

     -Не думал что ты  так быстро  оклемаешься, надо было тебе побольше мышьяка подсыпать.

     - Я  как  услышал от него такое, сграбастал его,   припёр  к стенке  так чуть здесь в храме и не убил. Грех то какой, а ведь мог  бы и убить один мой удар и всё.  Слава Господу Богу,  отвёл руку от паршивца. Он ведь  бестия мышьяк в  бак,  со  Святой водой  насыпал, что в притворе стоял. Я этот бак  сразу  выкинул на улицу, он до сих пор там валяется.
Не могу себе представить, сколько людей могли бы еще пострадать от этого негодяя.

     - А где сейчас   Никанор? –  спросил батюшка.

     -После нашей стычки, он сразу же сбежал, да и старуха с ним тоже,- ответил  послушник.
     - У меня, батюшка, все сейчас болит,- продолжал он: печень, почки, трясёт периодически. Врач сказал серьезное отравление надо лечиться. Поеду домой к маме. Отпустите, батюшка Христа ради, не могу я здесь больше находиться.
Я шёл в церковь  служить,   так  думал обрету не только Бога но и братьев и сестёр  по духу. Я никогда бы не подумал, что в церкви среди верующих такое может быть. В миру я видел  всякое зло, но такую ненависть впервые.
 
  И скрестив руки этот здоровенный верзила, стоял перед священником нагнув голову, настойчиво просил,  его  отпустить.

     - Да, да всё болит, и у меня тоже всё  болит,-  прошептал батюшка и благословил послушника.
       Вот и выходит не только ты, но и я  наталкиваю этих людей на грех своим присутствием,  в этом храме. Похоже и мне надо уходить с этого прихода от греха подальше.

Батюшка  в тот же день, написал прошение Епископу,   что бы его освободили от службы на этом приходе без  объяснения   явной  причины.
Да и  Епископ,   не расспрашивал его и не вникал в суть дела.
А батюшка считал что просто не имеет   духовного  права кого либо судить, ведь во круг  него были  БРАТЬЯ И СЕСТРЫ.
 Он сдал храм  и все ключи старосте  Александру Ивановичу и уехал домой.
На приход  срезу же прислали  бывшего священника,  и служба опять пошла на чувашском языке.
                / 2010 год /


( ПОСЛЕСЛОВИЕ )
Как после узнала Соня. Анонимные жалобы на батюшку составляла и отправляла к Епископу Таисия, что служила в иконной лавке.
В скорости как   убрали батюшку с прихода  ТАИСИЮ  посетило  большое горе.
  На машине  попав в аварию, разбилась   её родная  дочь с мужем и двумя внучатами на смерть. Сама  она сейчас осталась совсем одна, чуть не тронулась умом.
Староста-фронтовик Александр Иванович,   скоропостижно скончался  при  загадочных обстоятельствах.
Послушник Николай служит в городе при каком то  храме.
Соня в храм теперь ходит очень редко.



                ( Все имена вымышленные )

    


               

               


Рецензии