Михаил Кузмин - Али... ххххх

Михаил Кузмин   -  "Али" (1918)


Не так ложишься, мой Али,
Какие женские привычки!
Люблю лопаток миндали
Чрез бисерные перемычки,

Чтоб расширялася спина
В два полушария округлых,
Где дверь заветная видна
Пленительно в долинах смуглых.

Коралловый дрожит бугор,
Как ноздри скакуна степного,
И мой неутолённый взор
Не ищет зрелища другого. 

О, свет зари! О, розы дух!
Звезда вечерних вожделений!
Как нежен юношеский пух
Там, на истоке разделений!

Когда б я смел, когда б я мог,
О, враг, о, шах мой, свиться в схватке,
И сладко погрузить клинок
До самой, самой рукоятки!

Вонзить и долго так держать,
Сгорая страстью и отвагой,
Не вынимая, вновь вонзать
И истекать любовной влагой!

Разлился соловей вдали,
Порхают золотые птички.
Ложись спиною вверх, Али,
Отбросив женские привычки!

       * * * * * * *


(с) Михаил Кузмин (1918)


       * * * * * * *




           Михаил Алексеевич Кузмин

       Михаил Кузмин родился в Ярославле (6)18 октября 1872 года в многодетной
       семье старинного дворянского рода.


       Отец – отставной морской офицер, мать –правнучка знаменитого французского
       актёра, приглашённого в Россию при Екатерине. В стихотворении “Мои предки”
       Кузмин поднимает их всех из забвения, а вместе с ними – целый срез русской
       жизни. Вскоре семья Кузминых переезжает в Саратов, где прошло детство и
       отрочество поэта.
       В Госархиве Саратовской области хранится “формулярный список о службе
       члена Саратовской судебной палаты А.А. Кузмина” – отца Михаила, который
       в феврале 1874 года приказом министра юстиции был назначен на службу
       в Саратов.
       В Саратове действительный статский советник А.А. Кузмин служил до начала
       80-х годов. Жила семья Кузминых в доме №21 по Армянской (ныне Волжской)
       улице. Дом, к сожалению, не сохранился. . .



       После гимназии Кузмин поступает в петербургскую консерваторию по классу
       композиции (был учеником Лядова и Римского-Корсакова). Первые стихи
       возникают исключительно как тексты к собственной музыке — операм,
       романсам, сюитам, вокальным циклам. Консерваторию не окончил, но всю жизнь
       продолжал музицировать. В 1906 году по просьбе Мейерхольда он напишет
       музыку к «Балаганчику» Блока и будет оценён поэтом. . .

   
       «У меня не музыка, а музычка, - говорил Кузмин, - но в ней есть свой яд,
       действующий мгновенно, благотворно, но недолго...»
       Его песенки сразу сделались популярными в петербургских богемных кругах.
       В литературных светских салонах от них были без ума. . .

           Из воспоминаний И. Одоевцевой «На берегах Невы»:
       «Кузмин поёт. Голоса у него нет. Он пришепётывает, и, как рыба, округлив
       рот, глотает воздух:
 
          Любовь расставляет сети
          Из крепких силков.
          Любовники как дети
          Ищут оков…

          Я слушаю и чувствую, как мало- помалу в мои уши, в мое сознание, в мою
      кровь проникает яд его «музычки». Обольстительный, томный и страшный яд,
      идущий не только от этой «музычки», но и от его лукавых широко-открытых
      глаз, от его томной улыбки и жеманно взлетающих пальцев. Яд — неверия
      и отрицания. Яд грации, легкости и легкомыслия. Сладкий обольщающий,
      пьянящий яд. . .»




       ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~   @>-->---


Рецензии