1812 Дух провидения ч 252
Дух провидения
Москва , подав своим пути благоволенья,
Готовилась встречать , идущего врага,
Расправив плечи и взалкав души стремленья,
Спасти богатство рода , слывшее величием века.
Основой веры и истоков государства,
Стоявшей над великим основанием столпов,
Державших Крест Христа Величия и Братства,
Над основанием и счастьем вечных куполов.
Впитавших все мольбы и восхваленья,
Святой историей Божественной Любви,
Подавшей роду Суть Богоявленья,
В основах высших отправления земли.
Достигнувшей в великой рода ипостаси,
Престола радости и верности Единого Творца,
Ждать время проявления согласий,
В Единстве Счастья Жизни и Венца.
Творящего Божественным Величие Знаменья,
Принять в себя всю тьму , содеянных грехов,
Дабы в Крестах Величия Любви Боготворенья,
Стереть с земли , тьмы догорающий остов.
Надвинувшийся в мир Святой Свободы,
Управить Дух Вселенского Огня,
Подмяв угрозой под собой народы,
Отвергнув счастье жизни и себя.
В Божественных Альковах Вдохновенья,
В сияющих Божественной Любви Глазах,
В воспоминаниях о времени сближенья,
С мечом Христа , творящим каждый взмах.
Каждый день , с утра до вечера , во все заставы , кроме Дорогомиловской , тянулись вереницы карет , колясок , повозок и нагруженных телег . Бывали дни , когда на иной заставе прописывали по 2000 выезжавших экипажей . На барках также отправляли имущество . «Я взял свои меры,» продолжает Граф Ростопчин , «чтобы ничего здесь не осталось , если неприятель дойдёт до Москвы , но начну укладывать , когда неприятель будет около Вязьмы. Народ Вашего Величества может служить примером верности и повиновения.» Как непреложное доказательство , что Смоленск уже во власти врагов , прибыла в Москву икона Смоленской Божией Матери , и поставлена сперва в первой от вьезда церкви Св.Василия Неокесарийского , откуда потом понесли её два Архимандрита в Успенский Собор . Впереди шли хоругви; за ними духовенство выходило на сретение со Крестами ; звонили в колокола ; народ восклицал: «Матерь Божия , спаси землю Русскую!»
Пала Вязьма . Для отвоза из Москвы казённого имущества вытребованы подводы из всех уездов , кроме прилегавших к Смоленской губернии , где они были нужны для армии . Присутственные места и учебные заведения тронулись из Москвы в Казань; оставался только Сенат. На улицах всюду видны отправлявшиеся обозы; в домах укладывали вещи ценные . Министры и начальники различных управлений посылали из Петербурга одно приказание за другим о мерах предосторожности и способах отправления . Неограниченна была заботливость общей Матери Русских сирот Императрицы Марии Феодоровны , о заведениях Её Величества . Без сердечного умиления нельзя читать распоряжения Её. Вот между прочим собственноручные строки Государыни к Начальнику Опекунского Совета , Сенатору Лунину : «Не скрываю душевной Моей скорби о злополучных обстоятельствах , принуждающих вас с заведениями , которыми Я столько утешалась искать убежища вне священных стен Москвы , но да будет воля Того, Кто испытует Веру нашу в Него. Уверьте всех родителей , что дети для нас святой залог , которых мы будем защищать как наших собственных.»
Горестны были обстоятельства , но Москвичи не унывали . Граф Ростопчин доносил : «Жители требуют оружия и оно готово , но я им вручу его накануне дня , который должен будет решить участь Москвы. Если провидение определило Наполеону в неё войти , то он не найдёт ничего для удовлетворения своего корыстолюбия. Деньги будут вывезены , вещи зарыты . Армия и Москва соединяться во едино для спасения России . Сегодня 5000 человек идут к армии ; они выступают , как на праздник .» В половине Августа составилось ополчение . Перед выступлением из Москвы собралось оно у Спасских казарм , куда прибыл управлявший Московской Митрополией Викарий Августин благословить воинов. После молебного пения и водосвятия , совершённых при стечении многочисленного народа , пастырь кропил ратников святою водою , говоря : «Господь сил с вами ! Господь поборет по вас!» Не было у ополчения знамени . Преосвященный взял из приходской церкви Спаса во Спасской хоругвь и вручил её земскому войску , предрекая победу.
А.И. Михайловский-Данилевский Описание Отечественной Войны 1812
Дух провидения являл исток традиций,
Встречать врага усладой веры вековой,
Собрав народ,способный в званиях и лицах,
Творить извечной ярости настрой.
На мирных жителей сложив заботы и дела,
Имущие в руках у мастеров восторг предела,
Излом Души в велениях добра,
Направив в высшие свершения удела.
Наладив с дома близких , день деньской,
Готовить армию , вступить на поле боя,
Великой честью доли родовой,
И свет победы, вознося в восторги аналоя.
Молитвой поминая вечности почин,
Бессмертие века в любви творящий,
В происходящем усмотрев сияние причин,
Отвагой Духа всем сердцам благоволящий.
Подьём испытывая в радости людской,
Явить истоки верных начинаний,
Сопровождая раненых с тоской,
Переносивших боль мучений и страданий.
Ухаживая за тяжёлыми в Божественной Любви,
Прильнув Душою к их молениям и мукам,
Дух милосердия боготворя в роду, в крови,
Любимых , предоставив мыслям и разлукам.
Предначертавшим ожидания в их воинских делах,
Исход любви в Душе и Теле проявляя,
Дух Богородицы творя в Божественных Мирах,
И силу рода Светом Духа укрепляя.
Обьединив в единый вечный строй,
Народ ,сиявший воздаянием победы,
Почтив погибших Свет Величия Святой,
Отдавших жизни за исток любви и веры.
Высший елей достоинства любви творя,
Единством рода землю защищая,
Не принимая потуги , идущего врага,
Лишить страну истока радости Божественного Края.
Художник Федор Алексеев. Соборная площадь Московского Кремля
Свидетельство о публикации №118040903929