Триллер. Суворова словА - для нас! Глава 31
по мотивам моей Поэмы
«Суворова слова - потомкам»
Глава 31
Генералиссимус Суворов сказал живописцу Шмидту такие слова:
«Я солдат, не знаю ни племени, ни рода.
Поле – один мой элемент».
Слыша эти слова Суворова, я встрепенулся,
мне вспомнился
когда-то слышанный мной Сонет:
«Родимый запах гуталина,
Шинели, кИрзовых сапог,
Блеск штык-ножА стального клина
И месиво родных дорог;
ПодсУмок на ремне тяжёлый
С рожкАми боевых патрон,
Да АКМ, давно неновый,
Что поистёр ремнём погон;
На марше песня боевая,
Орёт её, что силы - взвод:
«Моя страна, страна Родная!»,
Аж до костей насквозь берёт!
В дыму те дни, знать, не напрасно,
Коль сон такой, мне светит – ясно!»
А ещё мне вспомнился и такой Сонет:
«Что может лучше быть портянок?
Кто не носил их – не поймёт!
Солдат Советский спозарАнок
Их, накрутив, бежал - вперёд!
Адольфа Гитлера солдаты
Страдали от своих носок,
Иметь портянки были рады:
Трофейные снимали с ног.
Ведь фрицы просто обмерзали,
В ботинках ноги их, в носках.
В мороз портянки согревали:
Тепло, удобно в марш-броскАх...
Носки дырявятся - без смены,
В портянках – нет такой проблемы!»
Мне вспомнился и ещё один Сонет,
но тут мои мысли перебил
деревянный Белый Конь:
- Тебе бы, Командир, не лошадьми командовать, а Сонеты писать!
- Разговорчики!
- Виноват, Командир!
- Опять ты влезаешь в мои мысли!
- Да как же в них не влезть, если они такие у тебя однобокие!
- Это почему?
- А потому, что они – БЕЗ!
- Без чего?
- А вот послушай, Командир, коль ты такой любитель Сонетов, такой Сонет:
«Хитросплетённые интриги!
Мы через них, как через лес
Цивилизаций всех вериги
Несём всю жизнь, но только – БЕЗ!
БЕЗ службы - Родине любимой.
БЕЗ верности – «гражданский брак».
БЕЗ совести незаменимой,
БЕЗ света в сердце, в коем мрак,
БЕЗ доброты изобретений,
БЕЗ справедливости контракт,
БЕЗ чести, долга и сомнений,
БЕЗ чувств подбрасываем - факт!
Нам, БЕЗ стыда теперь, всё спишет:
Карьера, деньги, кресло, крыша...»
- И к чему ты это всё мне прочёл?
- А это, Командир, всё о вас, мужиках!
- А ты что, не мужик?
- А ты как будто бы не знаешь, я – не Человек, я – деревянный Белый Конь и смотрю на вас, людей, со стороны своих деревянных мозгов.
И вижу, что вы, мужики, шибко воображаете и унижаете женщин...
- Ты точно, с Шахматной доски рухнул!
- Ничего подобного, Командир!
Признайся, что за одну и ту же работу, женщине платят меньше денег, чем мужчине! И это справедливо?
- Да мы, мужики, столько делаем, что и умираем раньше!
- Нет, Командир! Женщины живут дольше потому, что к ним Звёзды более благосклонны, поскольку от вас, мужиков, слышат только чванливое нытьё...
- Ты тут сейчас понапридумываешь!
- Это не я придумал, вот послушай, есть даже такой Сонет:
«"Да бабам, приподнять зад лень!
Мы, мужики, совсем не бабы,-
Я это слышу каждый день,-
У нас: жесть, факты и оклады!
И от того, мы, мужики
Всё в этой жизни совершаем!
Встаёт жена не с той ноги?
Её – другою заменяем!
Нам в нашей жизни – не до слёз,
Кипит пусть баба, словно чайник!
Мы раньше мрём, ведь тащим воз,
И лишь мужик – крутой начальник!"
Не слышат Звёзды этот бред,
Шлют Женщинам Земли - Привет!»
- Ну и что с того? Мало ли что там поэтишки напоют!
- Мало ли, много ли, Командир, а вот во все века настоящие мужчины восхищались женщинами!
- Что, и Сонет такой есть?
- Ещё и сколько...
- Не больше одного!
- Слушаюсь, Командир! Слушай:
«Все настоящие мужчины
В борьбе пред жизненною драмой,
Всходя на высшие вершины,
Склонялись пред своею ДАМОЙ!
И верили, ОНА – мудрее,
Надёжнее брони бывает,
И мрак над рыцарем развеян,
И меч в ЕЁ лучах сверкает!
Среди тяжёлых испытаний,
Когда весь Мир свихнуться может,
Друзей предательств, ложных знаний
Одна ОНА – всегда поможет!
То бЕла роза, а то – Ала...
Но ДАМА, рыцаря, спасала!»
- Это надо же? Это откуда такая благодарность у мужиков только берётся?
- Оттуда, Командир!
- Поясни!
- Но я же не Человек!
- Ну, поясни хотя бы человеческим Сонетом!
- Есть, Командир! Слушай:
«Любой землянин женщиной рождён,
От дочки всякой до любого сына.
Лик женщины - подобие Икон,
За Иисусом шла и Магдалина.
Мужчин смелее женщины всегда,
И под Распятием при казни были,
Не отрекаясь от Него тогда,
Хоть и рыдали, хоть и голосили.
С тех лет они, божественны во всём,
К чему приложены все их старанья,
В заботе - к детям, и - в уютный дом,
В любых делах, они – очарованье!
Когда в мужчине силы нет ужЕ,
Зажжёт свет женщина в его душЕ!»
- Ничего не понял!
- А чтобы тебе было понятно, Командир, скажу, что по свидетельствам Нового Завета, при Распятии Иисуса в основном присутствовали женщины, среди них - Магдалина.
Всех их стражники спрашивали, не знакомы ли они были с Иисусом, и никто из женщин не отрёкся от Него, в то время как большинство апостолов сказали, испугавшись, что они с Иисусом не были знакомы...
- Предатели!
- И я о том же говорю, что мужики – предатели!
- Но не все же!
- Конечно, Командир, не все...
- А ты – плут, Оригинал! Увёл меня далеко-далеко от слов Суворова!
- Ничего подобного, Командир! Если бы Суворов не боялся женщин...
- Суворов боялся женщин? Да кто тебе такую глупость сказал?
- Да он сам же и сказал этому же художнику:
«Правда, я немного общался с женщинами. Но забавляясь в их обществе, я соблюдал всегда почтение. Мне не доставало времени заниматься с ними, и я страшился их. Женщины управляют здешней страной как и везде. Но я не чувствовал в себе достаточной твёрдости защищаться от их прелестей»...
- Да, поэтому он так легко и развёлся со своей женой...
- Не очень-то легко, но не будем об этом, Командир!
- Конечно! Хоть ты и не человек, но мужик! Уважаю! Так что ты там хотел сказать?
- А то, что если бы Суворов сочинил свою книгу «Наука побеждать» в соавторстве с женщиной, то...
- Довольно! Что за глупость ты говоришь!
- Вовсе и не глупость, Командир! Ты сериалы по ТВ смотришь?
- Ну, и что с того?
- А то, что наиболее содержательные фильмы получаются, когда сценарий пишут совместно и мужчина и женщина!
- Да где ты такое видел!
- В большинстве талантливых фильмах...
- Да назови хотя бы один!
- Легко! Двенадцати серийный фильм «Семнадцать мгновений весны»!
- Ну, ты и лжец! Сценарий этого фильма был написан по одноимённому роману Юлиана Семёнова им же самим!
- Ты, Командир, как всегда – ошибаешься!
- Да я тебя за клевету...
- Успокойся, Командир! Лучше выслушай...
- Да и слушать не хочу!
- И не слушай! Я ничего не скажу, а ты никогда не узнаешь о гениальном сценарии, сочинённым совместно мужчиной и женщиной...
- Подумаешь, не скажешь... Да и не говори, посмотрю в Интернете...
- Смотри, Командир! Там тебе и не такое напишут...
- А ты действительно знаешь?
- Так точно, Командир!
- А откуда?
- Военная тайна, Командир!
- А я могу узнать эту тайну?
- Ты ведь мой Командир, думаю, что имеешь право, если конечно захочешь...
- Ещё как хочу! Давай, выкладывай!
- Слушаюсь, Командир!
Светлой памяти Великой Поэтессе
Лиозновой Татьяне Михайловне,
в канун 8 марта 2014 года был посвящён этот Сонет:
«Сценарий править буду снова!
Не жаль ни ночи мне, ни дня,
Принять смерть за него – готова,
В нём – искренность сама моя!
Да! Автор – мой первоисточник!
Но! С разрешенья – допишу,
Была чтоб фрау, были почки,
Был пёс, пришедший к гаражу...
Чтоб правда жизни задевала
До глубины души самой!
Двенадцать серий – слишком мало,
Но все - пронизанные мной!
Мне Муза сердце одолжила,
Я в этот Фильм, себя - вложила!»
- И всё?
- Сонет весь, Командир!
- Татьяна Михайловна однофамилица режиссера Лиозновой?
- Никак нет, Командир! Это она и есть...
- А причём здесь «поэтесса»?
- Я её так назвал!
- Это почему же?
- А вот почему, слушай внимательно и не перебивай!
Думаю, что аналогично Николаю Васильевичу Гоголю, назвавшему своё гениальное произведение «Мёртвые души» Поэмой, Татьяна Михайловна Лиознова точно также имела полное право назвать свой гениальный фильм «Семнадцать мгновений весны» - Поэмой!
- Это почему же?
- А потому, Командир, что Татьяна Лиознова, с разрешения Великого писателя Юлиана Семёнова, кроила его сценарий на поэтический лад, добавляла разные сцены, пронизанные поэзией, создавала новые поэтические персонажи, которые в сценарии отсутствовали.
- И какие же?
- Да вспомни хотя бы сотворённую поэтическим мышлением Лиозновой немку фрау Заурих дающую нюхать Штирлицу траву и очень сожалеющую, что у Штирлица не болят почки, поскольку если высушить эту траву и сделать настойку, то при болезни почек эта трава очень помогает...
- А в романе Юлиана Семёнова этого не было?
- Вот именно, Командир! А именно такие поэтические подробности насыщенные человеческой искренностью и сделали фильм «17 мгновений весны» - Поэмой!
- А я слышал такое мнение писателя Теодора Гладкова: «СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ, с моей точки зрения – самая неудачная его повесть, а фильм получился самым лучшим, поставленным по всем произведениям Юлиана Семенова».
- Вот видишь, Командир, теперь и ты знаешь, почему так получилось!
- Неужто, от косвенно совместного написания сценария мужчиной и женщиной?
- Конечно! Но не только от этого!
- А от чего же ещё?
- А оттого, что коллектив, создававший этот киношедевр, был равнодушен к деньгАм!
- Да неужели?
- Абсолютно равнодушен! Они все были подобны Суворову, когда поставленной цели отдавались полностью, без остатка, настолько, что и мысли о каком-либо обогащении не возникало!
- Неужели есть такие люди?
- Такими были – Советские люди!
Таким был и Юлиан Семёнов, передавший Татьяне Лиозновой свой сценарий и пославший на Ленфильм телеграмму: «Деньги возвращены мной в сберкассу такую-то, счёт такой-то...»!
- Вот это – ГосподА!
- Не «ГосподА», Командир, а «Товарищи»!
Ведь в Советское время даже песню такую пели:
«Наше слово гордое «Товарищ»
Нам дороже всех на свете слов!»
- Жаль, что в СССР я был школьником и ничего такого не помню, а вот фильмы посмотришь про страшную жизнь в СССР, то мурашки пойдут!
- А ты, Командир, не смотри эти фильмы, там одно враньё!
- Так даже и в документальных фильмах показано...
- Командир, ты хоть и не режиссер, но из одних и тех же кадров можешь на своём телефоне смонтировать про кого хочешь, и то что он был – герой, и то что он был – негодяй! Всё дело – в монтаже кадров!
- Неужели?
- Легко, только немного потренируешься...
Ведь что такое снятый кадр реального события – это только факт, а фактов, как говорил Ницше, нет, а есть правильно поданная интрепретация...
- Но мы же о Лиозновой не договорили...
- Вот именно, такой же целеустремлённой была и Лиознова долгое время существовавшая без работы режисёра, но отказывавшаяся от предлагаемых ей сценариев, поскольку в своей душе она была Поэтессой и искала такой «сценарий, за который она могла бы умереть!»
- И что, её фильм «Семнадцать мгновений весны» сразу же имел успех?
- Ещё какой! Такого успеха в мире не имел ни один советский фильм!
Его показывали не только по телевидению Социалистических стран Европы.
Говорят, в Великобритании, когда по ТВ шла очередная серия «Семнадцати мгновений весны», даже Церкви прекращали свою службу!
- А Советское правительство отметило это?
- Лиознову наградили орденом «Дружбы народов»...
- А дальше всё как по маслу?
- Ничего подобного!
Дальше двадцать пять лет Лиознову не приглашали даже на телевидение!
- Что? Умышленное полное забвение? Зависть творческих коллег?
- Эта тайна останется на совести тех, кто так поступил с выдающейся женщиной!
- Но её соратники не пострадали?
- Ещё как пострадали! Многие создатели этого гениального фильма были подвергнуты различным видам негласных наказаний.
- Например?
- Если тебе это интересно, Командир, то скажу кратко.
Например, гениального композитора Таривердиева, завистники его творчества, изгнали отовсюду, откуда смогли, даже состряпали фальшивую телеграмму из-за рубежа, что музыкант, мол, украл чужую мелодию для этого фильма...
- Но фильм-то жив?
- Не только «Рукописи не горят», но не горят и гениальные фильмы!
В 1998 году этот фильм назвали сериалом всех времён и народов, а потом опять – забвение...
- А как же теперь?
- В 2013 году - 40 лет рождения картины, а творческая зависть современников к этой гениальной поэме не угасает!
- Шутишь?
- Нисколько!
Было выпущено множество «разоблачений», даже издана книга «17 мгновений вранья»!
- Ничего себе! Ведь это – художественный фильм, обязанный иметь вымысел, о каком же вранье здесь может идти речь?
- Увы, но зрители у вас, людей, настолько неграмотны, что даже этого не понимают...
Однако и этого мало, нападкам подверглась и работа бескорыстных художников различных стран мира, принявших участие в раскраске фильма.
- А здесь-то к чему придрались?
- Зависть, творческая зависть даже по истечении сорока лет – вот ваша людская сущность...
- Ты, Оригинал, говори, да не заговаривайся! Ты ведь – не человек!
- Так точно, Командир!
Но, даже охоту на ведьм во времена Инквизиции можно как-то понять мракобесием людей, но как понять борцов за то, что небо должно в кинолентах оставаться чёрно-белым, а не стать естественным голубым, поскольку окрасить фильм современная техника это позволяет?
- А может быть они правы?
- Правы? Да они уже договорились до того, что по Радио, Ведущий программы заявил: «Фильм ИЛЬЯ МУРОМЕЦ» в естественном чёрно-белом варианте ему нравится больше, чем раскрашенный!»
- Вот видишь!
- Что вижу, Командир? То, что господин Ведущий, мягко выражаясь, говорит неправду, говоря о том, что не знает наверняка, возможно, прочитал об этом где-то в Интернете или в детстве видел этот фильм по телевизору? Но тогда у простых граждан не было цветных телевизоров, были и далеко не у всех, только телевизоры чёрно-белого изображения марок: КВН, Рекорд, Знамя, Неман...
Естественно, что Советские цветные фильмы по этим телевизорам можно было смотреть только в чёрно-белом изображении.
- Ты хочешь сказать, что фильм мог быть цветным, а по ТВ его показывали чёрно-белым?
- Вот именно, Командир! Фильм «Илья Муромец» - изначально был цветным, как и многие другие Советские фильмы – все они были цветными!
- А я вот сейчас многие старые фильмы смотрю, а они – чёрно-белые...
- Конечно, Командир! Ведь киноплёнка в те времена была некачественная и цветные фильмы быстро выцветали, а чтобы их сохранить – их переснимали на чёрно-белую плёнку.
В таком виде они дошли до наших дней...
- А теперь их стали восстанавливать, записывать на электронный носитель, а теперь и раскрашивать?
- Вот видишь, Командир, ты всё понимаешь!
- Конечно!
- И наверняка понимаешь, какой это труд?
- Ещё какой!
- И я о том же, низкий поклон всем тем, кто делает эту тяжёлую, но благородную работу по восстановлению этих Советских фильмов – нашей истории, художественной истории СССР!
А недовольные и разоблачители всегда найдутся, ломать – не строить!
- Значит и фильм Лиозновой был цветным?
- Никак нет, Командир!
Фильм «Семнадцать мгновений весны» изначально снимался на чёрно-белую плёнку.
Фильм делался по личному указанию Андропова в канун 30-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Возможно, учитывая недолговечность, на то время, цветных плёнок, чтобы потом не переснимать копии на чёрно-белые плёнки, как это делали с другими Советскими цветными фильмами, когда плёнка быстро начинала портиться и выцветать, решили изначально, в целях долголетия картины, снять её чёрно-белой.
В 1973-м году редко у кого были цветные телевизоры, но уже тогда, современники выхода этого фильма жалели, что фильм чёрно-белый!
- Неужели кто-то сейчас возражает против того, что фильм раскрасили?
- Не то слово! Говорят, что в настоящее время коммунисты даже подали в суд на тех, кто позволил раскрасить Советский фильм «Семнадцать мгновений весны»!
- Может быть, коммунисты испугались, что незаметное различие нацистских и советских знамён отличающихся в чёрно-белом варианте только символическими знаками «свастикой» и «серпом и молотом», в цветном фильме окажутся похожими, поскольку сразу станет виден главный символ, объединяющий нацистский и советский флаги – красный цвет?
Так про этот символ всем известно со школьной скамьи, что красный цвет знамени означает цвет пролитой рабочей крови за дело освобождения рабочего класса от угнетения капиталистов.
- Знаешь, Командир, я в политику не лезу!
Главное, что Татьяне Михайловне, незадолго до её смерти, а умерла эта Великая поэтесса в 2011-м году, успели показать несколько серий её поэмы – «Семнадцать мгновении весны» в цвете.
- И ей понравилась раскраска её фильма?
- Вот что она сказала в интервью по ТВ:
«Я даже не представляю, как это можно было сделать, но думаю что это очень сложная работа! Очень благодарна! У меня во время просмотра сложилось такое впечатление, что я снова побывала на съёмочной площадке!..»
- Она же и соавтор сценария и режиссер, а не возражает, что же тогда противники окраски?
- Понимаешь, Командир, всё-таки это – зависть!
Любое художественное произведение, будь то картина масляной живописи, книга, кинофильм - много выше документального быта, оно поэтически возвышенно над всеми приземлёнными понятиями и является пищей духовной, заражающей на добрые дела, а злых и завистливых людей это раздражает...
- Ещё как! Вспомнил, как в фильме «Айболит-66» Бармалея раздражали добрые дела доктора Айболита!
Согласен, фильм «Семнадцать мгновений весны» - поэма, а поэтические произведения, легенды и мифы - бессмертны!
- Командир, мы совсем забыли о походе!
- Действительно, надо бы поднажать!
Запоминай, со своего белого поля «f7» через чёрное поле «h8» доберёшься до белого поля «g6» и там меня подождёшь; да не забудь сейчас себя привести в порядок!
- Слушаюсь, Командир!
Конь
быстренько пересчитал гвозди на подковах,
на ходу подтянул сбрую,
закусил удила,
и помчался в поход
распевая свою боевую песню:
«Еда ослом цигейковым дымилась.
Артист оттопал буйный трясоплЯс.
Циркачка одой этакой двоилась.
Жал озверевший хлипкий тарантас.
Жасмин пылает хилым самоваром.
Фазан воздушно дЫбится сурком.
Бочонок воет амбразУрным шАром.
Былой чудак алеет двойником.
ЦецЕ трещит, бравируя осОкой.
Арена треснула, батут пустой.
Ангар свинцовый цокает высОко.
Этолог светит фишкою простой.
Едва толкнувший, достаётся палкой.
Фонарь шуршит живИнками вина.
Хозяин шикает железной чалкой.
Халат доводит функцию окна.
Добыли дело ёжиковых чушек.
Цеплял петлёй анисовый чулок.
Баклан шакалил армадОнских вьюшек.
Цветок слюнявил ёршивый вьюнок.
Желудок сузил худощавый плотник.
Жестянщик треснул хлипким ободкОм.
Финтил двустволкой двойственный охотник.
Бездомный дятел дрыхнул тюфяком.
Форель чернела, еле шевелила.
Дымилась чушью филья трескотня.
Ель парадигмы цАнгою чудила.
Дрожала шерстью белая семья.
АмбАл пищал, цыплёнком шАрибАри.
Дрожал вдали фальшивейший сигнал.
Хорьки вовсю желудками шуршали.
Хмырь черепаху жёлтую догнал!»
Белый Конь меня ожидал на белом поле «g6»
и, как только я подошёл к нему,
он выпрямился по струнке
и чётким бело-лошадным голосом
стал мне докладывать о пройденном пути:
- Чёрное поле «h8» - самое чёрное поле на Шахматной доске даже для Чёрного Коня!
С этим полем по противности для нас Коней, может сравниться разве что чёрное поле «а1», да белые поля: «а8» и «h1»!
Оказаться на чёрном поле «h8» любому Коню – ужасно: на этом поле Конь теряет в силе в четыре раза по сравнению с его пребыванием на любом центральном поле!
Про эндшпиль и говорить нечего: окажись я, Белый Конь, на этом чёрном поле «h8», то даже Чёрный Король, занимая чёрное поле «g7», способен удавить меня голыми руками...
- Может, хватит стонать!
- Да, Командир, сытый голодному не разумеет! Если бы ты хоть раз оказался на этом чёрном поле «h8» в глубоком эндшпиле...
- Всё! Достаточно об этом поле! Вот уж воистину, не дай волку дебют, за эндшпиль хватит!
- Это пословица такая?
- Сам придумал! А ты мне мозги не затуманивай, давай о белом поле «g6»!
- Слушаюсь, Командир!
Белое поле «g6» в расположении Чёрных расположено...
- Оригинал! Вроде, ты неглупый Конь! Так зачем же всё время повторяешься: белое, белая, чёрная, чёрное?
- Командир, я же тебе уже об этом говорил...
- Ах, да! Вспомнил! Мол, изучаем поля, напомнить лишний раз цвет поля или фигуры полезно для развития воображения... Ну, допустим, что, может, и так... Но для чего ты только что ляпнул: «В расположении Чёрных расположено»? Нельзя было подобрать иное слово, чтобы не повторяться?
- А зачем?
- Как это зачем? Ведь это же – Тавтология!
- О, ужас! Сейчас упаду в обморок! Да ты не смеши меня, Командир! Тавтологию я – обожаю!
- Но все же говорят, что это кошмарно, что это – словесный мусор!
- Смотрю я на вас, людей, и диву даюсь! Вроде бы и неглупые, вроде бы и не обезьяны... А может быть, Дарвин прав?
- Не заговаривайся, Оригинал! Среди моих предков точно не было обезьян!
- Так чего же ты обезьянничаешь?
- Молчать!
- Слушаюсь, Командир!
- Продолжай! И чтоб без всяких Тавтологий!
- Командир, я очень хорошо к тебе отношусь, так позволь объясниться!
- Попробуй!
- Говорят, что Тавтология засоряет язык, но в Природе всюду повторенье:
лист - к листику, трава - к травинке...
Так чем же тавтология плоха?
- Но об этом говорят все учебники и словари!
Открой любой Толковый словарь Русского языка и ты прочитаешь примерно следующее: «Тавтология – повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла»!
До тебя доходит? Смысл не уточняешь! Да к тому же ещё и говоришь даже не другими словами, а одними и теми же словами! Это разве хорошо?!
- Ну, это, Командир, с какой точки зрения посмотреть!
- Да с какой угодно! Со школы мне твердили, что Тавтология – это ужасно! Что Тавтология – засоряет наш Великий и могучий язык!
- Скажи, Командир, а ты, взрослея, не удивлялся, почему же окружающий тебя Мир – сплошная Тавтология?
- И в чём же она?
- Да в том, что любая травинка одного и того же сорта – Тавтология, животные одного вида – Тавтология, люди определённой расы – Тавтология...
Если следовать логике твоих школьных учителей, то, аналогично тому, как засоряется Тавтологией наш язык, также засорён Тавтологией весь наш Мир...
- Значит и весь Мир надо переделать!
- А зачем, Командир? Ведь окружающий нас Мир – прекрасен!
Именно Тавтологией и прекрасен!
- Не понимаю, о чём ты?
- А ты, Командир, приглядитесь к любому дереву, например к дубу.
Разве не прекрасно повторение одних и тех же листьев без уточнения какого-либо нового смысла?
А жёлуди?
Красавцы! Один к одному! Разве не прекрасна Тавтология?
- Почти убедил... Но так это в Природе! Заморочил ты мне голову! Я ведь говорю о тексте!
- Думаю, что так же прекрасна Тавтология и в тексте!
- Это почему?
- Хорошо, разложу всё по полочкам!
Во-первых, известно, что любой человек, даже гений, воспринимает не более четверти текста, прочитанного им впервые.
Во-вторых, известно, что не любовь и хлеб правит человеческим миром, а лень, поэтому человек второй раз, возможно, один и тот же текст читать не захочет.
В-третьих, известно, что гордыня человеческая может не позволить человеку читать один и тот же текст ещё раз, тем более - многократно.
Теперь,
если сложить всё сказанное воедино, то получается, что текст, где сплошная Тавтология имеет огромнейшее преимущество над текстом, где Тавтология отсутствует;
то есть имеет все шансы быть прочитанным!
- Может быть... Может быть... Но это для дешёвой литературы!
Согласись, Оригинал, что Тавтология в Документах – недопустима!
- Наоборот, Командир!
Если бы официальные Документы содержали бы Тавтологию, то, возможно, было бы понятно содержание таких документов не только профессионалам-юристам, для которых тоже из-за отсутствия Тавтологии существуют специальные Толкования этих Документов, но мысль, изложенная в официальных Документах, была бы понятна и простым гражданам!
- Ну, ты и наговорил... Да мне воспитание не позволяет положительно говорить о Тавтологии!
- Перевоспитывайся, Командир!
Тяжело с вами, людьми! Мне вообще непонятны люди, говорящие: «Извините за тавтологию!»
Может, это оттого, что люди больше заботятся о том, что о них скажут, нежели о том, поймут ли лучше то, что они сами скажут?
- И что же получается?
- А получается, что Тавтология не только не засоряет язык, но и способствует его восприятию»!
Понятно?
- Голова кругом идёт! Так что же это получается, что пишущим людям полезно применять Тавтологию специально?
- Именно так!
- И даже Поэтам?
- А применять Тавтологию Поэтам особенно важно, ведь их произведение коротко, а надо обязательно усилить и подчеркнуть главную мысль, чтобы она воплощённая в слова, во фразе не была бы искажена, не показалась бы ложью Читателям! Вот для этого Поэтам полезна Тавтология!
Я вспомнил об этом один Сонет, послушай:
«Поэт, пиши одно и то же!
Хоть сто, хоть двести раз подряд,
Когда мороз идёт по коже,
Используй весь души заряд!
Чтоб зАмер строк твоих Читатель,
Чтоб сердце дрогнуло его!
Так должен поступать Писатель!
Иначе пишет для чего?
Ведь «Повторенье, мать прочтенья»,
Так повторяй же то, Поэт,
Что главное в стихотворенье,
Чтоб ярче был от мысли свет!
Пример нам, в качестве ученья –
Весь Мир – сплошное повторенье!»
- Молчать! Меня сейчас стошнит от твоей болтовни! Продолжай доклад!
- Слушаюсь, Командир!
Белое поле «g6» в расположении Чёрных расположено...
- Опять ты за своё?..
Ладно, что с тобой поделаешь, продолжай!
- Слушаюсь, Командир!
Белое поле «g6» в расположении Чёрных расположено на белой диагонали «b1-h7», которую Белые с удовольствием используют для нагнетания давления Белым Ферзём и Белым белопольным Слоном на пешечное укрепление Чёрного Короля в случае его короткой рокировки.
Чтобы понизить это давление, Чёрные пытаются разменять Чёрного белопольного Слона поставив его на белое поле «f5» под защитой Чёрного Коня, стоящего на чёрном поле «е7»...
- Достаточно! На сегодня довольно! Так утомил, нет сил тебя слушать, отдыхай!
- Слушаюсь, Командир! А как же песня?
- Когда же твои деревянные мозги расшевелятся? Ведь это так просто! Ты ведь хотел спросить о строке - «Хорьки вовсю желудками шуршали»?
- Так точно, Командир! Ну, у тебя и башкА! Откуда только догадываешься!
- Работа у меня такая! По должности положено догадываться! А вот почему ты такой тупой, не пойму!
- Так мозги-то у меня такие, деревянные...
- И то, верно... Ладно, слушай!
- Слушаю, Командир!
- Из твоей, вернее моей... Нет! Из твоей, ведь ты её постоянно поёшь, значит и песня твоя!
- Так точно!
- Так вот, из твоей боевой песни фраза - «Хорьки вовсю желудками шуршали» обозначает Шахматные поля: чёрное поле «h8» и белое поле «g6»! Понятно?
Конь замер.
Пока он обдумывал сказанное мной,
мне припомнился
ещё никем не снятый фильм о Суворовцах:
«Не знаю почему,
Но мне сегодня утром
Припомнился случайно
Советский Ленинград
Из середины прошлого столетья.
Припомнился родной,
Знакомый с детства
Казармы запах.
Шинели вдоль стены висят
Настолько ровно,
Аккуратно,
Как будто их нарисовали
Разметив точно по линейке.
И крик Дневального у тумбочки,
Напротив входа,
Мне вспомнился,
Пронзительный,
На всю казарму:
«Смирно!!! Дежурному на выход!».
Шаг громкий
Чёткий
По паркету,
Натёртому
«До визга поросячьего»,
Как говорил наш старшина.
Доклад Дежурного мне вспомнился
Отчётливо звучавший
На всю казарму переставшую дышать
И замершую
Всем своим составом личным
По стойке «смирно»
Там,
Команда, где кого застала,
Даже в туалете.
«Товарищ старший лейтенант!
За время моего дежурства»
И дальше всё
Как и положено
Уставом.
И построенье вспомнилось в казарме,
Ходящий перед строем офицер
И предложение его для всех,
Кто хочет заниматься боксом в СКА,
В Спортивном Клубе Армии,
Напротив Цирка,
Тот должен записаться у Дежурного по роте.
Мы в СКА,
Приехали.
И нас - полсотни.
Все те, кто записались добровольно.
Вошли в спортзал большой просторный,
Но с плотным запахом мужского пота.
Вошли в шинелях и ботинках.
Предупредили нас,
Спортивной формы нам с собою брать не надо,
Что будет, мол, простой отбор,
Что всех желающих принять
Не хватит места.
А я готов к отбору был,
Как мне казалось.
Ведь подтянуться мог на турнике
В шинели даже и ботинках
Раз двадцать запросто.
Легко держать мог угол
На шведской стенке.
От пола отжиматься не проблема.
И приседанье «пистолетом»
Готов был делать на одной ноге
Сколь надо долго.
Я ждал,
С чего же тренер нам прикажет
Начать вступительное испытанье?
А тренер,
Полный небольшой мужчина,
Немного лысоватый,
С приплюснутым разбитым носом,
Но очень добрым и приветливым лицом,
Одетый в синий тренировочный костюм из шёлка,
С «боксёрками» из белой кожи на ногах,
И полотенцем через шею и свистком,
В руке с секундомером и цепочкой,
Нас попросил всех к рингу подойти,
Вокруг него встать поплотнее,
Пусть в несколько рядов,
Но так,
Чтоб было видно всем.
А сам он наклонился,
Пролез через канаты
И обратился к нам с такою речью.
- Суворовцы!
Не знаю, что вас заставило сюда прийти?
Быть может, зуб имеете вы на кого-то
И сдачи захотелось дать?
А может, славы захотелось?
И олимпийским Чемпионом стать хотите?
А может просто начитались дешёвых книг о боксе?
А может фильмов насмотрелись
И представляете себя героем, и «первою перчаткой»?
А может, девушке понравиться хотите,
Сказав, что вы – боксёр?
Не знаю!
Но всё, что я сказал вам – это глупость ваша!
Сплошная чушь!
Я не могу вас всех принять!
Зал не резиновый, поймите.
Поэтому я проведу отбор.
Вот кто его пройдёт,
Зачёт свой сдаст,
Тот будет заниматься здесь.
Кто не пройдёт, не обижайтесь.
Ведь есть занятий много и спокойных.
Себе купите вы резиновые брюки,
Не протереть их чтобы
На стуле, ёрзая часами,
И тренируйтесь в шахматной игре.
Теперь серьёзно.
Вы должны
Романтику о боксе
Всю выкинуть из головы.
Бокс – не балет,
Вот это вы должны усвоить твёрдо!
Здесь бьют!
И очень сильно!
Носы ломают, плющат уши и брови рассекают.
Здесь пальцы на руках сломать спокойно можно
И руки повредить,
И сотрясенье мозга здесь бывает,
И селезёнку разорвать удар способен сильный,
И печень повредить, и сердце.
А после двух нокаутов ты – хроник
И инвалид по жизни.
Про зубы, что их выбить не вопрос,
Про это я уже не говорю.
Конечно, заплатив немало,
Вы можете резиновую «капу» заказать
И перед боем
Её вставлять между зубами и губами.
Она немного защитит вас,
Но вытянутся ваши губы
И тряпкою висеть перед зубами будут.
А чтобы вы запомнили,
О чём сейчас я говорил вам,
Бокс – не балет,
Здесь очень сильно бьют,
На ринг внимательно смотрите.
Четыре пары здесь из наших «старичков».
Они боксировать одновременно будут.
Смотрите, что вас ожидает!
Ударил гонг.
И восемь человек – четыре пары
Себя дубасить стали так жестоко,
Друг друга так отчаянно лупили,
Что очень скоро появилась кровь.
Она текла и капала из носа на перчатки.
Перчатки с кровью били
В лицо противника и плечи.
А с плеч стекала кровь на майку.
И майка становилась влажной
От пота и от крови.
Когда же в корпус пропускал боксёр удар,
То капли крови, от майки оторвавшись,
Летели зрителям в лицо.
А тренер весело смотрел,
Но не на ринг,
Следил за зрителями он
И наблюдал
За измененьем лиц
Суворовцев пришедших.
На ринге было всё в крови.
Тогда так говорили.
Именно – «на ринге».
Такой-то вышел, мол, на ринг.
Такие-то на ринге.
Теперь же по-другому говорят,
И говорят давно так.
Такой-то в ринг вошёл.
Такие-то, мол, в ринге.
А я Вам буду излагать
Как говорили раньше.
Тут тренер посмотрел на старичков,
И звякнул гонг.
И прекратилась бойня.
- Суворовцы!
Напоминаю вам в последний раз.
Бокс – не балет!
Здесь бьют и в голову и в корпус.
А если промахнуться,
Всякое бывает,
То ниже пояса ударить могут.
Жду вас через неделю,
Вы будете сдавать зачёт.
С собою форму приносите –
Трусы и майку,
И тапочки с подошвой белою,
Чтобы не пачкать ринг.
Ещё бинты боксёрские купите
В спортивном магазине,
Научим бинтовать вас руки перед боем,
Чтоб пальцы не переломать.
Ну, вроде всё.
Ах да! Забыл!
Цвет майки должен красным быть.
Такая форма в СКА у нас.
И ваша кровь на красном будет
Не так заметна.
На этом всё.
Жду всех вас здесь через неделю!
Прошла неделя.
Из полсотни
Пришло нас только десять.
Нам руки помогли забинтовать,
Поскольку сами мы не знали
Как это делать надо.
Нам объявили,
Что у каждого из нас
Сегодня поединок будет.
Один всего,
Но со специалистом.
И раунд будет в поединке том
Один
Из двух минут всего.
На ринг по очереди приглашали нас.
Вот мой черёд пришёл.
Не помню, как я перелез через канаты.
Перед глазами было всё в тумане.
На ринге поединок,
Не то что в тёмной подворотне
Когда нет зрителей совсем.
Ведь некоторым
И на сцену
Подняться перед зрителями трудно,
А их никто не бьёт там.
На ринге же
Не столько страшно, что тебя побьют,
Как страшно то,
Что страх твой зрители увидят.
Передо мной был мой ровесник
Четырнадцати лет.
Впоследствии узнал я,
Что бронзовый призёр он
На первенстве страны
Средь юниоров.
Его пытался я достать,
Но пару раз всего
Его коснуться удалось чуть-чуть
За две минуты боя.
А он меня
Отделал так,
Что не узнал меня Дневальный,
Когда в казарму я вернулся.
Не видел глаз один совсем.
На пару дней ослеп им.
Другой глаз видел только через щель.
Лицо всё вспухло
И превратилось в сплошной синяк.
Внутри рта губы повредились.
До головы дотронуться нельзя.
Но нос мой уцелел, не сломан.
И в принципе,
Я сам пришёл в казарму.
Других же привезли в санчасть.
Через неделю
На занятие по боксу
Опять я в СКА пришёл.
Приковылял ещё один.
Нас из пятидесяти только двое
Прошли отбор.
А тренер нам сказал: «Зачёт вы сдали».
Полгода он на ринг не допускал нас.
В боксёрский зал теперь ходили через день.
Полгода изучали технику защиты
В бою лишь с тенью».
А за кадрами этого фильма
я услышал ещё не озвученный голос диктора:
«В 1943 году,
с одобрения генералиссимуса
Иосифа Виссарионовича Сталина
были организованы
Суворовские и Нахимовские училища
для обучения детей,
родители которых погибли на фронте...
Во времена «Хрущёвской оттепели»
в этих училищах произошли изменения;
так появились преподаватели-женщины,
отменена военная форма для преподавателей...
А в начале 21 века
отменили и участие
Суворовцев и Нахимовцев
в параде на Красной площади Москвы...»
Сквозь ВРЕМЕНИ шумЫ,
сквозь зависть и интриги,
слова Суворова доносятся до нас
на частоте биенья сердца полководца,
где в каждом стуке дробью барабана боевого
звучит мелодия одна:
забыв свои обиды,
любить Россию,
всю жизнь России посвятить
и укреплять Величие России!
Глупцам - для осужденья,
для размышленья – мудрецам,
пусть вырванные из контекста,
в главе 31-й
звучат конкретные слова Суворова потомкам:
«Я солдат, не знаю ни племени, ни рода.
Поле – один мой элемент»
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №118040910795