Знакомое царство. К Гекзаметру

Город увяз на балконах и в рощах живых существ
Странное эхо беды в гирляндах похожих на кроны
Луны целых эпох пробегают по каплям в лес
Чащи людской свободы сквозь камертоны вздохов

Берег райских дорог усыпан цветами нас
Магией чисел и цифр зашифрованных кем-то
Нет не исхода лет на реке уходящей раз
Строго в течении суток по кругу зловещих граблей

Так ненадолго вспять возвращаясь на место встреч
Бывших до этого времени пройденным без остатка
Нам не хватало чувства плыть на знакомый смерч
Мы проносились дальше впадая в знакомое царство

Наших тревог сегодня и дальше дерзать и петь
Песню которую пели и наши предки

02.04.2018 — На половину (на большую половину) 6- стопный Дольник, наполовину Гекзаметр...

===ИЗНАЧАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ===

Город увяз на балконах и в рощах живых существ
Странное эхо беды в гирляндах похожих на кроны
Луны целых эпох пробегают по каплям в лес
Чащи людской свободы сквозь камертоны вздохов

Берег райских дорог усыпан цветами нас
Магией чисел и цифр зашифрованных (кем-то)* данных
Нет не исхода лет на реке уходящей раз
Строго в течении суток по кругу зловещих граблей

Так ненадолго вспять возвращаясь на место встреч
Бывших до этого времени пройденным без остатка
Нам не хватало чувства плыть на знакомый смерч
Мы проносились дальше впадая в знакомое царство

Наших тревог сегодня и дальше дерзать и петь
Песню которую пели и наши отцы и деды

02.04.2018 — 6- стопный Дольник...

================================================

Почему не Гекзаметр?.. Потому, наверное, что мысль идёт на целую строку без какой-либо примеси тандемного единства:

========================
Здравствуй мой пилигрим посмотри в небесах закат
Город нашей любви ты сказала как будто бы в шутку
Царство нашей свободы льётся свободно вниз
Жалок звёздный король над морем песков и барханов
Город увяз на балконах и в рощах живых существ
Странное эхо беды в гирляндах похожих на кроны

Нам не хватало чувства плыть на знакомый смерч
Мы проносились дальше впадая в знакомое царство
========================

Не понимаю... Не понимаю... Возможно, всё дело в том как начнёшь. Начнёшь правильно и вся песня уходит на нет... И безударные интервалы перед последним ударом, практически все односложны... И неоднородный Альтернанс... И Рифма... Кароче... Не Гекзаметр. С одной стороны. С другой — почему бы и нет... Ведь, если бы продолжить... Да. Но это уже другая история.

Проснулся... Ладно. С этими Гекзаметрами. Однако, забавно получается,

* — изначально было без (кем-то). И вот, проснувшись, что-то показалось мне долгим читать строку в 6 Стоп. Возвращаемся к исходному 5- стопному Дактилю — только с другим окончанием. Которое немножечко коротит, но всё таки. Пока так, а там посмотрим.

Относительно того, почему этот стих может быть не Гекзаметром, а Дольником и наоборот, скорей всего из-за аристофанических полустиший:

Чащи людской свободы /...
1оо1о1<о>

Они более строгие и их не качает как Ферекратеи:

Берег райских дорог /

1о1оо1<о>

Разница между Аристофаником и Ферекратем — рассмотрим лишь синтаксический вариант — в более сложной структуре Ферекратея у которого должен быть проходной (или равный) вариант третьего слога по отношению к первому. В связи с чем, изначальная (пусть будет) структура Ферекратея равна слову (как басе — распространению) и выражению из двух слов — начнём с них и с Аристофаника:

Райской дороги
Берег
Чащи людской
Свободы

Ферекратей:

Берег
Райской дороги
Луны
Целых эпох

И если у Аристофаника есть возможность второго удара в купе с первым считать не полустишием — от которого никуда не деться:

Чащи
ЛюдскОй Свободы

— поскольку, так, синтаксически правильно, пусть: от акцента на втором слове, всё равно никуда не деться, — то у Ферекратея просто нет выбора нужного ему Синтаксиса.

Конешно, этот акцент есть и у Ферекратея, но у него, он, несколько скользкий и в некоторой степени нервирующий. Потому что 3 удар это устойчивость для такого развития Размера — собственно, это то, что называется Анапест:

1Чёрный ворон
1В ночи
2Говорил
2Не кричи
3Что ты песни
3Поёшь
4Гимнам
4Спать не даёшь

Четвёртая строка Ферекратея. И вот, иногда, отдавшись начальной поступи Анапеста попадаешь на Ферекратей и... — падаешь, так сказать на: ГИМНАМ СПАТЬ, супротив таких чётких выражений как ЧЁРНЫЙ ВОРОН и ГОВОРИЛ. Некоторый читатель, может упасть и на выражении третьей строки: ЧТО ТЫ ПЕСНИ — но это не так страшно как ГИМНАМ СПАТЬ. Этим гимнам, спать на терре Ферекратея:

Ворон чёрных дорог
Май играющих нас
Ветер скользких миров
Там не жарко не холодно

— каждый из вас должен понимать, где и Анапест в Ферекратее. Вот такая она — проблема Ферекратея. Из-за которой его всё равно качает — но с тем и заводит, несколько тягучий Ритм Гекзаметра. Тогда как у Аристофаника, всё устойчиво настолько, что... — всякое бывает. Вот, — столько болтовни на пустом месте. Хотя, на самом деле, я шучу. Знайте — кто не знает. Или не знайте — ваше право.

Трёхстопные Размеры Силлабометрики. С комментариям (Собиратель Гербариев Лунных)
http://stihi.ru/2018/03/21/885


Рецензии