Первая любовь. Любовь, которой не было...
***
За всю жизнь он мне приснился только один раз. Я шла по широкой снежной,
абсолютно пустынной проселочной дороге. А навстречу мне шел он, мой одноклассник
Сережа С. Правда, одет он был странно: нелепая вязаная шерстяная жилетка с
разноцветными угловатыми узорами и резиновые сапоги. Я так обрадовалась этой встрече , что бросилась ему на грудь. И тут я поняла, что это не Сережа. Грудь была жесткой,
словно металлической, и не дышала.
Почему такой сон приснился мне не в юности, когда я была без ума от Сережи, а
именно в 90-е годы, когда я похоронила своего мужа, это для меня загадка. Видимо, сны бывают не только пророческими, но несут какую-то иную функцию.
Сережу я помню всю жизнь как свою первую любовь. Еще тогда не осознанную, спрятанную за другими целями и заботами. Он был самым красивым мальчиком нашего
класса, и не последним по красоте во всей школе. Девочки всегда старались привлечь его
внимание, он постоянно находился среди своих друзей и частенько задирал девчонок.
Любая почитала за честь, если этот высокий, стройный, кудрявый мальчик заговорит с
ней или пригласит на танец.
Понятие красоты не играло роли в моей жизни. Мне казалось, что красота
- это удел артистов. И если ею обладаешь, то тебе место на киноэкране. В реальной
жизни уже тогда хотелось верности и преданности. Сражаться за красивого мальчика для
меня было недопустимо. И я оставляла эту проблему другим девочкам.
Я была обыкновенной, очень далекой от стандарта красоты, в то же время
видела, что в классе и в школе есть просто красавицы.
Я не понимала в 14 лет, что есть иные критерии любви или влюбленности,
кроме красоты. В книгах и в кино Золушки становились красавицами сразу, как только
влюблялись, а красавицы вдруг оказывались злыми и некрасивыми.
Я ждала своего принца, пусть некрасивого, но влюбленного в меня и способного
сделать красавицей меня.
Определенная популярность у меня была. Я была активной пионеркой, а потом
комсомолкой. Бывала организатором многих мероприятий в классе и школе. Но...
Я ждала, когда на меня обратят внимание как на девочку, а не на комсорга.
И однажды на уроке заметила, что Сережа смотрит на меня в зеркальце. Увидев, что я это заметила, он сразу убрал стекло. Но своего он добился. Теперь я частенько
поглядывала в его сторону, опасаясь, что он подсмотрит за мной что-нибудь не очень
хорошее или смешное. Но скоро мне это надоело, и я перестала на него смотреть.
Вторым этапом были солнечные зайчики. Они прыгали по моей парте, тетрадкам,
мешая писать, слепили глаза и щекотали уши.
Однажды как –то так получилось, что на перемене в коридоре не оказалось никого,
кроме нас с Сережей. Он подошел ко мне и сказал, что хочет поговорить. Не
помню, что ему ответила. Я вообще ничего не помнила в этот момент, словно потеряла сознание. Когда пришла в себя, Сережа внимательно смотрел на меня, а потом ушел в класс. Я поняла, что что-то не так, хотелось продолжения разговора, но
надежды на второй подобный случай не было. Как решительная девочка, я решила взять
ситуацию в свои руки, и во время следующей перемены сама подошла к нему и спросила,
о чем же он хотел со мной поговорить. Он пообещал позднее продолжить разговор.
Удивительным было то, что во время перехода в следующий кабинет мимо меня
пронесся один из друзей Сережи Мишка Т. и на ходу бросил мне: «Молодец!»
Я, естественно, помчалась за ним: почему молодец? В чем молодец? Но он сделал вид,
что не понимает, о чем я говорю.
Меня это насторожило. Я ждала подвоха. Не было, на мой взгляд, главного:
честных и прямых отношений. Моя интуиция впервые подсказала мне: тайны и
иносказания не лучшие друзья любви и внимания.
***
Меня постоянно окружали мальчишки. Наша дружба всегда носила простой
доверительно-деловой характер. Способствовало этому то, что я хорошо училась, а
учителя практиковали своеобразный метод воспитания: «хорошист» - чаще всего девочка,
прикреплялся к «двоечнику»- чаще всего мальчишке. Таким образом класс практически
был разбит на пары. Иногда это деление производила классный руководитель
Зинаида Александровна Т. , но в большинстве случаев приветствовалось, если «парники» заранее проявляли симпатии и соглашались быть «прикрепленными».
Таким образом я перезанималась почти со всеми мальчишками в классе, исключая
тех, кто самостоятельно учился на твердые «3» и «4». Отличников в классе не было.
Сережа относился к тем, с кем заниматься было не надо. Поэтому отношения нужно
было строить самим. Но они почему-то не строились.
Мальчишки всегда проявляли ко мне внимание. Ведь это была некоторая гарантия
приготовленных уроков, хотя списать у меня было довольно трудно: списывать я
не давала, а отнять у меня тетради с уже готовыми заданиями было довольно трудно –
дралась я жестоко. А могла и во всеуслышание заявить о неблаговидном поступке.
Так молча я страдала по Сереже, никому не говоря о своих переживаниях, окруженная одноклассниками, постоянно занятая уроками, музыкальной школой,
«двойками» своих подопечных, работой в комсомольской организации.
Почему-то именно в это время я почувствовала внутри себя боль. Она была разной.
Иногда острой и сильной, как понимание невозможности любви. Иногда сладкой и
мягкой в предчувствии встречи с Сережей. Иногда слабой и тягучей, как ожидание.
Мальчишки продолжали со мной дружить. Иногда провожали до дома: просто шли
рядом – нам всегда было по пути. Иногда дрались и толкались, даже без причины. Иногда
отнимали мой портфель, чтобы я за ними побегала. Но я гордо отвечала, что бегать за
ними я не буду, а портфель пусть сами принесут мне домой.
Но никогда не дрался за мой портфель Сережа. Никогда меня не провожал. У него
была своя компания, которая никогда меня не приглашала, а сама я никогда не стремилась
в ней оказаться.
Но однажды темным зимним вечером из школы я шла одна. И на полпути к дому
увидела Сережу с друзьями. Страха не было, хотя умом я понимала: эта встреча не
случайна, и несколько 14-летних подростков на темной улице всегда могут найти повод
для разборок. Но Сережа взял меня за руку и попросил его подождать. Я ответила, что
всегда его жду, и пошла дальше. В груди у меня сердце прыгало так, что я боялась упасть.
Но сохранить уверенный и спокойный вид мне удалось. «Ждешь?»- переспросил он.
«Да, »- ответила я.
Это была единственная наша встреча вне школы.
Мы продолжали вместе учиться, иногда разговаривали, но никогда не было даже
намека на развитие наших отношений.
Я продолжала мучиться от того, что он где-то живет, ходит, с кем-то встречается,
на школьных вечеринках танцует с другими девочками . Но стала замечать в
нем перемены. Он стал грубее, сутулее, и даже менее красивым.
Наконец, я поделилась своими мучениями со своей подругой Людой Ш.
К моему удивлению, она не стала ни смеяться, ни отговаривать меня, ни сочувствовать.
Она просто тихо удивилась: « Как-то у вас все слишком по-взрослому ».
К концу учебного года моя любовь утихла почти совсем. Я словно забыла о его
существовании. А когда вдруг вспоминала, в груди начинало тихо постанывать сердце
о чем-то несбывшемся, прекрасном и далеком.
Но любовь сама напомнила о себе, хоть и в необычной форме.
***
Восьмой класс мы решили ознаменовать полной самостоятельностью и отстоять
свое право сидеть за партой с тем, с кем пожелаем. Разбегались глаза, выбирая, с кем бы
оказаться за одной партой. В уме прокручивались варианты отказов желающим сидеть
со мной (в основном это были слабые по успеваемости ученики, желающие хоть как-нибудь подготовиться к выпускным экзаменам). При этом должно было быть соблюдено
правило замены ряда. Сидеть постоянно в одном ряду не рекомендовалось, чтобы не испортить позвоночник.
Зинаида Александровна, которая к 8-му классу своей твердой позицией и
авторитетом сумела нажить в классе несколько врагов, лояльно отнеслась к нашей самостоятельности, ограничившись всего несколькими пересадками. В числе «насильно пересаженных» оказалась и я. Класс эти изменения не только принял, но и поддержал.
Таким образом обучение в восьмом классе я начала на предпоследней парте
первого ряда. Моим соседом по парте оказался Колька У. , маленький и ловкий мальчишка, с которым мне не приходилось заниматься. Сзади меня сидели два самых
высоких парня в классе – Сашка В. и Володька М. На этих двоих я потратила
много времени и сил, пытаясь научить их делать уроки. Но все было безрезультатно.
А передо мной сидел Сережа со своим другом Мишей Р.
Восьмой класс был для меня кошмаром. Мальчишки, видимо, договорились между
собой и делали все, чтобы я не смогла подготовиться к выпускным экзаменам. Сережа
все время сидел вполоборота ко мне; мои линейки, карандаши, книги и тетради кочевали
по трем партам: никто из ребят не носил с собой письменные принадлежности. Частенько
на уроке я просто не могла выполнять задания, потому что сидела без ручки и тетради.
Иногда приходилось отвоевывать их силой прямо на уроке. Вернувшись после ответа у
доски, я находила на скамейке парты кнопки.
Я поняла, что любовь зла.
Кончилось все тем, что я попросила Зинаиду Александровну меня пересадить.
Но как ни странно, в душе я продолжала его любить. Его увлечения
другими девочками отзывались во мне тихой болью. Но я старалась эту боль заглушить
Сделать это было не очень трудно. Я быстро взрослела.
Выпускной вечер мы провели вместе в большой компании. Кто меня пригласил, я
не помню. Мы гуляли по улицам города группой девочек, а за нами шла Сережкина компания. Вдруг он предложил пройти на одну из маленьких улочек, у него там небольшое дело. Мы понимали, что это последний наш совместный вечер; нам было безразлично
куда идти. По дороге он нарвал сирени, а подойдя к какому-то дому, бросил её
во двор прямо через забор.
Я бы хотела насладиться хотя бы запахом цветка, который он держал в руках...
В девятый класс Сережа не пришел. Он поступил в медицинское училище и уехал в Архангельск. Встретила я его однажды в автобусе. Он был с женой и ребенком...
Умер Сережа рано. Моя мать, которая старалась держать меня, уехавшую из Онеги, в курсе всех онежских событий, рассказала мне, что после окончания медицинского
училища Сережа работал фельдшером на «Скорой помощи», был три раза женат,
и утонул, переплывая пьяным реку Онегу. Его мать после его смерти в разговоре с моей
мамой сожалела, что у нас с ним ничего не получилось. По её словам, он меня любил...
Свидетельство о публикации №118040806970