Стихотворение месяца-62 - Обзор Речной Нимфы
В этот раз я решила поступить нестандартно. Несколько дней просто читала и перечитывала, потом написала комментарии к каждому тексту, и только в последний день приёма обзоров задумалась над оценками.
Прошу меня простить, если кого-то незаслуженно обидела.
1. «В бегах»
Давно привык встречать рассветы
Не на софе, а на ногах.
Меня искала старость: – Где ты?..
И поняла, что я в бегах.
Седой, а всё играю в прятки.
Плохие мысли обнулив,
Побритый, свеженький, как с грядки,
Я влился в утренний прилив
И руки выставил навстречу
Лучам родившегося дня.
Рассвет плеснул на небо кетчуп,
А заодно залил меня.
Досталось от него прохожим,
Грачам и спящему коту.
Гранитный Пушкин краснокожим
На время стал, как Виннету.
Рассвет успешно перекрасил
Дома, ручей, туман, траву...
И даже комья рыжей грязи
Вплелись в пейзажную канву.
Но вскоре жаркий день нагрянул
И красноту в природе стёр
С небес, ручья, травы, тумана...
Извечно красный светофор
Подмигивал зелёным светом
И масти больше не менял.
А тень за мной бежала следом,
Но не могла догнать меня.
*****
*Что понравилось: не могу это объяснить, но в целом – всё понравилось. Ну, почти : )
*Что не понравилось: Лучи родившегося дня – почему лучи дня, а не лучи солнечного света, например? Где источник излучения? И сравнение Пушкина с вымышленным индейцем Виннету – не слишком ли это?
*Оценки: 5 и 5
2. «Истина»
Я хочу прикоснуться ладонями
к перепутанной в хаосе чувств,
cумасшедшей, случайно пророненной,
неизведанной истине уст.
Как страдает в безветрие мельница,
так и слово ледышкой стучит:
на печи то ему не емелится,
а на воле не хватит защит.
Оттого ли акцента бесправие
часто слышу в Эвтерпы речах,
что травой, угнетённою гравием,
не добраться до Слова- ключа?
Я хочу прикоснуться ладонями
к безответной, живой, обездоленной...
*****
*Что понравилось: угнетённая гравием трава. Чудесная фраза «не емелится на печи».
*Что не понравилось: «на печи-то ему…» - пропущен дефис. Первая строфа – совершенно мне непонятна. Что это за «перепутанная в хаосе чувств cумасшедшая, случайно пророненная, неизведанная истина уст?» Вы уверены, что желаете к этому всему ладонями прикоснуться? Я бы не рискнула. И что такое «акцента бесправие»?
*Оценки: 3 и 3
3. «Родословная»
Вдруг открылась мне дверь в родословную.
Осторожно вхожу сквозь века,
Ощущаю присутствие словно я,
В той эпохе, где Лета - река.
Слышу звон колокольный на звоннице,
Мой прапрадед читает канон,
Прихожане с усердием молятся,
И с молитвой шлют Богу поклон..
Верой- правдой служил он Отечеству,
Также Богу служил и царю,
И остался преданием в вечности,
С ним теперь я в стихах говорю.
Я узнала, что в трех поколениях,
Документы о том говорят,
Мои предки на богослужениях
Свершали церковный обряд.
Получили дворянское звание,
Документ сей подписан царем,
А с наградами было признание…
Дед к расстрелу был приговорен…
Лишь за то, что служил он священником,
И священники дед и отец,
И за то, что на богослужении
Предрекал свой бесславный конец.
Их могилы забыты на родине,
Все попрали в лихие года,
Но архив сохранил родословную,
Не исчезла семья без следа.
Прикоснувшись к семейной истории,
Ощутила причастность свою.
Точно также уйду, может, скоро я,
Перед вечностью темной стою.
Обо мне будет запись архивная:
«Родилась, пожила, умерла»,
Кто-то вспомнит и скажет: «Счастливая!
Неплохой поэтессой была».
Может быть, напоследок успею я
Написать самый лучший свой стих.
Прозвучав лебединою песнею,
Будет также записан в архив.
*****
*Что понравилось: ничего.
*Что не понравилось: «осторожно вхожу (через открытую дверь в родословную) сквозь века», «в той эпохе, где Лета – река» - а в любой другой эпохе Лета – не река? Может быть, озеро? Пруд? Водохранилище? «Обо мне будет запись архивная: «Родилась, пожила, умерла» Вы, вероятно, никогда в архивах не бывали. Родилась-пожила-умерла – это бесполезная информация. Такое можно и про кошку и про мошку написать.
*Оценки: 3 и 3
4. «На грани»
Мне кажется, что мы стоим на грани.
Ещё чуть-чуть – и в пропасть упадём,
В которой лучше никому не станет,
Хотя и будем, наконец, вдвоём.
Мне кажется, ты понимаешь это
И не даёшь переступить черту.
За ней не встретить нам с тобой рассветы,
И лучше эту мне забыть мечту.
Забыть совсем и не пытаться даже
Себе представить в мыслях образ твой,
Твоё лицо – ещё без макияжа –
Когда ты просыпаешься. Со мной.
*****
*Что понравилось: ничего.
*Что не понравилось: «и лучше эту мне забыть мечту» - самая характерная строка. В данном случае она кратко пересказывает весь смысл текста, а также демонстрирует уровень мастерства автора. Понимаю, о любви уже написаны миллионы стихов. Но ведь читатель хочет узнать о любви что-то новое, а не читать опять и снова про «забыть совсем и не пытаться даже себе представить в мыслях образ твой». Сколько можно писать об одном и том же одними и теми же словами?
*Оценки: 3 и 3
5.«Ты знаешь, что такое любовь»
Ты знаешь, что такое любовь?
Знаешь? Тогда расскажи.
Расскажи,
Как поэт разгребает барханы слов,
Как находит в душе миражи.
Строчки переплетённые в нежный венок
Теряются в дебрях оборванных мыслей.
Любовь — это чистого неба глоток,
Это влекущие сиреневые кисти .
Это перекрёстки, вышитые крестом,
Это налитый вовремя индийский чай,
Любовь — это маленький, тёплый дом,
И голос из трубки: "Встречай!"
Ты знаешь, что такое любовь?
Фотография в кармане бушлата,
Запахи недосмотренных снов,
Последняя, оставшаяся граната.
Голос военврача: "Ещё поживёт".
Не надо ставить печать,
Ведь она его ждёт.
В маленьком доме, возле крыльца.
Ты знаешь, что такое любовь,
Для выжившего бойца?
Ты знаешь... Тогда расскажи.
Расскажи!
И пусть все запомнят,
Как сердце от счастья дрожит,
В лабиринтах распахнутых комнат.
*****
*Что понравилось: настроение. Любовь – сильное и прекрасное чувство.
*Что не понравилось: сбои ритма, распахнутые комнаты (может, двери?), их лабиринты, где «сердце от счастья дрожит», абстрактно-безымянные поэт, боец и военврач, местами слабоватые рифмы.
*Оценки: 3 и 3
6. «Ещё неделя…»
Тонут вербы в снегах по пояс,
им до праздника ждать и ждать…
Тускла солнца и неба помесь —
это, может быть, их вражда?
В сизых красках предсмертной дрожи,
исторгая на землю снег,
небо слепнет от бездорожья,
а на белом следы ясней:
будто свет проявляет плёнку —
и скелеты кустов вчерне
отряхнут на ветру дублёнки —
так сугробы ещё жирней.
Тонут вербы по пояс в белом —
к веткам разве добраться вплавь…
И комочки на них, робея,
ожидают во сне тепла.
Где-то праздник не за горами,
только марту чихать на всех
в ожидании возгоранья.
Скоро вспыхнет весенний свет!
*****
*Что понравилось: что про весну, скорее бы уже. И рифмы хорошие.
*Что не понравилось: смысловые просадки и провалы, например – помесь солнца и неба, которую сравнили с враждой. А ещё – предсмертная дрожь неба, слепота от бездорожья, скелеты кустов в дублёнках, жирные сугробы, ожидание возгоранья.
*Оценки: 4 и 3
7. «Прогулка»
Быть может хорошо, что всё отвечено,
Чертой очерчено и понято давно…
Они опять гуляют вместе вечером,
И капли дождика, как старое вино,
Уже приносят только наслаждение,
И не пьянят, и послевкусием язык
Не дразнят, и не требуют смешения
С другим напитком… Юности азы
Вернутся к ним другими ипостасями,
Всегда на Вы и чинно строя шаг...
Они давно друг друга приукрасили…
И мы не будем в этом им мешать.
*****
*Что понравилось: ничего, здесь я совсем ничего не поняла.
*Что не понравилось: в строках №2, 4, 6 – по 12 слогов. В строках № 8, 10, 12 – по 10 слогов. Почему так? Кто «они», которые гуляют? И особенно испугала фраза «юности азы
вернутся к ним другими ипостасями, всегда на Вы и чинно строя шаг...»
*Оценки: 3 и 3
8. "Чуть-чуть о первой..."
Весна... Опять поманят соловьи
уйти вдвоём с любимой в тихий сад.
...Но места нет во мне иной любви,
чем той, была что сорок лет назад.
Весною осень вспоминаю я,
далёкое "о небо, не губи!",
своё "люблю" в дыханьи ноября,
твоё чуть виноватое "люби..."
Всегда весь твой, да, безответно, но
не надо ни мольбы и ни борьбы:
спасибо Богу - от него дано
принять тебя как счастье от судьбы!
И пусть всё топит лет круговорот,
а сединой укутаны виски -
весною каждой сердце ноет от
припорошённой временем тоски...
*****
*Что понравилось: трогательность, искренность. Или мне только показалось?
*Что не понравилось: «чем той, была что сорок лет назад» - ничем не оправданная по смыслу инверсия. Общая прямолинейность изложения, отсутствие очаровывающих читателя деталей. Наличие в тексте штампов. Или я слишком многого хочу от автора?
*Оценки: 4 и 3
9. «Поминальное»
Повадилась нечисть костлявая
вплотную давать кругаля.
Коса расходилась на славу, но
покуда меня не валя.
Друзья и родные, ровесники,
ушли от меня чередой,
мелькнув, словно тень буревесника
над всё ещё тихой водой.
Живи, отпечалясь по-чёрному,
слезами свой хлеб посоли,
пока, словно пень некорчёванный,
обходят тебя косари.
*****
*Что понравилось: последняя строфа. Очень понравилась.
*Что не понравилось: первые две строфы. Совсем не понравились. И буревестник без «т».
*Оценки: 3 и 4
10. «Шалопай дождь»
Улица: дождь,
дождь,
дождь.
Хмурится свет,
свет,
свет.
Где-то спешит под зонтом
родной человек!
Долгое: «кап-
кап-
кап».
Ключ поцелует замок.
Слышно шаги,
ша-
ги.
С букетом в руках –
Мой шалопай-
огонь
(взрослый какой, большой)
сочных песочных роз
Маме принёс!
*****
*Что понравилось: добросердечное, милое, незамысловатое.
*Что не понравилось: не для конкурса оно, как мне видится. А вот для семейного альбома – самое то. И ещё «родной человек!» как-то в мелодию не укладывается.
*Оценки: 4 и 4
11. «Соне»
Господь мой милосерден, Господь мой светел,
он дал мне свободу летать и свободу падать.
Он не научил меня любить, веря, что я сама познаю любовь.
Он дал мне свободу ненавидеть, веря, что я отличу белое от страшного.
Господь мой добросердечен и долготерпелив,
Он забрал меня к себе, там где вечное лето,
и я больше не буду чувствовать ни сырости, ни одиночества.
Моя жизнь промелькнула, как солнечный день,
и осыпалась лепестком...
Простите, что я не верила в вас, не веря в себя.
Господь мой мудр, Господь мой милостив,
Не горюйте обо мне, лучше порадуйтесь.
Господь мой знает, что в моем сердце не было зла,
я буду с Ним в вечности и буду смотреть на вас с облаков.
*****
*Что понравилось: благотворное воздействие на мою расшатанную психику. Много раз перечитала этот верлибр. Вот уж не думала, что могу наслаждаться верлибрами. По мысли – мощно, ярко, убедительно. Римляне говорили про такое: post mortem. Не буду скрывать – меня пробрало. Особенно самое начало, три первые строки. Было бы реальным кандидатом в лидеры моего обзора, если бы не ошибки…
*Что не понравилось: «он забрал меня к себе, там где вечное лето» - вместо «там» нужно «туда», после «туда» нужна запятая. «…и осыпалась лепестком» - правильнее будет – «осыпалась лепестками».
*Оценки: 4 и 5+
12. «Внутричердачное»
Чердачное окно таращилось во двор,
Ему казалось – там гораздо интересней.
Ленивый дождь с окном вёл тихий разговор
о разном ниочём. В подушках старых кресел
Весёлый домовой улёгся на бочок,
едва заслышал стук и шелест слов и капель.
Кургузым пиджачком укрылся – и молчок,
не то заснув, не то - страшась, что грусть накатит.
Его старинный друг – чердачный паучок -
из дальнего угла на тонкой паутине
спешил спуститься вниз, тянул ещё, ещё,
пытаясь обогнать дождливый сплин противный.
У самого окна, на полочке для книг,
горбатился давно забытый ржавый чайник,
А рядом, на гвозде, оборками поник
лиловый летний зонт, ненужный и печальный.
Старьё, как ни взгляни, нелепый дачный сброд.
Я точно знаю: их вот-вот свезут на свалку.
О чём во сне грустит весёлый домовой?
Наверное, о том, что вещи нам не жалко…
*****
*Что понравилось: почти всё. Особенно – как легко читается это стихотворение. Мелодичное оно, уши мои радуются!
*Что не понравилось: последняя строфа в целом. Слово «сброд» в отношении неодушевлённых предметов не используется. Ведь оно произошло от слова «бродить», однокоренное слову «бродяга». Дальше читаем: «их вот-вот свезут». Кого «их» - старьё или сброд? «грустит весёлый домовой» - оксюморон. Мне кажется – это хороший приём, вот только ничего весёлого домовой в тесте не делает. «…о том, что вещи нам не жалко» - может быть. «вещей не жалко» будет правильнее. Если бы не смазанная концовка, это был бы лучший стих лонга. Вот интересно, я угадала автора?
*Оценки: 5 и 3
13. «Мартовское»
Год Собаки, а март, как кот
Не нашедший любви – бобыль.
Ветер трисы на окнах рвет,
В горле комом сухая пыль.
Чувства падают в темный трюм,
Память – стерва опять брюзжит.
Здесь хамсином зовут самум,
С ним приходиться как-то жить.
Город плавится на жаре,
Оплывая смолой в закат.
И не верится - в Феврале,
Здесь по улицам прыгал град.
Ночь, как пес улеглась у ног,
Ветер дергает за струну,
Я не верю в тебя мой Бог,
Но прошу: возврати Весну.
*****
*Что понравилось: год Собаки, никто про него не написал, кроме вас! А ещё понравился «тёмный трюм для чувств». Я тоже такой хочу, готова обменять на трюмо без доплаты : )
*Что не понравилось: март/кот-бобыль, загадочные трисы на окнах (даже лень гуглить), память-стерва (нормальный образ, но пишется не через тире, а через дефис), путаница с хамсином и самумом. А почему Февраль и Весна с заглавных букв у вас? А почему вместо «ё» каждый раз печатаете «е»?
*Оценки: 3 и 3
14. «Который век цари указы пишут»
Который век мы пятый акт играем,
А зритель то ли умер, то ли спит.
Ольга Суханова. Из книги «Двойная сплошная».
В России есть своя большая пьеса.
Свои вопросы: «Быть или не быть?
Что нам мешает на пути прогресса?
И почему нам нечем крыши крыть?»
Строители работали отменно,
Застряли на последнем этаже.
Прораб сказал: «Достроим постепенно.
Наш дом без крыши приняли уже».
Без взятки «Акт приёмки» не подпишут.
А подписавший, тем он и силён,
Что над собой уже имеет Крышу*
Из тех людей, которым подчинён.
При Грозном и Петре за взятки били,
Секли плетьми до крови. Ой-ёй-ёй!
И принародно головы рубили,
А взяточник по-прежнему живой.
Иметь непромокаемую Крышу
В преступном мире каждый норовит.
Который век цари указы пишут,
А взяточник не дремлет и не спит.
Придёт ли век, когда родится гений,
Создаст для нас прибор «Волшебный кнут»,**
И все владельцы всех престижных премий
Ему свои награды отдадут?
*Крыша (с большой буквы) - человек, оберегающий преступника от разоблачений.
**Волшебный кнут – медицинский прибор будущего, обеспечивающий выработку иммунитета от приёма и дачи взятки.
*****
*Что понравилось: эпиграф из текста Ольги Сухановой, фраза «все владельцы всех престижных премий ему свои награды отдадут» Давно я так не смеялась : )
*Что не понравилось: непромокаемая крыша, волшебный кнут, акт приёмки в кавычках, пишущие указы цари, и т.д., и т.п. Как опытная взяточница, скажу вам: иногда не только подремать, но даже поспать удаётся. Так что зря вы нас так жалеете. Впрочем, если изобретёте «медицинский прибор будущего» - приносите, протестируем : )
*Оценки: 3 и 3
15. «Утром»
Алиса (она молчалива и светловолоса),
Легка на помине, умеет бесшумно одеться...
В кармане передника (вышит цветами) уносит
Ключи от вчерашнего мира (замужество, детство) -
А день повторится опять. Улови три отличья -
И сразу проснешься. На стуле - чужая рубашка,
Соседка внизу по-английски читает молитву,
Тарелка. Овсянка. И пар над фаянсовой чашкой.
*****
*Что понравилось: последняя строка, компактность текста, умение Алисы бесшумно одеться (и быстро уйти). Мой скромный личный опыт подсказывает, что для бесшумных исчезновений категорически не годятся шубы с погремушками и шляпки с бубенцами. А ещё венгерские сапоги с металлическими набойками.
*Что не понравилось: три отличия, которые автор нам так и не раскрыл, много слов в скобках, связка «молчалива и светловолоса» - это как про Сезарию Эвору, например, сказать: «сладкоголоса и толстопопа». И ещё детство после замужества пахнет несуразицей – наоборот было бы гораздо лучше.
*Оценки: 4 и 3
16. «Светильник»
(посвящается другу)
Так странно мир устроен этот -
В чём, может, истина сама, -
Что мы всегда стремимся к свету,
А нас объять стремится тьма:
Тьма интересов, тьма вопросов,
Тьма удовольствий или бед,
Работы тьма - хоть кровь из носа! -
И просто тьма, коль света нет.
Мы ищем важные ответы,
Успеха жаждем поскорей,
Но счастье, как полоска света,
Нам светит из чужих дверей…
И с возрастом мы замечаем,
Что тьма всё гуще, всё мрачней -
Тьма ненадёжных обещаний,
Не воплощённых в жизнь идей,
Тьма неудач, чьи злые лапы
Нам не дают ни встать, ни сесть...
А свет - лишь от настольной лампы,
Коли она, конечно, есть.
Но помни про один источник, -
Он всех надёжней и верней,
И света даст он сколько хочешь,
Светильник тот - в душе твоей.
Он сходен с лампой, между прочим, -
Ведь волен ты один решить,
Когда пора включить источник,
Когда же время потушить.
И пусть на лёску годы нижет,
Как бусы, модница-судьба,
Включай его почаще, Миша, -
И для других, и для себя.
*****
*Что понравилось: что автор посвятил стихотворение другу. Я своему другу вчера недобрую эпиграмму посвятила. И пообещала посвятить эпитафию, если будет и дальше себя плохо вести.
*Что не понравилось: что другу Мише предлагается «почаще включать источник». Причём и для других тоже, чтобы не жадничал. Сразу на ум приходит реклама с попкорном, который летит мощным потоком вверх из картонного ведра. А закроешь крышку ноутбука – не летит. Скажу честно – мне иногда тоже хочется крышку закрыть. Особенно когда читаю «тьма неудач, чьи злые лапы нам не дают ни встать, ни сесть».
*Оценки: 3 и 3.
17. "Чары сказочного утра"
Неохотно снимает накидку,
на заре загулявшая ночь,
по рого'зу* сползает улитка
от болотистой заводи прочь.
Над просторами ветер резвится,
раскачав стебли клейких лиан,
взмыла в небо горластая птица,
застучав клювом, словно шаман.
Оживают волшебные чары,
под лучами искрящихся брызг,
пьют леса рос волшебных нектары,
глядя в небо на солнечный диск.
Заплетает косою тугою
серебристые пряди волос
бледноликая нимфа, дугою
уложив в кудри гребень из роз.
В водоёме колышется тина,
рыбам душно в озёрной воде,
выплывает из глади Унди'на,**
чешую обнажив на хвосте.
Из зелёных владений в нарядах
появляются феи лесов,
во главе нимфа рощ - Мелиада***
в малахитовом платье без швов.
Закружился над рощею стайкой
хрупких бабочек яркий венок,
шепчет что-то родник без утайки,
с бальзамином ведя диалог.
----------------------------------------------
*Рогоз - лентовидная болотная трава.
**Ундина - русалка.
***Мелиада - древнегреческая нимфа.
*****
*Что понравилось: люблю про нимф, ундин, рыбу, тину и чешую. Добавлю вам за них один бонусный балл к оценке за содержание. Ещё отмечу рифму тугою-дугою. Хорошая, так и хочется украсть!
*Что не понравилось: клейкие лианы - словно из другой истории проросли. «застучав клювом, словно шаман» - это где вы видели шамана, который клювом стучит? «лучи искрящихся брызг» - откуда у брызг лучи? «гребень из роз» - я раньше думала, что розы в гребень не укладывают. Может, я от жизни отстала? Может, лучше из роз венок сплести? Ах, простите, ведь венок у нас здесь уже есть! Он (венок) «кружится стайкой» над рощей. Венок тут не из роз, а из… бабочек! «выплывает из глади Ундина» - какая гладь, если там двумя строчками ранее «в водоёме колышется тина»? В общем, осталось только Мелиаду разозлить. Её малахитовое бесшовное платье – это платье из малахита, или платье цвета малахита? Если платье каменное, про швы можно не упоминать.
*Оценка: 3 и 3
18. «Поздней осенью холодной»
АКРО
Поздней осенью лес печалится.
О, как пусто в его дворцах!
Золотую листву отчаянно
Дождь вбивает в дорожный прах.
Небо тучами занавесилось.
Ели хмурой стоят стеной.
Йодлем птица не крикнет весело -
Онеменье – лишь ветра вой
Слышен между ветвей, окрашенных
Ежевичною чернотой.
Ночью волки завоют чащами -
Ьььь… -
Юрьев день входит в лес густой.
Ходит тихо, но хрустнет веткою -
Очи волчьим горят огнём.
Люд сверяет его с приметами -
Отраженье зимы на нём.
Дрогнет небо слегка снежинками -
Напоро’шит чудес резных.
Осень, лес окропив слезинками,
Из чертогов уйдет лесных.
*****
*Что понравилось: сама попытка написать акро, это всегда достойно уважения. Но акро хорош, когда читатель без подсказки даже не понимает, что это акро. Это моё личное мнение. Ещё черничная чернота понравилась.
*Что не понравилось: Мне доводилось слышать волчий вой. Это страшно, это совсем не «Ьььь». Кроме того, волки могут пробежать полем, но вот как они «воют чащами»… Ну, я не знаю даже. В следующей строке - Юрьев день в лесу, у которого «очи волчьим огнём горят». А дальше «люд сверяет его с приметами». Это где он его сверяет – в лесу густом? Ладно бы лесник или охотник – а то ведь люд, многие человеки. Вот не верится мне, извините. И последнее, снова про акро. Если вы нашли йодль для строки на «й», то тогда найдите корректное слово и для последней строки. А то получается «Поздней осенью холоднои», как будто автор сперва старался, а потом перестал.
*Оценки: 4 и 3
19. «Город»
Март тревожен, мрачен, к беде готов.
И на солнце словно чумные пятна.
Знаешь, в этом городе столько вдов,
Что кому жалеть их всех - непонятно.
Здесь ревут сирены, газеты лгут,
Люди венским стулом печурку кормят.
Утром каждый думает: «не могу»,
Но врастает в день и пускает корни.
И к полудню новых надежд листки
Оживляют траурные пески,
И победа ближе, и сердце знает -
Этот город выстоит, он живой,
Он залечит шрамы жестоких войн
И уютным домом для многих станет.
*****
*Что понравилось: нарастание позитива, стих начинается за упокой, а завершается за здравие. Я сначала удивилась терцинам после катренов, но потом сообразила, что это (как-бы) сонет. Текст этот, вероятно, про осаждённый город. Про надежду, которая умирает последней. Если так, то это хороший сюжет.
*Что не понравилось: из рифм только знает-станет нехороша, листки-пески и то лучше. В целом, по технике у меня замечаний нет, а по смыслу – лично мне хотелось бы больше характерных деталей, но в сонетный объём всё вместить сложно.
*Оценки: 5 и 5
****************************************************
Свидетельство о публикации №118040800411