Стихотворение месяца-62 - Обзор Неведомой Зверушки
Давно привык встречать рассветы
Не на софе, а на ногах.
Меня искала старость: – Где ты?..
И поняла, что я в бегах.
Седой, а всё играю в прятки.
Плохие мысли обнулив,
Побритый, свеженький, как с грядки,
Я влился в утренний прилив
И руки выставил навстречу
Лучам родившегося дня.
Рассвет плеснул на небо кетчуп,
А заодно залил меня.
Досталось от него прохожим,
Грачам и спящему коту.
Гранитный Пушкин краснокожим
На время стал, как Виннету.
Рассвет успешно перекрасил
Дома, ручей, туман, траву...
И даже комья рыжей грязи
Вплелись в пейзажную канву.
Но вскоре жаркий день нагрянул
И красноту в природе стёр
С небес, ручья, травы, тумана...
Извечно красный светофор
Подмигивал зелёным светом
И масти больше не менял.
А тень за мной бежала следом,
Но не могла догнать меня.
Симпатичное стихотворение, заставляет улыбнуться, заряжает оптимизмом.
Давно привык встречать рассветы – рассветы во множественном числе меня смущают, даже если всю жизнь встречаешь рассвет на ногах, все-равно встречаешь один рассвет.
Побритый, свеженький как с грядки – первая мысль: огурчик! Но далее: «Я влился в утренний прилив». Текучий огурчик уже не кажется свежим, либо не огурчик. Есть в соседстве этих строк диссонанс.
Я влился в прилив, залитый рассветом – собираю строку по смыслу, но явный «перелив» заметен и в оригинале.
Гранитный Пушкин–Виннету – хорошее сравнение, оценила его как самое бодрое место в стихе. Вместе с тем, гранитных Пушкиных не встречала, чаще бронзовых, возникает подозрение, что материал выбран в угоду размеру.
Все, что после Виннету, слабее начала. Можно было бы «отжать воду» без ущерба для стиха: перечисления, деталировку, светофор, масти.
Две финальные строки хороши, перекликаются с началом.
Техника 5 Художественность 5
2. «Истина»
Я хочу прикоснуться ладонями
к перепутанной в хаосе чувств,
cумасшедшей, случайно пророненной,
неизведанной истине уст.
Как страдает в безветрие мельница,
так и слово ледышкой стучит:
на печи то ему не емелится,
а на воле не хватит защит.
Оттого ли акцента бесправие
часто слышу в Эвтерпы речах,
что травой, угнетённою гравием,
не добраться до Слова- ключа?
Я хочу прикоснуться ладонями
к безответной, живой, обездоленной...
Если словами автора, то стихотворение «перепутано в хаосе».
Нагромождение слов, в котором теряются красота, сюжет, образный ряд.
Достойная строка: «Как страдает в безветрие мельница», но она ничем не поддержана.
Технически: украшательство, тяжелые инверсии, рассогласованность.
Техника 3 Художественность 3
3. «Родословная»
Вдруг открылась мне дверь в родословную.
Осторожно вхожу сквозь века,
Ощущаю присутствие словно я,
В той эпохе, где Лета - река.
Слышу звон колокольный на звоннице,
Мой прапрадед читает канон,
Прихожане с усердием молятся,
И с молитвой шлют Богу поклон..
Верой- правдой служил он Отечеству,
Также Богу служил и царю,
И остался преданием в вечности,
С ним теперь я в стихах говорю.
Я узнала, что в трех поколениях,
Документы о том говорят,
Мои предки на богослужениях
Свершали церковный обряд.
Получили дворянское звание,
Документ сей подписан царем,
А с наградами было признание…
Дед к расстрелу был приговорен…
Лишь за то, что служил он священником,
И священники дед и отец,
И за то, что на богослужении
Предрекал свой бесславный конец.
Их могилы забыты на родине,
Все попрали в лихие года,
Но архив сохранил родословную,
Не исчезла семья без следа.
Прикоснувшись к семейной истории,
Ощутила причастность свою.
Точно также уйду, может, скоро я,
Перед вечностью темной стою.
Обо мне будет запись архивная:
« Родилась, пожила, умерла»,
Кто-то вспомнит и скажет: «Счастливая!
Неплохой поэтессой была».
Может быть, напоследок успею я
Написать самый лучший свой стих.
Прозвучав лебединою песнею,
Будет также записан в архив.
Зарифмованный пересказ семейной истории, монотонный, без открытий и откровений, скучные «бабушкины» воспоминания.
В плане техники: присутствуют спондеи, обилие штампов «вдруг открылась дверь», «Лета-река», «лебединая песня», «лихие годы» и т.п.
Техника 3 Художественность 3
4. «На грани»
Мне кажется, что мы стоим на грани.
Ещё чуть-чуть – и в пропасть упадём,
В которой лучше никому не станет,
Хотя и будем, наконец, вдвоём.
Мне кажется, ты понимаешь это
И не даёшь переступить черту.
За ней не встретить нам с тобой рассветы,
И лучше эту мне забыть мечту.
Забыть совсем и не пытаться даже
Себе представить в мыслях образ твой,
Твоё лицо – ещё без макияжа –
Когда ты просыпаешься. Со мной.
Первое, что бросилось в глаза – сомневающийся ЛГ, еще ничего не предпринял, только мечтал, но и на счет мечты сомневается – оставить или забыть?
Мне кажется, хотя, мне кажется, забыть мечту, забыть и не пытаться, себе представить в мыслях – сплошные сомнения.
Написано о том, чего нет, или было (или нет). Высказано невнятно и невнятно оформлено.
Технически ровненько, простенько, удовлетворительно.
Техника 3 Художественность 3
5.«Ты знаешь, что такое любовь»
Ты знаешь, что такое любовь?
Знаешь? Тогда расскажи.
Расскажи,
Как поэт разгребает барханы слов,
Как находит в душе миражи.
Строчки переплетённые в нежный венок
Теряются в дебрях оборванных мыслей.
Любовь — это чистого неба глоток,
Это влекущие сиреневые кисти .
Это перекрёстки, вышитые крестом,
Это налитый вовремя индийский чай,
Любовь — это маленький, тёплый дом,
И голос из трубки: "Встречай!"
Ты знаешь, что такое любовь?
Фотография в кармане бушлата,
Запахи недосмотренных снов,
Последняя, оставшаяся граната.
Голос военврача: "Ещё поживёт".
Не надо ставить печать,
Ведь она его ждёт.
В маленьком доме, возле крыльца.
Ты знаешь, что такое любовь,
Для выжившего бойца?
Ты знаешь... Тогда расскажи.
Расскажи!
И пусть все запомнят,
Как сердце от счастья дрожит,
В лабиринтах распахнутых комнат.
Сама тема стихотворения является штампом. Если взялись за нее, так покажите что-нибудь интересное, авторское, удивите! Очередное эксплуатирование вариаций: маленькие радости, война, болезнь. Не интересно, извините.
Способ реализации выбран простой – никаких рамок в виде размера и ритма, интересных рифм не встретилось, штампы присутствуют.
Понравилось: барханы слов, голос из трубки: «Встречай!»
«Лабиринты распахнутых комнат» у меня упрямо превращаются в «переходы подземных станций».
Техника 3 Художественность 3
6. «Ещё неделя…»
Тонут вербы в снегах по пояс,
им до праздника ждать и ждать…
Тускла солнца и неба помесь —
это, может быть, их вражда?
В сизых красках предсмертной дрожи,
исторгая на землю снег,
небо слепнет от бездорожья,
а на белом следы ясней:
будто свет проявляет плёнку —
и скелеты кустов вчерне
отряхнут на ветру дублёнки —
так сугробы ещё жирней.
Тонут вербы по пояс в белом —
к веткам разве добраться вплавь…
И комочки на них, робея,
ожидают во сне тепла.
Где-то праздник не за горами,
только марту чихать на всех
в ожидании возгоранья.
Скоро вспыхнет весенний свет!
Тускло солнце и неба помесь – это, может быть их вражда? – выглядит слабым местом стиха. Считывается тяжело, образа не возникает.
Сизые краски предсмертной дрожи – украшательство.
Исторгая – негативная окраска, плохо вписывается в пейзажную лирику, накануне Светлого вербного воскресенья особенно.
«Где-то праздник»=праздник далеко, «праздник не за горами»=праздник близко. Все вместе = противоречие.
По технике: автор нашел интересные рифмы, ритм и размер выдержаны, неожиданный образный ряд для пейзажной лирики.
Не знаю даты написания этого стиха, но от строчки «Пусть вспыхнет весенний свет!» после событий в Кемерово меня потряхивает.
Техника 5 Художественность 4
7. «Прогулка»
Быть может хорошо, что всё отвечено,
Чертой очерчено и понято давно…
Они опять гуляют вместе вечером,
И капли дождика, как старое вино,
Уже приносят только наслаждение,
И не пьянят, и послевкусием язык
Не дразнят, и не требуют смешения
С другим напитком… Юности азы
Вернутся к ним другими ипостасями,
Всегда на Вы и чинно строя шаг...
Они давно друг друга приукрасили…
И мы не будем в этом им мешать.
Хорошая задумка, прогулка двух пожилых людей, накрапывающий дождик, страсть ушла, но любовь и романтика остались.
С таким прекрасным зачином автора понесло в вино, наслаждение, смешение напитков, юности азы и ипостаси. Загубили идею.
Они давно приукрасили – действие завершено.
Мы не будем в этом им мешать – в чем мешать, если давно все сделано?
Техника 4 Художественность 3
8. "Чуть-чуть о первой..."
Весна... Опять поманят соловьи
уйти вдвоём с любимой в тихий сад.
...Но места нет во мне иной любви,
чем той, была что сорок лет назад.
Весною осень вспоминаю я,
далёкое "о небо, не губи!",
своё "люблю" в дыханьи ноября,
твоё чуть виноватое "люби..."
Всегда весь твой, да, безответно, но
не надо ни мольбы и ни борьбы:
спасибо Богу - от него дано
принять тебя как счастье от судьбы!
И пусть всё топит лет круговорот,
а сединой укутаны виски -
весною каждой сердце ноет от
припорошённой временем тоски...
Весна, соловьи, любимая…мягко говоря – неоригинально.
Хочется уйти с любимой в тихий сад, но любимую не люблю, потому что продолжаю любить ту, которая меня не любила – перемудрили, как на мой вкус.
Далее открытая психологическая манипуляция: Всегда весь твой, ДА, беззаветно, НО…
Спасибо Богу от него дано принять тебя – вообще «прекрасно», неужели так плоха новая любимая?
Техника 3 Художественность 3
9. «Поминальное»
Повадилась нечисть костлявая
вплотную давать кругаля.
Коса расходилась на славу, но
покуда меня не валя.
Друзья и родные, ровесники,
ушли от меня чередой,
мелькнув, словно тень буревесника
над всё ещё тихой водой.
Живи, отпечалясь по-чёрному,
слезами свой хлеб посоли,
пока, словно пень некорчёванный,
обходят тебя косари.
Косари, пень на поле, хлеб, тихая вода – спокойная сухопутная жизнь.
Из совершенно другой морской темы летел сюда буревестник.) Вспоминается: «Редкая птица долетит до середины Днепра»)))
Рифмы хорошие, тема глубокая, написано интересно и с душой.
Техника 5 Художественность 5
10. «Шалопай дождь»
Улица: дождь,
дождь,
дождь.
Хмурится свет,
свет,
свет.
Где-то спешит под зонтом
родной человек!
Долгое: «кап-
кап-
кап».
Ключ поцелует замок.
Слышно шаги,
ша-
ги.
С букетом в руках –
Мой шалопай-
огонь
(взрослый какой, большой)
сочных песочных роз
Маме принёс!
По смыслу не богато, рефрены на усиление не работают, скорее делают стих плоским.
Ша-ги – это замедление, зачем?
Ключ поцелует замок – пришел мальчик-шалопай с букетом к маме, открывает дверь и представляет, как ключ с замком целуется? Не детская фантазия.
Рифмы на весь стих огонь-большой, сочных-песочных и роз-принес. Заглянула в Яндекс, посмотреть на песочные розы, не видела таких никогда. Яндекс видел только розы из песочного теста с начинкой.
ЛГ о себе в третьем лице (мой шалопай – маме принес).
Мой шалопай – огонь! – это второе стихотворение лонга, которое заставляет меня задуматься что это – предчувствие ужасного пожара или эхо трагедии. На оценку не повлияло, но посоветую строку поменять.
Техника 3 Художественность 3
11. «Соне»
Господь мой милосерден, Господь мой светел,
он дал мне свободу летать и свободу падать.
Он не научил меня любить, веря, что я сама познаю любовь.
Он дал мне свободу ненавидеть, веря, что я отличу белое от страшного.
Господь мой добросердечен и долготерпелив,
Он забрал меня к себе, там где вечное лето,
и я больше не буду чувствовать ни сырости, ни одиночества.
Моя жизнь промелькнула, как солнечный день,
и осыпалась лепестком...
Простите, что я не верила в вас, не веря в себя.
Господь мой мудр, Господь мой милостив,
Не горюйте обо мне, лучше порадуйтесь.
Господь мой знает, что в моем сердце не было зла,
я буду с Ним в вечности и буду смотреть на вас с облаков.
Господь Вас простит, автор, а Вы простите меня – оценивать это я отказываюсь.
Техника – Художественность -
12. «Внутричердачное»
Чердачное окно таращилось во двор,
Ему казалось – там гораздо интересней.
Ленивый дождь с окном вёл тихий разговор
о разном ниочём. В подушках старых кресел
Весёлый домовой улёгся на бочок,
едва заслышал стук и шелест слов и капель.
Кургузым пиджачком укрылся – и молчок,
не то заснув, не то - страшась, что грусть накатит.
Его старинный друг – чердачный паучок -
из дальнего угла на тонкой паутине
спешил спуститься вниз, тянул ещё, ещё,
пытаясь обогнать дождливый сплин противный.
У самого окна, на полочке для книг,
горбатился давно забытый ржавый чайник,
А рядом, на гвозде, оборками поник
лиловый летний зонт, ненужный и печальный.
Старьё, как ни взгляни, нелепый дачный сброд.
Я точно знаю: их вот-вот свезут на свалку.
О чём во сне грустит весёлый домовой?
Наверное, о том, что вещи нам не жалко…
Веселый домовой – в стихе нет и намека на веселье. Ни веселой выходки, ни дружеского жеста по отношению к вещам. Веселый – инородное слово в этом стихе, поискать бы другое прилагательное.
Таращилось, о ниочем, кургузый, противный, горбатился, ненужный, нелепый сброд – набор эпитетов с негативной окраской не наделяет старые вещи очарованием, наоборот, делает их еще более отталкивающими. В этом стихотворении нет уюта среди старых вещей, и нет жалости к ним. И образ домового, который является символом уюта, не раскрывается, не вызывает сочувствия.
Понравилось о зонтике: А рядом, на гвозде, оборками поник лиловый летний зонт, ненужный и печальный.
Техника 4 художественность 4
13. «Мартовское»
Год Собаки, а март, как кот
Не нашедший любви – бобыль.
Ветер трисы на окнах рвет,
В горле комом сухая пыль.
Чувства падают в темный трюм,
Память – стерва опять брюзжит.
Здесь хамсином зовут самум,
С ним приходиться как-то жить.
Город плавится на жаре,
Оплывая смолой в закат.
И не верится - в Феврале,
Здесь по улицам прыгал град.
Ночь, как пес улеглась у ног,
Ветер дергает за струну,
Я не верю в тебя мой Бог,
Но прошу: возврати Весну.
Стих, родственник стиха №2. Понятно, что ЛГ на другом краю земли, в феврале там жара, ЛГ страдает и зовет весну. Но все эти: год собаки как кот, кот бобыль, сухая пыль в горле и следом корабельный термин – трюм и т.д. Сюр и хаос.
Техника 3 Художественность 3
14. «Который век цари указы пишут»
Который век мы пятый акт играем,
А зритель то ли умер, то ли спит.
Ольга Суханова. Из книги «Двойная сплошная».
В России есть своя большая пьеса.
Свои вопросы: «Быть или не быть?
Что нам мешает на пути прогресса?
И почему нам нечем крыши крыть?»
Строители работали отменно,
Застряли на последнем этаже.
Прораб сказал: «Достроим постепенно.
Наш дом без крыши приняли уже».
Без взятки «Акт приёмки» не подпишут.
А подписавший, тем он и силён,
Что над собой уже имеет Крышу*
Из тех людей, которым подчинён.
При Грозном и Петре за взятки били,
Секли плетьми до крови. Ой-ёй-ёй!
И принародно головы рубили,
А взяточник по-прежнему живой.
Иметь непромокаемую Крышу
В преступном мире каждый норовит.
Который век цари указы пишут,
А взяточник не дремлет и не спит.
Придёт ли век, когда родится гений,
Создаст для нас прибор «Волшебный кнут»,**
И все владельцы всех престижных премий
Ему свои награды отдадут?
*Крыша (с большой буквы) - человек, оберегающий преступника от разоблачений.
**Волшебный кнут – медицинский прибор будущего, обеспечивающий выработку иммунитета от приёма и дачи взятки.
Первые 8 строк считываются хорошо, со здоровым юмором, на злобу дня.
После «приняли уже» поставила бы точку и оценила на 5/5.
Но дальше начинается ненужное разжевывание, поминание царя, ненаучная фантастика и читать откровенно скучно.
Эпиграф не вяжется, Акт приемки без кавычек, «крышу» в кавычки, рифмы поразнообразней на такой объем.
Понравилось: В России есть своя большая пьеса.
Техника 4 Художественность 3
15. «Утром»
Алиса (она молчалива и светловолоса),
Легка на помине, умеет бесшумно одеться...
В кармане передника (вышит цветами) уносит
Ключи от вчерашнего мира (замужество, детство) -
А день повторится опять. Улови три отличья -
И сразу проснешься. На стуле - чужая рубашка,
Соседка внизу по-английски читает молитву,
Тарелка. Овсянка. И пар над фаянсовой чашкой.
Первая строка понравилась, хотя вместо Алисы могла быть Анфиса, Гертруда, Кончита – никакой привязки ни к Керроловской Алисе (если только передник) ни к Элис из песни Smoky/Башакова.
Легка на помине, умеет бесшумно одеться – почему на это акцент, где это может быть ценно?
В кармане передника (вышит цветами) – чем важно, что в переднике и что именно вышит – любит вышивать, бабушка она, горничная, косплейерша в образе аниме?
Уносит ключи от вчерашнего мира (замужество, детство) – уносит это движение в направлении «от». Но движение это происходит ежедневно (день повторится опять), т.е. приносит обратно? Замужество может стать вчерашним миром и в 16 лет, а детство нагрянуть в 80. Строка о ключе ничем стиху не помогает.
Чужая рубашка – о вещах домочадцев мы бы сказали: рубашка мужа, сына. Чужая – это одежда незнакомого человека, который сейчас у Алисы дома разгуливает с голым торсом. Так кто такая Элис?(с)
Завершается портрет Алисы – фаянсом.
Всего 8 строк! Короткий стих должен быть точным, ясным, без лишних слов и размытых образов. Иначе это провал.
Техника 3 Художественность 3
16. «Светильник»
(посвящается другу)
Так странно мир устроен этот -
В чём, может, истина сама, -
Что мы всегда стремимся к свету,
А нас объять стремится тьма:
Тьма интересов, тьма вопросов,
Тьма удовольствий или бед,
Работы тьма - хоть кровь из носа! -
И просто тьма, коль света нет.
Мы ищем важные ответы,
Успеха жаждем поскорей,
Но счастье, как полоска света,
Нам светит из чужих дверей…
И с возрастом мы замечаем,
Что тьма всё гуще, всё мрачней -
Тьма ненадёжных обещаний,
Не воплощённых в жизнь идей,
Тьма неудач, чьи злые лапы
Нам не дают ни встать, ни сесть...
А свет - лишь от настольной лампы,
Коли она, конечно, есть.
Но помни про один источник, -
Он всех надёжней и верней,
И света даст он сколько хочешь,
Светильник тот - в душе твоей.
Он сходен с лампой, между прочим, -
Ведь волен ты один решить,
Когда пора включить источник,
Когда же время потушить.
И пусть на лёску годы нижет,
Как бусы, модница-судьба,
Включай его почаще, Миша, -
И для других, и для себя.
Посвящение другу, имя друга, понижают конкурентоспособность стиха. Адресные стихи не конкурсный формат, на мой взгляд.
В стихе 32 строки, это не мало. Из них 24 с описанием ужасов жизненной тьмы – странно об этом рассказывать юбиляру, мужчине. Остальные 12 со странным для мужчины набором предметов: лампа, леска, бусы, модница и наставление для Миши – помни, включай!
Для самостоятельного художественного произведения недостаточно интересно, для поздравления – приятный стих, Мише, надеюсь, понравилось.
Техника 4 Художественность 3
17. "Чары сказочного утра"
Неохотно снимает накидку,
на заре загулявшая ночь,
по рого'зу* сползает улитка
от болотистой заводи прочь.
Над просторами ветер резвится,
раскачав стебли клейких лиан,
взмыла в небо горластая птица,
застучав клювом, словно шаман.
Оживают волшебные чары,
под лучами искрящихся брызг,
пьют леса рос волшебных нектары,
глядя в небо на солнечный диск.
Заплетает косою тугою
серебристые пряди волос
бледноликая нимфа, дугою
уложив в кудри гребень из роз.
В водоёме колышется тина,
рыбам душно в озёрной воде,
выплывает из глади Унди'на,**
чешую обнажив на хвосте.
Из зелёных владений в нарядах
появляются феи лесов,
во главе нимфа рощ - Мелиада***
в малахитовом платье без швов.
Закружился над рощею стайкой
хрупких бабочек яркий венок,
шепчет что-то родник без утайки,
с бальзамином ведя диалог.
----------------------------------------------
*Рогоз - лентовидная болотная трава.
**Ундина - русалка.
***Мелиада - древнегреческая нимфа.
«Ветер резвится» и автор тоже разгулялся. От красивостей нет живого места. Нет смысла разбирать построчно, потому как штамп на штампе. И штампы выбраны такие приторные, что приторность забивает все.
Техника 3 Художественность 3
18. «Поздней осенью холодной»
АКРО
Поздней осенью лес печалится.
О, как пусто в его дворцах!
Золотую листву отчаянно
Дождь вбивает в дорожный прах.
Небо тучами занавесилось.
Ели хмурой стоят стеной.
Йодлем птица не крикнет весело -
Онеменье – лишь ветра вой
Слышен между ветвей, окрашенных
Ежевичною чернотой.
Ночью волки завоют чащами -
Ьььь… -
Юрьев день входит в лес густой.
Ходит тихо, но хрустнет веткою -
Очи волчьим горят огнём.
Люд сверяет его с приметами -
Отраженье зимы на нём.
Дрогнет небо слегка снежинками -
Напоро’шит чудес резных.
Осень, лес окропив слезинками,
Из чертогов уйдет лесных.
Поскольку это АКРО, думаю все силы автор направил именно на него, и на нестыковки не обратил внимания:
Лес один, а дворцом много; лесная чаща – и дорога; онеменье в виде воя; волки, чаща – и много людей (люд); небо дрогнет снежинками, но окропит дождинками.
В финале скучные рифмы.
Понравилась ежевичная чернота.
Техника 4 Художественность 3
19. «Город»
Март тревожен, мрачен, к беде готов.
И на солнце словно чумные пятна.
Знаешь, в этом городе столько вдов,
Что кому жалеть их всех - непонятно.
Здесь ревут сирены, газеты лгут,
Люди венским стулом печурку кормят.
Утром каждый думает: «не могу»,
Но врастает в день и пускает корни.
И к полудню новых надежд листки
Оживляют траурные пески,
И победа ближе, и сердце знает -
Этот город выстоит, он живой,
Он залечит шрамы жестоких войн
И уютным домом для многих станет.
Несколько раз прочла лонг, поймала себя на мысли, что в памяти засели образы Виннету Пушкина, некорчеванного пня и венского стула. Если первые два образа играют в стихах главные роли, то в «Городе» центральное место в композиции отдано маргинальной сцене кормления печурки – о которой ласково, а о вдовах – кому их всех жалеть – с безразличием. Сместить бы акценты.
Люди, опять же, кормят одним стулом… В остальном, стих - один из претендентов на призовое место.
Техника 5 Художественность 5
Всем конкурсантам удачи!
Свидетельство о публикации №118040800392