Н. А. Некрасов о народном пьянстве

     Герои поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» поспорили о том, кого можно считать счастливым. На звание счастливца сначала претендовали только   представители господствующих классов: помещик, чиновник, министр, царь… Пообщавшись с попом и помещиком, порасспросив об их жизни, крестьяне понимают, что счастье, не связанное с трудом, им не подходит, и начинают поиски счастливого среди крестьян.

    Одним из важнейших условий  крестьянского счастья умная, трудолюбивая крестьянка Матрёна Тимофеевна Корчагина  считает трезвость:
     Мне счастье в девках выпало:
     У нас была хорошая,
     Непьющая семья.  (11)

    Семья мужа оказалась сварливой, и причиной ссор часто являлось пьянство свёкра:
     За свёкором приглядывай,
     Сплошаешь — у кабатчика
     Пропажу выкупай. (1)


  Проблема пьянства зазвучала в самом начале поэмы. Мужики получили    скатерть-самобранку, которая решит все их бытовые проблемы во время путешествия в поисках счастливого,  но волшебная птичка пеночка предупреждает их:
     А водки можно требовать
     В день ровно по ведру.
     Коли вы больше спросите,
     И раз и два — исполнится
     По вашему желанию
     А в третий быть беде!  (2)

   Напомним, что старинная русская мера «ведро» — это более двенадцати литров.  На семерых мужиков в день двенадцать литров спиртного…  Тут есть о чём задуматься.

    В поисках счастливого мужики приходят  в  село Кузьминское на ярмарку,  где их удивляет большое количество питейных заведений:
      Помимо складу винного,
      Харчевни, ресторации,
      Десятка штофных лавочек,
      Трёх постоялых двориков,
      Да «ренскового погреба»,
      Да пары кабаков,
      Одиннадцать кабачников
      Для праздника поставили
      Палатки на селе.
      При каждой пять подносчиков;
      Подносчики — молодчики,
      Намётанные, дошлые,
      А всё им не поспеть,
      Со сдачей не управиться!
      Гляди, что протянулося
      Крестьянских рук со шляпами,
     С платками, с рукавицами.
     Ой, жажда православная,
     Куда ты велика!
     Лишь окатить бы душеньку… (3)

     За главой «Сельская ярмонка» следует глава «Пьяная ночь»:
     Народ идёт — и падает,
     Как будто из-за валиков
     Картечью неприятели
     Палят по мужикам!  (4)

     Описан  в этой главе и случай белой горячки:
     Средь самой средь дороженьки
     Какой-то парень тихонький
     Большую яму выкопал:
     - Что делаешь ты тут?
     «А хороню я матушку!»
     - Дурак! какая матушка!
     Гляди: поддёвку новую
     Ты в землю закопал!
     Иди скорей да хрюкалом
     В канаву ляг, воды испей!
     Авось соскочит дурь!  (5)

     Здесь же, на ярмарке, Павел Веретенников, собиратель народного фольклора - «барин» в понимании мужиков — беседуя с крестьянами, говорит:
     «Умны крестьяне русские,
     Одно нехорошо,
     Что пьют до одурения,
     Во рвы, в канавы валятся -
     Обидно поглядеть!»  (6)

   В спор с барином вступает Яким Нагой — народный философ и идеолог крестьянского  пьянства. Яким считает, что для крестьян, задавленных беспросветной нуждой и непосильным трудом, выпивка — единственное утешение и развлечение. Он с гордостью говорит, что крестьяне, не белоручки,
     «А люди мы великие,
     В работе и в гульбе».  (7)

     Слушатели во всём соглашаются с Якимом:
     «Слово верное:
     Нам подобает пить!
     Пьём — значит, силу чувствуем!
    Придёт печаль великая,
    Как перестанем пить!..
    Работа не свалила бы,
    Беда не одолела бы,
    Нас хмель не одолит!»   (8)

    Полтора столетия прошло, а как же похоже оправдывают своё пьянство наши современники, абсолютно уверенные в том, что они хотят — пьют, а хотят — не пьют, и не желающие понимать, что многие из них уже тяжело и безнадёжно больны алкоголизмом.

   Яким на полном серьёзе хвастает тем, что «у нас на семью пьющую непьющая семья»   (9), хотя как это страшно: в половине крестьянских семей пьют. Доказывая свою правоту, герой путается в аргументах:
     По деревням ты хаживал?
     Возьмём ведёрко с водкою,
     Пойдём-ка по избам:
     В одной, в другой навалятся,
     А в третьей не притронутся -
     У нас на семью пьющую
    Непьющая семья!»  (9)  А ведь из слов Якима следует, что у нас на две пьющие семьи одна непьющая.

   Есть в его словах и важная, горькая истина: выпивка отвлекает людей от осознания своего тяжёлого  положения, от борьбы за свои права:
     У каждого крестьянина
     Душа, что туча чёрная -
     Гневна, грозна — и надо бы
     Громам греметь оттудова,
     Кровавым лить дождям,
     А всё вином кончается.
     Пошла по жилам чарочка,
     И рассмеялась добрая
     Крестьянская душа!   (10)

  То есть наверняка есть те, кому народное пьянство выгодно и нужно. Остановимся на этом вопросе подробнее.

   Производство и продажа алкоголя представляют важную статью доходов в государственном бюджете большинства стран, в том числе и России.

   В середине 19 века  политика Российского государства была направлена на расширение производства и реализации алкогольной продукции, так как проведение либеральных реформ и начавшаяся индустриализация требовали больших средств. Существовала система  винных откупов, по которой государство продавало на публичных торгах право торговли алкоголем. Эта торговля приносила большие доходы государству и огромные состояния откупщикам. Значение винных откупов для государственных финансов в дореформенный период было очень велико. Доход с винной торговли в последние годы существования откупной системы, ликвидированной в 1863 г., составлял до 46% всех поступлений в государственную казну.

      Далеко не все крестьяне принимали насаждаемое государством пьянство. Реакцией стали стихийные народные движения обществ трезвости. В результате активной пропагандистской деятельности этих обществ разорилось около трех тысяч откупщиков. Народные активисты выдвигали требования закрытия кабаков. Крестьяне и беднота стали главными участниками антиалкогольных бунтов,  в 1859 охвативших пятнадцать губерний Среднего и Нижнего Поволжья, Приуралья и Центра России. Трезвенники требовали закрытия кабаков, и порой доходило дело до погромов питейных заведений.   



     В заключение следует отметить, что не только Некрасова волновало  народное пьянство. Любимый герой И.С.Тургенева Базаров с горечью замечает: «… мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке».  (12)   Другой герой романа «Отцы и дети»  Ситников — жалкий подражатель нигилистам — наследник большого состояния, сделанного на откупах.  «А это заведение твоего отца тоже нравственное явление? - промолвил Базаров, ткнув пальцем на кабак, мимо которого они в это мгновение проходили.
      Ситников опять засмеялся с визгом. Он очень стыдился своего происхождения…»  (13)

__________________________________________________
1.  Н.А. Некрасов  «Стихотворения и поэмы»  Москава «Художественная литература», 1980 с. 382
2. Там же, с.302
3. Там же, с.319
4. Там же, с.327
5. Там же, с.328-329
6. Там же, с.330
7. Там же, с.335
8. Там же, с.-336
9. Там же, с. 331
10 там же, с. 333
11. Там же, с. 382
12.  И.С. Тургенев «Отцы и дети»  М., Алтей, 2016  с. 57
13. Там же, с. 78


Рецензии
Мы до смерти работаем, до полусмерти пьём...(С)

Представляю я, Сергей, современную , "стихийную" антиалкогольную демонстрацию трудящихся. Но заканчивается она, в моём представлении, непременно по-новочеркасский.

Андрей Овсов   26.04.2023 20:32     Заявить о нарушении
Я согласен с Вами - такая демонстрация так и закончится

Сергей Путилин   28.04.2023 20:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.