Н. А. Некрасов о народном пьянстве
Одним из важнейших условий крестьянского счастья умная, трудолюбивая крестьянка Матрёна Тимофеевна Корчагина считает трезвость:
Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья. (11)
Семья мужа оказалась сварливой, и причиной ссор часто являлось пьянство свёкра:
За свёкором приглядывай,
Сплошаешь — у кабатчика
Пропажу выкупай. (1)
Проблема пьянства зазвучала в самом начале поэмы. Мужики получили скатерть-самобранку, которая решит все их бытовые проблемы во время путешествия в поисках счастливого, но волшебная птичка пеночка предупреждает их:
А водки можно требовать
В день ровно по ведру.
Коли вы больше спросите,
И раз и два — исполнится
По вашему желанию
А в третий быть беде! (2)
Напомним, что старинная русская мера «ведро» — это более двенадцати литров. На семерых мужиков в день двенадцать литров спиртного… Тут есть о чём задуматься.
В поисках счастливого мужики приходят в село Кузьминское на ярмарку, где их удивляет большое количество питейных заведений:
Помимо складу винного,
Харчевни, ресторации,
Десятка штофных лавочек,
Трёх постоялых двориков,
Да «ренскового погреба»,
Да пары кабаков,
Одиннадцать кабачников
Для праздника поставили
Палатки на селе.
При каждой пять подносчиков;
Подносчики — молодчики,
Намётанные, дошлые,
А всё им не поспеть,
Со сдачей не управиться!
Гляди, что протянулося
Крестьянских рук со шляпами,
С платками, с рукавицами.
Ой, жажда православная,
Куда ты велика!
Лишь окатить бы душеньку… (3)
За главой «Сельская ярмонка» следует глава «Пьяная ночь»:
Народ идёт — и падает,
Как будто из-за валиков
Картечью неприятели
Палят по мужикам! (4)
Описан в этой главе и случай белой горячки:
Средь самой средь дороженьки
Какой-то парень тихонький
Большую яму выкопал:
- Что делаешь ты тут?
«А хороню я матушку!»
- Дурак! какая матушка!
Гляди: поддёвку новую
Ты в землю закопал!
Иди скорей да хрюкалом
В канаву ляг, воды испей!
Авось соскочит дурь! (5)
Здесь же, на ярмарке, Павел Веретенников, собиратель народного фольклора - «барин» в понимании мужиков — беседуя с крестьянами, говорит:
«Умны крестьяне русские,
Одно нехорошо,
Что пьют до одурения,
Во рвы, в канавы валятся -
Обидно поглядеть!» (6)
В спор с барином вступает Яким Нагой — народный философ и идеолог крестьянского пьянства. Яким считает, что для крестьян, задавленных беспросветной нуждой и непосильным трудом, выпивка — единственное утешение и развлечение. Он с гордостью говорит, что крестьяне, не белоручки,
«А люди мы великие,
В работе и в гульбе». (7)
Слушатели во всём соглашаются с Якимом:
«Слово верное:
Нам подобает пить!
Пьём — значит, силу чувствуем!
Придёт печаль великая,
Как перестанем пить!..
Работа не свалила бы,
Беда не одолела бы,
Нас хмель не одолит!» (8)
Полтора столетия прошло, а как же похоже оправдывают своё пьянство наши современники, абсолютно уверенные в том, что они хотят — пьют, а хотят — не пьют, и не желающие понимать, что многие из них уже тяжело и безнадёжно больны алкоголизмом.
Яким на полном серьёзе хвастает тем, что «у нас на семью пьющую непьющая семья» (9), хотя как это страшно: в половине крестьянских семей пьют. Доказывая свою правоту, герой путается в аргументах:
По деревням ты хаживал?
Возьмём ведёрко с водкою,
Пойдём-ка по избам:
В одной, в другой навалятся,
А в третьей не притронутся -
У нас на семью пьющую
Непьющая семья!» (9) А ведь из слов Якима следует, что у нас на две пьющие семьи одна непьющая.
Есть в его словах и важная, горькая истина: выпивка отвлекает людей от осознания своего тяжёлого положения, от борьбы за свои права:
У каждого крестьянина
Душа, что туча чёрная -
Гневна, грозна — и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А всё вином кончается.
Пошла по жилам чарочка,
И рассмеялась добрая
Крестьянская душа! (10)
То есть наверняка есть те, кому народное пьянство выгодно и нужно. Остановимся на этом вопросе подробнее.
Производство и продажа алкоголя представляют важную статью доходов в государственном бюджете большинства стран, в том числе и России.
В середине 19 века политика Российского государства была направлена на расширение производства и реализации алкогольной продукции, так как проведение либеральных реформ и начавшаяся индустриализация требовали больших средств. Существовала система винных откупов, по которой государство продавало на публичных торгах право торговли алкоголем. Эта торговля приносила большие доходы государству и огромные состояния откупщикам. Значение винных откупов для государственных финансов в дореформенный период было очень велико. Доход с винной торговли в последние годы существования откупной системы, ликвидированной в 1863 г., составлял до 46% всех поступлений в государственную казну.
Далеко не все крестьяне принимали насаждаемое государством пьянство. Реакцией стали стихийные народные движения обществ трезвости. В результате активной пропагандистской деятельности этих обществ разорилось около трех тысяч откупщиков. Народные активисты выдвигали требования закрытия кабаков. Крестьяне и беднота стали главными участниками антиалкогольных бунтов, в 1859 охвативших пятнадцать губерний Среднего и Нижнего Поволжья, Приуралья и Центра России. Трезвенники требовали закрытия кабаков, и порой доходило дело до погромов питейных заведений.
В заключение следует отметить, что не только Некрасова волновало народное пьянство. Любимый герой И.С.Тургенева Базаров с горечью замечает: «… мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке». (12) Другой герой романа «Отцы и дети» Ситников — жалкий подражатель нигилистам — наследник большого состояния, сделанного на откупах. «А это заведение твоего отца тоже нравственное явление? - промолвил Базаров, ткнув пальцем на кабак, мимо которого они в это мгновение проходили.
Ситников опять засмеялся с визгом. Он очень стыдился своего происхождения…» (13)
__________________________________________________
1. Н.А. Некрасов «Стихотворения и поэмы» Москава «Художественная литература», 1980 с. 382
2. Там же, с.302
3. Там же, с.319
4. Там же, с.327
5. Там же, с.328-329
6. Там же, с.330
7. Там же, с.335
8. Там же, с.-336
9. Там же, с. 331
10 там же, с. 333
11. Там же, с. 382
12. И.С. Тургенев «Отцы и дети» М., Алтей, 2016 с. 57
13. Там же, с. 78
Свидетельство о публикации №118040606169
Представляю я, Сергей, современную , "стихийную" антиалкогольную демонстрацию трудящихся. Но заканчивается она, в моём представлении, непременно по-новочеркасский.
Андрей Овсов 26.04.2023 20:32 Заявить о нарушении
Сергей Путилин 28.04.2023 20:35 Заявить о нарушении