Иван Шепета. Экспертный обзор. Март-2018
КОЛЬ НЕ ЛЕТЯТ В ТЕБЯ КАМЕНЬЯ,
ВСЁ – МЕЛКИХ БЛОХ СОБАЧЬЯ ЛОВЛЯ,
И СПЁРТЫЙ ВОЗДУХ МЕЛКОТЕМЬЯ,
И ЛОЖНЫЙ ПАФОС ПУСТОСЛОВЬЯ.
Ежедневно вчитываясь по многу раз в тексты, я так и не нашёл ни одного, что пришёлся бы по сердцу – куда уж там 5-10 найти! С ужасом обнаружил много известных мне фамилий, даже заслуженных – Сергей Кузнечихин, к примеру. Стихи его мне определённо нравятся, только не то стихотворение, что представлено в списке. Какое-то «белое», обескровленное стихотворение, без рифмы и просодии, словно выпили из стихотворения кровь безвестные вурдалаки, а скрипку разбили об камин.
Предварительно можно сказать, что моя философия искусства – эстетика, находится в непримиримом противоречии с философией тех, кто составлял лонг-лист. Что красиво для них, то безобразно (без ‘образно) для меня. Наверное, возрастное. Отцы и дети. Выбирать пришлось, руководствуясь исключительно доводами рассудка, а не сердца, что вряд ли правильно. Но что делать, если сердце отказывается работать?! Итак…
1. АРСЕНИЙ Ж-С «Ночью город ваш – к чертям – замело»
http://www.stihi.ru/2018/02/05/8568 номинатор Елена Ительсон
Ночью город ваш – к чертям – замело.
Всех до кучи под одну простыню.
Выйдешь к площади – читай – за село.
Двинул в центр, а попал к пустырю.
И не видно ни собак, ни сорок,
и оглянешься, как вор, за собой:
замело же, как чинарик в совок.
Втянешь голову и смотришь совой.
Семенишь, точь-в-точь к восьми в магазин.
И душа как будто вон собралась.
И не видно ни конца, ни такси,
только где-то чья-то тень сорвалась
и пропала, только свист стороной.
Как и не было. Что сон наяву.
И услышишь только скрип за спиной.
И фонарь – как мандарин к Рождеству.
________________
Смесь тоски и таинственности. Снежного савана, символизирующего смерть, и неприкаянного одиночества. Ритм, точно передаёт скрипучий на морозе шаг... Скрип всегда оканчивается на ударный слог, на мужскую рифму. Несколько семенящих шажков – затем, замирание на последней стопе… И опять попытка идти, и опять остановка. Попытка осмысления.
Замечательная, очень современная игра слов «замело же, как чинарик в совок». Что-то из народно-криминальной лексики: «замести – арестовать». Да ещё и «как чинарик (то есть окурок) в совок». «Совком», если кто помнит, называли советский строй. И вообще – «родину» той поры… а «окурками» – послевоенных пацанов, хозяев подворотен.
Тень за спиной, как тень конвоира, срывает пролетающий порыв ветра – «Как и не было. Что сон наяву». По законам эстетики прошлой эпохи – «выход в светлое будущее» – «И фонарь – как мандарин к Рождеству»... Но от такого света только тоскливее.
2. МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ МЕЛЬНИКОВ «всплакнулось в хмельном разговоре...»
http://www.stihi.ru/2017/12/22/10843 номинатор Валерий Поланд
всплакнулось в хмельном разговоре
что как эту жизнь ни кури
на фантике чёрное море
но горькая кама внутри
лелеял сохранность и целость
пытался нажить капитал
тюрьмы и перми не хотелось
хотя зарекаться не стал
остап это точно не рио
как максимум дальний транзит
на вид четвертичный период
но пермским повсюду разит
столетьями грызли науку
доставили рыбный обоз
чтоб эту сермяжную суку
втащить в современность за хвост
скажи мне остап отчего же
я по уши в этой перми
свистят сыромятные вожжи
охрана грохочет дверьми
стучат убежденные дятлы
о счастье вчерашнего дня
и некому дернуть за патлы
отсюда смешного меня
_________________
И опять тоска неволи, если не милая, то привычная русскому сердцу. Постмодернизма заметно больше, чем в первом случае, и он уверенней шагает по белоснежному листу бумаги без скрипа, эха, знаков препинания и заглавных «букаф». И опять лексика обновляется за счёт блатной фени: «… и как эту жизнь не кури на фантике чёрное море но горькая кама внутри». «Вкурить» – значит «понять». Интеллигентный намёк на «камо грядеши» горек. Автор «по уши в этой перми ( читай – в дерьме)». Не любит он родину, но в целом по законам эстетики прежней эпохи (соцреализма) надежда умирает последней: «и некому дёрнуть за патлы отсюда смешного меня». Как пастернака.
3. СВЕТЛАНА ИЛЛАРИОНОВА «Исцеление»
http://www.stihi.ru/2017/11/27/10188 номинатор Елена Ительсон
Походим по аллеям, не спеша.
По тем местам, где талая вода
весной стремится влиться в повседневность.
Где летом мама кормит малыша;
белеет грудь, не ведая стыда;
мужчина смотрит мягко, сокровенно.
По тем местам, где осенью ветра
срывают листья в поисках плода,
но, не найдя, укладывают спать их.
Где зимняя метельная пора
от щедрости души спешит подать
крахмальные отбеленные платья
деревьям и кустам по берегам...
Здесь глади отрешённого пруда
уже не рассекает водомерка.
Сюда не долетают шум и гам,
привычные столичным городам.
Столетние дубы проводят сверку,
кто выстоял, прижился ли росток.
«"Во мне любые беды ваши канут…"
Те засыпают только на чуток,
и вновь перечат водному потоку.
И мы с тобой, заслышав тихий ропот,
вернёмся в жизнь
по сокровенным тропам,
вдыхая исцеляющий глоток.
____________
Женщины в искусстве заметно романтичнее мужчин. Они обживают неуютное пространство метафорически безнадёжного времени года, «Где зимняя метельная пора\ от щедрости души спешит подать\ крахмальные отбеленные платья\ деревьям и кустам по берегам»... Они традиционнее, гармоничнее. Классицизм поздней эпохи 70-80-х прошлого века. Я сам – оттуда, поэтому и выбор мой очевиден. Не самое лучшее стихотворение этого автора. У Светланы есть стихи куда более совершенные, и строки куда более сильные... Впрочем, лучшее, как известно, враг хорошего.
4. СЕРГЕЙ ЧЕРСКОВ «Тишина»
http://www.stihi.ru/2018/01/02/4832 отборочный тур для резидентов
Я с этим миром больше не знаком.
Он склочен, словно пьянка у соседей.
Он тренькает огульным языком,
Которым разговаривал Есенин.
Меня поцеловала тишина,
И я заткнулся, ей не прекословя.
Она моя неверная жена,
И наши дети будут тихой крови.
Поэт в Москве – кровавое мясцо
На пролетарской булке в общепите.
С размазанным по вечности лицом –
Нажорист, бутербродист, аппетитен.
Бесценно одиночество в толпе,
Которое не разучилось выкать.
Но вот ко мне идёт моя Л.Б.
Она всегда искала худший выход.
Она заходит в наш терпимый дом,
В котором мы отмаялись втроём,
Молчит и пьёт одна под образами
И морит бога ****скими глазами.
И он молчит.
И тот, другой, молчит.
И мне уже давно ответить нечем.
И шутка хороша, когда горчит.
И тишина.
И инцидент исперчен.
5. ШЕРДЖ ШЕР «Прана»
http://www.stihi.ru/2018/03/09/5063 отборочный тур для резидентов
Я помню мама мыла раму
в тазу на кухне бился окунь
плыл август тихими дворами
плыла луна кургузым боком
на тот большак под страх прохожий
мы выходили пьяной кодлой
я знал я чувствовал всей кожей
что это подло.
Я помню всё как белошвейки
после пелоты и бачаты
сдавались и на той скамейке
полгорода уже зачато
змеилась на плече бретелька
плыла покачиваясь стрижка
тебе очкастая брателлко
а мне худышка.
Уже лелеялась надежда
авось когда-нибудь по пьянке
нас как ненужную одежду
на этом бросят полустанке
оставят нам всю эту шнягу
общагу справа школу слева
колодец ножницы бумагу
скамейку древо.
Кассетник рвёт устало душу
свет падал с неба по крупице
я уговора не нарушу
мне эта девочка годится
мне это подозренье мило
что жизнь как опера в ла скала
всё кажется наотмашь била
но всёжь ласкала.
Эй плотники стропила выше
и громче роллинг стоунз громче
беги по раскалённой крыше
как будто сзади стая гончих
как будто ты один под богом
и что бы ни стряслось как будто
сюда ведёт омытым боком
луна как будда.
________________
Четвёртое и пятое стихотворение моего короткого списка «Тишина» и «Прана» мне показались интересными с точки зрения той правды жизни, которая стоит за ложью искусства. Слом эпох ломает интимную сферу. То, что прежде было исключением, становится нормой. В первом случае Поэт находит свою Л.Б., Лилю Брик и томится в своём треугольнике. Он обижен на этот мир и делает вид, что с ним не знаком, как Маяковский на Есенина, который разговаривал «огульным языком». Поэта поцеловала «тишина». И дети его будут Тихоновы. Умиляет орфография «всёжь ласкала», прямо-таки пролетарская, как в 20-х годах прошлого века.
Во втором случае Поэт живёт в преступном азарте «собачьей свадьбы», бесстыдной парной случки у той скамейки, где «полгорода зачато». Интересно, как душевное свидетельство эпохи. Чем жили.
Оба автора – одарённые стихотворцы, их стихи полнокровны, как отъевшиеся на ворованном беспризорники. Они искренни как подлинные Поэты. Оттого их свидетельства имеют особую цену для Суда над временем.
6. ЕЛЕНА НАИЛЬЕВНА «Ты меня уронил»
http://www.stihi.ru/2017/06/17/2372 отборочный тур для резидентов
Дыма седая просинь.
Неба ночной винил.
Ты же меня не бросил.
Ты меня уронил.
Разницы, впрочем, мало.
Я раскололась – бдзынь! –
и в одночасье стала
мёртвая, как латынь.
Лишняя, как плакаты.
Мутная, словно власть.
Надо же было как-то
ласковей мне упасть.
И закатиться в угол
к фантикам и носкам –
пусть бы потом аукал,
пусть бы всю жизнь искал.
__________
Стихотворение понравилось игрой слов «не бросил – уронил». «Мёртвая как латынь» Елена Наильевна стала для меня вдруг болезненно живой и беззащитной, за что и получила 6-е призовое место :).
Свидетельство о публикации №118040603916