Лариса Крым - Аддис Абеба. И ещё о верлибре

Аддис Абеба

обещаны осадки
бесполезна моя вода в гниющих зернах
тихо скребутся мыши
я - не я
но после полуночи я - мышь,
которой нужно найти свой дом во тьме
за отраженным беззвучием теней,
за тихим всплеском чужой воды

круги, круги

в последнем порыве к свету

пыль на всём

потери уравнены зерном

зерно не знает о мертвой и живой воде

о доме гниющим изнутри
о белой точке в конце тоннеля позабытой где-то под плинтусом
о том, что каждой ночью я превращаюсь в мышь

что я - путь к свету




Лариса Крым
http://www.stihi.ru/avtor/velar


Во втором варианте (в рец.) любопытный эклектический жанр получился: ритмизованная (или метризованная) проза, уложенная «в столбик», в 14-строчную строфу (такая «онегинская строфа», только без рифмы и устойчивого размера :)). Или это белый стих? Свои нерифмованные тексты, в которых слишком заметен ритм или есть какое-то подобие размера, я отношу именно к белому стиху, хоть и не уверена, что это правильно. По сути и по форме первый вариант - верлибр - кажется мне более ёмким, концентрированным, открытым для размышления (каждая отдельная строка даёт простор для воображения), тогда как во втором варианте ритм сразу уводит за собой, делает текст более цельным, узким, завершённым.

Ваши эксперименты в области «стих-проза» интересны; иногда думаю, что из таких попыток смешения, сдвига устоявшихся систем организации художественной речи, их взаимопроникновения может вырасти нечто новое - какая-нибудь отдельная, особая форма (не могу даже предположить, как она будет называться :)). А пока такого рода тексты вряд ли можно без сомнений приписать к какой-то конкретной форме (или жанру) литературы, это нечто, существующее между жанрами. Очень люблю джаз и - шире - импровизацию во всём, что касается творчества. В этих Ваших опытах вижу своего рода джаз поэтический - импровизацию, основанную на прочном фундаменте известных, устоявшихся жанров, с достаточно чёткими идеями и точными фразировками.

По поводу содержания - это касается не только данного текста, но и других, написанных Вами в разных техниках: Ваши метафоры всегда производят на меня «океаническое» впечатление, настолько широкое и глубокое (необъятное) пространство смыслов и образов открывается мне при чтении.

И ещё - о верлибре. Я пока никак не могу прийти к окончательному выводу, что же это такое, что в нём можно, чего нельзя. Недавно наткнулась в Журнальном Зале на размышления умных людей, пытающихся ответить на три вопроса:

— Дайте дефиницию верлибру!
— Возможна ли рифма в верлибре?
— В чем отличие короткой прозы от верлибра?

Посмотрите, если не читали и если любопытно:

http://magazines.russ.ru/ra/2010/2/bl33.html

И вот ещё:

Е. Абдуллаев. Проза в поэзии: в поисках единства?

http://magazines.russ.ru/voplit/2006/5/ab4.html

И, конечно же, Вячеслав Куприянов. Замкнутый круг свободного стиха:

http://magazines.russ.ru/kreschatik/2006/4/ku29.html

Забыла добавить, что для слуха второй вариант - более сочный и более звучный, конечно.


Аддис Абеба
http://www.stihi.ru/avtor/addis



Мне кажется многое (практически все) что я читаю об этом жанре – надуманное, кто-то из специалистов дал определения, другие эти определения опровергли или расширили другими условными определениями ) и теперь все при деле отрабатывают свой хлеб.
Эти занятия к практической поэзии не имеют никакого отношения, но справедливости ради надо отметить, что просеивая эти массивы нет да нет попадаются золотые крупицы.. с которыми надо ещё работать и работать...

Если собрать и отфильтровать все что о верлибре говорилось, то я соглашусь, например, с: доминантными отличительными признаками:
1) графическое невыделение анлаута стиха
2) отсутствие урегулированности акцентного ряда
3) использование каталектики с тремя и более формами и отсутствие урегулированности каталектических форм
4) спорадически появляющаяся рифмовка
5) астрофичность

Если попытаться провести классификацию верлибра, то можно согласиться с
1) стих, для которого характерен полный отказ от слогового метра, тонической урегулированности и рецидивов рифмы

2) стих, с метрическими вкраплениями

3) ПМФ переходная метрическая форма с акцентной доминантой, связывающей верлибр с белым акцентным стихом 4) и верлибр с метрической ориентацией..

Мне, как автору, от этого понимания ни тепло ни холодно  или все - фиолетово.. но при попытке объяснения верлибра никто не обходится от метрических вкраплений (!), синтагматических единиц, колонов т.е. в прозе могут быть увидены метрические стиховые вкрапления, в стихах – прозаические вкрапления или вкрапления других стихов и т.д., но почему-то никто не решался осознанно поработать над тем чтобы уйти от случайного фактора таких вкраплений и довести плотность таких вкраплений до абсолютной идентичности (полного совпадения) вкраплений с основным текстов. При это, что любопытно, все определения и признаки сводятся к пониманию таких вкраплений или единиц и их взаимодействию между собой:

Прозаический текст (тогда) – текст, состоящий из неких разно ритмичных единиц с прямой линейной связью (простой информационный поток) т.е. текст, несущий некую информацию

Стихотворный текст (тогда) - состоящий из неких равно ритмичных единиц с прямой или циклическими связями, текст несущий информацию и формирующий образы

Верлибр (тогда) - состоящий из неких разно ритмичных единиц с циклическими связями, т.е. текст формирующий образы

Это пусть будут основными признаками: а рифмы, инверсии, изотония – вторичные признаки, придающие прозе – поэтический окрас, стихам прозаические реализм, стихам и прозе – верлибровую диссанирующую с обывательским сознанием свободу..
Как то так мне думается.. и как то так мне пишется ))

Мне сейчас очень интересно понять насколько примиримы
огонь и вода,
вода и камень,
проза-стих-верлибр..
когда так пишешь – тебя эти три стихии внутренне разрывают, ты тратишь силы чтобы их успокоить, и в результате тексты получаются формальными, придавленными и неуклюжими – а вот выстоять и изменить, сделать легкими, воздушными эти попытки.. интеллектуальное удовольствие...

Из диалога с Ларисой Крым
.


Рецензии