Цветок... К Гекзаметру
Мрака чащоб и кущ над ним столько что он застыл
Бедный ребенок мой малыш посмотри же сюда
Видишь блеск фонарей у нас нет ни снега ни льда льдин
Ночь полнолуния царств тьмы неги невинных жертв
Что устремились без ног в бег откровенный мотив
Кто они чудеса золы умные громы книг
Что вознамерились быть здесь словно их свет алмаз
Парус грязью покрылся ног лают пёстрые псы
В споре как управлять и плыть вместе им чудеса
Скажет каждый на то рыбак что с такими беда
Нет ни рыбы у вас ни муки пыль под ногами прах
Но кричат как прежде они на берегу своём
Спорят и лают зря в упор парус не видя твой
================================================
31.03.2018 (1) — на тему о споре относительно Гекзаметра — из книги «Формирование древнегреческого гексаметра» А.И. Зайцева, — когда левое полустишие БОЛЬШЕ правого. Это, безусловно не совсем Гекзаметр. В Гекзаметре, левое полустишие МЕНЬШЕ правого. Однако, как элементы ритмического порядка, эти Размеры безусловно возможны, но исключительно как подчинённые главным:
========================
Здравствуй мой пилигрим посмотри в небесах закат
Видишь море цветов голубых на просторах рек
Карпы словно киты уплывают в глубинный мрак
Море берег и ты один старик на губах
Солью среди полей МИРА нашей земли цветок
Мрака чащоб и кущ НАД НИМ столько что он застыл
Бедный ребёнок мой посмотри же сюда малыш
Видишь блеск фонарей У НАС нет ни снега ни льда льдин
========================
Выделенные СЛОВА, в некоторой степени получаются нейтральными — своего рода басы (распространения) к первым полустишиям, после которых идут вторые полустишия (на которые, они тоже распространяются). Но, для этого нужен чёткий фундамент, база: на осмысленно чётких левых полустишиях, преимущественно Ферекратея с Аристофаником и как получится: 3- стопного Хорея (если учитывать Размеры без Анакрузы и непонятно пока относительно 3- стопного Дактиля, который безусловно, также, возможен):
(В этом пространстве морей...)
(1оо1оо1... — Д3...)
Здравствуй мой пилигрим...
1о1оо1... — Ф
Солью среди полей...
1оо1о1... — А
Карпы словно льды...
1о1о1... — Х3...
Но если начинать с больших полустиший, то стих скатывается в откровенное разностопье — чёткое и неумолимое. Которое разрушает и плавность и вообще... — довольно сложно писать таким способом: нет никакого течения, лишь преодоление (в первое части) и удержание (во второй).
У нас, в своё время, называли Гекзаметром 13- сложник с Цезурой, делившей стих на 7/6 . Вначале писали (до реформы Тредиаковского и Ломоносова) когда как, но откровенно неуклюжие Тактовики, потом (после реформы), своего рода частушки — Комаровские (Тредиаковского):
========================
Здравствуй девочка весна солнышко моё(ты)
Гекзаметром я лечу словно я Икар(ус)
========================
Ну какой это Гекзаметр? Если только Гекзаметр — это шутка. И этой шуткой писались «Иллиада» и «Одиссея»... Что безусловно не так.
========================
лают пёстрые псы Парус грязью покрылся ног
вместе им чудеса В споре как управлять и плыть
Скажет каждый рыбак на то что с такими беда
пыль под ногами да Нет ни рыбы у вас ни муки
========================
Да, но это, похоже, относится только к греческому типу Гекзаметра, где левые полустишия были от 5- ти до 7- ми слогов.
Свидетельство о публикации №118040506966