Куда идешь, человек? - 5

Продолжение.
 Начало здесь:              http://www.stihi.ru/2017/06/22/10717
                http://www.stihi.ru/2017/06/23/8383
                http://www.stihi.ru/2017/06/26/8363               
                http://www.stihi.ru/2017/10/04/7704


Третьим устоем, третьим китом,  на  который  опирается  духовное развитие человека, после религии и героев, является культура и её главная, духовная составляющая - искусство. Искусство  призвано  воспитывать  в человеке  чувство  красоты.  Ибо красота – движущая сила, ведущее начало,  важнейший фактор  в эволюции человечества.  Обучая людей мастерству и искусству, учителя  приобщали их к  красоте. Учили видеть и чувствовать красоту, радоваться красоте,  наслаждаться красотой, творить красоту.

Обычно под словами Достоевского «красота спасет мир» понимается красота внешняя. Но это, прежде всего, относится к внутренней красоте,  красоте духа. Именно воспитание человека красотой,  побуждение его к самосовершенствованию  и есть главная задача искусства. Совершенствуясь сам,  стремясь к красоте внутренней, человек через творчество  преобразует мир по законам красоты.
Если  религия теория, то искусство хрестоматия,  так как  оно способствует  всестороннему, углубленному изучению  предмета под названием жизнь. Через  художественные  образы    произведений   искусства  человек  учится  познавать   мир, отличать добро от зла,  красоту  от безобразия.

В поле искусства  появляется культурный герой, герой художественных произведений. Вкладывая в культурных героев  те или иные  качества, помещая  их  в разные жизненные  условия,   авторы  художественных  произведений   создают  поведенческие модели. Эти модели становятся  прикровенным учительством.  Не нарушая  свободной воли человека,   автор   учит  читателя, зрителя или слушателя   красоте любви  и дружбы,  милосердия, великодушия, верности, преданности и  других лучших человеческих  качеств. 

Произведения искусства  компенсируют  недостаток красоты и гармонии  в реальной жизни, способствуют формированию  эстетического  вкуса.  Светлое искусство  способно исцелить человека, восстановить душевное равновесие, помочь выбрать верную дорогу жизни, дать надежду  и силы на преодоление жизненных трудностей, сплотить людей,  вдохновить на  высокие поступки. Эмоции, возникающие   при  восприятии   произведений искусства, воздействуют  прямо на сердце человека. Материальная  пища питает тело,- искусство питает дух.

***
Итак, человеку даны три основных объективных условия, благодаря  которым  он  имеет возможность  развиваться духовно. Это религия, герои и  искусство. Но есть еще два обязательных  условия восхождения: трудности  и собственный труд.   Оглянемся  вокруг:  всякая жизнь и всякое  существование  есть  борьба и преодоление. Без трудностей нет развития.  Без  труда  нет жизни. 

Если целью жизни считать  успешность в  смысле  достижения  абсолютного материального благополучия, то  нетрудно представить, что  будет с человеком,  достигшим этой цели,   которому больше не к чему стремиться.  Сытость и довольство приведут  его к праздности  и  излишествам,  далее, как следствие,  болезни,  затем  умственная и духовная  деградация. 

Конечно,  трудом  нарастают мускулы.  Но особенно важно то, что  в труде  совершенствуется  умение,  приобретаются опыт  и знания,  вырабатываются  такие человеческие  качества,  как внимание,  усидчивость,  сосредоточенность,  воля,  терпение,  стойкость,  целеустремленность  и многие другие.  А это и есть развитие.


Но  есть  законные трудности, а есть  противозаконные помехи, которые  препятствуют  развитию. Если лишить человека  религии как связи с Высшим,  возможности  восхищаться   подвигами  героев,   общения  с красотой искусства,   получим животность  в  гипертрофированном виде,  усугубленную и  извращенную  развитым  умом.

Здесь  уже упоминались костры инквизиции. Это  и есть первый  пример  доведенного до абсурда религиозного фанатизма, целью которого было отвратить  народ от церкви и  Бога и тем самым лишить  его  правильного  направления  развития. В том же ряду   религиозная   и  национальная рознь. Их задача -  не допустить  единения людей  на  основе всеобщего блага.

Деструктивными помехами также являются  клевета на носителей истины, духовных лидеров, героев,  подвижников,  умаление, принижение  их роли с целью подорвать к ним доверие народа,  лишить его веры  и  желания  им подражать.
 
Есть еще одна помеха. Имя ей  антиискусство.  К нам оно  пришло с развалом Советского Союза и продолжает процветать до сегодняшнего дня.  Антиискусство  действует  в трех  направлениях:  насилие,  порнография,   мистика. Оно  подменяет  ценности: зло выдается за  добро, безобразие за красоту; оно  учит  разнузданности эмоций,  жестокости,  мстительности,  снятию контроля разума с низших инстинктов.Зло в этих произведениях привлекательно, ярко,  одето в красивую одежку, имеет  шикарные машины,  красивые фигуры, а потому опасность его воздействия на незрелое сознание особенно велика. Изображенное мастерски,  зло действует разрушающе.

Мистические  книги, фильмы, передачи создают иллюзию, что все достижимо, стоит лишь овладеть некоторыми магическими приемами.  Фактически  же  занятие магией  дает в руки  неуправляемые энергии, способные натворить много бед.

Все эти помехи  есть сознательное зло, направленное  против божественного плана эволюционного развития человечества.

Продолжение:
 http://www.stihi.ru/2018/10/04/4928


Рецензии
Всё, вами написанное здесь, правильное. Так и должно быть. Так и было. Вот бы нам только как-нибудь избавиться от той грязи, что проникла в наше искусство, а телевизионщики и театралы за государственные деньги продвигают антиискусство везде где только могут, ещё и кричат, чтобы им не мешали "творить".
Красота спасёт мир. Красота мыслей и красота поступков. Достоевский знал, о чём говорил.
С уважением, Владимир.

Владимир Иваниченко   21.04.2023 13:14     Заявить о нарушении
Ой, как Вы правы, какой больной вопрос! Есть одна «Романтика романса», но и та не всегда на высоте. «Задушевные песни» с Малаховым задумка хорошая, но она не соответствует названию. Вся задушевность сводится на нет, когда участники начинают танцевать под песню, на танцы такие смотреть смешно и стыдно, а песня уже не воспринимается. Однажды, очень давно, Эдита Пьеха пела какую-то песню и при этом вертелась на стуле. Конечно, все внимание было к этому верчению). Газманов, например, поет серьезные вещи, а вокруг него извиваются бесы, иначе не скажешь. Видимо, чтобы нравиться подросткам, воспитанным на хипхопе. Но получается то, что смысл песни не достигает душевных струн. Я так считаю. Нужно вернуть худсоветы, наверное. Канал "Культура" подчинить Минкульту, с которого и спрашивать, и не только за телевидение. В феврале было объявление о конкурсе "Большая опера", но что-то не слышно. Вот это тот уровень, который нужен.

Татьяна Сердюк   22.04.2023 16:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.