Книжная полка-6. Пётр Вайль. Гений Места
Мы продолжаем брать с книжной полки книги и читать их. И пополнять полку наших любимых книг.
Итак, у нас уже пять книг.
Ссылки на эссе тут:
1) автор Антон Флай - Л. Наумов "Александр Башлачев. Человек поющий. Стихи. Биография. Материалы" http://stihi.ru/2018/03/19/8000
2) автор Натико - В. Осеева "Отцовская куртка" http://stihi.ru/2018/03/22/2448
3) автор Аля Воронкова - Дж. Голсуорси "Сага о Форсайтах". http://stihi.ru/2018/03/26/5117
4) автор Злобный Мышалет. А. Барков "Мастер и Маргарита. Альтернативное прочтение" http://www.stihi.ru/2018/03/28/5655
5) автор Ирина Полюшко - П. Басинский. "Лев Толстой. Бегство из рая". http://www.stihi.ru/2018/04/01/8713
***************************************
Жду от вас, дорогие Единомышьленники материалов в данную рубрику, которая будет обновляться по понедельникам и четвергам. (сегодня раньше выпуск выходит, так как завтра мышь занят).
На очереди публикации Юлии Харакк, Татьяны Шороховой, Dnevalny, Блямса и др.
Слово предоставляется Даше Павленковой. http://www.stihi.ru/avtor/pavlenkova
Я хочу рассказать о книге: «Петр Вайль. Гений места».
Прошу строго не судить, потому что мое литературное образование — очень слабое. Как в анекдоте: «Долгое время считал, что Насон Грядущий это такой очень скучный писатель, которого читают, чтобы быстрее уснуть».
«Петр Вайль. Гений места» - эта книга попалась мне случайно. Можно сказать, что я ее украла))) Я попала в больницу, долго там лечилась после травмы. Было скучно. Ко мне пришел мой коллега проведать и принес несколько книг. Меня почти никто не навещал, так как я не хотела никого видеть. В стопке были детективы, один роман Виктории Токаревой и эта книга. Петра Вайля я бы не купила, это факт. Оставила книгу «на потом», думая, что будет скучно и прочту ее когда-нибудь. Когда я вышла из больницы, то коллегу моего перевели в Красноярский филиал нашей фирмы. И он уехал. Книги я вернула его брату, а про Петра Вайля забыла. И книга лежала несколько месяцев. Потом я ее нашла и стала листать. Оторваться уже не смогла. И вернуть теперь ее Андрею— нет никакого желания. Вообще, когда я рассказала об этом своему брату, то он сказал, что воровство книг — это не воровство, а святое право. Вот такой нахал!
Теперь о книге. Те, кто читали, поймут, что это целый мир. Наподобие дневника путешественника или блокнота путевых заметок. Каждый город связан с каким-то великим человеком и рассматривается и описывается как бы его глазами. Например, Афины — это Аристофан, Руан — это Флобер, Мадрид - это Веласкес, Верона — Шекспир. Мое издание снабжено отличными фотографиями и картинами. Иллюстрации не менее ценные, чем сам текст книги.
Привожу рецензии пользователей интернета, с мнением которых я согласна.
Куличкин Юрий: «Что я понял прочитав эту книгу? То, что я совершенно не знаю оперу и плохо разбираюсь в классике. То. что недостаточно внимательно читал "Похождения бравого солдата Швейка". То, что к сожалению не прочитал ни строчки Кобо Абэ и Юкио Мисима. То, что , побывав во многих городах, описываемых Вайлем, многого не увидел. Но еще больше положительного получил я от содержания этих великолепных очерков, где дар путешественника гармонично сочетается с даром рассказчика, где философский взгляд на вещи не отрицает земной природы многих вещей, а наоборот делает ее манящей и притягательной. Я совершил вместе с автором великое путешествие по городам и биографиям великих людей, которые в этих городах творили. И это лучшее литературное путешествие в моей жизни» .
Кодичева Ольга: «Интересная, немного странная книга, состоящая из эссе, которые вполне можно отнести к исследовательскому жанру. В каждой главе рассмотрено творчество известного автора в контексте места, где он жил и работал над своими произведениями, или интересного места- в контексте чьего-то творчества, можно воспринимать по-разному, в зависимости от того, что вам ближе и лучше знакомо- литература или география. Легко читается, написано языком простым и понятным, воспринимается как разговор с собеседником, много знающим и многое повидавшим. Прекрасная книга для неспешного чтения зимой на диване, когда так приятно мечтать о путешествиях в дальние страны. Если же описываемое место вам знакомо, вас может удивить неожиданный его образ, возникающий у автора, рассматривающего МЕСТО в необычном ракурсе- в связи с ГЕНИЕМ».
У кого нет возможности ее купить — можно послушать тут: https://sweetbook.net/geniy-mesta-vayl-petr
Не стоит думать, что книга — это аналог телепередач «Гений места». Место и время действия — НЕ СОВПАДАЮТ!
О моём любимом Гансе -Христиане Андерсене Петр Вайль говорит так: « Андерсен был любимцем королей. И не только датских. Перечень его венценосных знакомых - как список Дон Жуана, который копенгагенский девственник пополнял с донжуановским прилежанием. Шведская королевская чета рыдала, когда он читал ей "Историю одной матери". Его награждали пышными орденами король Пруссии и император Мексики. А то, что Андерсена обожал Кристиан IX, - факт европейского литературного процесса. Датский король приучил к андерсеновским сказкам своих детей, которые позже утвердились на престолах Британии, Греции, России (принцесса Дагмара, ставшая супругой Александра III). Сын сапожника и прачки, Андерсен мечтал о величии. Об этом - его великая крошечная сказка "Принцесса на горошине".»
Живя в приморском городе, и никогда его не покидав, я с удовольствием читала об Осло: «Любой приморский город лучше всего выглядит с воды. За этим ракурсом -
столетия придирчивого взгляда правителей, возвращающихся домой: что-что, а фасад должен быть в порядке. Впрочем, и вода лучше всего выглядит со
сбегающих к гавани улиц; здесь та степень приручения природы, которая радует древней целесообразностью: первый человеческий транспорт - водный, первое
оседлое занятие - рыбная ловля, первая профессия — моряк».
А ведь это почти о Владивостоке. Только у нас никогда не бывал Мунк. А если бы он бывал, какие идеосинкразические пейзажи он бы создал?
Эссе о японских городах покоряет. Мы много общаемся с японцами, сами понимаете)) Но так никто бы из нас откровенно не сказал: «Японский язык на слух - даже не шепелявый, а сюсюкающий. Нет чувства отклонения от нормы, как в польском. Скорее иная норма, очень знакомая, но посторонняя. Детская речь. При этом ясно, что это они - взрослые. И в чем смысл жизни, лучше нас догадываются, и красоту жизни куда лучше понимают».
Разумеется, исследование творчества Юкио Мисимы — чрезвычайно интересно, но спорно. Это мой любимый автор, кстати. Но о нем я напишу попозже, вкрапливая спор с Петром Вайлем в свое эссе.
Спасибо за внимание.
Свидетельство о публикации №118040502529
Из блога автора Чугадада:
"Пётр Вайль умер после двух лет комы. Он уже давно не писал, и по сути давно не жил.
Он ушёл из мира, который открывал в своих эссе. Вайль не боялся быть банальным, писать о вещах достаточно тривиальных. Его книги, как дневники с широким доступом, где автор писал о любимых им вещах. Клубное чтение для тех, кому интересна литература, особенно русская, путешествия по миру, еда и питьё, живопись и архитектура. Он легко впускал в свой мир неленивого читателя, был доступен без заигрывания, и не боялся ньюансов и подробностей.
Без кокетства и напускного всезнайства он давал интервью, говорил о политике, о своей работе на Радио Свобода и на российском телевидении, о нобелевской премии, антисемитизме, городах, где он жил и хотел бы жить.
Его лицо, несовременная причёска, слившаяся с бородой, грузноватая фигура вполне соответствовали образу человека успешного, но не занятого этим успехом.
Одна из его книг называется "Гений места". Сам он не был гением, но он был другом отмеченных богом в разные века. И на правах друга владел ключами от их мастерских . Он умел открывать эти мастерские гениальных поэтов и художников для нас, обычных людей. Он сокращал расстояние от этих небожителей, не низводя их пошлыми подробностями до уровня обывателя. Он чуть чуть приподымал над обыденностью своего читателя, шутя, говорил о серьёзном, не скрывал своих предпочтений, бывал резким, иногда даже безапеляционным, но выверенный тонкий вкус, как водяной знак на бумаге, незаметно, но неизменно охраняет каждую страницу его книг.
Вайль хотел и умел делиться своими энциклопедическими знаниями. Он был популизатором искусства и литературы в самом лучшем смысле этого слова.
Вайль осознавал свой талант, чувствовал за собой способность вести людей по лабиринтам духовной и материальной культуры".
http://petrvail.blogspot.ru/
Единомышьленники 07.04.2018 12:29 Заявить о нарушении