Кто в мире главный? Притча

         *По мотиву притчи американских индейцев*


Не мало было у Творца идей -
Создать планеты, звёзды и людей.


Взял прах и замесив своей рукой,
Он налепил из глины род людской.

Затем решил для прочности обжечь,
Не глядя на часы, засунул в печь.

Как чёрный уголь - не найти в ночи -
Такими их и вынул из печи.

Поставил противень с людьми опять,
Слегка обжёг, тут  некому пенять -

Бледны их лица слишком и тела -
Никак у Бога не идут дела!

С попытки третьей создал он людей -
Румяных, краснокожих, без затей.

И спорят люди вплоть до наших дней -
Кто в мире главный? - Те, кто всех красней!


 


Рецензии
Честно, не знаю, в чем конкретно заключаются верования индейцев, но в этой притче Творец, на удивление, представляется неким недотепой-неумехой. К сожалению, такие представления о Боге расхожи (Бог недоглядел, не смог, не спас, и т.д.), даже у Хайяма я встречала несколько рубаи, где он открыто критикует Творца, и если эти рубаи действительно принадлежат именно ему, то это полностью исключает его принадлежность к суфизму.
К слову, есть хадисы где рассказывается, что когда Аллах собрался создавать Адама, то Он взял глину разных цветов и текстуры (твердой и мягкой) и смешал её. Поэтому потомки Адама - люди с разным цветом кожи и с разным характером. Вот такие разные взгляды на Творца.

Василиса Ризаева   07.03.2025 13:47     Заявить о нарушении
"Многие склонны к мысли о том, что на самом деле Хайям был поэтом-суфием и широко использовал метафоры, традиционные для мистической суфийской поэзии. Если обратиться к ее постоянным образам-символам, то вино означает мистическое постижение истины, опьянение – экстатическое состояние адепта, приближенного к истине, красавица – душа искателя истины, кувшин – ум, возлюбленная – это символ Бога и т.д. Исходя из такой трактовки, вся поэзия Хайяма – о блаженстве от приближения к божественному."
Как известно, не все рубаи Хайяма, а наименьшая их часть принадлежат самому Хайяму. К тому же, поэзия его многослойна, не все смыслы лежат на поверхности, мы читаем не подлинники на фарси, а работы поэтов-переводчиков.
Доподлинно известно, что сам себя Хайям считал учёным, математиком, астрономом, а не поэтом. Был ли он суфием или не был никто точно не знает.
Что касается индейцев, я не знаю в какого Бога они верили, а может быть в разных Богов, в добрых и злых, это мы верим в единого Бога. Бога-творца.
Но то, что их Бог (Бог индейцев) наделил их чувством юмора, это несомненно!
Наш прекрасно созданный мир жесток, он состоит из добра и зла и я очень сочуствую людям, у которых полностью отсутствует чувство юмора. Наверное им очень не просто жить в этом мире!

Ткешелашвили Ольга   07.03.2025 14:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.