Не быть рабом обстоятельств!
"...Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла!..."
(К.Симонов, "Сын артиллериста")
Еще на заре ранней юности ко мне приходила мысль - неплохо бы отразить жизнь своих предков: по рассказам моей бабушки и дяди по линии моей мамы, да и самой мамы, на мой взгляд, это нефальсифицированная история для потомков нашего филогенетического дерева представляла бы определенный интерес. Позже, во время срочной службы находясь в наряде посыльным по штабу, обнаружил присутствие её в моем сознании. Понимая свою неподготовленность к этой работе, реализация данного проекта была отложена на неопределенное время. И вот, наконец, подошло время, когда к данной теме проявился интерес у моих детей. Надо отметить, что уже не первый раз в этом отличается моя младшая дочь. И как всегда, не могу отказать ей в просьбе.
Итак, наши предки, по словам бабушки, - потомственные крестьяне. Дедушка - Никитушкин Федор Григорьевич (? 1864 - ? 1936 г.г., умер в год моего рождения), бабушка - Никитушкина (Кузнецова) Мария Яковлевна (? 1865 - 14.02.1957 г.г.) - уроженцы Пензенской губернии, Саранского уезда, деревни Воробьевки. До 1907 года они работали батраками в дореволюционной России в помещичьей усадьбе. Имели жилище на территории этой усадьбы и небольшой земельный надел (для батраков был характерен нищенский уровень жизни). По рассказам бабушки она вышла замуж не по своей воле, а по воле барыни. Бабушке приходилось быть и даже кормилицей барских детей. У самих (бабушки и дедушки) до 1907 года было четверо детей - Федор, Иван, Евдокия и Ефим (трое детей умерло в младенческом возрасте). Во время жительства в помещичьей усадьбе семья дважды переживала пожар. В первом пожаре старший 14-летний сын Федор получил ранение глаз. В худшие времена бабушке приходилось даже просить окружающих о подаянии.
В 1907 году, в период столыпинской реакции вся семья выехала в Сибирь и обосновалась в селе Аммала, с/с Ачинского района, Ачинского округа (ныне Назаровского района, Красноярского края). В этом селе в 1909 году родилась моя мама - Ирина Федоровна, пятый ребенок в семье. Старшему Федору в это время было 26 лет, Ивану - 15, Евдокии - 13, Ефиму - 7.
Самая главная из столыпинских реформ была земельная. Особенностью её было - скорейшее разрушение общины. Главной причиной такого отношения власти к общине послужили революционные события и аграрные беспорядки в 1905 - 1907 г.г. Другой не менее важной целью земельной реформы была социально-политическая, так как требовалось создать в качестве социальной опоры самодержавия класс мелких собственников, как основной ячейки государства, являющейся противником всех революционных движений.
Семья Никитушкиных особого желания не испытывала, чтобы получить свои участки, выделенные к одному месту, а как и большинство крестьян получили несколько полос в разных полях. Если же крестьянин желал выделиться на "отруб" сельское общество в подавляющем большинстве случаев технически не могло это исполнить путем частичной перекройки существующих полос: требовался полный передел земель.
Исходный капитал семьи для ведения личного хозяйства составлял - 5 рублей. В то время рубль имел золотое обеспечение: корову и лошадь можно было купить по рублю. С самого начала семья придерживалась метода разделения труда при ведении домашнего хозяйства. Дедушка был прирожденным предпринимателем и действовал обособленно от прямых физичесих работ, поэтому руководство домашним хозяйством легло на плечи старшего сына Федора и которому это удавалось. Уход за лошадьми и сельскохозяйственным инвентарем вел средний сын Иван. Младший сын Ефим занимался подсобными работами. А домашний очаг, и весь дом держались "на плечах" бабушки; ей в этом помогали дочери, невестки и маленькие дети. Природа наделила бабушку ясным умом и большой силой воли: её слова в семье были весомые.
Во время первой мировой империалистической войны старший сын Федор был призван в солдаты и находился в армии до конца военной компании, но за это время ничем не отличился. По возвращению его сыну Семену уже шел четвертый год. По четвертому году в это время было дочерям Ивана и Евдокии, соответственно - Надежде и Таисии. Возвращение домой Федора и проведение в Советской России новой экономической политики (НЭП) благоприятно сказалось на укреплении домашнего хозяйства семьи. Не используя наемных работников, ей удалось поднять свой жизненный уровень, на что местные власти обратили внимание при проведении аграрной политики объединения единоличных крестьянских хозяйств в крупные коллективные социалистические хозяйства - колхозы. Это объединение проводилось при применении местными государственными органами карательных мер, с целью якобы защиты и сохранения существующего строя.
90 лет спустя, благодаря системе интернет, мне удалось найти выписку из архивных документов:
Никитушкин Федор Федорович, род. в 1893 г. Проживал в с. Аммала, Шадринского с/с Ачинского района, Ачинского округа. Состав семьи: жена - Марфа Яковлевна, 1900 г.р., дети - Зинаида, 1927 г.р., Георгий, 1930 г.р., в ссылке родилась Олимпиада, 1939 г.р. Отец - Федор 68 лет, мать - Мария Николаевна, брат Иван, его жена Анна Дмитриевна. Лишены избирательных прав в 1928 г, высланы за пределы района в Томский округ. (Архив г. Ачинска. Ф.295 оп. 1-с, дело 1352, 1372, 18, 10; Архив ИЦ ГУВД по Красноярскому краю; УВД Томской области).
Замечу, что в данную выписку следует внести дополнения и изменения: 1)вместо "Олимпиады" читать - Лариса, 2)Отец - Федор Григорьевич, 3)вместо "Мария Николаевна читать - Мария Яковлевна, 1862 г.р.
Далее следует отметить, что в газете "Правда" в N°60 от 2 марта 1930 г. была помещена статья Генерального секретаря ЦК ВКП(б) И.В.Сталина - "Головокружение от успехов (к вопросам колхозного движения)." В этой статье И.В.Сталин делает вывод: "Коренной поворот деревни к социализму можно считать уже обеспеченным." Тут же на примере того, как проводилась коллективизация сельского хозяйства, он указывает на нарушение принципа добровольности, допущенные при организации колхозов.
Трудно объяснить - почему, уже после выхода этой статьи, местные государственные органы применили карательных меры к этой семье. Но все-таки, скоро это решение было отменено. Бабушка с дедушкой, сыном Иваном и его семьей вернулись и стали проживать вместе в г. Ачинске. Намного раньше всех этих событий в Ачинск приехал младший сын Ефим; надо отдать должное ему: после возвращения со службы из рядов РККА он неоднократно говорил родителям, чтобы они переезжали жить в город. Наверное, бабушка позже это отметила: она часто повторяла слова, как поговорку: "Не слушай старого, а слушай малого." Федор же возвращаться не стал, улыбался и говорил: "А мне и тут хорошо." Он в селе Тегульдет, Томской области поставил два дома - один себе, другой - сыну; до конца своей жизни (86 лет) оставался бригадиром плотников.
Моя мама в 1929 году вышла замуж за парня из соседней деревни, моего отца - Баронкина Павла Максимовича. Женитьба произошла без согласия родителей - "убегом." Вскоре мои будущие родители уехали из деревни. После многочисленных скитаний по Восточной Сибири и Дальнему Востоку они остановились на постоянное место жительства в г. Балее, Читинской области. Во время скитаний им приходилось выполнять ряд тяжелых работ, снимать жилье. Ввиду тяжелых обстоятельств в младенческом возрасте у них умерло двое детей. В г.Балее им пришлось работать на золотых приисках. Работа на золотых приисках многих привлекала высокими заработками, но далеко не всем по силам было надолго задержаться в этой сфере, эта работа для смелых. Баронкину Павлу Максимовичу смелости было не занимать. Знавшие его рассказывали о нем настоящие легенды: с раннего возраста он работал плотогоном, во время весеннего ледохода "Шуги" на обласке переправлял продукты родственникам, ходил один на рыбалку по тонкому льду глушить рыбу. Будучи хорошим столяром и плотником, а теперь работая на руднике, он занимался устройством деревянных крепей для горных выработок. Мама работала бирочницей в шахте. Жизнь у них постепенно наладилась. После работы они вдвоем шли в школу рабочей молодежи. В свободное от работы время отец работал старателем. Золото сдавал в "золотой магазин", за которое получал боны или товары. Мое появление на свет пришлось в это спокойное и счастливое для моих родителей время. Шел 1936 год - год моего рождения, 13 апреля нарекли меня Юрием. Рос, как отмечала мама, спокойным: было время, когда оба родителя уходили на работу, оставляя меня одного без присмотра, и когда мама прибегала домой, видела меня спокойно сидящим под столом в окружении игрушек Рассматривая фотографии тех лет, по лицам можно сказать, что нужды они не испытывали. В 1939 году неожиданно пришла беда. По рассказам мамы, у них на квартире остановились знакомые отца, которые приехали в здешние места поохотиться. Вечером все собрались за столом, не обошлось без приема горячительных напитков. А утром не оказалось ружей, которые горе-охотники оставили по своей халатности и халатности хозяев в сенях дома с незапертыми дверьми. Далее эти горячие головы совершают противоправное действие - проводят самостоятельно обыск в доме подозреваемого лица, ружей не нашли. Подозреваемый подал иск в суд, нарушителей суд признал виновными и вынес решение каждому по 1,5 года лишения свободы. Столько же лет оставалось до начала Великой Отечественной войны. Иногда в моей памяти встает смутный образ моего отца - поздний вечер, железнодорожный перон станции Ачинск-1, сижу на руках мужчины, напоминающего мне главного героя из фильма Шукшина "Калина красная."
Отец отбывал свой тюремный срок в городе Ачинске, и мама в 1939 году со мной вернулась в родные края. Приняла нас в свой дом Анна Дмитриевна, жена дяди Ивана: сам дядя Иван после физической травмы и, переживаний, связанных с репрессиями по отношению к семье, проходил лечение в психдиспансере в г.Томске. Летом 1939 года он умирает, оставив четверых детей (Надежда, Анна, Николай, Нина). Годом ранее, уходит из жизни Евдокия, оставив пятерых детей (Таисия, Раиса, Николай, Анна, Александра). Следует отметить, что через руки моей бабушки прошло 17 внуков-сирот. Дети рано стали заниматься трудовой деятельностью.
Вскоре мы с мамой и бабушкой переехали к дяде Ефиму. Запомнилась картинка из детства - мы с дядей Ефимом идем по центральному городскому рынку. Из его сумки выглядывает белый батон, который всегда будет всплывать в моей памяти, особенно в годы войны. А война уже была не за горами: шел 1941 год.
В самые первые дни войны на фронт ушли мой отец, два двоюродных брата - Семен Никитушкин и Николай Горлышкин. Ушел на фронт добровольцем 17-летний Николай Еремин. Дядя Ефим получил бронь и работал на обороном заводе им. Ворошилова в г.Красноярске. Вся страна в годы войны превратилась в один военно-трудовой лагерь, и это понимали даже маленькие дети. Моя мама, работала на Ачинской швейной фабрике в качестве мастера по машинной художественной вышивке, но в течение войны занималась изготовлением и ремонтом обмундирования для бойцов Красной Армии. Продолжительность рабочего дня в военное время была - 12 часов. Кроме того, дополнительно работницы выполняли задание по стирке обмундирования б/у в домашних условиях. В этом им помогали дети. Дядя Ефим имел личное хозяйство (дом, земельный участок, корову). Корова и являлась для семьи кормилицей. Состав семьи: жена - Александра Степановна, дети - Георгий, Лариса, Юрий. С этой семьей мы прожили вместе все военные годы.
Когда мне исполнилось 6 лет, мама купила козу и бабушка отвела меня за 3 км от города ее пасти - так началась моя трудовая деятельность в качестве пастуха и продолжалась вплоть до 10 класса. В тот день коза мне приподнесла много сюрпризов, в частности, не имея возможности ее удержать, пришлось лечь на живот. Но силы были не равны: она протащила меня несколько метров. Место пастбища было заросшее боярышником и, боясь наколоться его иголками, догадался обмотать веревку вокруг ствола: в голове уже начали ворочаться мысли. На следующий год мне не только уже пришлось пасти небольшое стадо коз, но и возвращаясь из леса домой, на спинах животных транспортировать березовые веники, связанные попарно. Эти веники, в основном, шли на корм коз зимой.
Сообщения с фронтов Великой Отечественной войны приходили неутешительные: в1941-42 г.г. шла битва за Москву; первым печальным известием было - похоронка о том, что Николай Николаевич Горлышкин был убит на опушке леса при десантировании. В этой же битве был тяжело ранен Семен Федорович Никитушкин, который был после ранения признан негодным для дальнейших боевых действий и был отправлен домой. Он пришел ночью на костылях, а утром трое маленьких братьев начали изготавливать ему деревянную ногу. Уже к обеду Семен, после испытаний этого устройства, дал положительную оценку (не могу промолчать и хочу привести циничный пример из современной действительности, когда в доме стоял гроб отца, погибшего в автокатастрофе, его дети во дворе играли в футбол).
Великая Отечественная война была тяжелым испытанием для всего народа, за редкими исключениеми, о которых не хочется вспоминать, Во время войны все взрослые были на работе, дома оставались на хозяйстве старики и дети. Эти обстоятельства способствовали воспитанию в детях чувства ответственности во всем: не зря бытовало мнение, что "дети становились стариками." В моем детстве никто нам игрушек не покупал: мы их делали сами, и игры придумывали тоже сами. Был случай - из села на "базар" (центральный городской рынок) приехали колхозники и остановились у нас "на постой." Увидев у меня в руках игрушку-лошадь, которую мне удалось самому изготовить, они предложили мне "бартер": отдать эту игрушку их детям, а взамен её - полкоровая ржаного хлеба, который для меня представлял огромную радость. Ведь в годы войны существовала карточная система на продовольственные товары, основным из которых являлся - хлеб. Занимать очередь приходили к хлебному магазину взрослые или старики " с ночи". Потом их сменяли дети и оставались до получения своего пайка. За это время проходил несколько раз пересчет очереди, и"не дай бог" если прозеваешь этот пересчет: можешь оказаться без хлеба. Очереди за хлебом достигали больших размеров, на на которые уходил почти весь день. Но страшнее всего было потерять карточки на хлеб: при потере карточка на хлеб не возобновлялась.
В 1944 году бабушка нас с моим двоюродным братом Юрием отвела в школу, и мы с ним сели за одну парту. Но в первый же день нас развели по разным школам: он остался в школе N°7, меня определили в школу N°3. Через 4 года мы снова оказались за одной партой в средней школе N°1.
А пока продолжалась война. О ней всё напоминало в городе: везде можно было увидеть искалеченных войной людей, бесконечные очереди, нехватка топлива, одежды и пр., и все это перемешивалось со скудностью школьных принадлежностей. Но люди жили, боролись со всеми невзгодами и чувствовалась в них уверенность, что советский народ победит и Победа уже была не за горами.
В школе же была строжайшая дисциплина: дети знали, что их отцы и братья на фронте, а здесь от них требуется добросовестное отношение к учебе, чтобы не отвлекать и не огорчать матерей , бабушек от их забот по работе и дому. В школе мы кроме учебы занимались уборкой в помещении и на улице, собирали посылки на фронт, занимались художественной самодеятльностью. Запомнилась мне песня тех лет - "Голуби":
Жил в Ростове Витя Черевичный,
В школе он отлично успевал
И в свободный час всегда обычно
Голубей любимых выпускал.
Припев:
Голуби, мои вы милые
Улетайте в облачную высь,
Голуби, вы сизокрылые
В небо голубое унеслись.
Юность, ты пришла с улыбкой ясной,
О, моя любимая страна!
Жизнь была любимой и прекрасной
Но внезапно грянула война.
Дни пройдут, Победа - красной птицей:
Разобьем фашистский черный шквал,
Снова в школе буду я учиться,
А к обычно Витя напевал.
Но однажды мимо дома Вити
Шел отряд захватчиков-зверей,
Офицер вдруг крикнул: "Отберите
У мальчишки этих голубей!"
Мальчик долго им сопротивлялся,
Он ругал фашистов, проклинал,
Но внезапно голос оборвался,
И убит был Витя наповал.
Припев:
Голуби, мои вы милые
Улетайте в облачную высь,
Голуби, вы сизокрылые
Видно сиротами родились,
Голуби, вы сизокрылые
В небо голубое умчались.
После исполнения или прослушивания этой песни оставалась глубокая печаль о юном герое, рано ушедшем из жизни.
Нередко в доме вечерами наша бабушка обращалась к своим внукам: "Ребятишки, будете сегодня ворожить?" Мы всегда соглашались, тогда она предлагала всем искать в доме головные платки и, в свою очередь открывала свой сундук, доставала из него аккуратно сложенные платки. Она каждый раз, когда проходило это действо, повторяла, что эта ворожба совпадает с действительностью. Затем она обращалась: "Ну кто будет первым?" Зная о том, что мой отец на фронте, все уступали мне. Перекидывали мне платки через плечо и за моей спиной концы их завязывали. Спереди мне нужно было завязывать самому. Если они оказывались все завязанными один за другим, то считалось "выпадает дорога" - это хороший признак и будет означать, что Ваши желания сбудутся. Если же платки свяжутся кольцами - Вашим желаниям не сбыться. У меня в те годы было одно заветное желание - возвращение отца после окончания войны живым. Но в результате этого действа мне выпадали кольца..Чтобы скрыть слезы, мне приходилось уходить в сторону. В детстве мне очень нравилось слушать приключенческие рассказы, сказки, на которые была так способна, как мне казалось, только моя старшая двоюродная сестра - Лариса. Её, без всяких преувеличений, можно было бы назвать мастером художественного чтения.
Ачинская начальная школа N°3 была первым моим учебным заведением, а первую мою учительницу звали - Нина Кузьминична. Это она увела меня в первый же день из школы N°7. И хотя в этой школе меня считали отличником, по математике мне приходилось плавать. Только в средней школе N°1, благодаря учителям - Тельпякову Леониду Абрамовичу, Тышецкой Екатерине Григорьевне и Старцеву Александру Игнатьевичу удалось оседлать точную науку.
С моим младшим двоюродным братом Юрием, кроме школы, мы находили общие занятия: занимались "столяркой", изготавливали - самодельные лыжи и коньки (в младших классах), самокат, буер на лыжах, лодку "плоскодонку", клюшки для игры в хокей с мячом, шили покрышки к футбольным и волейбольным мячам для дворовой команды и пр. (в старших классах)
В конце 1944 года мы (бабушка, мама и я) собрали весь свой скарб на двух-колесную тележку и переехали на новое место жительства: моей маме выделили жильё с подселением; в этом ей помог мой старший двоюродный брат Семен, инвалид войны. Дом был барачного типа, но нам удалось во дворе разработать маленький земельный участок и соорудить стайку для скота (в это время бабушке было 82 года, маме 35 лет, мне 8 лет). На новом месте мы продали своих коз и купили корову, заботу за которой мы взяли на себя с бабушкой. Мама продолжала работать на швейной фабрике. От отца с фронта пришло три письма в начале войны. Всю войну, как и весь народ, мы с беспокойством прислушивались к сводкам Информбюро.
И, наконец, пришла долгожданная Победа! Народ как мог ликовал, а от отца никаких вестей не было. И только через год после окончания войны, моя бабушка по отцу прислала извещение о том, что Баронкин Павел Максимович во время боевых операций на фронте пропал без вести.
На основании этого извещения была назначена пенсия и выплачено единовременное пособие, за которое мы купили небольшой дом. Двор был большой, в нем находилось пять домов и семь семей. На новом месте жительства мы увеличили свое хозяйство: помимо коровы держали кур и выкармливали к зиме поросенка. Требовалось время для ухода за скотом. В свободное от работы и учебы время местная детвора находила для своих игр места на улице и прилежащем к нашей улице центральном стадионе "Спартак". Среди моих товарищей были - русские Никитушкин Юрий, Кардаш Леонид, Комендо Юрий, Ярисов Василий, Белозеров Николай, Ларионов Владимир ; белорус Леонович Анатолий; немцы с Поволжья: Кремер Нина, Биль Борис, Закс Владимир, Вегелин Эрика; татары братья Садыковы Салим и Сафит.
В 1947 году вышло Постановление Совета Министров и ЦК ВКП(б) "О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары." В ходе реформы обмен наличных денег проводился в течение одной недели (с 16 по 29 декабря). Пытаясь спасти свою наличность некоторые бросились вкладывать деньги в сберкассы на разных лиц, скупали продовольственные товары длительного хранения и пр. Вспоминается случай, когда одна пожилая женщина впала в истерику, и сын ее узнает, что у матери скопилась приличная сумма денег. Он эти деньги по своим каналам (работал конюхом при горисполкоме) отоваривает на водку. Мне невольно пришлось видеть эту картину - он привез к дому с верхом нагруженные водкой сани-розвальни. В свою очередь, они с другом решили "обмыть" эту операцию: взяли аккуратно одну "белоголовку". Раздались по-настоящему причитания: "Мать родную грабишь." Вот, действительно, жадность не знает границ.
А что бессеребренникам делать? Моя мама дала мне девять рублей (в книготоргах еще принимали "старые" деньги по "старой" цене), на которые мне, 11-летнему пацану, в книжном магазине пришлось выбрать книги - Ф.Энгельс, "Происхождение семьи, частной собственности и государства", "Интегральное исчисление", названия другой не помню (повествование о подавлении мятежа на фортах "Красная Горка" и "Серая Лошадь"). Одним словом - купил "на вырост" (своего сознания).
Завершая свое изложение о периоде, в котором прошло мое детство, мне хотелось отметить, что несмотря на происхождение нашей многочисленной семьи, на репрессивные меры, коснувшиеся её, каждый внук моей бабушки за годы Советской власти получил хорошее образование и занял достойное место в жизни. Сама бабушка постоянно напоминала: "Как же вы хорошо живете: приобретаете в магазине все необходимые продукты, а мы за этот хлеб гнули свои спины, не разгибаясь." Мы к тому же учились в советских школах, у советских учителей, по советским учебникам и получали не только глубокие знания, но и коммунистическое воспитание. С первого класса мы в своих тетрадях выводили - "Мы не рабы, рабы не мы." Это говорило о том, что нас учили не быть рабами при любых обстоятельствах. Мы составляли одну общность - Советский народ, мы были советские люди и этим гордились.
Свидетельство о публикации №118032704647
интересом прочитала, всё время вспоминая своих родителей и
своё детство. Спасибо за воспоминания о далеко ушедшем вре-
мени.
С уважением.
Изида Фант 27.03.2018 20:02 Заявить о нарушении