Поэт и лира

1.

Поэт любим своим народом.
Как свой, он в каждый входит дом.
А над трагическим исходом
его судьбы мы слёзы льём.

Данзас был удручён безмерно.
Поэта в роковой тот час
он должен был спасти, наверно,
но, к сожалению, не спас.

2.

Судьба зависит от манер
и места проживания,
и от того, кого в пример
берёшь для подражания.

Висел мой идол на стене
и с копии Кипренского
смотрел в глаза устало мне
средь хаоса вселенского.

Мои беседы с ним ценя,
могу сказать сегодня я,
что Пушкин служит для меня
источником гармонии.

3.

Пушкин кажется понятным
дураку и мудрецу.
Быть туманным и невнятным
было вовсе не к лицу.

Не разменивал наш гений
свой талант на пустяки.
Вот и память поколений
сберегла его стихи.

4.

Опять, господин сочинитель,
покинув средь ночи постель,
ритмичного слога ревнитель,
ты тянешь свою канитель.

Лелея свои идеалы,
сквозь тихо царящую мглу,
откинув рукой одеяло,
ты снова стремишься к столу.

На стыке пера и бумаги,
свой сон безмятежный круша,
чернильного счастья зигзаги,
ликуя, выводит душа.

Улыбкой и нежным стараньем
наполнив январскую тишь,
неужто любовным посланьем
вновь женское сердце прельстишь?

5.

Пушкин не был красавцем
(абиссинские гены)
и советником статским
не служил - несомненно.

Кой-какое Поэту
званье дал император,
чтоб жену всему свету
выставлял, а не прятал.

Тут-то и появился
соблазнитель умелый.
В Натали он влюбился -
и она заалела.

Был учтив иностранец.
Жорж - знаток политеса.
Уйма милых жеманниц
вдрызг влюбились в Дантеса.

Натали с ним (не с мужем!) -
украшение бала.
Разных сплетен досужих
разлетелось немало.

И письмо появилось.
Сколько было в нём срама!
Вот тогда и случилась
эта страшная драма.

6.

   ПЕРСТЕНЬ ПУШКИНА

Поэт носил с особым шиком
на пальце указательном
изящный перстень с сердоликом
и был к нему внимательным.

Подарок милой Воронцовой
(прощальное приветствие)
овеян тайной двухвекОвой,
ибо пропал впоследствии.

Запечатлел его Тропинин,
портрет писавший Пушкина.
А эта память о графине
Кипренским, жаль, упущена.

7.

   РУКОПИСЬ ПОЭТА

Страница каждая хранит
эпохи той приметы,
где так читателя манит
волшебный мир Поэта.

И строчек путаная вязь,
лишая нас покоя,
наводит трепетную связь
одной души с другою.

8.

   ПУШКИН В БОЛДИНО

Судьбу свою благодаря
за то, что шанс дала родиться,
был в жизнь влюблённым он не зря,
ведь повезло ещё влюбиться.

Он, страстью пылкою горя,
устав от сплетен, склок и споров,
в деревне скрылся от царя
и от настырных кредиторов.

9.

Он влюбился в Натали,
на балу случайно встретя.
И, хоть он стоял вдали,
но в её попался сети.

И была к нему судьба
чрезвычайно благосклонна:
вскоре с ней его свела,
непорочной и влюблённой.

10.

   МОНОЛОГ ПОЭТА №1


Вы появились нынче в свете,
как мне сказали, в первый раз.
И я Вас сразу заприметил,
и не свожу весь вечер глаз.

Но танцевать я не умею,
верней, желанья больше нет.
А познакомиться не смею,
вот и смотрю через лорнет.

11.

   МОНОЛОГ ПОЭТА №2


Я свои чувства перед Вами
не в силах выразить словами
и ничего не говорю,
а только с нежностью смотрю.

Да, в свете я - поэт известный
и автор нескольких поэм.
А здесь я ролью бессловесной,
боюсь, наскучил Вам совсем.

12.

   МОНОЛОГ ПОЭТА №3

Родила мне жинка Машку,
Сашку, Гришку и Наташку.
В шутку ночью мне грозит,
что и пятого родит.

13.

Изящный профиль этот пушкинской рукой
в минуты творчества начертан торопливо.
Он всем нам и запомнился такой:
весь - словно воплощение порыва.

Он молод и, конечно же, влюблён.
В расцвете сил его могучий гений.
Навек самим собой запечатлён
в рисунках между строк стихотворений.

14.

Каждый пишет так, как может.
И мечта писателя:
тем, что сильно сердце гложет,
поразить читателя.

И берут любые средства
на вооружение:
анекдот, картинки детства
и воображение.


15.


День рождения Лицея
отодвинут нынче в тень,
но от скуки панацея
тем, кто помнит этот день.

Быт лицейский был неистов:
беготня и шум, и гам.
Среди прочих лицеистов -
кучерявый мальчуган.

Вот экзамен. Зал просторный.
Сам Державин, весь седой.
Перед ним - малец проворный
громко стих читает свой.

Убежал потом, смущённый -
молод был, ещё несмел.
А Державин восхищённый
всё найти его хотел.

Помним, помним тебя, Саша,
Александр дорогой.
Ты сегодня гордость наша.
Твои книги - под рукой.

16.

Иных уж нет, а те далече.
А ямб читается навзрыд.
И Пушкин в нашей русской речи,
как и положено, царит.

Пока в нас есть хоть капля крови
от предка, шедшего с сохой,
хранить мы будем в изголовье
не книжки с разной чепухой,

а томик русского Поэта,
что куплен где-то за гроши.
Он точно ведал все приметы
смятенной, ищущей души

и цену жизни быстротечной
назначил росчерком пера.
Не о себе - о жизни вечной
писал потомкам до утра.

17.

В судьбе Поэта много мистики.
Он в суеверья был влюблён.
И нелогичной казуистике
примет различных верил он.

В виду имея предсказание
о смерти в 37 годов,
предвидел он свои страдания
и рок принять свой был готов.

18.

   МИХАЙЛОВСКОЕ

Здесь снова оживает всё весной.
Кукушка вновь отсчитывает годы.
И принимают летний облик свой
знакомые создания природы.

Всё те же ели выстроились в ряд,
и то же раздаётся птичье пенье,
как было почти 200 лет назад
в написанном вот здесь стихотворенье.

И так же солнца тёплые лучи
поддерживают светом это чудо.
Задумайся о жизни, помолчи
о вечности, таящейся повсюду.

19.

   МОНОЛОГ ПОЭТА №4


Взять жену без состояния
я хочу, влюбившись по уши,
хоть уже не в состоянии
ожидать отцовской помощи.

Мало толку, став писателем,
быть в подборе рифмы сведущим.
Как поэт - я состоятелен.
Как глава семейства - нет ещё.

20.

Сегодня 200 лет Лицею.
Ему подобных ныне нет.
Такие были б панацеей
от многих, нас томящих, бед.

Он не развязных обормотов,
что на свершенья не годны,
а умных, честных патриотов
тогда готовил для страны.

21.

   ПОРТРЕТ ПОЭТА

Передо мной висит портрет.
Ловя неслышимые звуки,
куда-то смотрит вдаль Поэт,
перед собой скрестивши руки.

Он мне годится в сыновья,
хотя уже увенчан славой.
Но, легкомысленным слывя,
свой главный труд считал забавой .
 
Задумчив он в вечерний час,
безмолвно в будущее глядя.
И многих строк, что тронут нас,
пока что нет в его тетради.

22.

Он помнил пророчество это.
Но в нём не указан был срок.
К тому же, в привычке Поэта -
стремленье обманывать рок.

Гадалка всю правду напела
об этом трагическом дне:
его погубил всадник белый,
примчавший на белом коне.

23.

От пушкинских ловких проказ,
служивших "Французу" потехой,
Лицей разражался не раз
почти гомерическим смехом.

Остротой своей он почти
с ума свёл когда-то Вильгельма:
- Эй, Кюхля, а ну-ка прочти
свой стих, чтоб уснуть поскорей мне.


Француз - лицейское прозвище Пушкина.

24.

Когда бы не эти балы,
где царь хотел видеть Наталью,
то светские слухи, что злы,
Поэта б тогда миновали.

Но надо ж ей где-то блистать,
кокетничать и веселиться,
чтоб безоговорочно стать
красавицей первой столицы.


25.

Новоявленный поэт
в юном возрасте замечен.
Он в свои 15 лет
был наивен и беспечен,
но уже не по годам
остроумен ядовито
в острых шпильках эпиграмм,
рассыпаемых открыто.

Он Державину тогда
тем потряс воображенье,
что освоил без труда
мастерство стихосложенья.

Лет немало протекло,
но, в его строках воспето,
помнит Царское Село
пору юности Поэта.

26.

   В МИХАЙЛОВСКОМ

Уютный остров для уединенья
есть на пруду. Там, прячась от жары,
Поэт ловил прекрасные мгновенья
любимой поэтической игры.

Не тратил он в те дни трудов напрасных
и не желал бросать на ветер слов.
А строки те, записанные наспех,
живут среди других его стихов.

27.

  Он с Музой был накоротке.
  И означало это,
  что настроение в строке
  играло у Поэта.

  Он так умел наполнить слог
  тем, что бурлило в жилах.
  А то, что было между строк,
  мы разгадать не в силах.

28.

Где письма Пушкиной Натальи?
Никто не ведает о том.
А говорят, что их читали,
и был бы их солидный том.

Их сжечь она велела детям,
чтоб избежать молвы такой,
что в жёны выбрана Поэтом
лишь за эффектный облик свой.

29.

     1828 ГОД

Поэту в любви не везёт.
Посватался к Анне Олениной -
ему от ворот поворот
без всякого благословения.

Но вскоре рассеял он мглу,
влюбившись в Наталью без памяти -
она на каком-то балу
предстала впервые глазам его.

30.

   ЖИЗНЬ ПОЭТА

Давно известны все её мгновенья.
Когда, кому, с какою целью он
и где писал свои стихотворенья?
В кого в то время страстно был влюблён?

И, кажется, поставить можно точку
на поисках неведомых нам строк.
Но жаль, что путешествие в Опочку
с Алиной повторить уже не смог.

31.

Он самый русский, может быть, из всех,
хоть были в нём и эфиопа гены.
Его поэм невиданный успех
возвысил всю Россию несомненно.

Его считая чуть ли не святым,
мы говорим о нём всегда влюблённо.
И тех, кому стихи он посвятил,
в России нынче помнят поимённо.

32.

Давно известно это мненье,
что всеми признано, притом:
всё познают через сравненье
с любезным сердцу образцом.

Таким в поэзии примером
и служит первый наш Поэт.
Взгляд устремив к высоким сферам,
лови, пиит, небесный свет.

33.

Считал ли и он виноватою
в беде, что настигла его,
любимую, белую статую,
он сам не сказал ничего.

Но, кажется, флиртом прельщённая,
сойдя от Дантеса с ума,
осталась она не прощённою
и знала об этом сама.

34.

Я вижу Поэта
с гусиным пером -
при свете свечи
он сидит за столом.

Макая в чернильницу,
пишет всю ночь.
И остановиться,
как видно, невмочь.

Когда вдохновенье
приходит к нему,
пристрастью подвержен
Поэт одному.

Он мыслями где-то
витает во тьме.
Таким он сегодня
привиделся мне.

35.

   НАТАЛИ

Она была мечтой Поэта,
как неземное существо.
И все лучи земного света
на ней сходились для него.

Как жизнь текла у них на деле -
то тайна их могильных плит.
А вот причиною дуэли
стал просто глупый женский флирт.

36.

Над книгою Пушкина вечером нежась,
такую привычку любя,
я русского слова бодрящую свежесть
вбираю ликуя в себя.

Мне с детства знакомы его откровенья,
что голову могут вскружить.
Общенье с Поэтом мне дарит мгновенья,
что хочется вновь пережить.

37.

Любимые стихи
великого Поэта.
Знакомые штрихи
известного портрета.

Он прямо смотрит вдаль,
где будущее смутно,
смертельную печаль
предчувствуя как будто.

38.

Июня день шестой.
На лист календаря
с улыбкою смотрю
сквозь яркий полдень лета,
небесный ход светил
за то благодаря,
что волею судеб
он нам послал Поэта.

Из Африки привет -
знакомый, смуглый лик.
Душа же у него -
от русского предтечи.
Вот в этот самый день
издал он первый крик,
что очень скоро стал
волнующею речью.

Он первым проложил
к душе народной путь
рифмованным словам
сквозь муки и метанья
и, как никто другой,
постигнув жизни суть,
сумел в своих стихах
в её проникнуть тайны.

39.

Отгородясь от тех забот,
что не дают свободы творчеству,
Поэт даёт тем мыслям ход,
что приведут его к пророчеству.

Горит настольная свеча,
перо отправив в путь лирический.
Часы настенные, стуча,
век отмеряют поэтический.

40.

Что можно отнять у Поэта,
ведь всё у него при себе?
А лучик небесного света
он сам отвоюет в борьбе.

Когда он с собою в согласье,
и бес ему тычет в ребро,
что надо для полного счастья?
Бумагу, чернила, перо.

41.

   МОЙКА 12

В квартире с занавешенным окном
ни звука, лишь тяжёлое дыханье.
Огромною толпой оцеплен дом.
Видны на лицах муки состраданья.

Дела Поэта, видимо, плохи.
Никто уже не ждёт прогнозов бодрых.
- Кого теперь назначат на стихи? -
Жуковского спросил какой-то отрок.

42.

Поэт один в опальной мгле.
Невыносима ночью ссылка.
Листы бумаги на столе,
перо, любимая чернилка.

Он знает, в чём заключено
его полночное спасенье,
и молча смотрит за окно.
Он ожидает вдохновенья.

43.

Был лицеист к проказам разным склонным,
с друзьями веселясь по вечерам.
Ему тогда занятием коронным
служило написанье эпиграмм.

И, ощутив к поэзии влеченье,
узнал он в романтическом дыму
высокое своё предназначенье,
что Божьей волей спущено ему.

44.

   6 ИЮНЯ

В этот день в начале лета,
как обычно, шумный сбор
почитателей Поэта
на весёлый разговор.

Подготовившись заране,
бросив уйму прочих дел,
устремились на свиданье
все, кто к рифмам прикипел.

Хорошо писал проказник.
Лучше выдумать нельзя.
В честь него и этот праздник.
Поздравляю вас, друзья!

45.

Мадам Кирхгоф Поэту нагадала
кончину в 37 цветущих лет
от белого наездника, но галла
не называл пророческий тот бред.

Так кто же, кто виною станет смерти?
Пророчица не ведала того.
И про письмо то страшное в конверте
старуха не сказала ничего.

А так как наш Поэт был суеверен,
то это стало главной из причин
того, что избегать он стал намерен
светловолосых женщин и мужчин.

Женился, между прочим, на брюнетке.
Любил её. Но был ли сам любим?
Ведь флирт его возлюбленной кокетки,
увы, и оказался роковым.

46.

Сияло солнце в доме поутру
и поздравляло мир с рассветом новым,
благословляя страстную игру
Поэта вдохновенного со словом.

И няня, что была уже стара,
с вязаньем долгим сидя у оконца,
опять дивилась лёгкости пера
подросшего, кудрявого питомца.

47.

   ПУШКИНОГОРЬЕ

Отсюда Он, томясь в своём изгнанье,
наполнил вдохновением наш мир.
Читай его нетленные созданья,
душе своей устроив чудный пир.

Ты испытаешь головокруженье
от радости в святых для нас местах.
Душа своё увидит отраженье
в давным-давно написанных строках.

48.

Он жил во времени вне моды
и зорко видел жизни суть.
А радость ветреной свободы
переполняла его грудь.

Призвав на помощь вдохновенье,
Он, время чувствуя нутром,
запечатлел его биенье
своим играющим пером.

49.

   ПУШКИН И АННА КЕРН

Веря интуиции своей,
явно очарованный при встрече,
он, влюблённо стоя перед ней,
источал восторженные речи.

Чудные мгновения ловя
в омуте сводящего их круга,
слушали они не соловья,
а сердец биение друг друга.

50.

"Я Вас любил..."
          А.С.Пушкин

Как лаконичен этот стих,
что рифмой оторочен,
ведь в нём всего от сих до сих
каких-то восемь строчек.

А в них душа его видна:
и грусть, и такт, и робость.
И чувства выразить дана
чудесная способность.

51.

Как знаем мы, в классах Лицея
не смог Он учёбой блеснуть,
но, рифмой чудесно владея,
избрал уже собственный путь.

И, попросту время не тратя
на ход незначительных дел,
Он с помощью знаков в тетради
открыть свою душу сумел.

52.

   РУКОПИСЬ

Страница каждая хранит
эпохи той приметы,
где так читателя манит
волшебный мир Поэта.

И строчек путаная вязь,
лишая нас покоя,
наводит трепетную связь
одной души с другою.

53.

Кем увлечён в разгаре бала,
и на кого навёл лорнет
кудрявый правнук Ганнибала?
На сей вопрос ответа нет.

Но это вскоре прояснилось.
И толки разные пошли.
А сердце радостно забилось
у Гончаровой Натали.

54.

Мы помним Пушкина
за письменным столом
с пером в руке
и вдохновенным взглядом.
Но, говорят,
он был заботливым отцом
и имена
сам выбирал любимым чадам.

Иначе жизнь его
сложиться бы могла
вдали от света
и интриг невыносимых.
И от дуэли бы
его уберегла
деревня русская
в тиши лесов родимых.

55.

В душе Поэта страсть жива -
корпеть над фразою певучей,
из слов сплетая кружева,
не забывая про созвучья.

Перо к чернилке помнит путь.
Бумага жаждет вдохновенья.
И ждёт Поэт кого-нибудь,
чтоб вслух прочесть стихотворенье.

56.

   НОЧЬ ПЕРЕД ДУЭЛЬЮ

Наверно, до утра
Он не открыл тетради.
Поспешный бег пера
в черновиках не найден.

Гоня тревогу прочь,
и не напился зверски.
Возможно, в эту ночь
не думал Он о смерти.

57.

Рукою своей вдохновенною,
что склонна к ночному письму,
Поэт открывает вселенную,
что ведома только ему.

Он в сценах далёкого прошлого,
рождённых народной молвой,
чураясь банального, пошлого,
блеснул своей речью живой.

И понял, прочтя его, вскоре я
и ныне на этом стою:
Поэт оживил нам Историю,
вложив в неё душу свою.

58.

Так творенья его хороши
и не зря уже в память запали,
как приметы бессмертной души,
что умчалась в небесные дали.

А её отличало чутьё
и влекло к интригующим тайнам.
И не зря почитают её
в тех местах, где мы все обитаем.

59.

В чём же прелесть той давней эпохи,
окаймлённой гусиным пером,
ностальгии невиданной вздохи
порождающей ныне кругом?

Уяснить помогло мне всё это
не раздумье, скорей, а чутьё.
В том большая заслуга Поэта,
так воспевшего время своё.

60.

Услышав Пушкина стихи,
я с учащённым пульсом
впервые с магией строки
рифмованной столкнулся.

И стал свидетелем того,
на жизнь взглянув пошире,
что существует волшебство
в непознанном мной мире.

61.

В день шестой с начала лета,
позабыв про пустяки,
вспомни нашего Поэта,
почитай его стихи.

И грустить совсем не стоит,
хоть на землю пала тень,
ибо буря мглою кроет
небо в этот славный день.

62.

Увы, английским Пушкин не владел
и Байрона прочесть в оригинале
не мог при всём желании никак.
Но были переводы на французский,
который наш Поэт знал в совершенстве.

63.

Неприятие жизни, царящей
в тех кругах, где вращался Поэт,
стало после бедой настоящей,
от которой спасения нет.

Где былое души восхищенье
тем, как мир был прекрасен в цвету?
И теряет своё воплощенье
идеал, потускневший в быту.

64.

То, что в жизни случалось когда-то,
станет прошлым с течением лет.
Но не ты ли, любовь, виновата
в том, что нынче встревожен Поэт?

И не значимость внешних явлений,
что Поэт наблюдает вокруг,
порождает в душе вдохновенье,
а влюблённость, настигшая вдруг.

65.

Стихи Его читал я вслух
и, может быть, не так уж плохо.
И так захватывало дух,
когда вживался в ту эпоху.

Я представлял Его задор
и юный пыл в лицейском зале.
А страшный выстрел тот в упор
предотвратить было нельзя ли?

Несла ль Ему в ту ночь метель
тревожный сон равниной снежной?
Была ль случайной та дуэль
или фатально неизбежной?

66.

Известность сживала со свету,
рождая рой сплетен вокруг
и тем учащая Поэту
сердечный, взволнованный стук.

Но всё же довольно смиренно
со славой ужиться он смог,
оставив нам всем незабвенный,
чарующий пушкинский слог.

67.

   ПАМЯТНИК ПОЭТУ

Поэт наш задумчив - молчит вдохновенно.
Заметна во взгляде глубокая грусть.
И строки на память приходят мгновенно,
что с детства заучены мной наизусть.

Потоком стремятся сюда бесконечным
все те, кто приносит живые цветы,
чтоб рядом с Поэтом подумать о вечном
вне времени, полного злой суеты.

68.

Бубенцов услышав звон
(гость, по всем приметам!),
Александр из дома вон
выскочил раздетым.

И с улыбкой на лице,
хоть визит нежданный,
обнимает на крыльце
Пущина Ивана.

- Неужели?! Милый друг!
Это ты?! О Боже!
После стольких лет разлук
встретились мы всё же.

Это память на всю жизнь.
Пущин помнил свято,
как рыдали обнявшись
с Пушкиным когда-то.

69.

Пока не в тягость никому
моё присутствие на свете,
я книгу старую возьму
воспоминаний о Поэте.

В быт той эпохи углублюсь.
Как жизнь текла на самом деле,
узнать хочу я и боюсь
ужасных отзвуков дуэли.

70.

Тяжко живётся поэтам на свете.
Быть совершенными трудно в стихах.
Им досаждают внебрачные дети,
напоминая о прошлых грехах.

Не поддаются все шалости счёту
жаждущих жадно пьянящих страстей.
Пушкин, подвергнув любовниц учёту,
как-то совсем позабыл про детей.

Дождь над осенним Михайловским сеет.
Помнит природа любви торжество.
Где-то, быть может, над рифмой корпеет
смуглый, курчавый потомок его.

71.

В чём тайна творчества сокрыта? -
вопрос, волнующий весь свет.
И, в суете погрязнув быта,
открыть её надежды нет.

Нас поражают те примеры
творений гения пера,
где с соблюденьем чувства меры
идёт словесная игра.

Как у повесы молодого,
что нёс прилюдно всякий вздор,
могло в душе родиться слово,
волнующее до сих пор?

72.

Вся жизнь его - роман с трагедией в конце.
И женщина к сему событию причастна.
Эмоции его увидеть на лице
и голос услыхать - над этим мы не властны.

Ни фотоснимков нет, ни кадров синема.
Остались только два прижизненных портрета.
А женщина, его сводившая с ума...
Была ль её душа стихом его согрета?

73.

В саду известном северной столицы
витают всюду чудные слова,
и даже тень бессмертная таится
того, кем так наполнена молва.

Не помню, к сожалению, названий
и скульпторов не ведаю имён
белеющих в аллеях изваяний,
стоящих там с неведомых времён.

Поэта, что бродил там с лёгкой грустью,
томила их холодная краса.
А рядом, на Неве, стремились к устью
дрожащие под ветром паруса.

74.

Для отрока в Царском Селе
словесные игры не внове.
Чернилка стоит на столе,
и перья уже наготове.

Он ждёт вдохновенья извне,
склонясь над заветной тетрадкой,
и ночью, при яркой луне
общается с Музой украдкой.

75.

   АРИНА РОДИОНОВНА

Немало баек помнила Арина,
сама присочинить пыталась кой-чего
и нянчила Поэта, словно сына,
что сказочки вымаливал настойчиво.

Откладывала в сторону вязанье,
его вечерней просьбой озадачена.
Ещё одно неспешное сказанье.
Да жаль, что было многое утрачено.

76.

Поэт ловил все чудные мгновенья,
с красотками встречаясь тут и там.
Стихами становились откровенья
любовные в альбомах светских дам.

А Керн была женою генерала
невзрачного и старого, к тому ж, -
рогов ему наставила немало.
Но всё-таки мирился с этим муж.

77.

Все рукописи Пушкина изучены,
исследовано каждое словцо,
хоть записи иные страшно скученны.
Талант пушкиноведов налицо.

Понадобились знанья и умение,
чтоб разобрать в той прихоти чернил
всё то, что он в порыве вдохновения
поспешно на бумагу заносил.

78.

Поэт нам не оставил мемуаров -
записки вёл, но сжёг их взаперти,
боясь изъятья их и тех кошмаров,
к которым это может привести.

Он был в то время близок к декабристам,
сочувствия к ним вовсе не скрывал
и обсуждал за пуншем, и за вистом
с друзьями их восстанье и провал.

79.

Полнится земля неясным звоном,
подтверждая слухов торжество.
Говорят, что Пушкин был масоном, -
в ложу, как бы, приняли его.

Правда это или просто байки,
мир уже гадает много лет.
Тех, кто мог об этом без утайки
рассказать, давно на свете нет.

80.

 Поэт мужал в стенах Лицея,
где силу слово обрело
и, души слушателей грея,
своих поклонников нашло.

Там он, почувствовав влеченье
к созвучьям, радующим слух,
обрёл своё предназначенье
и укрепил тем самым дух.

81.

 ОЛЬГА КАЛАШНИКОВА

В прошлой жизни деревенской
маловато было муз,
что могли бы статью женской
утолить Поэта вкус.

Только сплетницы узнали
о любви его земной,
ведь его не раз пленяли
ласки девки крепостной.

Плод живой тех встреч секретных
не привёл к большой беде,
став спасением для бедных,
существующих в нужде.

Сам Поэт, признав породу
у рождённого юнца,
даровал тогда свободу
всей семье её отца.

82.

От первых слогов до последней строки
весь путь нам известен Поэта.
Для чтенья стихи его очень легки -
известна нам эта примета.

Никто уже нынче удачи не ждёт,
автограф ища неизвестный.
Но в Пушкинский праздник у нас каждый год
читают стихи повсеместно.

83.

Поэт стихи писал повсюду,
даже в возке, летящем в ночь,
усталость или же простуду
пытаясь всё же превозмочь.

"Онегин" рос в его тетради,
терпя ухабы всех дорог,
порою с автором не ладя.
Но помогал Поэту Бог.

84.

Имея темперамент пылкий,
Поэт вникал во всё вокруг.
Однажды он в молдавской ссылке
забрёл в цыганский табор вдруг.

Поскольку поиск новой темы
насущным был средь прочих дел,
он там сюжет своей поэмы,
в их быт вникая, подсмотрел.

85.

Забыв рифмованное слово,
хотя царём он был прощён,
историею Пугачёва
был Пушкин очень увлечён.

Он много ездил по Уралу,
гостил у старых казаков
и наконец, мало-помалу,
писать роман свой стал готов.

86.

   ОЧЕНЬ СТАРЫЕ СЛОВА

                Восстань, пророк, и виждь, и внемли...
                Александр Пушкин

Слова утрачивают прежнее значенье
при появленьи новых - им взамен.
Их словари берут на попеченье
во время наступивших перемен.

Возможно, им грозило б прозябанье,
забвение на жизненном веку,
но вот поэт берёт их во вниманье,
вставляя в стихотворную строку.

И то, что, умирая, тихо тлело,
теряя постепенно свежий вид,
внезапно фразу автора согрело,
ей придавая новый колорит.

87.

Под присмотром высшей знати,
скоротать желая время,
лицеист нашёл занятье -
сочинять стихотворенья.

Было, видимо, нелишне
ощущать большую радость,
воплотив в четверостишья
впечатлений высший градус.

88.

Стихи полны тем блеском времени,
что был заметен лишь поэтам.
И это было озарением
их душ потусторонним светом.

И, окольцованные рифмами,
ими восторженно воспеты,
эпохи жили теми ритмами,
что привносили в жизнь поэты.

89.

Кто чувствует безудержную тягу,
грызя нетерпеливое стило,
вносить, уединившись, на бумагу
всё то, что нынче в голову взбрело,
тот мог бы это всё назвать забавой,
когда б оно творилось без труда,
увенчиваясь тою самой славой,
которой бредят все поэты иногда.

90.

Стихи существуют как вид откровений,
где суть непонятна, и форма смешна.
Нередок для них перепад настроений.
И склонность к тщеславию часто видна.

Нелепо в любви признаваться прилюдно.
Но издавна принято это в стихах.
И вовсе, наверно, уже безрассудно
вину воспевать свою в тяжких грехах.

91.

Поэзия вся состоит из созвучий,
что выберет каждый на собственный вкус.
И поиском их постоянно измучен
вступивший с капризною Музой в союз.

Ну что ж, такова его доля земная,
какою была у всех пишущих встарь, -
сидеть одиноко, слова подбирая,
почти поминутно листая словарь.

92.

Стихи прельщают смыслом скрытым,
где рифмы звонкие поют,
и даже истинам избитым
блеск небывалый придают.

Их строк внезапные созвучья,
плоды осмысленных затей,
живут в душе, ночами муча
недостижимостью своей.

93.

Извиваясь между явью и виденьем,
на листе бумажном бегает перо,
жизнь давая лихо пойманным мгновеньям
и внедрив в них рифмы ловкие хитро.

Сколько правды в них и выдумки, об этом
знает точно только автор этих строк.
Врать с три короба дозволено поэтам.
Ложь талантливая - вовсе не порок.

94.

Поэзия - это небесная сфера,
настройка которой проходит в тиши.
Глаголами движет упрямая вера
в высокую миссию каждой души.

Поэт помнит время, когда над страницей
склоняясь, ночами сидел сам не свой.
И образов ярких плыла вереница,
его увлекая легко за собой.

95.

Общения чудное средство,
родимая устная речь -
бесценное предков наследство,
которое надо беречь.

Таким обладая богатством,
в толпе разномастной земной
себя ощущаем мы братством,
большою и дружной семьёй.

Великое русское слово
не только способно учить,
но в нужное время готово
согреть, а порой рассмешить.

96.

Писать стихи по воле Божьей
есть предписанье с давних пор.
Без вдохновения негоже
вести приятный разговор.

Поэт вымучивать не станет
необязательных стихов
и ожидать не перестанет
прихода самых нужных слов.

97.

Всё предано будет забвенью,
что ныне у всех на устах,
но благодаря вдохновенью
опять оживёт на листах
бумажных, где почерк неровный
свидетеля жизни былой
прославится спешкой подробной,
а также усмешкой незлой.

98.

Придав перу полночное движенье,
восторг переживая или страх,
душа своё увидит отраженье
под утро в тех исписанных листах.

И, удивляясь собственной сноровке,
в поспешный, беглый текст погружена,
порою прибегает к расшифровке
того, что напридумала она.

99.

Час упорного марания бумаги
породить способен искреннюю речь.
Это требует уменья и отваги.
И сама игра со словом стоит свеч.

И пока ещё в запасе есть чернила,
а пером охотно двигает рука,
то, что памятным в минувшей жизни было,
он успеет записать наверняка.

100.

Кто владеет таинственным даром
воплощать свои мысли в стихах,
тот внушить вдруг способен недаром
позабыть обо всех пустяках.

И дразнить будет близкой разгадкой
этих строчек двусмысленный строй,
проливаясь то музыкой сладкой,
то пугающей, страшной грозой.

101.

     ЧИТАЯ ПУШКИНА

Волнует нас ритмическая речь
и к лучшему меняет настроенье.
И очень многим можно пренебречь,
чтоб только уловить её биенье.

И вот опять в вечерний, тихий час
несёт тебя поток её певучий.
И ощущаешь ты в который раз
все прелести загадочных созвучий.

102.

Желаньем наполнен всегдашним
ритмичную фразу сказать,
сегодняшний день со вчерашним
Поэт хотел рифмой связать.

Но это не страсть поученья
в тираде напыщенных слов,
а к жизни прошедшей влеченье
и к нынешней жизни любовь.

103.

Поэт наш в юности упрямо
конфликтовал со словарями.
Но, как давно нам всем известно,
с глухими спорить бесполезно.

104.

Поэты рукописи жгут,
на них потратив уйму нервов,
поскольку мыслями живут
о написании шедевров.

Коль уж вести об этом речь,
как о каком-либо почине,
и книг пришлось бы уйму сжечь
по той же, собственно, причине.

105.

Вынь из стиха-шедевра рифмы
и переставь слова чуть-чуть.
И не помогут даже ритмы
былую прелесть их вернуть.

И не покажется ли странным,
необъяснимым тот эффект,
что смысл остался тем же самым,
а обаянья больше нет?

106.

Очарованный ритмическою речью,
и стихи взяв на заметку лет с шести,
понял то он, что натуру человечью
скучной прозой невозможно потрясти.

А вот эта, где все рифмы бьются парно,
выявляя чувств горячих торжество,
неожиданно вскипев высокопарно,
покорила своей музыкой его.

107.

Клянусь, поэзия нас вводит в заблужденье,
морочит головы - осознанно, причём,
ведь если строки доставляют наслажденье,
то в них влюбляются, не помня ни о чём.

Она логическим законам неподсудна,
поскольку вымыслов и вывертов полна.
Нас обмануть, как говорил Поэт, нетрудно.
И эта мысль его воистину верна.

108.

Если в силах мы прозой
два слова связать,
да ещё и блеснуть
поговоркою ловкой,
то развитье стиха
нелегко предсказать,
ибо чувства и мысль
управляют рифмовкой.

Но задачи такой
и не ставит поэт,
чтобы мысли одной
подчинить вдохновенье.
Убеждающих нот
и у Пушкина нет.
Да и знаем ли мы
про его убежденья?

109.

Дней минувших вереницы,
что осмыслены уже,
превращаются в страницы
строк, родившихся в душе.

То, как кровь текла по венам,
как его дышала грудь,
стать свидетельством бесценным
может после как-нибудь.

110.

Вся стихотворная шумиха позабыта -
к стихам читатель наш, как видно, поостыл.
Не потому ли, что журналы все забиты
материалом непонятным и пустым?

Увы, поэзия подвержена недугу.
И этим был когда-то Пушкин удивлён.
- Пиши попроще, - он писал когда-то другу, -
ведь ты для этого достаточно умён.

111.

Наш удел не хуже прочих.
Даже есть чем прихвастнуть.
В отношениях мы прочных
с тем, что так волнует грудь.

И, привязанные к небу,
формирующему речь,
тем, что нужно на потребу,
можем смело пренебречь.

112.

Увы, беднеет наша речь.
И это факт весьма прискорбный.
Кто мог бы нас теперь развлечь
своей манерой разговорной?

А были раньше мастера
столь увлекательного вздора,
что им внимали до утра,
смеясь, любители фольклора.

113.

Старых рифм уцелевшие пары
забредают нечаянно в стих.
И припомнятся сразу их чары
в восхитительных строчках чужих.

Но не модно в поэзии ретро.
Свежим веяньям жизни поверь.
Лишь в потрёпанных томиках где-то
прозябают те рифмы теперь.

114.

Опять поэзии поклонник
спешит на поиск новых слов
и лист бумаги к рифме клонит,
которой пыл отдать готов.

Её он выстрадал недаром,
вложив эмоции свои,
и вновь весной, поддавшись чарам
природы, пишет о любви.

115.

Тот, для кого родная речь -
источник вдохновенья,
всегда сумеет приберечь
часы уединенья.

Он, над тетрадкою склонясь,
колдует над строкою
и устанавливает связь
своей души с другою.

116.

Звучанье фраз высокопарных,
что так смешны сегодня нам,
естественно для танцев парных,
где кавалеры ценят дам.

И в танцевальной атмосфере
тех строгих, праздничных балов
так ощущалась в полной мере
уместность этих пышных слов.

117.

В русле поэтической традиции,
что завёл Поэт любимый наш,
трудно воплотить свои амбиции
в сногсшибательный ажиотаж.

Силясь поразить воображение
вывертами бедного ума,
можно получить лишь раздражение
публики, скептической весьма.

118.

Кто-то пишет ради славы,
может, даже мировой.
Кто-то просто для забавы,
чтоб досуг украсить свой.

Для кого-то стих, как ребус,
где отгадка не видна.
И у многих есть потребность
душу выплеснуть до дна.

119.

Стихи, как люди, тоже старятся,
ведь суд времён предельно строг.
И ни к чему совсем печалиться
нам о судьбе никчёмных строк.

Но 200 лет стихотворения
небезызвестного творца,
что избежать смогли старения,
всё так же греют нам сердца.

120.

В поэзии царит игра воображенья,
где тешится словами фантазёр.
Он сам себя довёл до головокруженья,
с восторгом распевая всякий вздор.

Неведомую мысль он держит на примете,
терзая свой потрёпанный словарь.
И, рифму подобрав последнюю в сонете,
смеётся и ликует, как дикарь.

121.

Игра в слова, пожалуй, стоит свеч,
пока волнуют звонкие созвучья.
И пусть кипит взволнованная речь,
своим напором радуя и муча.

И даже многословием греша,
она порою кажется прекрасной.
Покуда ясно в ней видна душа,
никто не назовёт её напрасной.

122.

Стихи по воле Божьей пишутся.
Связь с небесами тут прямая.
А на лугу цветы колышутся,
как будто ямбы понимая.

Они с Поэтом ладят запросто,
его развеивая страхи, -
как видно, знают толк в анапестах
и обожают амфибрахий.

123.

Бумагомарания муки
лишили покоя и сна
Поэта. Без них он от скуки
сойти мог, наверно, с ума.

Привязанность давняя эта
к работе со словом в тиши -
известная всем нам примета
его неуёмной души.

124.

Цилиндр, тросточка, крылатка -
набор джентльменский тех времён.
И источал свой запах сладко,
тревожа дам, одеколон.

Считалось модным быть пижоном,
чтобы тебя приметил свет,
и к разговорам светским склонным,
танцуя с дамой менуэт.

Поэт наш, заслужив вниманье,
такой не брезговал игрой.
Похоже действовал в романе
его лирический герой.

125.

В Онегине и Ленском есть черты,
роднящие их с автором романа.
Евгений от житейской суеты
устал, разочарован жизнью рано.

Владимир, словно Пушкин молодой,
на мир глядит взволнованно, влюблённо.
Действительность грозит ему бедой,
и небеса к нему неблагосклонны.

126.

   10-я глава "Онегина"

Отмечен тем был век двадцатый,
что расшифрован был листок
с набросками главы десятой.
Морозов сделать это смог.

Там есть отдельные фрагменты
о декабристах, но агенты
царя до них не добрались
и восвояси убрались.

А в наше время неизвестный
энтузиаст таких затей
решился все пробелы текста
заполнить выдумкой своей.

И всем вокруг развеял скуку.
А ряд известных знатоков
признать в том пушкинскую руку
был, как мне помнится, готов.

127.

В поэзии идёт борьба созвучий
за интерес читателя к стихам.
Мир удивить судьбой своей везучей
немногим удалось, увы, строкам.

Стараются, как прежде, стихотворцы.
Но критик часто ставит им в укор
подмену чувств скучающим притворством.
Грешат поэты этим до сих пор.

128.

На столе его в полном порядке
и всегда на привычных местах
словари, уйма перьев, тетрадки
с ожиданьем на чистых листах.

Остальное всё - вроде обузы.
В помощь - только лишь солнечный свет.
Всё готово к пришествию Музы.
Этим будет он снова согрет.

129.

Господь отпустит все грехи,
свой взор слегка печаля,
за те бездарные стихи,
что критики прощали.

Он наделяет даром тех,
в ком есть душа живая,
не предрекая им успех,
но всё же шанс давая.

130.

Кто Музою призван бумагу терзать
созданьем творений нетленных,
тот просто заводит большую тетрадь
для мыслей и чувств вдохновенных.

А, занятый этим, он морщит чело.
И часто случалось, что снова
в руке от нажима ломалось перо,
не выдержав страстного слова.

131.

Поэт - хозяин быта своего.
Он к творчеству готов на всякий случай.
Под пристальным вниманием его
находится содружество созвучий.

И лишь во сне, на грани бытия,
не служит он магическому слову.
И жизнь его в минуты забытья
имеет нереальную основу.

132.

     В ЮНОСТИ

Эти хлопоты, эти заботы
не приносят пока ни гроша.
Но такой беспокойной работы
бескорыстная ищет душа.

Неподвластное точным наукам,
наполняя мятущийся дух,
слово сразу становится звуком,
поразившим товарищей слух.

133.

Стихи прельщают смыслом скрытым,
где рифмы звонкие поют,
и даже истинам избитым
блеск небывалый придают.

Их строк внезапные созвучья,
плоды осмысленных затей,
живут в душе, ночами муча
недостижимостью своей.

134.

Извиваясь между явью и виденьем,
на листе бумажном бегает перо,
жизнь давая лихо пойманным мгновеньям
и внедрив в них рифмы ловкие хитро.

Сколько правды в них и выдумки, об этом
знает точно только автор этих строк.
Врать с три короба дозволено поэтам.
Ложь талантливая - вовсе не порок.

135.

Есть книги, где о смысле бытия
поведано в довольно скучном стиле.
Их отложив, зеваю снова я.
Они меня порядком утомили.

Мораль их надоедлива, суха.
Но забываю строгие запреты,
вникая в суть весёлого стиха
безвременно ушедшего Поэта.

136.

Поэзия - это небесная сфера,
настройка которой проходит в тиши.
Глаголами движет упрямая вера
в высокую миссию каждой души.

Поэта магнитом тянула страница.
И был он доволен своею судьбой.
И образов ярких плыла вереница,
его увлекая легко за собой.

137.

Из радостей многих земных
одна всех сильней, что дарует
мгновенья раздумий ночных
и страстью своею чарует.

С пером над тетрадкой сопя
Поэт коротал свои ночи,
ища в этом мире себя
и ставя в судьбе многоточья.

138.

Стихи - свидетельства души,
не знающей старенья,
что видит в небе миражи,
прекрасные виденья.

Своей безумною мечтой,
возникшей ниоткуда,
она привносит в мир земной
рифмованное чудо.

139.

Морщинами ложится на чело
эпоха, не согласная на милость.
И, кажется, уже его стило
чутья, ему присущего лишилось.

Но одолеет творческий он страх
и, обретя уверенность былую,
вновь душу ярко выразит в стихах,
изяществом читателя балуя.

140.

Поэзия живёт, почти не замечая
бессмысленных потуг рифмующих писак,
поскольку у неё история большая
и славный круг друзей, где каждый был мастак.

Какие имена поэзия знавала,
когда ценилась так изящная игра!
До нас через века дошло тех строк немало,
что помнят лёгкий бег гусиного пера.

141.

Поэзия в жизнь добавляет нам радости,
замену которой нигде не найдёшь.
И это душе понимающей празднество,
которого так терпеливо ты ждёшь.

Но так, к сожалению, редки мгновения,
когда ты, над книгой склоняясь стихов,
от чувства приятнейшего удивления
едва ли не прыгать от счастья готов.

142.

Волнует нас ритмическая речь
и к лучшему меняет настроенье.
И очень многим можно пренебречь,
чтоб только уловить её биенье.

И вот опять в вечерний, тихий час
несёт тебя поток её певучий.
И ощущаешь ты в который раз
все прелести загадочных созвучий.

143.

Поэт наш вовлечён в игру со словом,
всё глубже погружается в туман
ассоциаций и к столу прикован,
как обо всём забывший игроман.

Когда к нему приходит вдохновенье,
то сердце так взволнованно дрожит,
невольно предвкушая те мгновенья,
которыми он явно дорожит.

144.

Поэту по душе одна забава.
И, как чудак с писанием любой,
имеет он прижизненное право
в досуга час побыть самим собой.

Забыты все заботы и раздоры -
со словом начинается игра.
Он с Музою ночные разговоры
готов вести до самого утра.

145.

Давно бы род людской зачах,
вновь обезьянами мы б стали,
когда б высокий слог в речах
своих мы не употребляли.

И уберечь способен он
от разных низменных поступков.
Пожалуйста, смени свой тон,
себя на грубости застукав.

146.

С давних пор поэзии назначено
средствами, что ей уже дарованы,
публику, читающую вирши,
оставлять отнюдь не озадаченной
тем, что автор как бы слышит свыше,
а влюблённой в стих и очарованной.

147.

Пока романтика жива
на нашей части суши,
найдёт поэзия слова,
что тронут наши души.

Пока влечёт к себе простор
небес и сад весенний,
к нам, отметая всякий вздор,
приходит вдохновенье.

148.

Метавших мудрость на бумагу
восславить нынче мир готов
и возложить им за отвагу
букет кладбищенских цветов.

Их бред осмыслят поколенья,
забыв их страхи и грехи,
о них в припадке вдохновенья
напишут новые стихи.

149.

Есть поэзия во взгляде,
в глубине любовных снов.
Не запишешь их в тетради,
ибо им не надо слов.

И дела пиита плохи
и рискуют хуже стать,
если он её во вздохе
не способен услыхать.

150.

Поэты рукописи жгут,
на них потратив уйму нервов,
поскольку мыслями живут
о написании шедевров.

Коль уж вести об этом речь,
как о каком-либо почине,
и книг пришлось бы уйму сжечь
по той же, собственно, причине.

151.

Взяв книгу, что прочитана когда-то
(а с ней я в отношеньях непростых),
раскрыл её, и в этом виновато
желание найти знакомый стих.

Какое производит впечатленье
тот опус, что давно уже знаком,
зависит иногда от настроенья,
с которым книгу в руки мы берём.

152.

Слова о музыке,
пожалуй, бесполезны.
Она сама
все чувства высказать должна.
Все дифирамбы
нам давно уже известны.
А злая критика
ей вовсе не страшна.

Лишь ноты царствуют
и властвуют в той драме,
где каждый слушатель
мечтает о своём.
И объяснять её
немыслимо словами,
как пересказывать
кому-то странный сон.

153.

Стихи - не повод изрекать
непререкаемые истины,
что пишет в общую тетрадь
ловец изящной афористики.

Но иногда в узоре рифм,
удачно выбранных заранее,
сверкает старый афоризм
дотоль не виданными гранями.

154.

Поэзия - вот жизни щедрый дар,
способный нас порадовать, утешить.
Когда-то предназначенной для дам
была, чтоб их тщеславие потешить.

Теперь черты иные обрела,
попутно потеряв предназначенье.
А помнится, куда-то всех звала,
когда её рождало вдохновенье.

155.

Поэты ищут совершенство
повсюду и готовят речь,
уже предчувствуя блаженство
от долгожданных этих встреч.

Вся тайна творчества - во взгляде,
способном свет в себя вобрать.
Иначе ну чего бы ради
им прозу жизни воспевать?

156.

Наш удел не хуже прочих.
Даже есть чем прихвастнуть.
В отношениях мы прочных
с тем, что так волнует грудь.

И, привязанные к небу,
формирующему речь,
тем, что нужно на потребу,
можем смело пренебречь.

157.

И музыка, и стих -
содружество созвучий,
рассеявшее вдруг
тоски зелёной тьму.
Их тайный путь к душе
не ясен, не изучен.
И знать об этом нам,
пожалуй, ни к чему.

Мы песни будем петь
всегда, покуда живы.
Гитара у костра
романтики полна.
И жизнь вдруг предстаёт
как сказочное диво,
что жаждущим чудес
за веру их дана.

158.

Народ внимает звукам лир,
но кровь вокруг течёт рекою.
Стихами не изменишь мир,
тем паче призывая к бою.

Но есть, я верю, шанс большой
везде добиться пониманья,
где рифма властвует душой,
не чуждой в жизни состраданья.

159.

Писатель знает несомненно
или же чувствует подспудно
то, что писать одновременно
стихи и прозу очень трудно.

Поэт от рифмы и до рифмы,
взывая к Музе, строит фразу.
Прозаик слабо верит в ритмы,
мысль излагая чётко сразу.

Ломать привычную манеру
и начинать свой путь сначала?
Есть риск в себя утратить веру,
что значит в творчестве немало.

160.

Поэты пишут письма Богу,
тревожно мучась по ночам,
и собираются в дорогу,
чтобы предстать его очам.

И, без сомненья, их желанья
исполнит время без труда.
А вот ответные посланья
им не приходят никогда.

161.

Слух волнуют грустные мотивы.
Нервный слог бежит из-под пера.
Призрачными стали перспективы,
что казались близкими вчера.

Веренице знаков на бумаге
смертную тоску впитать пришлось.
Устоять в последней передряге,
рок свой победив, не удалось.

162.

Иногда под сенью Музы,
на её ночном пиру,
жизнь мгновенно из обузы
превращается в игру.

И тогда вершится действо,
от которого он пьян,
а душа впадает в детство,
словно речка в океан.

163.

Писать каждый день невозможно.
От скуки стихов не пиши.
И надо весьма осторожно
расходовать силы души.

Ведь нет бесполезней мороки,
чем муки над белым листом.
Не надо вымучивать строки -
их Бог продиктует потом.

164.

Всё то, чему нигде сравненья нет,
способен в жизни видеть лишь влюблённый.
Вот он и есть тот истинный поэт,
что смотрит в мир знакомый удивлённо.

Пусть даже, может быть, он никогда
премудростей не знал стихосложенья.
Но высоко над ним горит звезда,
дарующая людям вдохновенье.

165.

Этот день был достоин стиха
о душе, что от радости пела.
Жизнь, казалось, была неплоха,
вдохновенье даря то и дело.

И хотелось под вечер успеть,
озарившись заботою срочной,
настроение запечатлеть
вдруг явившейся свежею строчкой.

166.

Меняет Муза смех на слёзы
в строках стихотворения,
ведь для неё метаморфозы -
обычное явление.

С системой нервною, пожалуй,
она незримо связана.
Быть безразличною и вялой
ей противопоказано.

167.

Продвигать свои стихи,
привлекая к ним вниманье,
если даже не плохи
эти самые созданья, -
это гибель той мечты,
что приводит душу в трепет,
что-то вроде суеты,
что служенье муз не терпит.

168.

С головою уйдя в словари,
что народною мудростью славятся,
столько слов, сколько нужно, бери,
ведь от этого их не убавится.

Этот жемчуг был собран для тех,
кто блеснуть им не против при случае
в дни весёлых народных утех
с их энергией страсти кипучею.

169.

В иных словах полно энергии,
по разным поводам вскипающей,
чтоб поиграть чужими нервами,
но никого не согревающей.

А привлекает речь спокойная,
которой чужда неумеренность,
ведь личность сильная, достойная
всегда несёт в себе уверенность.

170.

Стих развивается бесцельно и спонтанно,
но соразмерив с мыслью пишущего прыть.
Он, словно яркое растение фонтана,
способен радугой кого-то удивить.

А для кого-то это так обыкновенно,
и так банален старых рифм неровный строй.
Но всё же он подозревает несомненно,
что речь такая душу трогает порой.

171.

Весь писательский труд - это вымысел
и сгущение жизни земной.
Там герой, что не должен быть вымучен,
всё же мучится некой виной.

И проблем злободневных решение
побуждать его будет к тому,
что он должен вступать в отношения
с теми, кто так противен ему.

172.

Когда стихи читают вслух
для тех, кто ценит чтенье,
слова расходятся вокруг
волнами вдохновенья.

Ты в гости к Пушкину приди,
стихи его послушай -
и ощутишь в своей груди
взволнованную душу.

173.

Поэту творить надо много,
чтоб мастером признанным стать.
Таланты даются от Бога
лишь тем, кто не бросил писать.

Пока не иссякло стремленье
словами рассеивать тьму,
пиши, отгоняя сомненья -
а нужно ли это кому?

174.

Лелей мечту поэтом стать,
когда сумеешь, пусть не сразу,
четверостишье написать
одной осмысленною фразой.

Вот это тот надёжный тест
проверки техники поэта.
А на Парнасе хватит мест
для тех, кто может сделать это.

175.

Не сыщешь в мире волшебства,
наверное, чудесней,
чем то, когда твои слова
становятся вдруг песней.

Не той, что так слащаво врёт,
повсюду сея розы,
а той, что за душу берёт
и вызывает слёзы.

176.

Поэт зависит от пристрастья
искать поэзию вокруг.
И для него минуты счастья -
найти её крупицы вдруг.

Стремится к цели он неясной,
не видя больше ничего.
И жизнь становится прекрасной
в воображении его.

177.

Одну лишь рифму измени -
и цепь других ассоциаций,
что раньше прятались в тени,
начнёт стихами изливаться.

Как будто кто-то в тёмный лес
внезапных смыслов манит зовом.
И в этом главный интерес
игры заманчивой со словом.

178.

Поэзия прозе, заранее
приняв разделение прав,
оставила повествование,
всю лирику смело забрав.

С поры той сюжетные линии
лишь только прозаиков ждут.
А все рассуждения длинные
потом к афоризмам сведут.

179.

Игра в созвучные слова
достойна уваженья,
ведь цель такого баловства -
лишь самовыраженье.

Потом, спустя немало дней,
потомок твой далёкий
себе откроет мир теней,
к глазам приблизив строки.

180.

Все чувства приходят к упадку,
когда ты насытишься всласть.
Но часть их успеет в тетрадку
и в память надолго попасть.

И вспомнишь потом непременно,
вздохнув с некой грустью притом,
той жизни различные сцены,
что в сердце осталась твоём.

181.

Тот, для кого стихи - спасение,
когда другие лягут спать,
чужое ловит вдохновение,
чтобы своё в нём отыскать.

Тот, для кого стихи - отдушина
в казармах затхлых бытия,
спросонья ищет томик Пушкина
и улыбается найдя.

И жизнь его как ни сложилась бы,
вовек не сможет он забыть
то, что отмечен божьей милостью -
высоким слогом дорожить.

182.

Славно было б любимцем стать Бога
и иметь над читателем власть.
Только пишущих нынче так много,
что в писатели трудно попасть.

И в Сети уже столпотворенье,
ибо в мире не пишущих нет.
Миллионами стихотворений
под завязку забит Интернет.

183.

Любой талант - всегда от Бога.
Но ты развить его сумей,
ведь всё же тот, кто пишет много,
растёт, пожалуй, побыстрей.

184.

Стихи адресуют влюблённым,
ведь тайны высоких словес
подвластны сердцам, удивлённым
обыденной формой чудес.

Волшебного зрения линзы
являют мир в тёплых тонах
и делают милыми лица.
А это влюблённости знак.

185.

Кто читать умеет между строк,
тот понять иронию стремится
и найти припрятанный намёк
на любой прочитанной странице.

Как рыбак, забрасывая снасть,
ждёт улова, полон предвкушенья,
так читатель насладится всласть,
с головой ныряя в это чтенье.

186.

Страну, где пишутся стихи,
не забывай, о Боже!
И отпусти нам все грехи,
наш путь земной итожа.

Но тем, кого пускаешь в рай,
лишив земной надежды,
перо и лист бумаги дай -
пусть мучатся, как прежде.

187.

Привет Кириллу и Мефодию,
что принесли России азбуку
как долгожданную мелодию,
что и доныне нами властвует.

Живи, родимая кириллица.
Будь в центре нашего внимания,
мать наших знаний и кормилица
огромной пишущей компании.

188.

В чём сила сказанного слова -
никто не знает до сих пор.
Когда мы слушать речь готовы?
Когда в ней есть азарт, напор.

Но принимать слова на веру
вслепую вовсе ни к чему.
Уж лучше личному примеру
поверить, следуя ему.

189.

Стихи учили наизусть,
чтоб рассказать назавтра в школе,
одолевали лень и грусть,
собрав в кулак всю силу воли.

Ты ходишь с книгою в руке
и отбиваешь ею ритмы,
и даже видишь вдалеке
всё то, о чём глаголят рифмы.

Потом, спустя немало лет,
ты вспомнишь школьные уроки
и вновь увидишь чудный свет,
что излучают эти строки.

190.

Когда-то слово было Богом.
На нём держался белый свет.
А ныне в разуме убогом
подобных слов, пожалуй, нет.

Кругом засилье слов бездушных,
снующих бешено вокруг,
необязательных, ненужных,
что не тревожат больше слух.

И редко, вздрогнув удивлённо,
и то в какой-нибудь глуши,
от центра мира удалённой,
услышишь исповедь души.

191.

Суть поэтического зуда
так непонятна, между тем.
Ничто сквозит из ниоткуда,
необъяснимое никем.

И, подчиняясь воле зова
души, как радостная весть,
вдруг возникает чудо слова,
блеснув во тьме иных словес.

192.

Тот, кто пишет, создаёт
незнакомую реальность,
ибо он всегда приврёт,
приплетёт неправды малость.

В строчках выдуманных глав
автор выкажет уменье,
гордо опус свой назвав
звучным словом "сочиненье".

193.

Неуправляемого слова
непредсказуемая страсть
распространить на нас готова
неограниченную власть.

Бывает сказано с надрывом
или бездумно впопыхах
и не отмечено курсивом,
но узнаваемо в стихах.

194.

Мне нравятся песни без слов,
без драм и патетики ложной.
В них смысл закрыт на засов,
который открыть невозможно.

Мурлыкая что-то под нос
задумчиво и не без фальши,
мне друг настроенье принёс,
а я передам его дальше.

195.

Владеющий искусством декламации,
читая даже слабые стихи,
шутя сорвёт у публики овации,
замаливая автора грехи.

И зал легко проникнется почтением,
ладоши приготавливая впрок,
к тому, кто завораживает чтением,
и к автору банальных, серых строк.

196.

Люблю случайные слова,
что вырываются внезапно,
ведь это голос естества
в пылу борьбы, в плену азарта.

Не говорить случайных слов
и даже мыслить осторожно,
природы подавляя зов,
наверно, просто невозможно.

Нет, пусть живёт крылатость фраз,
что дарит нам нежданный случай,
вдруг огорошивая нас
неподцензурностью созвучий.

197.

На пути наитий и прозрений
постигай, писатель, жизни суть,
но в строках своих стихотворений
моралистом сумрачным не будь.

И хотя набрался ты отваги
и чернил припас немало впрок,
не спеши излиться на бумаге -
главное читают между строк.

198.

Если Муза бросает поэта
и уходит к другому смеясь,
то, видать, его песенка спета,
и утеряна с ней его связь.

Всё же с нею не стоит прощаться
и замысливать страшную месть,
ведь вернуть вдохновение шансы
у того, кто старателен, есть.

199.

Такая есть у нас примета,
что и правдива, и проста:
весна влияет на поэта,
как валерьянка на кота.

Хоть был Поэт весною болен
и написал о том стишок,
но был, скорее, недоволен
он состоянием дорог.

А нам распутица навряд ли
способна планы изменить.
И потому весной мы рады
тепло и солнце оценить.

200.

Пииты - влюбчивый народ.
Беда семейному союзу,
коль рифмоплёт себе найдёт
очаровательную Музу.

201.

Слагать стихи, поверьте, пустяки.
Я запросто пишу без напряженья
стихи о том, как я пишу стихи
о тайнах своего стихосложенья.

202.

Cтихи клянуть - напрасный труд.
Хотя порой в них чувства лживы,
они об авторе не лгут,
его представив людям живо.

Всё с головою выдаст слог:
талант и ум, и темперамент.
Не сетуй после, что не смог
достойно выдержать экзамен.

203.

Графоман - поэт массовки,
рифмоплёт второго плана,
как бы мастер подтанцовки
у солиста-горлопана.

Но посредственностей свора
тьмой своих стихотворений
создаёт среду, в которой
вырастает новый гений.

204.

Настоящий писатель - всегда графоман,
простодушный, наивный, ранимый,
но вдыхающий жадно пьянящий дурман
жизни, лихо несущейся мимо.

Настоящий читатель - зануда, педант.
Он способен читать между строчек
и угадывать точно, кто явный талант,
а кто голову людям морочит.

Настоящая книга берёт в оборот,
покоряет нас с первой страницы
и внушает чудесный такой приворот,
что нельзя в её текст не влюбиться.

205.

Поэзия может быть разной:
логичною и несуразной,
и сложною, и простоватой,
и даже слегка глуповатой,
как Пушкин говаривал встарь,
но чтящей родимый словарь,
имеющей свой угол зрения,
несущей в себе откровение,
воздушной, крылатой, играющей
и так к себе располагающей,
чтоб книжку открывший читатель
не зря своё время потратил.

206.

Уменье складывать словесные конструкции
пригодно лишь при составлении инструкции
и написании казённого письма,
для понимания нелёгкого весьма.

Поэт чуждается подобного усердия,
поскольку знает - ЧТО колотится в предсердия.
И текст прощального письма нам объяснил
происхождение есенинских чернил.

207.

Восприятию стихов
так мешает это
смакование грехов
самого поэта.

Бог избавь все строки от
дьявольских отметин.
Пусть поэзия живёт
в стороне от сплетен.

208.

     ВЫСОКИМ СЛОГОМ

Блажен, кто верует - легко ему на свете.
Жизнь превращает он свою в приятный сон,
хоть парус розовый, что держит на примете,
возможно в порт его случайно занесён.

Блажен, кто в поисках гармонии душевной
для слов высоких открывал свои уста,
не осквернив чужого слуха речью гневной
и видом в ярости подъятого перста.

Блажен не ведавший томящей душу скуки,
принесший миру торжество своих идей
и жизнь окончивший, не зная смертной муки,
в кругу любимых им и любящих людей.

209.

Того, кто чувствовать спешит
и пробует свой голос,
наверняка опустошит
нашествие глаголов.

Не бойся долгой немоты -
она таит прозренье.
Попавшим в сети суеты -
читателя презренье.

210.

Стихи не пишутся от скуки.
Никак не клеится игра.
Душа - в немыслимой разлуке
с капризным кончиком пера.

Полны тревогою мгновенья.
Какой ты смысл словам придашь,
когда заглянет вдохновенье,
когда поймаешь свой кураж?

211.

Пушкин не был за границей,
но мечтал попасть туда.
Кто-то страшно удивится:
- Как же так? Вот это да!

Подавал не раз прошенье,
чувствуя упадок сил.
Но в Европу на леченье
царь его не отпустил.

212.

"Люди верят только славе.
Имя громкое манит".
Так Поэт сказать был вправе,
ибо сам был знаменит.

А известностью подобной
можно душу сжечь дотла.
И его от травли злобной
даже слава не спасла.

213.

Изъясняться возвышенным слогом
приучил нас когда-то Поэт,
ведь в стихе его вольном, но строгом
грубых слов и небрежностей нет.

На его мы учились примере,
восхищаясь его мастерством
и завидуя лёгкой манере
обращенья с гусиным пером.

214.

Среди всех классиков на свете
нас имя радует одно.
Поэт у Бога на примете,
хотя рифмующих полно.

А в появление таланта,
возможно, верит только мать.
Пророки или хироманты
не могут это предсказать.

215.

Труд рифмоплёта так несладок,
ведь, даже слыша Музы зов,
непросто привести в порядок
всю вереницу нужных слов.

Оттенки смысла видя в слове,
так рифмы подобрать хитро.
К тому же, надо наготове
держать бумагу и перо.


















 


Рецензии