Мадам Бовари глава 9

 
 Учебное пособие для гимназистов, изучающих роман Флобера.

 Предисловие.
 В чтении романа Флобера мы дошли до девятой главы.
В каждой главе нам нужно определить важные события в ней. Это не так просто, если текст состоит из монологов, и ,кажется, что ничего и не происходит.

Одержав первую победу над стеснительностью Эммы, Родольф решил пока не ездить  в этот маленький городок.
На другой день после выставки он сказал себе: «Устроим перерыв – иначе можно все испортить».
 Он решил и к Эмме применить те же методы обольщения, что применял обыкновенно.
 Его титул и умение вести себя с дамами, делают его неотразимым в глазах простых людей.

"Прошло полтора месяца. Родольф не появлялся.

И в конце недели уехал на охоту.
Вернувшись с охоты, он подумал, что уже поздно, а затем рассудил так:

«Ведь если она полюбила меня с первого дня, то разлука, наверное, усилила это чувство.
 Подождем еще немного».
 Ранее Флобер намекнул, что у него в то время была актриса и ему прежде нужно было закончить с ней отношения.
 Родольф предстаёт перед нами свободным молодым человеком, не привязанным ни к одной женщине.
" Наконец однажды вечером он пришел."
  И смог убедиться, что рассчёт его оказался правильным. 

"Эмма была одна."

Ему  представилась возможность снова без помех кружить ей голову.

 Описание сцены обольщения и обстановки, в которой это происходило.

 "Вечерело. Муслиновые занавески на окнах сгущали сумрак; в зеркале, между зубчатых ветвей кораллового полипа, отражался блеск позолоты барометра, на который падал солнечный луч.

Родольф не садился. Видно было, что Эмме стоит большого труда отвечать на его первые учтивые фразы.

– Я был занят, – сказал он. – Потом болел.

– Опасно? – воскликнула она.

– Да нет! – садясь рядом с ней, ответил Родольф. – Просто я решил больше к вам не приходить.

– Почему?

– Вы не догадываетесь?

Родольф опять посмотрел на нее, и таким страстным взором, что она вспыхнула и опустила голову.

– Эмма... – снова заговорил он.

– Милостивый государь! – слегка подавшись назад, сказала Э

– Ах, теперь вы сами видите, как я был прав, что не хотел больше к вам приходить! – печально сказал Родольф. – Ваше имя беспрерывно звучит у меня в душе, оно невольно срывается с моих уст, а вы мне запрещаете произносить его! Госпожа Бовари!.. Так вас называют все!.. Да это и не ваше имя – это имя другого человека! Другого! —повторил он и закрыл лицо руками. – Да, я все время о вас вспоминаю!.. Думы о вас не дают мне покою! О, простите!.. Мы больше не увидимся... Прощайте!.. Я уезжаю далёко... так далёко, что больше вы обо мне не услышите!.. И тем не менее... сегодня что-то меня потянуло к вам! С небом не поборешься, против улыбки ангела не устоишь! Все прекрасное, чарующее, пленительное увлекает невольно!



"Эмма впервые слышала такие слова, и ее самолюбие нежилось в них, словно в теплой ванне.

– Да, я не приходил, – продолжал он, – я не мог вас видеть, но зато я любовался всем, что вас окружает. Ночами... каждую ночь я вставал, шел сюда, смотрел на ваш дом, на крышу, блестевшую при луне, на деревья, колыхавшиеся под вашим окном, на огонек вашего ночника, мерцавший во мраке сквозь оконные стекла. А вы и не знали, что вон там, так близко и в то же время так далёко, несчастный страдалец...

Эмма повернулась к нему.

– Какой вы добрый! – дрогнувшим голосом проговорила она"сказал он, вставая, –
добрый! – дрогнувшим голосом проговорила она.

– Нет, я просто люблю вас – только и всего! А вы этого и не подозревали! Скажите же мне... одно слово! Одно лишь слово!

Родольф незаметно соскользнул с табурета на пол, но в это время в кухне послышались шаги, и он обратил внимание, что дверь не заперта.

– Умоляю вас, –
исполните одно мое желание!

Ему хотелось осмотреть ее дом, знать, как она живет. Госпожа Бовари решила, что ничего неудобного в этом нет, но, когда они оба встали, вошел Шарль.

– Здравствуйте, доктор, – сказал Родольф.

Лекарь, польщенный этим неожиданным для него титулом, наговорил кучу любезностей, а Родольф тем временем оправился от смущения.

– Ваша супруга жаловалась на здоровье... – начал было он.

Шарль перебил его: он в самом деле очень беспокоится за жену – у нее опять начались приступы удушья. Родольф спросил, не будет ли ей полезна верховая езда.

– Разумеется! Отлично, великолепно!.. Блестящая мысль! Непременно начни кататься.

 Послесловие
.
   В этом небольшом отрывочке сколько важных, для понимания характеров героев, психологических моментов.
   Эмма не хочет изменять своему мужу, хотя и мечтает испытать такую любовь, о которой пишут в романах.
   Она даёт его дерзости ,-когда он назвал её по имени.- достойный  ответ.
   Она, в который раз, убеждается в неумении Шарля реально оценивать ситуацию, когда тот легко соглашается позволить Родольфу возить её на своей лошади.
   Она выдвигает веские причины: нет лошади, нет амазонки.
   Говорит, что это неприлично, в конце концов, разъезжать по городу с посторонним муж чиной.
   Шарль отметает всё с удивительной настойчивостью.
   Он, как врач, настолько увлечён идеей излечить жену, что не обращает внимания на другие факторы?
   Он настолько прельщён титулом Родольфа, что убеждён в его безупречном поведении? В его "Ком иль фо"?
   Когда он безрассудно отвергает и этот последний довод о неприличии, Эмме ничего не остаётсяс, как смириться со своейучастью.
   Опять, Шарль, её муж, не понял её устремлений: сохранить свою честь  и страстное желание иметь любовь на стороне, другую, не иакую, как  с Шарлем.
   Родольф в этой сцене проявил  себя настоящим героем тех романов, которые читали девицы в то время. Французских романов!
   Он обольстителен , лицемерен, галантен.
   Лжив не в меру.
   Эмма и верит  и не верит ему.
   Она никогда ранее не слышала так много комплементов по отношению к себе.
   Она упивается лестью человека, представителя более высокого ранга, чем её муж, а, значит, и она сама.
   Но она не потеряла  способности здраво рассуждать на этом этапе зарождающейся любви к Родольфу.
   На чьей стороне симпатии Флобера в этом эпизоде?

   Произведения Флобера критиковали за аморальность изложения, за критику нравов предреволюционной поры, за отсутствие положительного героя, за откровенный атеизм, за неверие в идеалы.
 
  Реальный прототип – Дельфина Дела-мар, жена лекаря из города Ри близ Руана, умершая в возрасте 26 лет, отравившись мышьяком. 
  Впрочем, сам писатель уверял, что “все действующие лица его книги – вымышленные”.
  В этой сцене, однако, в образе Родольфа, на мой взгляд, Флобер изобразил самого себя.
   Узнав, что серьёзно болен, Флобер поставил себе задачу не заводить детей, чтобы им , не передать своей мучительной, как ему казалось, болезни.
   Поэтому к женщинам относился потребительски: увлечь несбыточно й мечтой и, затем в кульминационный момент их любви, исчезнуть с их горизонта, растоптав их душу.
   К Шарлю же, в этой сцене, испытывает какую-то личную неприязнь, зародившуюся ещё в руанском лицее, где "Шарль" проучился с Флобером три года.
   Потом Флобер должен был бросить Университет не доучившись, а "Шарль", всйо-таки достиг мечты " стать врачом".
  Флобер, в своё время, тоже мечтал об этом.
  Зависть и ревность к "Шарлю" сквозит в его описаниях своего "соперника"


Рецензии