Мадам Бовари глава 9
Учебное пособие для гимназистов, изучающих роман Флобера.
Предисловие.
В чтении романа Флобера мы дошли до девятой главы.
В каждой главе нам нужно определить важные события в ней. Это не так просто, если текст состоит из монологов, и ,кажется, что ничего и не происходит.
Одержав первую победу над стеснительностью Эммы, Родольф решил пока не ездить в этот маленький городок.
На другой день после выставки он сказал себе: «Устроим перерыв – иначе можно все испортить».
Он решил и к Эмме применить те же методы обольщения, что применял обыкновенно.
Его титул и умение вести себя с дамами, делают его неотразимым в глазах простых людей.
"Прошло полтора месяца. Родольф не появлялся.
И в конце недели уехал на охоту.
Вернувшись с охоты, он подумал, что уже поздно, а затем рассудил так:
«Ведь если она полюбила меня с первого дня, то разлука, наверное, усилила это чувство.
Подождем еще немного».
Ранее Флобер намекнул, что у него в то время была актриса и ему прежде нужно было закончить с ней отношения.
Родольф предстаёт перед нами свободным молодым человеком, не привязанным ни к одной женщине.
" Наконец однажды вечером он пришел."
И смог убедиться, что рассчёт его оказался правильным.
"Эмма была одна."
Ему представилась возможность снова без помех кружить ей голову.
Описание сцены обольщения и обстановки, в которой это происходило.
"Вечерело. Муслиновые занавески на окнах сгущали сумрак; в зеркале, между зубчатых ветвей кораллового полипа, отражался блеск позолоты барометра, на который падал солнечный луч.
Родольф не садился. Видно было, что Эмме стоит большого труда отвечать на его первые учтивые фразы.
– Я был занят, – сказал он. – Потом болел.
– Опасно? – воскликнула она.
– Да нет! – садясь рядом с ней, ответил Родольф. – Просто я решил больше к вам не приходить.
– Почему?
– Вы не догадываетесь?
Родольф опять посмотрел на нее, и таким страстным взором, что она вспыхнула и опустила голову.
– Эмма... – снова заговорил он.
– Милостивый государь! – слегка подавшись назад, сказала Э
– Ах, теперь вы сами видите, как я был прав, что не хотел больше к вам приходить! – печально сказал Родольф. – Ваше имя беспрерывно звучит у меня в душе, оно невольно срывается с моих уст, а вы мне запрещаете произносить его! Госпожа Бовари!.. Так вас называют все!.. Да это и не ваше имя – это имя другого человека! Другого! —повторил он и закрыл лицо руками. – Да, я все время о вас вспоминаю!.. Думы о вас не дают мне покою! О, простите!.. Мы больше не увидимся... Прощайте!.. Я уезжаю далёко... так далёко, что больше вы обо мне не услышите!.. И тем не менее... сегодня что-то меня потянуло к вам! С небом не поборешься, против улыбки ангела не устоишь! Все прекрасное, чарующее, пленительное увлекает невольно!
"Эмма впервые слышала такие слова, и ее самолюбие нежилось в них, словно в теплой ванне.
– Да, я не приходил, – продолжал он, – я не мог вас видеть, но зато я любовался всем, что вас окружает. Ночами... каждую ночь я вставал, шел сюда, смотрел на ваш дом, на крышу, блестевшую при луне, на деревья, колыхавшиеся под вашим окном, на огонек вашего ночника, мерцавший во мраке сквозь оконные стекла. А вы и не знали, что вон там, так близко и в то же время так далёко, несчастный страдалец...
Эмма повернулась к нему.
– Какой вы добрый! – дрогнувшим голосом проговорила она"сказал он, вставая, –
добрый! – дрогнувшим голосом проговорила она.
– Нет, я просто люблю вас – только и всего! А вы этого и не подозревали! Скажите же мне... одно слово! Одно лишь слово!
Родольф незаметно соскользнул с табурета на пол, но в это время в кухне послышались шаги, и он обратил внимание, что дверь не заперта.
– Умоляю вас, –
исполните одно мое желание!
Ему хотелось осмотреть ее дом, знать, как она живет. Госпожа Бовари решила, что ничего неудобного в этом нет, но, когда они оба встали, вошел Шарль.
– Здравствуйте, доктор, – сказал Родольф.
Лекарь, польщенный этим неожиданным для него титулом, наговорил кучу любезностей, а Родольф тем временем оправился от смущения.
– Ваша супруга жаловалась на здоровье... – начал было он.
Шарль перебил его: он в самом деле очень беспокоится за жену – у нее опять начались приступы удушья. Родольф спросил, не будет ли ей полезна верховая езда.
– Разумеется! Отлично, великолепно!.. Блестящая мысль! Непременно начни кататься.
Послесловие
.
В этом небольшом отрывочке сколько важных, для понимания характеров героев, психологических моментов.
Эмма не хочет изменять своему мужу, хотя и мечтает испытать такую любовь, о которой пишут в романах.
Она даёт его дерзости ,-когда он назвал её по имени.- достойный ответ.
Она, в который раз, убеждается в неумении Шарля реально оценивать ситуацию, когда тот легко соглашается позволить Родольфу возить её на своей лошади.
Она выдвигает веские причины: нет лошади, нет амазонки.
Говорит, что это неприлично, в конце концов, разъезжать по городу с посторонним муж чиной.
Шарль отметает всё с удивительной настойчивостью.
Он, как врач, настолько увлечён идеей излечить жену, что не обращает внимания на другие факторы?
Он настолько прельщён титулом Родольфа, что убеждён в его безупречном поведении? В его "Ком иль фо"?
Когда он безрассудно отвергает и этот последний довод о неприличии, Эмме ничего не остаётсяс, как смириться со своейучастью.
Опять, Шарль, её муж, не понял её устремлений: сохранить свою честь и страстное желание иметь любовь на стороне, другую, не иакую, как с Шарлем.
Родольф в этой сцене проявил себя настоящим героем тех романов, которые читали девицы в то время. Французских романов!
Он обольстителен , лицемерен, галантен.
Лжив не в меру.
Эмма и верит и не верит ему.
Она никогда ранее не слышала так много комплементов по отношению к себе.
Она упивается лестью человека, представителя более высокого ранга, чем её муж, а, значит, и она сама.
Но она не потеряла способности здраво рассуждать на этом этапе зарождающейся любви к Родольфу.
На чьей стороне симпатии Флобера в этом эпизоде?
Произведения Флобера критиковали за аморальность изложения, за критику нравов предреволюционной поры, за отсутствие положительного героя, за откровенный атеизм, за неверие в идеалы.
Реальный прототип – Дельфина Дела-мар, жена лекаря из города Ри близ Руана, умершая в возрасте 26 лет, отравившись мышьяком.
Впрочем, сам писатель уверял, что “все действующие лица его книги – вымышленные”.
В этой сцене, однако, в образе Родольфа, на мой взгляд, Флобер изобразил самого себя.
Узнав, что серьёзно болен, Флобер поставил себе задачу не заводить детей, чтобы им , не передать своей мучительной, как ему казалось, болезни.
Поэтому к женщинам относился потребительски: увлечь несбыточно й мечтой и, затем в кульминационный момент их любви, исчезнуть с их горизонта, растоптав их душу.
К Шарлю же, в этой сцене, испытывает какую-то личную неприязнь, зародившуюся ещё в руанском лицее, где "Шарль" проучился с Флобером три года.
Потом Флобер должен был бросить Университет не доучившись, а "Шарль", всйо-таки достиг мечты " стать врачом".
Флобер, в своё время, тоже мечтал об этом.
Зависть и ревность к "Шарлю" сквозит в его описаниях своего "соперника"
Свидетельство о публикации №118032710559