Потапыч

Вчера мы были в гостях у нашего омского художника Белоусова Владимира Пантелеевича, а сегодня мне захотелось рассказать об этом событии вам. Встал вопрос о том, как же назвать сие повествовние. Пришло на ум - "Город Мастеров". И действительно, чем больше становится круг наших знакомств с удивительными омичами, тем больше наш любимый старый Омск для меня превращается в город мастеров. И так:
          
Омск - город Мастеров.

Мы собрались у входа в "Дом художников" к назначеному времени.
Одно из красивейших старинных зданий в самом центре города на набережной Оми встретило нас таинственной тишиной и ни с чем не сравнимыми запахами вечности... Наверное так пахнет вечность в музеях, там где она отдыхает и позволяет нам себя рассмотреть детально. Да запах вечности это наверное запах смеси домарного лака и льняного масла

Мы поднимались по гулким ступеням на третий этаж, туда где у каждого художника есть своя мастерская, туда где нас ждал Мастер, Учитель, Художник. Мы поднимались в сказку реальности или в реальность сказки, туда где человек своими руками при помощи кистей, красок и всего прочего, с чем мы пока мало знакомы, творит чудо на холстах.
Трепетное волнение, как в детстве, наполняло душу.
Сказка началась прямо со входа в мастерскую. Более живописной двери мне еще не приходилось видеть. И вроде ничего необычного в ней нет, но наклееные афиши, фото и картинки были так живописны в своей, казалось бы, нарочитой неряшливости и выцветшей от времени событийности преобрели глубину и таинственность. И рассматривая все это богатство я начинала чувствовать себя девочкой Алисой в зазеркальи. Что-то да таится там за этой дверью. Кто-то да встретит нас за ней.

Мы открыли дверь и вошли в святая святых художника - в мастерскую... Картины, рамы, фографии, скульптуры, инструменты и большой мольберт.
И конечно собственно сам хозяин и большой Мастер. Мастер действительно был большой даже физически, это такой настоящий сибирский мужик-великан  с добрейшими голубыми глазами и совершенно обоятельной улыбкой. И было в мастере удивительным всё, начиная от его габаритов до огромного фартука из какой-то грубой ткани, измазанного краской. И захотелось глядя на этого человека сказать словами известной рекламы, где появлялся дед мороз - "Он настоящий!"...
Владимир Пантелеевич - настоящий, реальный, живущий с нами в одном городе художник - волшебник. Он даже умудрился родиться в деревне с таким загадочным названием как Мумка Шербакульского района Омской области (и все знающая википедия не смогла перевести это загадочное название ).
Владимиру Пантелеевичу сечас 71 год, за плечами его более чем сорокалетний педагогический стаж, он участник областных, региональных, всероссийских, республиканских международных выставок, масса творческий поездок - это и Омская область, и Кемеровская, Тобольская, Новосибирская и Владивосток. Польша, Германия, Фрнция, Прибалтика - вот примерная география его рзлетевшихся по миру работ мастера.
Его произведения находятся в Городском музее «Искусство Омска», в Томском художественном музее, в картинных галереях Омской области и Краснодарского края, а также в частных коллекциях России, США, Германии, Польши, Франции, Латвии.

Владимир Белоусов в 1975 году окончил художественно-графический факультет Омского педагогического института им. А.М. Горького. Он более сорока лет занимается педагогической деятельностью, совмещая её с творческой. С 1985 года Владимир Пантелеевич ведёт активную выставочную деятельность. Он участник областных, всероссийских, международных выставок.
Его пастели видели зрители Омска и районных картинных галерей в Пвлоградке, Тавричанке, Саргатке, Таре, в Томском Художественном музее и на международных биеннале пастели в Санкт-Петербурге, также в музеях США, Германии, Италии, Франции и Польши.
В 1998-2003 гг. — он член правления Омской областной организации, а с 1994 года — член творческого объединения «Друзья и годы» при Омской областной организации Союза художников России, руководит которым заслуженный работник культуры Г.С.Катилло-Ратмиров.

Были мы в гостях у Мастера больше часа. Нужно сказать, что он хороший рассказчик, открытый и улыбчивый, светлый человек. Все это время, пока Владимир Пантелеевич рассказывал о жизни и творчестве, мои мысли то и дело притягивали к себе его руки и я не могла понять почему так происходит. 
Да, эти руки очень большие сильные и на мой взгляд совсем не похожи на руки художника, скорее всего на руки вечного трудяги рабочего или любого другого мужчины, кто не боится тяжелого физического труда. Я слушала и не слышала разговор до тех пор пока до моего сознания не долетел отрывак истории о том, как один из друзей "по цеху" Владимира Пантелеевича вместо всем привычного - Пантелеевич обратился к Владимиру - Потапыч. И это прозвище или новое имя так и прилипло, прижилось.
И да, именно "Потапыч", как нильзя лучше подходило к мощной фигуре и сильным рукам художника. Большой русский надежный, сильный но добрый Потапыч - вот самые подходящие слова.
И все же руки просто восхитительны своей мощью и способностью так тонко владеть как кистью и красками так мелками пастели, что картины написанные в технике пастель кажутся живыми, настолько они реалистичны. Пастель бывает двух видов :сухая и масленая, но любая пастель это материал для исполнения графических работ (от греческого ;;;;;;;; ), а графика - это то, что делают на бумаге. Хотя пастель материал уникальный его можно разводить и работать так же и кистью на холсте.  И за эти свои качества работы выполненные пастелью получили название - "Уникальная графика" так, как находятся на грани между греческим писать "графус - графикус" и латинским пишу жизнь - "живопись".
Рожденный в селе он так и остался на всю жизнь привязан душой к сельским мативам и пейзажам. Но тем не мение есть и портреты, и натюрморты и городские темы. Очень много картин об Омске, об уходящих его "чертах лица". Город становится как бы моложе, красивее и современнее, но при этом теряет свою неповторимость. Вместе с разрушенными зданиями позапрошлого, теперь уже века, мы теряем часть своей истории городской и конечно чуть более чем просто городской. Вот именно эти ускользающие от нас городские пейзажи и пытается сохранить Владимир Пантелеевич.

Сельская тема проходит лейтмативом через все творчество мастера. Самая поразительная и кажется самая дорогая для Владимира Пантелеевича картина о его давно исчезнувшей деревне Мумке. Бревенчатые избы и на переднем плане полотна объятое пожаром осенних листьев дерево. Не знаю, что думал мастер, когда писал это полотно, но мне покался очень символичным этот осенний можар листвы "сжигающий" времинем исконно русское в исконно русских наших деревнях. Сколько их уже исчезло без следа? И сколько еще исчезнет?
И стояли рядом перед нами два этих полотна - сам подленник и "репродукция" на сохранившемся большом плакате с выставки мастера в Таврическом музее. Искажение цветов на этом плакате еще больше усиливало огненность листвы на картине и печаль в душе о том, как много мы теряем в жесточайший век урбанизации, когда села умирают, а города растут все больше и больше. С какой же болью об этом рассуждал сам Мастер, и он имел на это основания и полное право потому, что исколесил матушку Сибирь вдоль и поперек. Видел всякое и познал многое.

Омск - город Мастеров...
Какое счастье, что мы живем в Омске и рядом с нами живут такие замечательные люди. И какая обида от того, что власти их мало поддерживают.
Хотелось бы больше внимания к ним со стороны властей. Нужно говорить о таких людях, делать фильмы и брать интерью, нужно помогать им в обычных житейских делах чтобы они делали наш город богаче, чище и красивей. Чтобы молодежь училась у них и на их примерах, а не навязанных нам чужеродных идеалогиях и нормах жизни. Нужно беречь и хранить наше исконно русское. Вот на таких "Потапычах" Россия еще долго сможет продержаться и не иначе.
Спасибо Мастеру за встречу.
Спасибо ученику его Николаю Перегудину за такой подарок.

КТС


Рецензии