Конкурс 21 Лепестки сакуры Минимализм в хайку
Обратите внимание на красивую хайку из прошлого конкурса, занявшую заслуженно призовое место:
*
иероглифы
колышутся на ветру
злаки в сугробах
(Шабалина Людмила)
Можно заметить, что всю первую строку заняло одно слово "иероглифы". Поэтому произошло некое нарушение ритма. В отличие от этого, в японском языке слова краткие и ёмкие, позволяющие укладывать их в малую форму пейзажного жанра. И эта разница русского языка и японского бросается в глаза. Ведь мы заимствуем форму, которая имеет свои задачи. Попробуем поработать над устранением этой проблемы, насколько это возможно. Для этого начнём с того, что было уже сказано:
Из статьи В.Марковой "Японские трёхстишия":
"Из народной поэзии эти песни переходят в литературную, продолжают развиваться в ней и дают начало новым поэтическим формам. Так родились в Японии национальные стихотворные формы: пятистишие - танка и трехстишие - хокку.
Японская поэзия является силлабической, ритмика ее основана на чередовании определенного количества слогов. Рифмы нет, но звуковая и ритмическая организация трехстишия - предмет большой заботы японских поэтов.
Хокку обладает устойчивым метром. В каждом стихе определенное количество слогов: пять в первом, семь во втором и пять в третьем - всего семнадцать слогов. Это не исключает поэтической вольности, особенно у таких смелых поэтов-новаторов, каким был Мацуо Басе (1644-1694). Он иногда не считался с метром, стремясь достигнуть наибольшей поэтической выразительности.
Размеры хокку так малы, что по сравнению с ним европейский сонет кажется монументальным. Оно вмещает в себе считанное количество слов, и тем не менее емкость его относительно велика. Искусство писать хокку - это прежде всего умение сказать многое в немногих словах. Краткость роднит хокку с народными пословицами. Некоторые трехстишия получили хождение в народной речи на правах пословиц, как, например, стихотворение поэта Басе:
*
Слово скажу -
Леденеют губы.
Осенний вихрь!
Как пословица оно означает, что "осторожность иногда заставляет промолчать".
Но чаще всего хокку резко отличается от пословицы по своим жанровым признакам. Это не назидательное изречение, короткая притча или меткая острота, а поэтическая картина, набросанная одним-двумя штрихами. Задача
поэта - заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение, и для этого не обязательно рисовать картину во всех ее деталях."
Штрих - короткая тонкая черта, и не более, но звучащая, как струна, как например она может звучать в хайку. Это сравнимо с касанием смычка струны. Коснулся - и она уже запела, распространяя звук далеко и глубоко - в самое сердце. В русском языке есть некие лексические формулы, состоящие из коротких слов, способные затронуть самое насущное, и в тоже время они звучат сродни японским словам. Это находки, которые, возможно, нам удастся найти.
Приведём пример хайку из наших конкурсов:
*
Пьяный сосед
наводит ТЕНЬ НА ПЛЕТЕНЬ
дикий виноград
(Арина Шик)
Можно оспорить уместность употребления этого знакомого выражения, но оно звучит! Акцентно, ритмично и цельно! Коротко и ясно, обрывисто и ёмко. И главное зримо - тень действительно ложится на плетень.
А если вспомнить название серии японских (и не случайно!) ресторанов ТоДаСё! Как по-русски это звучит - то да сё, и в то же время воспринимается почти по-японски - лаконично и незатейливо, ненавязчиво и одним штрихом. Нет, конечно, не стоит злоупотреблять подобными выражениями:, как "Елки-палки" (кстати, тоже использованное Ариной в хайку) и т.д. Но стоит задуматься и поискать ёмкие, краткие знакомые нам всем слова или выражения, зрительно воссоздающие необходимый образ так, чтобы можно было вытянуть как можно больше желаемых ассоциаций! Великий и богатый русский язык, чего только не найдёшь в его закромах, забытого и необыкновенного!
================
Итак, давайте поработаем над минимализмом и краткостью описываемых выражений в хайку. Слова должны быть краткими, ёмкими, звучащими, несущими информацию заложенной смысловой формулы. Не забываем, что всё описываемое должно быть зримо. При всей сложности задачи, пишем просто и непосредственно так, чтобы саму картинку понял даже ребёнок, но за увиденным должны возникать ряд ассоциаций, затрагивающие чувства, будоража мысли, наводящие на размышление. Пишите хайку, мысленно рисуя на полотне, как художник, периодически отходя в сторону и рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона, чтобы исключить собственную навязываемую оценку происходящего. В рисунке не должно быть Вас. Не рисуйте цветными красками, наносите штрихи - короткие, точные и конкретные так, чтобы не было ничего лишнего и не отвлекало от передаваемой сути.
Итак, задание для конкурса «МИНИМАЛИЗМ В ХАЙКУ»:
1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах (от 13 до 20, например).
2. В хайку будет оцениваться НАСКОЛЬКО УДАЧНО УДАЛОСЬ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ДЛИННЫХ СЛОВ. ОСОБО БУДЕМ ОТМЕЧАТЬ УДАЧНЫЕ КРАТКИЕ ЗВУЧАЩИЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ НАХОДКИ, описывающие увиденное. А В ЦЕЛОМ МЫ УДЕЛЯЕМ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ УДАЧНО ПОДОБРАННЫМ КРАТКИМ СЛОВАМ. А для этого каждое слово в хайку должно быть на своём месте и незаменимо.
Как и прежде, будет приниматься во внимание фонетическое звучание, благодаря наличию АЛЛИТЕРАЦИИ И АССОНАНСАМ. Всевозможные разночтения и создание дополнительных образов приветствуется.
Для настроения рекомендуемая тема "ВЕСЕННЕЕ ОБОСТРЕНИЕ". Но не обязательно.
Заявку на участие в конкурсе публикуем в виде рецензии ниже! Но ТЕКСТ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:
Текст хайку в количестве от 1 до 3 от каждого автора присылайте мне на почту:
ignattur@gmail.com (можно послать сообщение на страницу "Татьяна Игнатова 5" http://www.stihi.ru/avtor/ignattur , но обязательно должен прийти от меня ответ)
По форме: На конкурс Лепестки сакуры
Имя автора, текст хайку
Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ.
Призовой фонд:
1-е место - 400 баллов,
2-е место - 300 баллов,
3-е место - 200 баллов,
4-е место - 100 баллов.
Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее у читателя ассоциации пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное остутствие рифмы
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10)Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Связку слов предпочтительно осуществлять удачным подбором падежей и склонений, а не за счёт частиц, союзов и предлогов. Использование предлогов - не более двух и обязательно разных, без повторов.
22) Отсутствие инверсии, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
23) стараться не использовать прилагательных и наречий.Имена существительные тоже не должны нести оценочный характер. Никакой навязываемой оценки автора!
И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.
Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.
Жду только новые работы! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!
Приём работ до 10 АПРЕЛЯ 2018 года, ВТОРНИК, или до 25 работ! После чего будет объявлено голосование!
Принято 30 хайку. (Да простят меня авторы, не могла отказать постоянным участникам!)
Ведущая конкурса Татьяна Игнатова.
Свидетельство о публикации №118032607544
Голосование скоро будет объявлено!
Клуб Золотое Сечение 07.04.2018 16:03 Заявить о нарушении