Воспоминания. Онега


В Онегу мы приехали  летом 1960   года. Мне  нужно  было  идти  в  школу,  а  в  Ломовом -  рабочем  поселке  под  Архангельском -  была  только начальная  школа.  С  пятого  класса   детей  отправляли  в  интернат  в  Архангельск.  Родители  не   хотели   отправлять  нас  в  интернат  и   решили  переехать  на  родину  моей  мамы  -  в  Онегу. Это
небольшой  городок  в  устье  реки Онеги,  впадающей  в  Белое  море.  Но  мне  он  показался огромным:  было  несколько  школ,  несколько  лесозаводов.  Реки  в  Ломовом  не  было,  а  утонуть,  как  показал  опыт  Лиды,  можно  было  и  в  ручейке.  Река  Онега  казалась
такой  огромной,  что  и  зайти  в  нее  было  страшно.
Жили   у дедушки, Попова Григория  Ивановича.    Кроме моей матери,  у него были в  Онеге  еще две  дочери, Галя  и Лида.   Я  не помню  в доме деда скандалов и ссор, но  жить в такой большой семье было трудно,  домик  деда  был маленьким, и уже к осени мы перебрались в дом  Лобанова,  где отец снял  комнату. Лобанов был завзятый пьяница,   часто по ночам  устраивал скандалы, и, выйдя утром на кухню,  я видела  разбросанные кастрюли,
котелки и другую посуду. Ноги самого Лобанова торчали из русской печки, стоявшей
  посреди кухни. Мать на мои вопросы отвечала, что он полез в печь, рассчитывая
найти там  закуски, которые, как он надеялся, там оставила мать на ночь. Но ничего
не найдя, разморился в тепле и уснул.  Отец, любивший выпить водочки еще в
Ломовом, часто составлял Лобанову компанию.
 
  Мать не могла вынести  такой жизни, вскоре она устроилась работать завхозом
 в школу  и получила  служебную комнату в этой же школе. Так мы оказались в школе №1   
                г. Онеги, которая и стала для меня домом.
 
Как  сейчас, с высоты прожитых лет, кажется,  мне всегда хотелось постоянства
  и  стабильности. Хотелось  бы жить в одном городе, учиться в одной школе,   
иметь одних и тех же постоянных друзей. Но жизнь распорядилась так, что ничего
постоянного в таком роде у меня не было.  А  началось с того, что уже в 1 классе
 пришлось  поменять две школы.  По месту жительства деда  я  пошла  в 1 класс начальной
школы, расположенной в  деревянном двухэтажном доме по  проспекту Октябрьскому.
Моей первой учительницей была Зубец Валентина Степановна.
(В 17 лет, после окончания школы, я работала  воспитателем в детском садике,
  расположенном  в  этом же здании.   Оно до сих пор стоит, но теперь в нем жилые    
квартиры).
После переезда  в  среднюю школу  №1, я перешла туда же и учиться.  Учила
меня  Анна Федоровна  Афанасьева.
Но в 1963 году в Онеге открыли новую школу.     Это было лучшее здание
 в городе. Новое, в 5 этажей, с просторными  классами и широкими коридорами.
Все мечтали  учиться в новой школе. И школа № 1 всем составом   перешла в новое
 здание. А мы, то есть моя семья, остались.  И я вновь оказалась в классе  Зубец Валентины
  Степановны, которая со своей школой  перешла в здание  бывшей школы №1.
Теперь это была средняя общеобразовательная школа   № 4.




***
Жизнь  в  школе  била  ключом.   Когда  заканчивались  занятия,  начиналась  внеклассная  работа.  Учителя  долго  засиживались  в  классах:  были  занятия  с  неуспевающими  учениками,  выпускались   классные  газеты,  шла  подготовка  к  классным  и  школьникам  вечерам,  конкурсам,  фестивалям. Но  для  меня  самым  интересным  занятием была  проверка  тетрадей.  В  классе  оставались  несколько  хорошо  успевающих  учениц, Валентина  Степановна  давала  каждой  несколько  непроверенных  тетрадей  и  тетрадь  с  проверенной  работой  -  как  образец. Мы  сами   красным  карандашом   исправляли  ошибки  и  ставили  оценки.   Гордость  была  неимоверная!   Кстати,  это  очень  хороший  способ  повысить свою  грамотность.
Выгоняли  нас  из  класса  уборщицы.  Их  задача  была  натопить  и  убрать  класс.
Школа  отапливалась  дровами,  возле  школы  был  огромный   сарай,  доверху  набитый  толстыми  поленьями.  Уборщицы  носили  эти  поленья  в  школу  и  топили  печи.  Уборка  класса  тоже  была  непростым  делом:  парты  были  цельными -  сиденья    полозьями  прикреплены   к    столешнице,  и  чтобы  вымыть  пол  под  партой,  нужно  было  поднять  тяжелую  парту  и  поставить  на  бок. В  старших  классах,  где  было  трудовое  воспитание,  парты  поднимали  мальчишки  или  сами  уборщицы,  а  пол  мыли  дежурные.  Мальчишки  всегда  старались  отлынить  от  дежурства. В  младших  классах  уборщицы  доверяли   нам  веник,  и  мы  мели  пол.
Влажную  уборку  младшим  школьникам  не  доверяли.
Не  доверяли  другим,  но  не  нам  с  сестрой.  Уборщиц  постоянно  не  хватало,  и  мать  -  как  завхоз-  была  вынуждена  убирать  участки,  на  которых  не  было  уборщиц.  Печи  топила  она  сама,  а  вот  убирать  классы   мы  всегда  ей  помогали.
Если  в  классе  занимались  старшеклассники,  парты  мать  поднимала  -  они  были  слишком  большими  и  тяжелыми  для  нас. А  в  помещениях  младших  классов  мы  обходились  сами.  Опустить  и  выровнять  парты  после  того,  как вымоешь  пол,  было  гораздо  легче,  чем  их  поднять.
Сделать  уборку  нужно  было  быстро,  вечером  в  школе  снова  были  ученики. На  этот  раз  там  занимались  вечерники:  взрослые  люди,  которые  хотели  повысить  свое  образование. Иногда  мы  тайком  пробирались  в  класс,  прятались  под  партой
и   наблюдали,  как  взрослые  -  как  дети ! -  не  могут  ответить  на  вопрос  учителя  и  получают  двойки.  Иногда  нас  с  позором  выгоняли  из  класса  -  мешали  заниматься.
 К  утренним  занятиям  снова  нужно  было  убрать  классы.  Но  тут нас  уже  не  привлекали,  мы  так  уставали,   что  засыпали  сразу,  как  только  ложились  в  постель.

Школа  была  большой:  она  занимала  целый  квартал,  была  двухэтажной,  имела  большие  актовый  и  спортивный  залы.  Возле  школы  были  стадион   и  сад.
Именно  в  школьном  саду   впервые  увидела  и  попробовала  крыжовник  - редкий
в  то  время  куст  в  Онеге.  Садом  занимались  учителя  биологии  и  ученики  старших  классов.  Фруктовых  деревьев  не  было  -  не  росли  они  на  Севере. Для  нас   сад  был  местом  для  игр  и  мечтаний. Не  знаю,  откуда  у  меня  появились  мысли
об   автомате  с  газированной  водой ,   но  заветной  мечтой  было  поставить  в  саду  такой  автомат.  И  чтобы  все  дети  бесплатно  пили  газировку.  Этим  мечтам  не  суждено  было  сбыться:  никогда  в  Онеге  я  не  видела  автоматов  с  газированной  водой.



 



Рецензии