Воспоминания. Онега
В Онегу мы приехали летом 1960 года. Мне нужно было идти в школу, а в Ломовом - рабочем поселке под Архангельском - была только начальная школа. С пятого класса детей отправляли в интернат в Архангельск. Родители не хотели отправлять нас в интернат и решили переехать на родину моей мамы - в Онегу. Это
небольшой городок в устье реки Онеги, впадающей в Белое море. Но мне он показался огромным: было несколько школ, несколько лесозаводов. Реки в Ломовом не было, а утонуть, как показал опыт Лиды, можно было и в ручейке. Река Онега казалась
такой огромной, что и зайти в нее было страшно.
Жили у дедушки, Попова Григория Ивановича. Кроме моей матери, у него были в Онеге еще две дочери, Галя и Лида. Я не помню в доме деда скандалов и ссор, но жить в такой большой семье было трудно, домик деда был маленьким, и уже к осени мы перебрались в дом Лобанова, где отец снял комнату. Лобанов был завзятый пьяница, часто по ночам устраивал скандалы, и, выйдя утром на кухню, я видела разбросанные кастрюли,
котелки и другую посуду. Ноги самого Лобанова торчали из русской печки, стоявшей
посреди кухни. Мать на мои вопросы отвечала, что он полез в печь, рассчитывая
найти там закуски, которые, как он надеялся, там оставила мать на ночь. Но ничего
не найдя, разморился в тепле и уснул. Отец, любивший выпить водочки еще в
Ломовом, часто составлял Лобанову компанию.
Мать не могла вынести такой жизни, вскоре она устроилась работать завхозом
в школу и получила служебную комнату в этой же школе. Так мы оказались в школе №1
г. Онеги, которая и стала для меня домом.
Как сейчас, с высоты прожитых лет, кажется, мне всегда хотелось постоянства
и стабильности. Хотелось бы жить в одном городе, учиться в одной школе,
иметь одних и тех же постоянных друзей. Но жизнь распорядилась так, что ничего
постоянного в таком роде у меня не было. А началось с того, что уже в 1 классе
пришлось поменять две школы. По месту жительства деда я пошла в 1 класс начальной
школы, расположенной в деревянном двухэтажном доме по проспекту Октябрьскому.
Моей первой учительницей была Зубец Валентина Степановна.
(В 17 лет, после окончания школы, я работала воспитателем в детском садике,
расположенном в этом же здании. Оно до сих пор стоит, но теперь в нем жилые
квартиры).
После переезда в среднюю школу №1, я перешла туда же и учиться. Учила
меня Анна Федоровна Афанасьева.
Но в 1963 году в Онеге открыли новую школу. Это было лучшее здание
в городе. Новое, в 5 этажей, с просторными классами и широкими коридорами.
Все мечтали учиться в новой школе. И школа № 1 всем составом перешла в новое
здание. А мы, то есть моя семья, остались. И я вновь оказалась в классе Зубец Валентины
Степановны, которая со своей школой перешла в здание бывшей школы №1.
Теперь это была средняя общеобразовательная школа № 4.
***
Жизнь в школе била ключом. Когда заканчивались занятия, начиналась внеклассная работа. Учителя долго засиживались в классах: были занятия с неуспевающими учениками, выпускались классные газеты, шла подготовка к классным и школьникам вечерам, конкурсам, фестивалям. Но для меня самым интересным занятием была проверка тетрадей. В классе оставались несколько хорошо успевающих учениц, Валентина Степановна давала каждой несколько непроверенных тетрадей и тетрадь с проверенной работой - как образец. Мы сами красным карандашом исправляли ошибки и ставили оценки. Гордость была неимоверная! Кстати, это очень хороший способ повысить свою грамотность.
Выгоняли нас из класса уборщицы. Их задача была натопить и убрать класс.
Школа отапливалась дровами, возле школы был огромный сарай, доверху набитый толстыми поленьями. Уборщицы носили эти поленья в школу и топили печи. Уборка класса тоже была непростым делом: парты были цельными - сиденья полозьями прикреплены к столешнице, и чтобы вымыть пол под партой, нужно было поднять тяжелую парту и поставить на бок. В старших классах, где было трудовое воспитание, парты поднимали мальчишки или сами уборщицы, а пол мыли дежурные. Мальчишки всегда старались отлынить от дежурства. В младших классах уборщицы доверяли нам веник, и мы мели пол.
Влажную уборку младшим школьникам не доверяли.
Не доверяли другим, но не нам с сестрой. Уборщиц постоянно не хватало, и мать - как завхоз- была вынуждена убирать участки, на которых не было уборщиц. Печи топила она сама, а вот убирать классы мы всегда ей помогали.
Если в классе занимались старшеклассники, парты мать поднимала - они были слишком большими и тяжелыми для нас. А в помещениях младших классов мы обходились сами. Опустить и выровнять парты после того, как вымоешь пол, было гораздо легче, чем их поднять.
Сделать уборку нужно было быстро, вечером в школе снова были ученики. На этот раз там занимались вечерники: взрослые люди, которые хотели повысить свое образование. Иногда мы тайком пробирались в класс, прятались под партой
и наблюдали, как взрослые - как дети ! - не могут ответить на вопрос учителя и получают двойки. Иногда нас с позором выгоняли из класса - мешали заниматься.
К утренним занятиям снова нужно было убрать классы. Но тут нас уже не привлекали, мы так уставали, что засыпали сразу, как только ложились в постель.
Школа была большой: она занимала целый квартал, была двухэтажной, имела большие актовый и спортивный залы. Возле школы были стадион и сад.
Именно в школьном саду впервые увидела и попробовала крыжовник - редкий
в то время куст в Онеге. Садом занимались учителя биологии и ученики старших классов. Фруктовых деревьев не было - не росли они на Севере. Для нас сад был местом для игр и мечтаний. Не знаю, откуда у меня появились мысли
об автомате с газированной водой , но заветной мечтой было поставить в саду такой автомат. И чтобы все дети бесплатно пили газировку. Этим мечтам не суждено было сбыться: никогда в Онеге я не видела автоматов с газированной водой.
Свидетельство о публикации №118032605760