Тактовик и Дольник. Размер или Ритм?

Для начала — примеры:

========================
1. Тактовик:

ЛЮмкулис КарбУнкулюс лямитОрис Эйес
1ооо1оооо1о1о
Любку как за юбку я получил по шее-с
1ооо1оооо1о1о

2. Дольник:

ЛямитОрис Эйес карбУнкулюс лЮмкулис
оо1о1оо1оо1оо
Получил по шее-с за юбку как Любку я
оо1о1оо1оо1оо

3. Медианный 6- стопный Хорей:

Эйес лямитОрис лЮмкулис карбУнкулюс
1ооо1о/1ооо1оо
Как по шее-с Любку получил за юбку я
1о1о1о/оо1о1оо

4. Анапест, 4- стопный:

ЛямитОрис карбУнкулюс лЮмкулис Эйес
оо1оо1оо1оо1о
Получил я за юбку как Любку по шее-с
оо1оо1оо1оо1о
========================

Анапестовый смысл самый оригинальный! Ради интереса, исправим странную Латынь на Латынь Вульгарную — и сравним:

ЛямитОрис карбУнкулюс лЮмкулис Эйес
оо1о/о1оо/1оо/1о
ЛямитОр искарбУн кулюслЮм кулисЭйес
оо1/оо1/оо1/1о

— и то, и то: 4- стопный Анапест с женским окончанием:

оо1о/о1оо/1оо/1о
оо1/оо1/оо1/оо1о

— Ритмика разная, по причине заметной разницы слов идущих на Размер.

Во Франции, нет Силлаботоники именно по этой причине: что ни слово, а всё одно: мужики. Ох, и как тут не подумать... Но не будем. Дети-то всё равно рождаются — у мамА-а и папА-а. Это дА-а... Но мы отвлеклись.

Итак, почему первый пример: Тактовик? — потому что, если начертить схему и посмотреть на неё, мы увидим трёхсложные, двухсложные (в данном случае четырёхсложные) и односложные безударные интервалы, что МЕТРИЧЕСКИ является явным признаком Тактовика — Размера, ритмически расшатанного по отношению к Дольнику, также неурегулированному в этом смысле, но относительно более ровному. Схема — это ориентир для определения того или иного Размера, но не предназначена для слуха или, тем паче, настройки его. Вот, ещё раз ЦЕЛЬНАЯ схема тактовикого примера:

1ооо1оооо1о1о

Вот схема второго дольникового примера:

оо1о1оо1оо1оо

Это были примеры схем, так называемых не ровных стихов. Теперь возьмём те, что принято считать эталоном их. Первая — Хорея (схема взятая с латинских слов):

1ооо1о/1ооо1оо

А вот схема примера Анапеста:

оо1оо1оо1оо1о

— все безударные интервалы между ударами, исключительно двухсложные... У Анапеста — да, всё ровно, но что делать с Хореем? Да и принято ли, вообще, говорить о правильных стихах с позиции безударных интервалов? ...И эти споры не смолкают уже три столетия...

Но прежде чем об этом поговорить более подробно (если получится), позвольте прежде спросить, — если представить себе Хорей путём его сравнения с Анапестом, то что Вы можете о нём сказать с этой позиции — достаточно ли он урегулирован по отношению к Анапесту?

То-то и оно, если отбросить все Стопы и подойти к этому вопросу с позиции безударных интервалов, то в чём разница между примерами Хорея и Тактовика? — даже на схеме:

1ооо1о1ооо1оо
1ооо1оооо1о1о

В большей степени, МЕТРИЧЕСКИ, Тактовик определяет трёхсложный безударный интервал. Но возьмите любой Ямб и Хорей — его там очень и очень много. Так чем же тогда, вам, любой Хорей и Ямб, не Тактовики? Или вот, например, ещё один пример:

ЛЮмкулис карбУнкулюс Эйес лямитОрис — Тактовик?
1ооо1оо/1ооо1о
Любку как за юбку я по шее-с получил — ну здесь-то Хорей.
1ооо1оо/о1ооо1

1ооо1оо/?1ооо1о
1ооо1оо/о1ооо1

— академики, в этом случае придумали замечательную вещь — наращивание (?) на Цезуре /. Ритм-то похож. Но там, где одно наращивание, там появляется целая теория — разного вида наращивания и потерь. Где выйдет так — да и вышло уже — уравнение, — уравниловка — под Силлаботонику. А там, где не получается, под безударные интервалы. А слова-то одни. И эти слова, в одном случае, измеряются Стопой, а в другом безударными интервалами. И просто диву даёшься, как люди живут с подобным мышлением. Но

такова ситуация в Стиховедении. И стоит ли удивляться, глядя на многочисленных теоретиков, — как здешних так и отсутствующих... — если «рыба гниёт с головы»?

Я вообще не понимаю, для чего ради, некоторым учебным заведениям нужны знания стиха, но поскольку так есть — именно там некоторые изучают, а некоторые преподают, — с этим приходится мириться. Но как-нибудь бы уже, хоть кто-нибудь бы проснулся...

Но запомним и запишем, для себя и всех желающих:

Ямбы и Хореи, это расшатанные Размеры по отношению к Дактилям, Амфибрахиям и Анапестам. — То есть это ПРАВИЛЬНЫЕ (урегулированные) Тактовики. А Трёхсложники — это ПРАВИЛЬНЫЕ Дольники. Из чего следует, что Тактовики и Дольники, это не Размеры, а Ритмы Размеров.

Почему они правильные? — потому что их можно ИЗМЕРИТЬ ОДНОЙ СТОПОЙ.

А те Дольники и Тактовики, которые мы знаем как Размеры, можно ИЗМЕРИТЬ ДВУМЯ СТОПАМИ. Но Ритм...

Ритм, это не Размер и, где-то даже не Метр — о Стопе и речи нет. И именно Дольник и Тактовик, я считаю, являются тем, известным нам уже фундаментом, который стоит изучать в качестве Ритма Стиха.

То есть, академик Гаспаров и иже с ним открывали, отнюдь, не Размеры, а Ритмы.

С одной стороны. С другой — как называть Размеры, которые уже достаточно прижились в качестве Дольников и Тактовиков?

То-то и оно, друзья мои, — интересующиеся, — когда же вы уже подрастёте?


Рецензии