Барды и поэзия
19.03.2018
18.50
Сейчас, благодаря интернету, появилась фантастическая возможность, коей лишены были авторы прошлых поколений — выносить на суд читателей свои творения, публикуя их в социальных сетях, на соответствующих порталах... Просто немыслимо представить, какой огромной аудитории можем мы, так называемые "непризнанные авторы", показать своё творчество. Как сопутствующий столь массовому творчеству "продукт" появились и всевозможные конкурсы, смотры, "перья" и "палитры", чемпионаты и конференции, собирающие под свои знамёна и лозунги авторов, жаждущих признания на всех уровнях своих стихов, романов, песен... Всё бы прекрасно, но... (моё любимое "но"!)... Все эти конкурсы, чемпионаты и прочее должны сопровождаться командами судей, жюри, комиссий, — назовите как хотите! — способных компетентно, профессионально оценить творчество нас, "непризнанных". И вот начинается зазывание на все эти мероприятия тех, кто имеет невероятно широкий список "регалий", начиная размещением на сайте Википедия и кончая грамотами самодеятельных фестивалей бардовской песни, кто на слуху во всевозможных СМИ, концертах всех мастей и достоинств. При попытках "нырнуть до донышка" в творчество таких "мэтров" набиваешь, зачастую, об это "дно" только шишки на голове, поскольку на поверку очень часто глубины-то, настоящей поэтической глубины, настоящей поэзии — их нет! Всё это "ныряние до донышка" оказывается нырянием в лужу. Большую, но неглубокую лужу. Приятно звучащая лирическая песня у костра под гитару, даже о смысле жизни, это ещё не философская поэзия и даже не всегда качественная пейзажная лирика. На сайте Википедия не напрасно барды отделены от "чистых поэтов": чистая поэзия, даже не великая, не классика в привычном понимании, и тексты бардов, — а иначе, как "тексты" их не назовёшь, поскольку далеко не все тексты даже к "классическим" песням, не говоря о бардовских, являются стихами в лучшем понимании этого слова — это "две большие разницы". Мэтры от бардовского течения — никак не мэтры от настоящей, чистой поэзии. Поэтому, когда они, приглашённые в качестве челенов, а то и председателей жюри поэтических конкурсов, когда они, являющиеся, по сути, на ПОЭТИЧЕСКИХ конкурсах этакими "свадебными генералами", начинают "оценивать", невольно опять, в который уже раз, обращаешься к бессмертным словам классика: А судьи КТО???
Свидетельство о публикации №118031910117
По-моему, Елена, чистая поэзия интимна, читаешь про себя текст и решаешь сам - поэзия это или не очень. Слово услышанное - ложь. Спетое - тем более. Пусть это будет и высокохудожественно, и правдиво, и поэтично... Я со слуха трудно воспринимаю, мне прочитать пару раз надо, подумать, ещё раз перечитать. Формат конкурсов в реале даже не представляю как заточить под чистую поэзию. Бывает стих хороший, а автор так прочтёт - заскучаешь. Шоу дОлжнО гнать (правильно сказал)?) Ваша постановка вопроса - для ток-шоу. А я мало переживаю по этому поводу. Периодически участвую в бардфестах. Да, сейчас стало традиционно включать в них и конкурсы поэтов, но часто там жюри отдельное, включающее чисто поэтов, имеющих какой-то авторитет. Я стал участвовать и там и там. Почему бы барду не писать чисто стихи? И у чисто поэта полно текстов, не близких большой поэзии. Вообще, даже очень хороший поэт на 80% состоит из воды))
И всё субъективно и гиперконтекстно. Один мой текст, написанный как песня, но взятый без припева, претендовал на первое место в поэтическом конкурсе. Потом спетый в нужном месте, в нужное время, нужным образом стал лауреатом. Через некоторое время, спетый в другом месте, остался незамеченным. Вот для последнего места Ваши слова действительно справедливы. Там в жюри были и свадебные генералы и прапорщицы, числом почти как конкурсантов. Но такие фесты имеют задачу распилить деньги и пыль пустить. Я и тут не брюзжу... И всякого члена авторитетного жюри спрашиваю - а выложены ли его стихи в открытом доступе? И вот начинают юлить, мол выше этого и т.д. И тут опять с Вами соглашусь - Интернету ура!
Авов Аволог 25.11.2019 11:26 Заявить о нарушении
Я не говорю, что тексты, написанные для бардовских песен, плохи. Я говорю о том, что судить поэтические конкурсы должны не барды. Или иначе: барды не должны. )) И не думаю, что такая постановка вопроса актуальна лишь для ток-шоу.
Елена Йост-Есюнина 25.11.2019 18:14 Заявить о нарушении
Вот тексты иных бардовских песен слабы как стихи, тут вы правы. Наш руководитель ЛИТО и Высоцкого слабым поэтом считает. А я считаю сильным. Начнём обсуждать - ток-шоу получится. Мне кажется, если в жюри выбирают личность с художественным опытом и весом, который сам что-то может - уже хорошо. Всё не чиновник от культуры.
Авов Аволог 25.11.2019 19:12 Заявить о нарушении
Бард (от кельт. *bardos) — певец или поэт; как правило, одиночный исполнитель песен собственного сочинения.
Песни собственного сочинения и стихи известных авторов (в данном случае, как Вы написали, Пушкин, Маяковский — не просто известные, а великие) положенные на свою музыку, наверное, всё-таки, отличаются. Поэтому не корректно называть бардом поющего автора музыки к стихам всемирно известных поэтов — это не исполнитель песен собственного сочинения, это певец чужих стихов, положенных на собственную музыку.
Елена Йост-Есюнина 25.11.2019 19:45 Заявить о нарушении
А вот стихи могут быть и просто стихами, и песнями, они имеют две "ипостаси": стихи и песня.
Елена Йост-Есюнина 04.12.2019 00:36 Заявить о нарушении
Я в житейском плане вас понимаю.
Но по большому счёту качество стихотворных текстов и качество судейства для меня два разных вопроса. Ведь не стихи нас судят, а люди. По-вашему так и Добронравова в судьи поэтов нельзя сажать раз он песенными текстами замарался.
Авов Аволог 04.12.2019 09:48 Заявить о нарушении
Всё-таки строчки, написанные как стихотворение, а не как текст бардовской песни, чаще бывают положены на музыку и получают этим вторую жизнь, чем тексты бардовских песен — самостоятельными стихотворениями, не песнями, они, обычно, не становятся. А вот стихи могут быть и просто стихами, и песнями, они имеют две "ипостаси": стихи и песня.
Вот У Добронравова стихи могут быть и стихами, и песнями. Досадно то, что вы отлично понимаете суть моей заметки, но, вероятно потому, что сами бард, вам не нравится такая постановка вопроса. Сравните тексты песен нынешних и тех, которые написаны Добронравовым, Исаковским, Дербенёвым... Все нынешние даже на бардовские не тянут, а все прошлые — не только песни, но и полноценные СТИХОТВЫОРЕНИЯ.
Я думаю, что нагш спор не имеет смысла быть продолженным.
Елена Йост-Есюнина 04.12.2019 16:18 Заявить о нарушении
Авов Аволог 04.12.2019 16:50 Заявить о нарушении