Выше Высокого Слово и дело

 Слово и дело

Почти уверен, что значительная часть читающих строки этого сборника возмутится ими, решив. что не удавшийся стихоплет из зависти нападает на признанных поэтических кумиров. Но моя конформистская душа решается опубликовать эти стихотворения не с тем, чтобы гордо попирать литераторов, чья популярность была настолько значительной, что пережила годы и десятилетия.
Впечатляющая оригинальность их творений не вызывает сомнения. На фоне литературного моря - это яркие маяки, привлекающие внимание читателей. Хотя, как говорил когда-то знакомый богослов, в Библии уже давно все сказано, ничего принципиально нового, даже в супер популярной литературе, нет. Такие же мысли можно прочитать и у самих знаменитых литераторов. Неизменно повторяются одни и те же сюжеты. Меняются одежды, слова, окружающая общественная и природная обстановка, а содержание в основном остается тем же самым.
  Но было бы ошибочным предполагать, что можно дойти до глубины понимания этого, ничего не читая. Чтобы возвыситься до этого, необходимо взобраться на эту литературную гору, включая сюда и теистическую литературу. Скорее всего это не просто литературная гора, а гора содержащая в себе и музыкальный слой, и слой живописи, ваяния, зодчества, и слой науки. То есть по существу - гора накопленной человеческой культуры. 
И все же - все это богатство должно служить жизни в самом высоком и широком значении этого понятия. Должно способствовать пониманию, что соками жизни эти достижения питались и являются указаниями на нее, и привлекают внимание к ней. Не делают эти культурные достижения самоцелью, ради которой готовы пожертвовать и индивидуальной жизнью, и ее бесконечными проявлениями за кругом личным.
Но как часто литературная талантливость оборачивается бесталанной жизнью. Как часто человек рождающий глубочайшие мысли, являющий своим творчеством пример высочайшего озарения, оказывается совсем немудрым в жизни, порою просто-напросто пошлым. Ведь, казалось бы, чувствительность его души, прозорливость его мысли должны творить прекрасной и его жизнь. Она должна изобиловать благородными поступками, возвышаться над пороками своих человеческих собратьев.
Но это так редко встречается, что возникает подозрение: не является ли это лишь формой какого-то особого лицедейства. Напяливает на себя человек костюм поэта или прозаика, называемый творческим вдохновением, и мечет молнии мысли, и озаряется прозорливостью. Когда же снимает этот наряд, то смешивается с толпой, суетливость, мелочность, порочность которой мгновение назад он гневно клеймил.
Получается, что этот автор просто застрял на горе культуры, и все его творчество всего лишь обман “высокий”, всего лишь некое развлечение, жизни не служащее. По-видимому, к тому же, сильнейшей скрытой мотивацией для него является стремление привлечь к себе внимание как можно более широкого круга читателей, добиться признания ими его личности, его Эго, его Я, как чего-то в высшей степени ценного.
Не случайно взгляд его обращен в первую очередь на взаимоотношения между людьми,  на их проявления в виде влюбленности, ревности, жадности, властолюбия, страха, ненависти... И он выступает полпредом страстей человеческих, изображая то радость, несомую ими, то драму возникающую из-за них.
Причем, всю свою природную энергетику он кладет на то, чтобы качели человеческих чувств вздымались как можно выше: чтобы радость была запредельной, а страдание убийственным. 
Подобный автор ужасно боится, что иссякнет Кастальский ключ его творческой энергии. В чем он и его коллеги частенько сознаются. Поэтому часто прибегают к тем или иным средствам стимуляции: возбуждению себя вином, наркотиками, скандалами, новыми влюбленностями. Истощая тем самым себя и заводя в полный тупик свое человеческое существование.
И выход из этой зацикленности себя, при полном отчуждении своего сознания от природного начала, видится в уничтожении себя и тела, ошибочно принимаемого за свою собственность. Сила слова оборачивается бессилием жизни. Такова тайная сторона литературного творчества многих известных авторов.
И происходит это потому, что люди переоценивают значение слова. Многое можно им выразить, но оно не абсолютно в своих возможностях. Взбираясь на вершину культуры, человек может увидеть, что ее средствами невозможно передать всю полноту жизни, в которую он включен. Несмотря на поразительное расширение человеческих возможностей, благодаря слову, всегда есть грань, за которой лежит неизведанное. И человеческие особи, видящие это, способны выходить за эту грань и добиваться новых достижений и в сфере познания мира, и в сфере использования новых возможностей взаимодействия с ним.
Окружающий мир также неисчерпаем, как и внутреннее человеческое устройство. Неисчерпаем как в пространственном отношении (макрокосм, микрокосм), так и в отношении бесконечной его изменчивости. Люди сотворили массу слов для знаемого, но есть ли слова для не знаемого? И как мы обретаем новые знания, как и откуда возникают догадки, ведущие к этим знаниям, которых еще нет в сфере культивируемых нами слов?
Да и содержание высказываемых нами слов не исчерпывает абсолютно, со всей глубиной, ни наших личностных состояний, ни взаимосвязи с окружающим миром. Чаще всего это всего лишь намек на нечто происходящее с нами. Всего лишь некая правда нашего вербализированного сознания.
 Истина же остается между строк. Восходить к пониманию всего этого - восходить ВЫШЕ ВЫСОКОГО, выше представления о себе, содержащемся в нашем сознании как о творце красоты, гармонии, жизни.
В начале было слово, любят повторять библейскую истину на разных языках. То есть тем самым утверждают, что главное это знак, а не значение, форма, а не содержание, Разве можно без содержания что-нибудь оформить?! Эта ограниченная правда культивируется от веку нашим сознанием, которым она и сотворилась.
Но если выйти умудренным разумом за его пределы, то с очевидностью явится понимание, что в начале есть ЖИЗНЬ. Будь она органическая, не органическая. Жизнь, проявляющаяся потоком соединения и разделения, синтеза и разложения, в которой определенность всех форм временна. Вечно же их бесконечное перетекание, претворение, переформирование.
Этот захватывающий, удивительный процесс, свидетелями и открытыми участниками которого мы можем быть и есть главное, та красота, гармония и любовь, чему, по мере его ограниченных возможностей, в конце концов , а не в начале, может служить наше слово. В этом случае наша жизнь возвышается до состояния ВЫШЕ  ВЫСОКОГО !
Может ли человек, понимающий, что он сосуд жизни, принимать решение за эту жизнь, гноить ее, отравлять, обрезать ее нить, хотя не им она подвешена?! Может ли он не ощущать, что его жизнь - капля от бескрайнего океана ее, что все его слова и мысли не могут передать всего ее величия, что высшее человеческое вдохновение - это бесконечное вознесение к ее заоблачным небесам и  постижение ее безмерных глубин даже в мельчайшей песчинке тверди земной и космической?!

                Автор         


Рецензии