Распутин остался недоволен - из архива 2009 года
__________________________________________
В минувшую пятницу Братский драматический театр свой спектакль по мотивам повести Валентина Распутина «Последний срок» показал автору. Журналист Владимир Монахов побывал на премьере в качестве зрителя, и вот какие наблюдения, мысли, ощущения вынес после просмотра.
В очередной раз маститый писатель Валентин Распутин посетил Братск. Вместе с ним приехал в наш город известный критик и публицист, биограф писателя Валентин Курбатов (Псков). Приезжать в северный город Распутин считает своим долгом: здесь живут родственники, здесь могила мамы, об этом городе у него написан страшный рассказ «В ту же землю…». Здесь живут его читатели, которые всё ещё приходят на встречи с писателем. Последнее такое общение состоялось осенью прошлого года при большом стечении народа, чем Распутин был ошеломлён. Он не скрывал своего удивления, что читатель его жив.
Ведь в достопамятные 90-ые на встречу с Валентином Григорьевичем сгоняли людей при помощи административного ресурса, используя школьную принудиловку. Я помню, как подростки конца ХХ века тогда оскорбили писателя своим скабрезным школьным «юмором». Не забыл и Валентин Григорьевич ту тягостную встречу со школьниками. Но теперь убедился, что в городском культурном сообществе происходят, пусть и малые, духовные перемены к лучшему. На этот раз местный драмтеатр поставил по мотивам его знаменитой повести «Последний срок» спектакль. В 70-е эта книга имела громадный читательский успех в СССР и в мире. И поныне автор включает повесть в избранные сочинения. «Последний срок» читают, ставят на сцене и в кино.
Накануне городская печать и телевиденье захлёбывались в комплиментарных оценках новой работы местного театрального коллектива. Больше всего радовались тому, что без предварительного просмотра спектакль будет представлен на Вампиловском фестивале в Иркутске. Но братчане сильно рисковали, предложив маститому автору накануне фестиваля посмотреть в Братске свой вариант прочтения повести, вошедшей в классику советской литературы. Прежде спектакли по повести ставили в Москве и Иркутске, и автор считал их более или менее удачными.
Итак, в БДТ в минувшую пятницу в очередной раз развернулась сцена умирания старухи Анны в двух действиях по версии режиссёра Олега Кравзе. И если первое действие прошло под молчание зрителя, то второе часто прерывалось одобрительным смехом и аплодисментами. Всё говорило о том, что неизбалованная местная публика приняла новую работу лояльно.
А что же автор?
Увы, сам Валентин Распутин, который поднялся на сцену, с первых минут не нашёл добрых слов для братской версии «Последнего срока». Неуместным писатель посчитал в театральной работе братчан излишнюю песенную и танцевальную составляющую, которая затмила вечную и великую трагедию – уход из жизни. Тот пьяно-песенный хоровод, который на сцене БДТ превратил трагедию смерти в театральный балаган и опасный фарс, возмутил автора. Распутин, несмотря на всю свою деликатность, не смог удержаться и сходу начал ругать постановку режиссёра. Но только выплеснув первые эмоции, словно спохватившись, сделал оговорку, что автору, которого широко ставят в Иркутске и Москве, трудно угодить.
Смягчил неловкую ситуацию присутствовавший на премьере мэр города Сергей Серебренников, вручив Распутину огромный букет цветов и памятный знак от имени муниципальной власти. Его поддержали и другие гости: Валентин Курбатов, издатель Геннадий Сапронов, заместитель министра культуры и архивов Иркутской области Сергей Ступин, которые деликатно подчеркнули, что есть ещё время поработать над спектаклем, чтобы представить на фестивале более взвешенный и выверенный вариант «Последнего срока». Хотя по всему чувствовалось, что они больше были склонны поддержать позицию автора. И стало очевидно, что ожидаемый и запланированный триумф на братской сцене под присмотром нашего классика не состоялся.
Потом к Валентину Григорьевичу бросились зрители с книгами, чтобы получить на память автограф, что помогло сгладить неловкую ситуацию, которая возникла после спектакля. Желающих уйти с автографом Распутина было так много, что процесс неформального общения явно затянулся, сломав продуманный на вечер сценарий администрации. Валентин Распутин не реагировал на подсказки со стороны чиновников свернуть процесс подписания книг и выполнил свой писательский долг до последнего стоящего в очереди читателя.
А тем временем в зале продолжался разбор театрального действа. В частности, Валентин Курбатов напомнил слова Ф.Достоевского о том, что нельзя на сцене показывать так пышно, так смачно буйство русского пьянства - это опасно для зрителя и морально непотребно. По мнению известного критика, режиссёром были совершены коренные ошибки при переносе сложного философского текста на сцену. В трагедии он увлёкся показом пьяного разгула героев повести, по сути потеряв в танцах и песнях ставший почти нитевидным путь ухода главного героя – старухи Анны. Тем самым сместил авторские акценты и потому потерял главное событие пьесы – умирает не просто старуха, мать большого семейства, а целая эпоха русской сибирской жизни. А ведь иркутянам, которые прежде ставили «Последний срок», удалось соблюсти гармонию авторского текста, рассчитанного на чтение, и театрального действа. Так что достойные примеры для повторения успеха были. Но им не последовали.
Впрочем, зрители, с которыми удалось поговорить после спектакля, не разделили этих взглядов автора и маститого критика. Спектакль они приняли сердцем, и их мало интересовало, что думает об этом сам автор. Имеют право. Хотя некоторые соглашались в главном – ещё нужен поиск золотой середины. Но это, как говорится, уже не забота зрителей. Но посмотреть этот спектакль они будут рекомендовать и другим.
Вот тут самое время вернуться к своим мыслям, ощущениям и наблюдениям. Режиссёрский поиск на сцене мне был понятен и, я считаю, несмотря на концептуальные разногласия с автором, вполне допустим и приемлем в работе со сложным литературным материалом. Вопрос только в дозировании изображения хоть и частной, но масштабной трагедии и фольклорного балагана, которые по жизни идут рука об руку. Эту меру режиссёр чуть-чуть нарушил, несколько сместил действие в сторону последнего, затмив трагедию ухода старухи Анны фарсом безудержного и безразмерного русского пьянства. Но он это сделал по правде жизни, облекая её в театральное действо. Но мне кажется, его версия всё-таки имеет право на существование, с чем, хоть и с большими оговорками, примирился в конце концов и сам Валентин Распутин.
Но есть другие, может быть на первый взгляд мелкие, но для меня как зрителя существенные детали, которые снизили моё эмоциональное восприятие спектакля. Очень слабо прорисована старуха Анна в исполнении Татьяны Черниговой. В ходе спектакля я всё никак не по мог понять, что не принимаю? что меня отталкивает в сценическом образе старухи Анны, пока не провёл параллель с известной киноработой сибирского драматурга Владимира Гуркина «Любовь и голуби», который вышел на экран больше двадцати лет тому назад, но остаётся любимым у зрителя.
Старуха Анна была словно по кальке срисована с образа одной из киногероинь - она говорила тем же языком и с той же интонацией. Оно и понятно, режиссёр явно находился под влиянием популярного кино, использовал и на братской сцене отработанный ход. Но если в популярном кино это было дозировано и органично на все сто процентов, то в местном спектакле давило и разрушало богатый литературный материал, создавая чувство неловкости у меня как зрителя, порождая дискомфорт восприятия главного образа спектакля вторичностью. Пожалуй, самой удачной я нашёл роль дочери Варвары в исполнении Ольги Линец, образ которой органично был перенесён из книги на сцену и сыгран артисткой блестяще. Точен, на мой взгляд, сын Михаил в исполнении Виктора Головина, хотя временами чувствовались маленькие сбои и провалы. Несколько скомкано выглядела в спектакле сцена последней встречи старух – Анны и Миронихи, хотя она могла и должна была стать подлинным ключом, который бы открыл буффонадное развитие дальнейшего театрального действа. А прозвучало, на мой взгляд, фальшиво. Хотя в книге этот кусок читается на одном дыхании и запоминается на всю жизнь.
Я не знаю, пересмотрит ли концепцию спектакля «Последний срок» после такого критического общения с Валентином Распутиным режиссёр Олег Кравзе, но лично я остался при убеждении, что новая работа театра будет пользоваться зрительским успехом в родном городе. Очевидно, что местная публика не хочет сегодня переживать даже сценических трагедий. Эпоха телевиденья приучила людей к празднику и фестивалю культуры. И не случайно распутинский рассказ « В ту же землю…», по сюжету которого обедневшую и заброшенную героиню семья похоронила не на кладбище, а в местном лесочке, недалеко от дома, был плохо и даже с местечковым раздражением принят здешними читателями как неправдивый. А между тем реальная братская жизнь ещё недавно давала столько дикого материала о том, как дети не по-христиански расставались со своими родителями (помню, как тело почившей матери урод-сынок долго хранил на балконе их общей квартиры, рядом спал, рядом ел, рядом пьянствовал, а спустя год останки выбросил на помойку- и это не художественный вымысел).
Эх, коротка местная историческая память! Всё страшное и уродливое она предпочитает быстро забыть. И потому Братск больше тянется к праздникам, даже пусть по печальному поводу похорон, что, собственно, власть и предлагает активно в разных видах и формах. Вот только не знаю, не наступит ли в очередной раз отвращение горького похмелья, как у героев Валентина Распутина, которые всё ещё живут среди нас.
2009 год
_______________________________
На фото Олега Августовского артистка Ольга Линец вручает писателю цветы
Свидетельство о публикации №118031500924
Присоединяйтесь те, кому эта тема небезразлична:
____________
Валентин Распутин - гений. Все остальное - мелкие подробности.
Такую совершенно очевидно НЕУДАЧНУЮ фотографию вряд ли стоило бы ставить.
Иосиф Куралов 15.03.2018 14:51 • Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Гения без подробностей не бывает!
Владимир Монахов 15.03.2018 16:38 Заявить о нарушении
На мой взгляд, не каждую подробность стоит делать фактом литературы. Точнее - пытаться делать. Все равно не каждая подробность станет фактом литературы и истории. История выберет то, что необходимо.
Иосиф Куралов 15.03.2018 18:03 Заявить о нарушении
Пусть история и выбирает,а не Иосиф Куралов,который думает,что всё знает,что важно,а что нет?
Владимир Монахов 15.03.2018 18:43 Заявить о нарушении
История, как известно, выбирает не то, что необходимо. а то, что заказывают.
Фотография чарующе жизненная и поэтому удачная.
Снимок именно такой, который действует, задевает, не оставляет равнодушным.
Евгений Рыбаченко 15.03.2018 18:50 Заявить о нарушении
Володя! В своей рецензии ты сказал главное:
"Спектакль они приняли сердцем, и их мало интересовало, что думает об этом сам автор..."(с)
Будут идти год за годом. Сотрутся воспоминания о реакции автора, о режиссерах... Но произведение останется. И тем, кто будет его читать и смотреть после нс, уже не навяжешь ни авторского замысла, ни расхожего мнения. В этом и заключается суть классики. И, если уже при жизни возникали разночтения автора и постановщика, публики и актеров -- то этот процесс не остановить. Трактовки будут разными. Останется ли КЛАССИКА? А с нею... и ГЕНИАЛЬНОСТЬ...
Инна Молчанова 16.03.2018 03:53 Заявить о нарушении / Удалить
Подозреваю,что Распутин будет потихоньку забыт...
Владимир Монахов 16.03.2018 04:37 Заявить о нарушении
По крайней мере, читать его современное поколение уже не хочет. А насчет постановки -- вот такую бытовщину вообще не стоит тащить на сцену. Характеры слабые. Описательность не передашь. Психологизмов и то -- ноль. Не думаю, что режиссер, прям, с великой радостью взялся за это "галочное" мероприятие.
Лучше бы классику настощую поставили. Островского, хотя бы. Или Маяковского. Они -- вечны!
Инна Молчанова 16.03.2018 05:14 Заявить о нарушении / Удалить
Мой знакомый поэт смотрел московскую постановку,которую автор хвалил,и сказал - скукотища смертельная...
Владимир Монахов 16.03.2018 05:27 Заявить о нарушении
А как иначе? Повесть построена на внутренних монологах. Надо быть гением, чтобы это суметь показать. И то не факт, что спектакль состоится. Даже Достоевского трудно поставить, куда, уж, Распутину до него!
Инна Молчанова 16.03.2018 06:56 Заявить о нарушении / Удалить
И Достоевский деловито заправил Распутина за пояс.
Евгений Рыбаченко 16.03.2018 07:11 Заявить о нарушении
А нас с тобой даже читать не стал!
Владимир Монахов 16.03.2018 07:24 Заявить о нарушении
Инна Молчанова 21.03.2018 04:40 Заявить о нарушении
Иосиф Куралов 16.03.2018 07:25 Заявить о нарушении
Интересно, Иосиф, а как это фото может искажать? Оно же фото, а не картинка!)))
Инна Молчанова 16.03.2018 08:00 Заявить о нарушении / Удалить
ПОСКОЛЬКУ,ИОСИФ,МНЕНИЯ РАЗДЕЛИЛИСЬ,ТО ФОТО ОСТАВЛЯЮ!
Владимир Монахов 16.03.2018 11:24 Заявить о нарушении
Я малость занимался фотографией, и знаю, о чем говорю. Например, вы стоите и на сцене и вещаете. Я за за пару минут нащелкаю несколько десятков кадров, среди которых будут такие, на которых у вас будет рот открыт, один глаз прищурен, другой закрыт, губы искривлены в неприятной ухмылке, ухо оттопырено, одна рука тянется к носу, другая - к оттопыренному уху. И весь кадр называется одним словом - ужас.
Захотите ли вы, чтобы этот ужас украсил ваши сочинения?
Иосиф Куралов 16.03.2018 11:33 Заявить о нарушении
Владимир, я совершенно не настаиваю на том, чтобы Вы что-то убирали или оставляли. Но в любом случае, эта фотография говорит о Вас лично намного больше, чем о Распутине. Потому что мнение истории о нашем национальном гении незыблемо. И какой-то фоткой это мнение невозможно изменить.
Иосиф Куралов 16.03.2018 11:40 Заявить о нарушении
Право, что-то ломброзовское есть в Ваших рассуждениях, Иосиф. Полагаете, что так называемого Вами гения надо как-то особо фотографировать? Выбирать кадр, чтобы тот соответствовал своей "гениальности"?)))
А мне кажется, гениальность вовсе не во внешности заключается. Стивен Хокинг никогда не выглядел красавцем, в силу известных нам обстоятельств. Однако это отнюдь не уменьшало его значимости в науке и его, действительно, гениальности. Царство ему небесное.
Инна Молчанова 16.03.2018 12:07 Заявить о нарушении / Удалить
Какие тут рассуждения? Тут практика в голом виде. За пару минут обыкновенный фотоаппарат в физиономии любого человека увидит и запечатлеет урода и - наоборот. Вы же не хотите предстать на фото уродиной с чертами дегенератки?
Иосиф Куралов 16.03.2018 12:48 Заявить о нарушении
Иосиф, у Вас отвратительная манера вести дискуссию -- Вы постоянно переходите на личности. Не хватает аргументов?))
Инна Молчанова 16.03.2018 14:05 Заявить о нарушении / Удалить
Ежли ж Вам кажется, что Распутин на этом фото -- "дегенерат", то, значит, так оно и есть. Неча, как говорится, на зеркало пенять, коли рожа крива у вашего "гения".
Инна Молчанова 16.03.2018 14:07 Заявить о нарушении / Удалить
Вообще-то я не с вами разговаривал. Это вы хамским образом влезли в чужой разговор.
Называть Распутина "дегенератом" может только мерзавец. Ну, или мерзавка - как вам удобнее.
И вы прекрасно понимаете, кого я имел в виду употребляя слово "дегенератка".
Видимо, придется мне удалить "рецензию" вместе с вашими шариковскими нападками на великого писателя.
Иосиф Куралов 16.03.2018 14:28 Заявить о нарушении
Во-во! Не сорите в доме моего друга.
Инна Молчанова 16.03.2018 14:45 Заявить о нарушении / Удалить
Инна,напрасно ты обострила так тему,формально Иосиф прав,перехода на личности тут нет,но просто у меня не было фотографии с этого мероприятия...А что ракурс не совсем удачный, так я видел в сети немало своих неудачных фото..И что?Надо относиться к этому спокойно...
Владимир Монахов 16.03.2018 15:08 Заявить о нарушении
"...эта фотография говорит о Вас лично намного больше, чем о Распутине..." -- и ты, Володя, говоришь, что это я обострила?
Я просто понять не могу этого зомбирования на гениальность довольно посредственного писателя. Вот и все.
Инна Молчанова 16.03.2018 15:17 Заявить о нарушении / Удалить
Давайте,коллеги,поставим на паузу...А то сейчас начнём сбрасывать с корабля современности!
Владимир Монахов 16.03.2018 15:28 Заявить о нарушении
Как же, Владимир, нет перехода на личности? Здесь состоялся вполне очевидный переход на личность Распутина. Например, такой вот пассажик: "Неча, как говорится, на зеркало пенять, коли рожа крива у вашего "гения"".
Тупой школьник-двоечник не позволит себе такого оборота в адрес выдающегося русского писателя. А здесь вроде бы литературный сайт. И из каждой щели хлещет графоманская ненависть в адрес больших писателей: случай с вашей подружкой далеко не единичен.
К сожалению, интернет способствует развитию иллюзорного самоощущения графоманов "с Пушкиным на равной ноге". Хотя тот же Пушкин устами одного героя сказал этому паскудному племени: суди не выше сапога.
Да вот оно, это бессмертное Пушкинское творение, кое следует выучить каждому ниспровергателю великих художников слова, кисти, сцены и декламировать, чтобы от зубов отскакивало.
Сапожник
(Притча)
Картину раз высматривал сапожник
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
«Мне кажется, лицо немного криво...
А эта грудь не слишком ли нага?»...
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
«Суди, дружок, не свыше сапога!»
Есть у меня приятель на примете:
Не ведаю, в каком бы он предмете
Был знатоком, хоть строг он на словах,
Но черт его несет судить о свете:
Попробуй он судить о сапогах!
Иосиф Куралов 16.03.2018 15:28 Заявить о нарушении
Иосиф,сильно вас занесло в оценках...Вы просто не знаете истории вопроса - у Инны, еще при жизни ВГ, большие творческие разногласия были с писателем...Не знаю,знакомы ли вы были с ВГ,но мы были...И видели писателя разным - в глянце и без оного...Отсюда наши простые человеческие оценки,с которыми вы пытаетесь в грубой форме бороться...Не стоит расточать публицистический пыл!
Владимир Монахов 17.03.2018 04:11 Заявить о нарушении
Был я знаком со многими. В том числе с тем, на кого вы с подружками, ничтоже сумняшеся, наезжаете. И не со всеми отношения у меня складывались гладко.
Предисловие к моей первой книге http://f.kemrsl.ru:8081/iap/Nandigram/sovr_kr/201603/Angero_Sudgensk/Kuralov_Iosif_Plast.pdf написал Юрий Поликарпович Кузнецов. Потом отношения у нас несколько изменились. Никогда, нигде, никому, я не сказал о нем ни одного плохого слова. Наоборот, только – хорошо. Например, здесь http://www.stihi.ru/2018/01/29/7793
Каждая ленинская кухарка, не допущенная до власти, пытается реализовать свои амбиции каким угодно способом. Полить большого писателя грязью из своего мозга – уже кайф: отметилась…
И я уже говорил, что ваша подружка – всего лишь примерчик в бесконечной череде. Вот здесь http://www.proza.ru/2017/12/03/2061 под моим текстом о Достоевском явилась одна из таких кухарок и принялась мне доказывать, что «Не может моральный облик писателя не отразиться на его творчестве».
Меня эти кухарки обоего пола умиляют: чей-то моральный облик их не устраивает. Да ты собственную кривую рожу в зеркале, в подробностях, разгляди и заметь в своих глазах и мозгах лесоповал и лесосплав, а потом уже пытайся у кого-то соринки искать, вооружившись увеличительным стеклом.
Вот, например, еще одна кухарка, на сей раз мужского пола, разнесла в пух и в прах ни много, ни мало Михаила Булгакова. Мой бывший студиец (сегодня ему 29 лет) здесь http://egor-grigorev.livejournal.com/ разнес этого разносителя в еще больший пух и в еще больший прах. Я даже пытался сдерживать парня. Но разве их удержишь. Пример с этим парнем меня в некоторой степени даже утешает: не все молодые захлебнулись дерьмом либеральных «ценностей».
Занесло, Владимир, вас с подружками. Кажется, вы сказали: «Подозреваю, что Распутин будет потихоньку забыт...». Подозрения ваши абсолютно напрасны. Я уж не говорю о сугубо внешних свидетельствах сохранения памяти о великом писателе, таких, например, как учреждение Национальной литературной премии имени В.Г. Распутина. Но главное не в этих внешних свидетельствах, а в том, что внутри и незримо. А внутри и незримо – это то, что гениальные произведения гениальных поэтов, прозаиков, художников, композиторов, артистов, вписаны в наш национальный генетический код, эти произведения живут в нас.
Если в ком-то не живут, то это проблема не писателя, а конкретного носителя кода. Можно даже уточнить – носителя порченого кода. Можно и уточнить, чем порченого – массовой культурой. Не устоял человечишко перед маскультурой. Говорили ему – не пей из копытца маскультуры, а он (она) не то, что попил, а от души нажрался. Ну, и превратился в то, во что превратился. И несет то, что несет.
По заказу одного из толстых журналов делаю обширный материал об оскорблениях, наносимых сетевыми анонимами и не анонимами (графоманами-неудачниками) классиками и современникам. Отсюда и публицистический запал. Можете не волноваться: никаких реальных имен в своих критических текстах я не упоминаю. Делаю их не для того, чтобы кого-то больно задеть и этим исправить. Нет. Я давно убедился: ленинские кухарки неисправимы. Свои жалкие обиды они лелеют и несут сквозь всю жизнь. Как знамя. Своими текстами я пытаюсь придать уверенности тем, кого исправлять не надо.
И последнее. Считаю, что этот разговор необходимо прекратить. Он – бесполезен. У нас – разные ориентиры, разные ценности. Мы не поймем друг друга. Всего доброго.
Иосиф Куралов 17.03.2018 12:29 Заявить о нарушении
О, да, Володь! Сходила я почитала сие... окололитературное видЕние...))) Мдя... Теперь оченно даже понятно, на кого и почему молится этот гражданин ценитель...
Пусть себе. ))) Таких на Стихире много.)) К сожалению...
Инна Молчанова 17.03.2018 14:38 Заявить о нарушении / Удалить
Иосиф,любите,как полноценная неленинская кухарка,чтобы последнее слово было за вами.Не возражаю...
Владимир Монахов 17.03.2018 14:40 Заявить о нарушении
Инна Молчанова 21.03.2018 04:31 Заявить о нарушении
Я – не из ваших рядов, я, наоборот, защищаю выдающихся писателей от бесстыдных посмертных кухаркиных нападок.
Владимир, сейчас я обратил внимание на то, что живете вы в городе Братске, ИРКУТСКОЙ области. И, похоже, не знаете, что одним из двух учредителей созданной в минувшем году национальной литературной премии имени В. Г. Распутина стало правительство ИРКУТСКОЙ области. Или все-таки знаете? И при этом говорите: «Подозреваю, что Распутин будет потихоньку забыт...»
Вы излишне подозрительны.
Иосиф Куралов 18.03.2018 13:58 Заявить о нарушении
Иосиф!А причем здесь правительство Иркутской области? Я в него не в хожу и ему не подчиняюсь.И премию,кстати,уже вручили...Причем не самому хорошему писателю...Что касается моего ощущения,что будет забыт...Так многих "классиков" уже забыли и ничего...Хотя я не принадлежу к тем,кто пытается сбросить других с корабля современности...Буду рад,если Валентина Григорьевича станут снова читать...Но как однажды заметил сам ВГ - он не ожидал,что так быстро растает интерес к его прозе...И вы напрасно раскидываетесь политическими прозвищами,поживём-увидим,как оно сложится с нашими гениями...Мне вообще поворот этого разговора не очень нравится...Сам я отношусь к ВГ тепло,помню увлечение в молодости,а что сейчас завяли помидоры,так бывает...
Владимир Монахов 18.03.2018 15:28 Заявить о нарушении
http://www.youtube.com/watch?v=0awluB-1oiQ
Главным лауреатом Национальной литературной премии имени Валентина Распутина стал иркутский писатель Анатолий Байбородин за сборник рассказов «Деревенский бунт».
Владимир Монахов 18.03.2018 15:35 Заявить о нарушении
А теперь немного науки:
Классика -- образцовые, выдающиеся, ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ произведения литературы и искусства, имеющие НЕПРЕХОДЯЩУЮ ценность для национальной и мировой культуры.
Непреходящий — (книжн.) такой, который НЕ проходит, НЕ утрачивается; вечный.
Итак, если автор подвержен некоторому забвению (а это давно уже происходит с Распутиным) – он априори выпадает из понятийного ряда о классике, как таковой.
Из этой же оперы и «гений» -- «человек с ЧРЕЗВЫЧАЙНО выдающимися творческими способностями». То, что власть имущие назвали какого-то писателя гением и классиком, отнюдь не означает, что Распутин таковым и является.
Да, ПИСАТЕЛЬ, этого у него никто не отнимает. Но весьма и весьма посредственный, по мнению многих. Да, неактуальным он становился уже при жизни. Потому навязывать нам гениальность и классицизм в его произведениях, неуместно.
Инна Молчанова 19.03.2018 04:48 Заявить о нарушении / Удалить
Кстати, о кухарках. Именно «ленинские кухарки» и подобрали его на обочине СССР. «Оказался в нужное время в нужном месте», -- как говаривали наши университетские педагоги, которые ничего выдающегося ни в нем, ни в его творчестве не отмечали.
Инна Молчанова 19.03.2018 07:54 Заявить о нарушении / Удалить
Инна,я бы не опирался на мнение педагогов университета,Тендитник не замечала - не замечала,а потом целую скучную книгу настрочила и не отходила от ВГ...Мне кажется,что в полемическом задоре с "апологетом гениев" мы упускаем что-то важное и выходим за рамки литературы..Всё-таки ранний Распутин(до нападения на него иркутской гопоты) был самым читаемым иркутским автором...
Владимир Монахов 19.03.2018 08:31 Заявить о нарушении
Володь, та часть профессуры, которая это умозаключала, лично для меня является непререкаемым авторитетом.
А кто определил: больше-меньше читали? Какие инструменты помогли это сделать: опОрос общественного мнения, голосование, статистические наблюдения...?..
А Вампилов с Арбузовым тогда где? А Евтушенко?!
Не думаю, что мы теряем. Наоборот -- нам просто необходимо "выздоровление" культуры от идолов. Ибо культура находится в руках чинуш, которым (если честно!) абсолютно пофиг на кого тратить бюджетные деньги в проведении галочных мероприятий. Я среди них работала. И, поверь, читающий процент там ниже плинтуса. В том числе, и у чиновников от культуры.
Вот сейчас они Мацуева на божничку. Не спорю. Но, как и распутиновщина, мацуевщина затмит другие таланты. Застит им дорогу. Все нужно делать в меру. И поменьше гениализироваться, открывая путь в культуру как можно шире, для как можно большего количества талантов. А не сажать их в клетки подражания надуманным гениям.
Инна Молчанова 19.03.2018 08:47 Заявить о нарушении / Удалить
Инна,знаешь,что мне особо симпатично в Распутине,что он себя идолом не видел,а пуще того запретил называть своим именем улицы,ставить памятники и прочая,лишь только библиотеку или школу,а похоронить рядом с женой...Правда,как всегда пошла гулять губерния,и похоронили не по завету писателя и жалкий музейчик родили...
Владимир Монахов 19.03.2018 09:10 Заявить о нарушении
А еще знаешь, что главное в моей реакции на твоею заметку? ПОВЕДЕНИЕ этого «гения» по отношению к режиссеру. Кто такой Распутин в театре? Главреж? Худрук? Сценарист, постановщик?
Что он смыслит в театральном искусстве, для того, чтобы «разносить» работу профессионального коллектива? Я специально перечитала повесть. И, как режиссер по первому образованию, еще раз скажу: надо быть гением, чтобы такую бытовуху, да еще и перенасыщенную внутренними диалогами, абсолютно бесхарактерными лиргероями, скудоречием и т.д. ПОСТАВИТЬ на сцене!
Даже экранизировать это трудно. А тут – спектакль. Да Распутин благодарен должен был бы быть всему коллективу, который, наверняка, пластался, чтобы вывести повесть в пьесу.
Инна Молчанова 19.03.2018 09:13 Заявить о нарушении / Удалить
Самый хороший или не самый хороший писатель получил премию - не вам это решать. Хватит уже трясти своими оценками. Вы качество собственных текстов оцените. Вы и ваша подружка - лучше Байбородина пишете? Или как?
Иосиф Куралов 19.03.2018 16:09 Заявить о нарушении
Не все же ваши перлы сразу заметишь...))
Владимир, объясните вашей подружке, что классицизм и классика - очень разные понятия. И в каждой науке - литературоведении, искусствоведении, эстетике - они имею весьма своеобразную окраску.
Иосиф Куралов 19.03.2018 16:21 Заявить о нарушении
Иосиф,что же вы лишаете права иметь своё мнение о писателе,отличное об Вашего?Чем Ваша позиция отличается от иной позиции, в которой слышно фельдфебельское - молчать, сам дурак!Вы нас записали в "дети кухарок" лишь на том основании,что мы не скрывали своё мнение, и всего лишь робко высказались,в данном случае я о себе,в узком кругу,и пальчиком пригрозили в статейку вставить вместе с другими на том основании,что не преклоняемся,не повторяем раболепно вслед за Вами - гений!Вам всё время хочется заткнуть другого - это как-то странно для писателя!Вы забываете,что многие люди стряпать не умеют,но в качестве блюд понимают!
Владимир Монахов 19.03.2018 22:30 Заявить о нарушении
Володя, и по поводу конкурса имени Распутина. Опять же, условия были надиктованы чинушами. Только через союзы-объединения происходило выдвижение. И это далеко не случайность! Это нежелание чинуш работать с отдельными авторами. Снятие с себя оценочной ответственности. Сквозь это "сито" молодым не проскочить, не-союзникам не пробраться. Это ПЛОХО! Это заведомо вредительски! Этот конкурс -- липа и галочка.
Инна Молчанова 20.03.2018 03:56 Заявить о нарушении / Удалить
Так о кухарках...))) Литература, как и кулинария -- это ХИМИЯ! В первом случае -- души. Во втором -- ингредиентов.))
Агата Кристи, Александр Дюма (создатель «Большого кулинарного словаря»!), Андре Моруа, Вильям Похлебкин, и др. Даже наша Дарья Донцова!))) Все они -- великие кулинары!
Так что, прежде, чем клеить ярлыки, нужно попытаться хоть как-то самообразовываться. В том числе, и литературно, чтобы научиться правильно читать и рецептировать. А то "классику" с "классицизмом" Вы, и впрямь, путаете, уважаемый.
Словарики, словарики и еще раз словарики -- они не случайно существуют в нашем мире. Потом, может быть, осилите и энциклопедии.)))
Инна Молчанова 20.03.2018 04:11 Заявить о нарушении / Удалить
Инна Молчанова 21.03.2018 04:32 Заявить о нарушении
Владимир Монахов 21.03.2018 04:34 Заявить о нарушении
Инна Молчанова 21.03.2018 04:36 Заявить о нарушении
Владимир Монахов 21.03.2018 05:01 Заявить о нарушении
В кино, как известно, есть понятие «дубля», есть возможность начитки авторского, рамочного текста, также можно и поработать с авторскими «деталями» (крупный план, панорамное обеспечение в лирических отступлениях и т.д.). А на сцене этого не сделаешь – там не кадр, который можно дублировать, там мизансцена. Там нет возможности «переиграть», там исчезает деталь, как средство художественного выражения. Там нет крупных планов… Потому многие театральные постановки Достоевского – практически, провальны. Но у Д. есть ХАРАКТЕРЫ героев! Есть философия монолога и диалогов. Есть богатая палитра.
А у Распутина этого нет! Он не драматургичен для сцены. Он – для чтива. Дальше, конечно, уже вопрос литературного вкуса.
Инна Молчанова 21.03.2018 07:28 Заявить о нарушении
Владимир Монахов 21.03.2018 07:46 Заявить о нарушении
И, ты прав, да и он тоже, говоря, что "быстро забыли". И "Уроки французского" никогда не переплюнут тех же "Девчат", "Карнавальную ночь" или "Дело было в Пенькове"...
Так что наш визави насчет гениальности Р. -- мимо кассы.)))
Инна Молчанова 21.03.2018 09:20 Заявить о нарушении
Владимир Монахов 21.03.2018 10:09 Заявить о нарушении
Инна Молчанова 22.03.2018 04:29 Заявить о нарушении
Во-первых, слишком мало времени прошло с конца его литературной деятельности. Во-вторых, "народность" и "деревенскость" его произведений во мне под сомнением. Ну, а, в-третьих, потому что не могу поставить его в один ряд с теми же Астафьевым или Шукшиным (ПРИЗНАННЫМИ классиками!). Мелковат Р. для этого. И не столь плодовит. А в последние годы -- и вовсе ничего значительного, потому что не осилил бы он критического подхода к тому же процессу "убивания советской деревни". Он любил УГОЖДАТЬ власти. Был под ее теплым крылышком. Был обласкан.
Что же до ленинских кухарок», упоминаемых нашим собеседником, то сыном Распутин был – именно КУХАРКИНЫМ. Отец его был крестьянином. А мать – ДОМОХОЗЯЙКОЙ, как известно.))
И музей нужно было создавать «Деятелей литературы Иркутской губернии», а не одного человека.
Инна Молчанова 22.03.2018 04:36 Заявить о нарушении
Про музей для многих литераторов- это ты правильно заметила,а то создали какую-то комнатку Кобенкову в коммерческом центре,что стыдно показать людям.А есть ли музей Седых,Сергеевым? Кстати,в Братске есть школьный краеведческий музей местных литераторов,когда-то Таня Баева придумала,и не бросают.Не бог есть что,но для сведения и краеведения хотя бы..
Владимир Монахов 22.03.2018 05:05 Заявить о нарушении
В хорах (даже со званием "народный") не то что нормативного количества не хватает -- одни бабки щелезубые. Приписки по кружковой работе. Музеи сельские --в запустении и разграблении... Мероприятия -- что "сверху" спустят. Школьники, училки, медики в залах. Работы с населением и местными талантами нет. А деньжищи уходят огромные.
Вот, о чем писать надо деревенским писателям! Это только культура. А вообще село -- огромный пласт, никем не тронутый по-серьезному. Здесь мало только морализировать, здесь в набат бить надо. И поощрять не байбородиных городских, а тех, кто на земле сидит, кто эту "жистю" сквозь себя пропускает.
Есть такие писатели на селе! Да только выхода у них на большую площадку нет -- кругом либо коммерция (журналы, союзы, конкурсы, премии...), либо, как в этой распутинской премии -- выдвижение самими авторами было заблокировано. Вот и имеем то, что имеем...
Инна Молчанова 22.03.2018 05:35 Заявить о нарушении
Владимир Монахов 22.03.2018 05:50 Заявить о нарушении
Инна Молчанова 22.03.2018 06:17 Заявить о нарушении
http://babr24.com/irk/?IDE=174596
Чего доброго, еще и канонизируют, как царя Николашку.))
Инна Молчанова 24.03.2018 04:18 Заявить о нарушении
Владимир Монахов 24.03.2018 04:23 Заявить о нарушении
Инна Молчанова 24.03.2018 04:33 Заявить о нарушении