Демоническое у Кьеркегора - добавление
Нам здесь как метафизикам важнее всего эта подспудная, неконтролируемая смена состояний, как людям, важнее непередаваемое сочувствие. Нужно сказать, что Шекспир, этот великий мастер, достигает и того, и другого. На "чёрное состояние" Отелло работает Яго, он, будучи активной единицей зла, специально разжигает ревность Отелло. Работа Зла - это работа по втягиванию человека в определённое состояние, когда только исходя из него человек и способен совершить зло. Значит, Зло - это прежде всего состояние, мы должны запомнить это, чётко зафиксировать для себя, уяснить. И Добро - тоже перво-наперво состояние, только несколько иное. Эти состояния - они начальные пункты, те "исходники", откуда всё разворачивается, чтобы быть на радость или же на беду. Одно состояние неминуемо грозит злом, другое состояние "пышет" добром. Таким образом, мы переключаемся от просто добра и зла, как каких-то конкретных дел или поступков к неизбежности человеческого состояния вообще, к его качествам и условиям, мы наконец-то научаемся смотреть глубже и мыслить "последними основаниями", а не наглядными видимостями. Вот основная заслуга Кьеркегора, потому что это он направляет нас к подобному рассмотрению. Что грех? Оставьте грех и перестаньте хвататься за него, ни грех, ни огрех сами по себе не растолковываются. Что Зло, что Добро? - в которые мы привычно тычем пальцами, и как только тыкнули, нам остаётся лишь вспоминать о морали. Типа вот это правильно, а вот это неправильно и поступайте правильно, можно подумать что это спасёт мир. Ни одна мораль ещё не спасла мира, она не спасла даже ни одного конкретного человека, ибо есть вещи пострашнее, над которыми человек практически не властен, и форма этих первичных вещей, в крайнем случае та форма, в которых мы их ухватываем, это состояние.
Не секрет, что в одном состоянии мы способны сделать одно, а в другом - другое. Гораздо больший секрет в том, почему к нам приходят эти состояния, откуда они берутся.
Властно нас охватывающие, предполагающие нашу целокупность, они вынуждают нас даже зло совершать некоторым образом свободно. Мы видим, что даже во зле, будучи зависимыми, мы продолжаем оставаться трансцендентально-реально свободными существами. В противном случае, мы бы никогда не несли вину, но тысячу раз прав Мераб, когда говорит, что мы несём её изначально. И не один Мераб говорит об этом. Так что же мы повинны и закаболены? Нет, наоборот, свободны. Только истинно свободный человек может ощущать вину и пусть вся эмпирия кричит нам об обратном. В повседневном опыте мы видим кучу "виновностей" людей, налагаемых на них внешними обстоятельствами. И мы столь же автоматически начинаем их связывать, мол, где вина, там и обязанности, долги и прочие зависимости, а вот если освободиться - всего этого не будет... Но, позвольте, философ говорит совершенно о другом. Он говорит, что абсолютно, истинно невинны только животные, даже когда поедают друг друга - но почему же? - да потому же - что не знают свободы. Бремени выбора у них нет, смена состояний не даётся животному в его распоряжение. Животное течёт по своим состояниям, природно-естественным образом, не отслеживая их. А человеку его состояния - вручены. И значит, он сразу же и свободен, и виновен - ответственен. Он виновен без конкретной вины, но в силу своей свободы. Кто познал подобную виновность - познал вообще человеческую ситуацию в мире.
Итак, наше размышление крутится не вокруг греховной или праведной жизни, не "десять заповедей Моисея" - нашей мысли предел. Вместе с Кьеркегором мы уносимся на резвых скакунах в беспримерную даль - добро и зло становятся лишь модусами нашей свободы, вина изымается из области морали и помещается в область метафизики. Оно и "ближе к телу", как говорится, так и должно быть. "По ту сторону Добра и Зла", где так любил рыскать Ницше, остаётся лишь свобода и вина, две оборотные стороны одной медали.
Я свободен утверждать любой мир, и я же в этом утверждении абсолютно виновен, а кто же ещё? -никаких иных "виновников" нет, иначе я бы и не творил свободно.
Но мы, быть может, слишком далеко оторвались от демонического? Нисколько. Ведь демоническое это не характеристика зла, а как раз характеристика свободы, как и божественное - не характеристика добра, а характеристика той же свободы. Почему так? Потому что, это всё тоже самое направление, в котором мы движемся: демоническое - это состояние зла, за которым следует зло - акт. Сначала состояние - демонизм, затем акт - событие, свершение, то есть само зло. Вначале в душе поселились демоны, а затем произошло злое событие. Оно не смогло бы произойти, если бы душа, образно говоря, не впустила демонов на поселение. Следовательно, демоническое изначальнее любого зла и растекается из свободы, имеет в ней свой первичный рукав. Возьмите любое классическое описание ада, кто правит в нём? - демоны. Кем они правят? - Теми, кто подпали под них. А само правление в чём заключается? Правление заключается в сотворении зла, одновременно и внешнему миру и самим себе. Те, кем правят демоны, творят зло другим и тем самым и самим себе, создавая свой ад.
Ад - есть первоначальное состояние, из которого проистекает зло. Зло - есть самоподдерживающие выплески ада, его механизм самоподдержания.
И посмотрите, пожалуйста, до чего интересного мы договорились. Не кто-то там совершает зло, а потом попадает в ад, как учит нас заскорузлая религия, но мы вслед за Кьеркегором, стараясь говорить за ним след в след, пишем обратное, и оно самое важное - сначала кто-то попадает в ад, а потом совершает зло. Прежде чем Отелло задушил Дездемону, в его душе возник ад, это был ад горящей ревности, и он не мог не пролить свой адский огонь, когда стал разгораться. Ну а у Яго разве не ад в душе? Конечно, ад, только гораздо более низкого круга, если верить мирозданию Данте - ад холодной зависти. То есть в душе Яго ад как холод, а это , как известно последние круги ада, где обитают душегубцы, подлецы и изменники, совершающие своё зло с холодной головой.
Нам нужно немедленно перевернуть формулу нашего мира - зло совершается из ада. Оно не карается адом, оно ад и есть, в своём выплеске и проявлении.
Итак, состояние, в котором совершается Зло и из которого Зло происходит есть ад человеческой души. Любой ад порождает Зло. Ад - это общее название для множества различных модификаций одного и того же состояния.
Свидетельство о публикации №118031503007