Превращение лейки-грамматейки в частичку не
1. Происшествие в заколдованном классе
В одном заколдованном классе случилось НЕвероятное происшествие. Прямо из-за парты во время урока русской грамматики вдруг исчезла Лейка-Граммотейкина. Нет, это была вовсе не садовая лейка, которой цветы поливают. Это была девочка по имени Лея. И вот у Леи была одна такая НЕприятная особенность: стоило кому-то в классе начать отвечать на вопрос учительницы, как Лея тут же тянула руку и кричала:
- Это НЕ совсем правильно! И даже совсем НЕправильно!
На уроке, в тот момент когда пропала Лея, как раз изучали правило про слова, которые без частицы «НЕ» НЕ употребляются.
Альбина Павлиновна, молодая учительница, задала такой вопрос:
- Ребята, как напишем слово НЕпоседа? Вместе с частицей НЕ или раздельно?
Мальчик Дима, пропустивший из-за болезни много уроков, ответил:
- Частица НЕ – отрицательная. Всё отрицает. Значит – раздельно напишем!
- НЕдоучка! – закричала с места Лея. – Нет такого слова ПОСЕДА!
Конечно, в смысле грамматического правила Лея ответила правильно. Но весь класс посмотрел вдруг на неё НЕодобрительно.
И учительница, вместо того, чтобы похвалить Лею, сказала с НЕгодованием:
- НЕльзя быть такой НЕвоспитанной, НЕтактичной, НЕделикатной!
- Да Вы! Да ну…! Сами вы НЕвоспитанные! – захлёбываясь, стала огрызаться Лея и, оглядев класс, добавила: – тупые НЕдотёпы! НЕдоучки!
И только она произнесла эти обидные слова, как весь класс разом ахнул. НЕ потому, что их так обозвала Лейка - Грамматейка, а потому, что сама Лейка вдруг превратилась в пустое место. Прошло пять минут.
И за партой на пустом месте вместо Леи Грамматейкиной вдруг выросла большая криворотая и кривобокая частица НЕ. Выросла и накинула на себя платочек в красную горошину.
- Вот так НЕлепица! - глядя на частицу НЕ в платочке, воскликнула сидящая за соседней партой Маня Кашина. Из-за говорящей фамилии в классе её так и называли по-простому - Манка. Маня-Манка Лею и так Недолюбливала, а тут, увидев НЕбывалое превращение, и вовсе пришла в восторг. Громко прыснула в кулачок и замолчала. Сделала вид, что испугалась вместе со всеми
Класс в ужасе закрыл глаза руками. И такая вопросительная тишина нависла над классом, что казалось, никаких звуков в природе вообще не существует. И в тишине этой вдруг особенно горько прозвучал растерянный голос Димы Кудимова:
- Это из-за меня, НЕдотёпы, всё случилось… Как нам теперь Лею вернуть?
Но тут надо заметить, что в заколдованном классе и сама учительница Альбина Павлиновна владела некоторыми приёмами колдовства. Она загадочно улыбнулась сначала расстроенному Димке, потом всему классу и сказала:
- Лея Грамматейкина вернётся на своё место, когда мы докажем ей, что знаем правила русской грамматики вовсе НЕ хуже её! Докажем?
- Докажем! – дружно откликнулся класс.
- Тогда, - загадочно улыбнулась Альбнна Павлиновна, - открываем Театр Правил со словами, которые без частицы «НЕ» не употребляются!
2. В театре правил на экране
На белом классном экране возникла картина со скамейкой и сидящими на ней ребятами. Ребята голосами учеников их 4-ого «А» класса, с ускоренным развитием, стали ускоренно развивать мысль про значение слова «НЕпоседа».
НЕПОСЕДА
Затевается беседа –
Кто такая НЕпоседа?
НЕпоседа – это рыбка?
Или рыбкина улыбка?
Может, чья-нибудь ошибка?
Нет, конечно,
Нет, конечно.
НЕпоседа – наш скворечник!
В нём никак не ПОСИДЕТЬ,
Ничего не разглядеть.
Нет, конечно,
Нет, конечно.
НЕпоседа – НЕ скворечник!
И не рыбкина улыбка!
Это чья-нибудь ошибка!
НЕПО – нерпа!
СЕДА – скат
Скинул в море самокат!
НЕпоседа – может, ёжик?
Спит в кустах без задних ножек.
На скамейку прыгнул мячик.
За мячом Алёнка скачет.
- Зря вы спорите, друзья!
НЕпоседа – это я!
Продолжается беседа.
Кто же всё же Непоседа?
НЕ Алёнка!
НЕ девчонка!
Хвостик – пёрышко цыплёнка?
НЕПО – нерпа.
СЕДА – скат
Скинул в море самокат.
НЕпоседа – нет, не рыбка!
И не рыбкина улыбка.
Это всё же,
Это всё же
НЕДОтёпина ошибка!
Рыщет НЕПО,
Свищет СЕДА,
Ищут НЕДОтёпу
НЕДО.
- Негде сесть! -
вздыхает Стёпа: -
Разве где-то есть
ДОТЁПА?
- И что, - спросила Альбина Павлиновна у ребят, - есть ли такое слово «дотёпа»?
- Нет такого слова! – хором ответил класс.
- Но и других слов, таких, как НЕПО и СЕДА, тоже ведь нет. А почему тогда в стихотворении они звучат? – спросил Ромка Перевёртыш.
- Это игровой литературный приём, - ответила Альбина Павлиновна и снова включила экран. – Смотрим дальше!
НЕДУГ
Из колодца
слышим вдруг –
раздаётся
дикий звук.
Там, внизу,
Вода трясётся,
И лягушки сбились в круг.
Из колодца
Раздаётся:
- Хватит плакаться,
НЕдуг!
А в колодце
С нудным воем
Сам НЕдуг
Всё говорит:
- Ой, Лягушки,
Лапа ноет,
Ой, лягушки,
Хвост горит!..
Борода,
Как рыба, бьётся
По гремучему ведру.
Раздаётся:
- Ой, НЕймётся!
Цепь качнётся –
Я умру!
Две собаки
друг на друга
Посмотрели:
- Вот дела!
Ну, какая же пчела
Горемычного НЕдуга
До колодца довела?!
Тут пришла
Корова Мила,
Растопырила рога,
Быстро ворот закрутила,
Гуси крикнули:
-Га-га!
И запел колодца ворот.
Из ведра поднялся вдруг
Ну, совсем-совсем НЕхворый,
Весь весёлый и здоровый.
Вовсе не НЕдуг –
ИНДЮК!
Когда экран погас, Альбина Павлиновна предложила ребятам:
- А теперь сами попробуйте сформулировать правило, исходя из только что услышанного!
Всем на удивление руку поднял Дима Кудимов, которого несколько минут назад Лея Грамматейкина назвала НЕдотёпой.
- Слова, которые без частицы «НЕ» не употребляются, пишутся с этой частицей вместе.
Лейка-Грамматейка, превратившаяся в частицу «НЕ», заёрзала на парте, но возразить было нечего, и она только рот беззвучно открывала.
Мане Кашиной захотелось, чтобы и на неё обратили внимание. Особенно захотелось, чтобы Дима Кудимов не Лейкиными, а её знаниями восхитился! Дима был хоть и очень бледным после болезни, но всё равно красивым. И глаза у него такие выразительные и будто волны света из себя выплёскивают. Вот смотрит сейчас в сторону частицы «НЕ» с состраданием. Надо ей, Манке, отвлечь его внимание и сказать что-то очень умное. И она поднялась со своего места, чтобы вслух ещё раз унизить Лейку.
- Альбина Павлиновна! – обратилась она к учительнице, - а вот тех, кто грубо к своим товарищам обращаются, ведь НЕвеждами зовут?
- Есть и более тонкое значение, - улыбнулась учительница, понимая, к чему клонит Маня Кашина. – Вот взгляните на экран! Сейчас здесь ещё одно представление будет! На экране появился платяной шкаф, а в нём среди одежды – две девочки… И снова на разные голоса с экрана зазвучало:
НЕВЕЖДЫ
В шкафчике с одеждой
Лежали две НЕвежды.
Лежали, громко ржали:
Подарки обсуждали.
Говорит одна НЕвежда:
- Гошка – глупый крокодил
Для какой такой надежды
Нам гармошку подарил?
Подарил гармошку
Величиной с ладошку.
На такой гармошке
Сыграют только кошки.
Кстати, нам от кошки –
В подарок две матрёшки.
Пузатые матрёшки.
Ну, как не стыдно кошке?
Такое вот дарение
Похоже на дразнение.
Говорит НЕвежда с краю:
- С кошкой больше не играю!
А бесстыжая свиньюшка
Подарила нам подушку.
Ну и жадина, свиньюшка –
На двоих – одна подушка!
Вот сижу на ней в шкафу,
Мягкая до жути –
Фу!
А подарок от лошадки?! –
Две дырявые перчатки.
Такие вот ажурные,
Как будто абажурные.
Неужели же лошадки
Носят в дырочках перчатки?
Возмутилась вдруг пальто:
- Говорите вы НЕ то.
Шкаф тряхнул своей одеждой:
- Отвратительны НЕвежды!
Ну, куда это годится –
Над подарками глумиться!?
И манто сказало:
-Фу!
Отвратительным НЕвеждам
Делать нечего в шкафу!
Шкаф к окошку подрулил.
Шкаф окошко растворил.
Наклонился, и НЕвежды
Вслед за праздничной одеждой
Полетели в дальний путь
От подарков отдохнуть.
Когда экран погас, Маня Кашина снова встала со своего места.
- Но, мне кажется, - начала она свои рассуждения, поглядывая на Лейку в образе частицы «НЕ», что это представление со словом «Невежда»всё-таки кого-то нам очень напоминает? Ведь, правда же, тех, кто в грубой форме перебивает других, тоже можно невеждами называть?..
Но Альбина Павлиновна только сказала:
- Есть много разных тонких нюансов, и мы их не будем обсуждать. Лучше давайте вспоминать слова, которые без «НЕ» не употребляются!
И все по очереди стали называть такие слова:
- НЕнастье, НЕзабудка, НЕльзя, НЕлепость, НЕразбериха, НЕряха, НЕвидимка, НЕвидаль, НЕсуразица, НЕдоумение, НЕдоразумение, НЕлепица…
3. Частица «НЕ» в буфете
… Тут раздался звонок на самую большую перемену с обедом и отдыхом на свежем воздухе в школьном дворе. Все сразу кинулись к тому месту, где сидела Лея Грамматейкина в образе частицы «НЕ».
- Надо в буфет её отвести, покормить, - заботливо предложил одноклассникам незаметный и худенький Ромка Перевёртыш.
- Правильно, - согласился Дима Кудимов, может, если она поест, то снова нормальной станет?
Лейка от услышанного просто взбесилась.
- Чем это я ненормальная? – хотелось ей крикнуть. Но крикнуть почему-то не получалось. И она не понимала, почему? Ведь она по-прежнему чувствовала себя девочкой и не знала, как теперь выглядит со стороны.
- Чего вы за меня ухватились? Куда тащите? – попыталась она закричать на Ромку с Димкой, которые вместе со всем классом повели её в буфет. Но слова её почему-то были беззвучными.
Когда её усадили за столик в буфете, Димка первый поднёс ей пирожок на тарелочке:
- Лея, вот попробуй пирожок с капустой. Он очень вкусный. Будешь?
- НЕ буду! – сердито отодвинула она тарелку, отметив при этом, что произнести это «НЕ буду» у неё получилось. И даже громко.
- А хочешь сосиску в тесте? – спросил Ромка, пододвигая ей свою тарелку с аппетитно пахнущей сосиской.
- НЕ хочу! - снова вырвалось у неё это раздражённое отрицание. Почему она отказывалась от всего, что ей предлагали ребята, Лея никак не понимала. Ведь на самом деле ей очень хотелось есть.
- А блинчики со сметаной надо? – кривляясь, подошла к ней Маня Кашина.
- НЕ надо! – вырвалось у Лейки.
- А можешь бутерброд с ветчиной попробовать? – снова придвинули к ней свои тарелки Ромка с Димкой.
- НЕ могу! – чуть ли не со слезами выпалила Лейка.
Она никак НЕ могла понять, почему к ней такое внимание в буфете? Ученики из других классов тоже не могли понять, почему за этой девочкой все так настойчиво ухаживают? Ведь это только в своём заколдованном классе она выглядела частицей «НЕ», а для остальных – обычной девочкой.
И чем сильнее ей хотелось есть, тем настойчивее она отвергала все подношения и тем громче кричала:
- НЕ могу! НЕ хочу! НЕ буду! НЕ надо!
- А попробуйте самостоятельно вывести правило из слов, которые произнесла сейчас Лея Грамматейкина! – предложила заканчивающим обед ученикам Альбина Павлиновна.
- Частица «НЕ» с модальными глаголами пишется раздельно, как и с остальными! – выпалил Дима Кудимов и привёл примеры того, что только что произносила Лея в образе частицы «НЕ»: НЕ могу! НЕ хочу! НЕ буду! НЕ надо. Сказал это и сам себе удивился. Ведь на самом деле он представления не имел, откуда это правило пришло ему в голову?.. Наверное, когда очень хочешь кому-то помочь, то можно вспомнить даже то, чего не знаешь…
4. Про кривого снеговика
Большая перемена отдыха продолжалась. На улице крупными хлопьями падал снег.
- Пойдёмте снеговика лепить! – крикнул Ромка, бросаясь к шкафчикам с тёплой одеждой и поглядывая при этом на Маню Кашину. Мол, согласится она или не согласится? А Маня-Манка поглядывала при этом на Диму- Кудиму. Так она про себя его мысленно называла. Вот, если Дима согласится, то и она пойдёт со всеми вместе снеговика лепить.
- Пойдёмте! – поддержал приятеля Дима, обматывая шею шарфом. – И Лею на прогулку выведем. Ей тоже воздухом свежим надо подышать!
- Опять он про эту Лейку!.. – сердито пробурчала себе под нос Маня-Манка. А вслух заботливо предложила: - Нет, давайте Лейку в классе оставим! А то простудится ещё. Ведь как нам её одеть?!
- Не простудится! – настаивал на своём Дима, - у неё свитер шерстяной, а снег тёплый!
Он всё ещё надеялся, что может хоть свежий воздух вернёт Лее прежний образ девочки. К тому же он и два грамматических правила самостоятельно вывел. А правила ведь должны когда-то закончиться…
Лейка снова не понимала, почему они все с ней так носятся? Что-то происходит ведь НЕ то с ними, НЕ то с ней… Побегав со всеми вместе под кружащимся снегом, покатав снежные комья для снеговика, она почувствовала, что как-то холодновато стало, и вернулась в класс. И там, уже из школьного окна стала наблюдать, как все пытаются создать снеговика, а он почему-то кривым получается. И ещё в весёлой суете она слышала, как все декламируют стихотворение про какую-то НЕлепицу.
Снеговик - НЕлепица
Снеговик не лепится,
Калачом – спина.
НЕвидаль- НЕлепица
Встряла у окна.
От ступней и до макушки
Не узнать снеговика:
Все забытые игрушки
Налепились на бока:
И совки, и погремушки,
И капот грузовика.
Весь согнулся калачом.
То ли сбегать за врачом?
- Нет, НЕ надо!
- Нет, НЕ надо!
- Нет, НЕ надо за врачом!
НЕвидаль смахнём с ограды –
Заново лепить начнём!
- Уходи, частица «НЕ»!
Не вертись в моём окне!
Кто сказал «НЕлепица»?!
Снег отлично лепится!
«НЕ» ушла. И в тот же миг
Распрямился снеговик!
Лее показалось, что как будто всё это из-за неё происходило. Пока у окна стояла, снеговик кривым получался. Стоило отойти – выпрямился…
Девочка демонстративно села на подоконник. Она же по-прежнему не понимала того, как её внешний вид не соответствует тому, что она сама из себя представляла. В голове всё время крутились похожие по произношению, но совершенно разные по значению слова: НЕлепица и НЕ лепится». А уже прозвенел первый предупредительный звонок. Раскрасневшиеся ребята вбежали в класс. Окно распахнулось от сквозняка, и Лею сдуло ветром.
5. Отрицательная шляпа
Ветер занёс Лейку в школьный сад, который почему-то был совсем летним, хотя во дворе только что шёл снег… Сказочно тёплый ветер покружил её над бугристой карельской берёзой и аккуратно посадил на ветку рядом с каким-то надувным дракончиком. Наверное, у кого-то из детей игрушку сюда занесло, подумала Лейка. Вот и остался кусочек сказки один на дереве. Но оказалось, что не один. Кусочек сказки вдруг расширился. Внизу, под деревом, тоже творилось что-то ВОВСЕ НЕ понятное. Какая-то мусорная куча хвасталась своей шляпой.
- Это ДАЛЕКО НЕ лучшая шляпа из тех, что я видела! – фыркнула со своей высоты частица «НЕ», глядя на то, как мусорная Куча под берёзой приподняла шляпу и закружилась. В сказочном пространстве она так и выглядела: не девочкой, а частицей «НЕ».
- Значит, ты видела ОТНЮДЬ НЕ лучшие экспонаты шляп, - не обращая на неё внимания, сердито пошевелила ушами из пластиковых стаканчиков мусорная Куча. – Эту носил сам король Людовик 14! А теперь вот она мне досталась по наследству! Артефакт! И на моей голове! Королевская!
- И ВОВСЕ НЕ королевская! - высунулась из-под шляпы голова крота. Вернее, не сама голова, а только её нос. – И ВОВСЕ НЕ весёлая история у этой шляпы. Кстати, она НЕ на твоей голове, а на моей! И вообще, это заносчивая Шляпа, потому что её всё время куда-нибудь заносит… И все, кто её носил, совсем заносили…
Не пережив такого внезапного разоблачения, Куча выхватила из своего кармана устаревший «айфон» - 4 и кинулась мотать круги вокруг берёзы, всем своим видом показывая, что сейчас ей надо сделать важный звонок. Сразу было видно, что у Кучи лопнуло терпение.
- Это ДАЛЕКО НЕ пустая забава! – прижимая трубку к уху из пластикового стаканчика и оглядывая чехарду собравшихся, бросала на бегу Куча. – Мне надо срочно позвонить! Ало! Ало! – кричала она в трубку какому-то Мухомору, - сообщаю вам, что моя командировка на свалку отменяется!
- Разве тебе предстояла ДАЛЕКО НЕ любопытная командировка? – возмутился свалившийся с берёзы Дракончик. Это частица «НЕ» не заметила, как ненароком сковырнула его своим НЕсуразным крылом с корявого сучка, на котором отдыхающий Дракончик мирно сосал клубничный «чупа-чупс».
- ВОВСЕ НЕ любопытная командировка! – уставившись в драконью пасть, испуганно произнесла Куча. – Кажется, я спалилась!
Конечно, и мусорная Куча, и Крот, и заносчивая Шляпа ожидали, что Дракончик сейчас дохнёт на них огненным залпом, и тогда – всем конец!... НО…
Дракончик вручил Куче свой клубничный «чупа-чупс» и вежливо заверил всех:
- НЕ бойтесь! Я ВОВСЕ НЕ огнеопасный!
-СОВСЕМ НЕогнеопасный! – подтвердила шляпа, прыгнув Дракончику на голову.
- АБСОЛЮТНО НЕогнепасный! – подтвердила Шляпа, перепрыгнув с головы Крота на голову Дракончика.
- Да, да, теперь я вижу, что этот экспонат СОВЕРШЕННО НЕогнепасный! – согласительно кивнула Куча.
Лейка раскачивалась на берёзовом сучке и никак не могла понять, почему отрицательное место вдруг превратилась в согласительное. Такого правила они ещё не изучали.
- Значит, я ещё НЕ всё знаю, - сама себе удивилась Лейка и стала наблюдать дальше за этой НЕвероятной картиной.
- Что за отрицательное место у вас тут! – воскликнул Дракончик.
- И ВОВСЕ НЕ отрицательное! – подпрыгнула Куча.
- СОВСЕМ НЕотрицательное! – устало кивнула шляпа. – АБСОЛЮТНО НЕотрицательное!
Крот, который, похоже, был писателем, взобрался на высокий пень и попросил Дракончика наклонить голову. Потом, достав карандаш, он стал писать на полях шляпы, сопровождая написанное вразумительными пояснениями:
- Отрицание: ОТНЮДЬ НЕ, ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ! Здесь частица НЕ со всеми отдельно. А вот степень качества! Соглашение, подтверждение степени качества: СОВСЕМ НЕопасный, АБСОЛЮТНО НЕопасный, СОВЕРШЕННО НЕопасный.
- И это всё про меня! Моя характеристика! – довольно разулыбался Дракончик, вернув писателю-Кроту шляпу с исписанными полями, и почтительно обратился к его голове: - а теперь, господин писатель, прочтите Ваше собственное произведение! Нам интересно узнать, что Вы пишите!
Польщённый вниманием, Крот достал из кармана безрукавки листок и начал читать ДАЛЕКО НЕ обычное произведение.
(рассказ крота (Маша)
- Это ДАЛЕКО НЕ отрицательный рассказ! - вдруг подпрыгнула на берёзе Лейка-Грамматейка в образе частицы НЕ.
- СОВСЕМ НЕотрицательный, согласно кивнула заносчивая Шляпа и задумчиво произнесла: - Но, кажется , я опять что-то прошляпила… То есть пропустила какую-то очень важную мысль…
-ДАЛЕКО НЕ важную! – опустил голову Крот, всем видом показывая, что и к своему произведению относится самокритично.
- АБСОЛЮТНО НЕважную, - подчёркивая степень качества самой НЕважности, согласительно кивнула Шляпа. – Подумаешь, какой-то ластик! Какая-то стирательная резинка в лесу заблудилась! Но, кажется, я всё равно что-то прошляпила… - сказала так и подозрительно посмотрела на непонятно свисающую с берёзы конструкцию.
Мусорная Куча тоже изогнулась, чтобы лучше разглядеть, кто там сказал: «Это ДАЛЕКО НЕ отрицательный рассказ!». Она даже очки солнечные надела, чтобы крылышки Нелепицы не отсвечивали. Рассмотрев частицу «НЕ», фыркнула:
– А эта Несуразица с крылышками ещё и разговаривает! Такого артефакта я ещё не видела…
На какое-то время сказочная картина прервалась реальным голосом Альбины Павлиновны:
- Ребята, вот сейчас вы смотрите мультфильм про написание частицы «НЕ».. Почему в одних случаях в выделенных словах «НЕ» пишется отдельно, а с другими выделенными словами - вместе?
- В сочетаниях ДАЛЕКО НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, ВОВСЕ НЕ – частица «НЕ» пишется отдельно, потому что здесь подчёркивается явное отрицание!
Лея сразу узнала голос Димки Кудимова. И ей странно было, когда это он успел всё выучить?
- Правильно сформулировал, - похвалила его Альбина Павлиновна. И тут же задала следующий вопрос:
- А почему тогда, где есть слова «совсем, абсолютно, совершенно» - «НЕ» с полными прилагательными пишется вместе? Кто сформулирует ответ?
И снова раздался голос Димки:
- Слова СОВСЕМ, АБСОЛЮТНО, СОВЕРШЕННО подчёркивают степень качества, например, «НЕИНТЕРЕСНОСТИ». СОВСЕМ НЕинтересный.
- Верно, - согласилась Альбина Павлиновна и снова включила проекцию мультфильма на полотне классного экрана. – А теперь досмотрим мультфильм и тем самым закрепим тему.
6. Продолжение у мультяшной кучи
В голове Леи мультяшным повтором прозвучали слова мусорной Кучи в её собственный адрес:
– А эта Несуразица с крылышками ещё и разговаривает! Такого артефакта я ещё не видела…
… Если не понимаешь, во что ты сам превратился, трудно представить, как на тебя смотрят другие. Вот и Лея Грамматейкина до сих пор не представляла, как она выглядит в глазах окружающих. Себя-то она по-прежнему чувствовала в образе девочки, а не какой-то там несуразной частицы «НЕ». И, конечно, её особенно возмущало, что какая-то мусорная Куча посмела ей перечить и несуразицей обзывать. Да ещё и какой-то Крот, прикинувшийся писателем, набивает себе цену. А уж исписанная им Шляпа, возомнившая себя ценным артефактом – вообще нонсенс!
Глядя на происходящее под берёзой, Лея думала, что это её глупые одноклассники превратились в конкретные глупости. Вот Шляпа – это завистница Манка. Сама на уроке прошляпит всё, что учительница объясняет, а потом ей, Лее, завидует: откуда, мол, Лея всё знает, а она – не всё?! Так слушать же надо внимательно! Крот-писатель – это, конечно, Димка недотёпа, недоучка. Всё знаки внимания ей, Лее, оказывает, стихи писать пытается. А стихи-то с ошибками! Как ей такие признания с ошибками могут понравиться?! Например: «Я нЕкогда тебя не забуду….» Трудно что ли запомнить, что «НЕ» с местоимениями пишется только под ударением. А без ударения – «и». А тут перед ней грамотность свою демонстрирует. Наверно, незаметно в свой «айфон» подглядывает….
Лея снова внимательно осмотрела собравшихся под берёзой и подумала, а что же тогда означает мусорная Куча? И тут же нашла ответ: «Куча – это весь её класс, наполненный недоучками и недотёпами!» А Дракончик тогда кто? И снова сообразила: «А Дракончиком прикинулась учительница Альбина Павлиновна! Непонятно только, зачем они перед ней весь этот спектакль разыгрывают? Наверное, им всем не нравится, что она – самая лучшая и самая грамотная…
Наверное, она сказала эти свои мысли вслух, потому что шляпа запрыгала на голове крота и, будто погрозив Лейке своими бутафорными ленточками и перьями, вызывающе возразила:
- Ты - ДАЛЕКО НЕ лучшая!
- И ВОВСЕ НЕ грамотная, - поддержал шляпу Дракончик, - потому что ДАЛЕКО НЕ воспитанная!
- СОВСЕМ НЕвоспитанная! – поддакнула Куча и предложила своему окружению: – Давайте её воспитаем!
- Давайте! – согласился Дракончик. – Сейчас я подлечу и смахну эту каракатицу-нелепицу с ветки.
- А я её зарою! – довольно подпрыгнула Куча.
- А я её прихлопну! – закуражилась Шляпа.
Только Крот-писатель ничего не сказал. Он продолжал читать теперь уже свои поэтические вирши. А все остальные уже собрались выполнять план своих действий. Но только они двинулись выполнять, как на счастье Лейки Грамматейки у мусорной Кучи вдруг зазвонил мобильник.
– Ало, ало! – закричала в трубку Куча. – Да, да. Я согласна отправиться в наречную командировку!
Тут только Лейка заметила, что неподалёку от бугристой карельской берёзы течёт речка. И едва она взмахнула руками, как почему-то сразу оказалась на неопределённом берегу этой очень разговорчивой речки с отрицательными островками посреди быстрого течения. Берег у речки был Неопределённым, потому что непонятно, где начинался, а где заканчивался.
7. Маня-Манка решила действовать
… Увидев, как частица «НЕ» вылетела в окно, Дима Кудимов понял, что уже не сможет спокойно сидеть на следующем уроке. Вдруг с Лейкой что-нибудь случится?! Надо проследить, надо на всякий случай быть, если не рядом, то хотя бы где-нибудь поблизости. И, пока не прозвенел звонок на урок, он стремглав выскочил из класса и побежал к воротам школьного сада. Ведь именно туда вылетела частица «НЕ».
- Куда ты? – окликнула его Альбина Павлиновна. – У нас сейчас будет интересная встреча с замечательной поэтессой…
Но Дима Кудимов ничего не ответил и только ещё быстрее побежал по коридору к главному выходу.
Маня Кашина, которую из-за говорящей фамилии в классе все звали по-простому - Манка, выскочила следом за Димкой. Ей очень хотелось, чтобы Димка не встретился с этой превратившейся не понятно во что, Лейкой. Ей самой Димка очень нравился. Но ему почему-то нравилась эта выскочка Лейка. Догоняя Димку, Маня-Манка думала, что надо обязательно воспользоваться моментом. Сейчас или никогда! Ей очень хотелось, чтобы Лейка так на всю жизнь и осталась частицей «НЕ» и никогда больше не превращалась в девочку. А Димка вдруг найдёт её, вдруг отыщет какие-нибудь необыкновенные слова, и тогда эта задавака Лейка-Грамматейка снова захватит всё его внимание, и Манке останется только тихо вздыхать и смотреть на него, как можно незаметнее…
Коридорный шкаф на пути зачем-то преградил ей дорогу, попытался захлопнуть и не пустить. И захлопнул даже. Но тут, на её счастье, директор позвала рабочих и попросила отодвинуть этот вставший посреди коридора шкаф. Шкаф недовольно скрипнул, но всё же распахнул дверцы и выпустил Манку бежать дальше.
Альбина Павлиновна всю перемену сидела в классе за учительским столом и читала сказочные сочинения своих учеников. Сочинения были на тему правописания частицы «НЕ». Конечно, она хоть и смотрела в тетрадки, но видела и всё происходящее вокруг. Заметила она и то, как превращённую в частицу «НЕ» Лею Грамматейкину ветер сдул с подоконника и унёс в школьный сад. Обратила внимание и на то, как заволновался Дима Кудимов, выскочив из класса. И то, как следом за Димой выбежала из класса Маня Кашина, тоже не проскользнуло мимо её взгляда из-под очков.
- Исправительный процесс начинается, - улыбнулась она перелистанной тетрадной странице и незаметно нажала волшебную кнопочку своего «айфона». Эта кнопочка позволяла ей не только превращать и превращаться, но также одновременно находиться в двух местах. Она могла вести урок в образе обычной учительницы и в то же время находиться в каком-то созданном ею же сказочном пространстве. Для всех Альбина Павлиновна прямо со звонком приступила к уроку литературы, а с помощью чудесной опции в «айфоне» уже поменяла образ…
8. Под присмотром белой совушки
Сад был невероятно большим. Совсем не таким, каким Димка видел его раньше. И почему-то в нём во всю разгуливало лето. Лесные деревья смешивались с садовыми. Белки на соснах перебрасывались шишками. На яблонях расцветали и тут же наливались спелостью плоды « белого налива» и «золотого ранета». Прежде Димка не удержался бы, чтоб не протянуть руку и не сорвать сочное яблоко. Но сейчас ему было не до этого. Он всё запрокидывал голову, пытаясь разглядеть, где там в ветвях деревьев скрывается от всех частица «НЕ». Он даже не подумал о том, как нелепо может выглядеть его вопрос, который задал сейчас встреченному садовнику:
- Вы случайно не видели, на каком дереве сидит частица «НЕ»?
- Совсем заучился, парень! – покрутил у виска садовник. – Уже частицы «НЕ» у него по деревьям прыгают…
- Это не просто частица, это девочка такая…- попытался объяснить Димка, - она из-за меня превратилась…
- Да тебе не девочка нужна, а «скорая помощь», - покачал головой садовник и стал хлопать себя по карманам жилетки. Наверно, мобильник искал.
- Больной он! Больной умопомрачением! – закричала подбежавшая к ним Манка. У неё уже мгновенный план созрел. Вот садовник вызовет «скорую», Димку поместят в больницу, и она всё время будет его навещать. И будет сидеть рядом и носить ему лакомства… И как человек воспитанный он не сможет ей нагрубить, не сможет прогнать… А потом, глядишь, и привыкнет… И про эту Лейку-Грамматейку забудет совсем.
- Да где же он? - с недоумением ощупывал свои карманы садовник, - ведь только что был…
Садовник вроде что-то нащупал во внутреннем кармане жилетки, но тут, откуда ни возьмись, закружилась над ними странного вида совушка.
- Я же только что его нашёл! – воскликнул удивлённый садовник. – Вот только что был этот мобильник здесь… Был… и делся куда-то…
Совушка поухала и села на сосну рядом с белками.
Димка не стал дожидаться того, что может произойти дальше, и бросился в глубину сада. Манка – за ним. Совушка по ходу их движения перелетала с сосенки на яблоньку, с яблоньки на берёзку. Но ни Манка, ни Димка её не замечали.
Димка даже не обратил внимания на то, что Маня Кашина зачем-то бежала за ним и бежит до сих пор. Не обратил внимания на то, что это девчонка чуть было не сдала его с потрохами первому встречному. А Манка, в свою очередь думала, что надо остановить этого Димку во что бы то ни стало. И она сделала рывок, забежав вперёд, и незаметно поставила ему подножку. Выглядело это так, будто он сам нечаянно об неё споткнулся. Димка упал, и Манка для виду тоже упала.
- Зачем ты за мной бегаешь? – едва дыша, спросил её Димка.
- За тем же, зачем и ты бегаешь! – стала хитрить Манка. – Частицу «НЕ» ищу. Вдруг с ней что-нибудь случится! Дятел может в темечко клюнуть… Ястреб какой-нибудь за пятку схватит и унесёт… Переживаю ведь за неё! Она же моя подружка всё-таки!
Аргумент показался Димке вполне убедительным, по-человечески понятным, и он, конечно, не почувствовал в словах одноклассницы никакого подвоха.
А Манка, вытирая поцарапанные коленки, соображала, как выспросить у Димки план его действий. Ведь, если она узнает, как Димка собирается эту Лейку спасти, то запросто может помешать его плану осуществиться. Поднимаясь с земли и придавая своему голосу как можно больше сочувственных ноток, Манка заглянула ему в глаза с деланной тревогой:
- Разве ты знаешь, что можно сделать, чтобы частицу «НЕ» снова превратить в Лею Грамматейкину?
Димка, правда, пока не знал и поэтому честно признался:
- Пока думаю. Но у меня такое предчувствие, что если буду рядом с ней, то с ней ничего плохого не случится.
- Ты хочешь сказать, что из-за своего вредного характера, Лейка может попасть в какую-нибудь опасную ситуацию? – сдувая с его головы пёрышко совы, с деланным беспокойством спросила Маня-Манка.
- И вовсе у неё не вредный характер! – аккуратно отстраняя от себя приближающееся лицо Манки, ответил Димка. – Просто много знающему человеку очень трудно жить в стране незнаек.
- Это мы все, по-твоему, незнайки? – уже не скрывая возмущения, вспыхнула Манка. Вспыхнула и тут же себя остановила. Спохватилась, что чуть не выдала своё настоящее настроение.
Но Димка уже успел насторожиться. Он посмотрел на неё внимательно, как никогда не смотрел раньше. И было в его взгляде что-то такое недоверительное:
- А разве не из-за наших незнаний Лея превратилась в собственное отрицание?
Неизвестно, чем бы закончилось это выяснение истины, но тут об скамейку громко шлёпнулось спелое яблоко «золотого ранета».
- Это вам, деточки, яблонька подарок скинула, - неожиданно произнесла сидящая на скамейке старушка в какой-то крылатой шали.
Хотя странно, только что рядом с ними не было ни этой скамейки, ни сидящей на ней старушки. Отложив вязанье, старушка протянула им яблоко и спросила:
- Значит, вы оба хотите помочь своей подружке? Я правильно поняла ваш разговор?
- Да! – первой отозвалась Манка.
Яблоко тут же исчезло с её ладони, зачем-то вернувшись на своё прежнее место – свисающую над скамейкой ветвь…
- Да! – воскликнул Димка. И яблоко прыгнуло ему в ладонь.
- Ну, если так, - загадочно произнесла старушка, - мне хотелось бы узнать, кто из вас готов пожертвовать собой ради её спасения?
- А? – переспросила Манка, сделав вид, что не расслышала вопроса.
- Я! – воскликнул Димка.
- Ну, тогда подскажу вам… Надо к речке идти. Там сейчас происходит нечто невероятное… И ваша подружка, кажется, в опасности…
Внутри Манки от этих слов всё затрепетало от радости. Она тут же сообразила, что надо не помешать свершиться опасности, которая грозит Лее Грамматейкиной.
А Димка уже бросился бежать в том направлении, куда указала старушка. Хотя прежде никакой речки в этом школьном саду не было. Но он об этом не думал. Как не думал и о том, почему в школьном саду лето, когда вокруг зима… Едва поспевая за Димкой, Маня-Манка изо всех сил напрягала мозги: что бы такое придумать, чтобы Димка не добежал до речки. И пусть там само по себе происходит то, что должно произойти. Пусть там рыбы пираньи растащат частицу «НЕ» по кусочкам. Или пусть там объявится какая-нибудь хищная акула, которая проглотит частицу «НЕ» со всеми её потрохами. Проглотит и не подавится! А ещё лучше, чтобы Димка по дороге к этой речке в какую-нибудь канаву попал и сломал себе ногу… И оказался в больнице… А уж она в больнице всё время бы навещала его и навещала…
Вдруг, к её радости, Димка вскрикнул. Он и в самом деле запнулся о корневище сосны. Но тут неожиданным вихрем белая сова рядом пролетела…
9. Доказательства наречного бобра
Оказавшись на неопределённом берегу речки , Лейка по-прежнему ощущала себя девочкой и по-прежнему не догадывалась, как она выглядит на самом деле. Берег речки был устлан цветущим вереском. В вереске волнами гулял ветер, и гудели шмели. Пройдя вересковые поляны, Лейка оказалась среди множества тальниковых прутиков. Они, как живые, раскачивались в пребрежной воде и будто о чём-то перешёптывались. Из крохотной лужицы, оставленной набежавшей и быстро отхлынувшей волной, на неё смотрела какая-то странного вида барахтающаяся конструкция.
- НИгде такую НЕлепицу НЕ видела, - склонившись над лужицей, сказала раздувшаяся от удивления прямо на глазах выросшая лесная Мышь.
- А тебе и НЕгде было со всякими НЕлепицами встречаться! – резким тембром в голосе сказала жёлтая госпожа Лягуха с разделяющей чёрной полосой на спине. Будто две половины спины совершенно разные и требуют отдельного к себе отношения.
- Всё равно, - не унималась склонившаяся над лужей лесная Мышь, - НИкогда не встречалась с такой абстракцией!
- А тебе и НЕкогда было хоть с кем-то встречаться! – отпарировала Лягуха, по-разному передёргивая разделёнными половинками своей спины. – Ты только с собой всегда и встречаешься и НЕ ходишь НИкуда.
- А мне и НЕкуда здесь ходить, - огибая лужу, сказала лесная Мышь. – ведь дальше этих тальниковых зарослей НИчего и нет.
- Ну, если НИчего нет, то НЕчего об этом и думать! – фыркнула госпожа Лягуха, окружая себя неопределённым ожерельем из пузырей.
Пока Лейка соображала, что здесь происходит, раздался треск ломающихся прутьев, и НЕчто похожее на кудрявого Бобра грозно произнесло:
- НИчто не должно засорять наше наречное пространство своими местоимениями!
- И где же здесь местоимения? – заслонив собою госпожу Лягуху, важно выступил вперёд бородавчатый Жаб. – Им здесь НЕоткуда взяться, вот они НИоткуда и не появились.
- Да я только что сам слышал! – затряс кудрявой шерстью Бобёр.
- И мы, и мы слышали! – стали подквакивать ему выскакивающие из кудрявых брызг мелкие лягушата.
- Наверное, раньше, госпожа Лягуха в кудрявость Бобра свою икру метала, - глядя на это представление, отметила про себя Лейка. - И столько наметала, что легион непослушных лягушат из икринок выикрился…
- У меня есть доказательства! Я ваших инородцев на диктофон записывал. Они по разным концам нашего неопределённого наречного берега свои местоименные песенки распевают. Вот слушайте.
Кудрявый Бобёр снял свою полицейскую кепи, вынул оттуда диктофон и включил его на всю громкость. Из диктофона в самом деле полилась местоимённая песенка:
НЕкто прыгнул в глубину,
Как НИкто, пошёл ко дну.
Эти НЕкто и НИкто
Тонут в тятином пальто.
НИкому зла не пророчь –
Будет НЕкому помочь!
НИкого не надо злить,
Если НЕкого любить!
НЕчего смотреть нам в рот!
НИчего не знает Крот!
- Сами слышали, - выключив доказательный диктофон, грозно посмотрел на всех кудрявый полицейский Бобёр. – Между берегом местоименным и берегом наречным нет НИчего общего!
10. Частица «НЕ» заспорила и поплатилась…
Наверное, если бы не Лейкин вечно выскакивающий из неё характер, то всё на неопределённом наречном берегу без неё бы и обошлось. Вернее, лицо берега постоянно менялось: оно выглядело то Неопределённо, то отрицательно. Всё зависело оттого, как накатывала и откатывала волна. Лейка, может быть, и не вмешивалась бы в этот спор вокруг лужицы, в которой шевелилась неопределённого вида каракатица, но ведь кудрявый полицейский Бобёр был НЕ прав, утверждая что между местоимениями и наречиями нет ничего общего.
- У них общие ударения! – выкрикнула Лейка и в скоростном режиме стала объяснять правило. – В отрицательных и неопределённых наречиях, так же, как и в местоимениях, под ударением пишется «Е», а без ударения – «И»! Когда «Е» под ударением, местоимения и наречия одинаково становятся неопределёнными! А когда без ударения – одинаково становятся отрицательными! Вот сравните – НЕкто и НИкто! НЕгде и Нигде! – И в знак утверждения она бросила в лужу камешек.
Полицейский кудрявый Бобёр, важный Жаб с тростью, лесная Мышь и госпожа Лягуха одновременно оторвали взгляд от разболтавшейся в лужице воды и взглянули вверх.
- Каракатица-НЕлепица выпрыгнула! – в ужасе запищала лесная Мышь.
- И всю нашу лужу разболтала, теперь ей НЕгде будет сидеть! –распузырилась госпожа Лягуха.
- Ну, пусть НИгде и не сидит! – пошерудил тростью в луже важный Жаб.
- Ей НЕоткуда было здесь взяться…И она НИоткуда не взялась… - стал рассудительно размышлять кудрявый Бобёр. – Похоже, что эту каракатицу Нелепицу выплюнула нам лужа… Выплюнула и высохла.
Лейка попробовала взглянуть на каракатицу-Нелепицу в луже, но ничего не увидела, потому как лужа и впрямь в одно мгновение испарилась. Вот так просто – взяла и высохла! А тем временем кудрявый Бобёр, взмахнув лапой, крикнул своему окружению:
- Давайте поломаем эту каракатицу, Нелепицу-Несуразицу! – крикнул так и стал грозно надвигаться на Лейку. И лесная Мышь вдруг стала такой огромной… И Жаб-джентельмен рядом со своей госпожой Лягухой раздулся… И все они с воинствующим видом стали надвигаться на Лейку.
- Хватайте её за правый костыль, а я буду левый выламывать! – приближаясь, всё свирепее раздавал распоряжения Бобёр. – И тащите её к реке! Там её доламывать будем и обломки по течению пустим!
И все уже вцепились в неё, кто зубами, кто когтями. И Лейка сама уже была не рада, что там, где не надо, со своими знаниями выскочила. Нет бы ещё какое-то важное правило вспомнить, чтобы всех этих чудовищ немедленно остановить… Но к удивлению самой Лейки, почему-то никакие правила ей не вспоминались. «Значит, бывают такие ситуации, - подумала девочка, - когда знаешь, а не вспомнишь в нужную минуту…» И она вдруг представила, как обидела Димку за то, что он не мог во время вспомнить правило про частицу «НЕ»… К тому же болел и пропустил много уроков. Вообще момент своего невспоминания очень тяжело переживается … И она ещё раз оглядела волокущих её чудовищ. И ей было не столько больно, сколько обидно за унизительное прозвище – каракатица-НЕлепица-Несуразица. И вспомнила, как сама не жалела прозвищ для своих плохо знающих урок одноклассников…
- Кажется, это конец… - вздохнула она, услышав прощальное гудение шмеля в волнах вересковых зарослей и печальный шёпот в дебрях тальникового леса… И ещё ей подумалось, что это не всё вокруг так выросло, а это она стала почему-то совсем маленькой… Хотела погладить на прощание свою голову, но почему-то не ощутила её… Вернее, не нашла свою голову на своём прежнем месте… Почувствовала, что с ней случилось что-то неладное, но только это неладное не успела осмыслить. Река уже совсем близко под ней гремела бьющимися о камень свирепыми волнами.
- Бросай её! Раскачивай и бросай! – скомандовал полицейский Бобёр. – Речка сама эту каракатицу доломает! И Лейка уже реально почувствовала как её раскачивают и подбрасывают вверх. Но в это время откуда-то с шумом промчалась мимо них белая сова. И Лейка оказалась не в быстром течении реки, а просто зависла в воздухе прямо над содружеством тальниковых прутиков.
- Сбивай её камнями! – скомандовал Бобёр. И все бросились искать подходящие камни… И вот уже первый, увесистый, полетел в неё, сбивая кружащегося рядом шмеля…
- Хоть бы одно подходящее правило вспомнить… Хоть бы одно спасительное правило… - шептала Лейка, а навстречу её шёпоту со скоростью света нёсся уже следующий камень…
11. Чудовище из брезентовой сумки
… Димка сам не понял, как это он за корень сосны споткнулся… Будто чей-то взгляд сзади отвлекающее сверлил ему спину.
- Ой, тебе больно! – перебив его мысли, кинулась дёргать его за ногу Манка, - ты, наверное, ногу сломал! Вот беда! Сейчас «скорую помощь» тебе сюда вызову. Нельзя дальше идти! Куда тебе идти со сломанной ногой – с притворным сочувствием тараторила Манка.
Димка попробовал подняться, но Манка упорно хватала его за плечи и прижимала к земле.:
- Тебе нельзя сейчас вставать! Вдруг это скрытый перелом, и ты на всю жизнь останешься калекой!
- Пусть останусь калекой, - упрямо буркнул Димка, - зато Лейку успею спасти!
- Да она о тебе даже не думает! – горячо зашептала Манка, - да не нужен ты ей вовсе!
Тут Димка посмотрел себе под ноги и увидел, что споткнулся он вовсе не о корень сосны. Хотя корень тоже был под ногами, но рядом с ним лежала какая-то брезентовая сумка. Сумка беспокойно шевелилась и даже пыталась подпрыгивать. На какое-то мгновение зрелище с прыгающей сумкой отпугнуло Манку. Чем-то очень знакомым показалась… И она отстала от Димкиной, якобы, сломанной ноги.
- Чёрная магия! – завопила Манка, когда из сумки высунулась лохматая голова. В этой лохматости ей тоже что-то знакомое почудилось. Но разбираться-то некогда было: что именно. К тому же в такой ситуации… Завопила она, что есть мочи, и сразу же бросилась бежать подальше. Что будет с Димкой, её уже не волновало. Самой бы спастись!
- Все они такие, завистники-ненавистники, и любовь их мелкая, как жареные семечки, - проворчала высунувшаяся из сумки голова львёнка. – Со мной вот тоже девочка одна играла-играла, когда я величиной с котёнка был, Всё приговаривала: «Ой, хорошенький мой… Ой, любименький…» А как подрос чуть-чуть, так стала себя накручивать, что однажды я её порву. И папеньке своему стала про меня всякие страхи нашёптывать. Мол, агрессивный я стал… представляю опасность для семьи… И вместе с папочкой повезли меня в лес. До леса не доехали: её папенька опаздывал куда-то… И прямо через забор школьного сада сумку со мной на дерево забросил. А я в сумке ворочался, ворочался и вниз упал… Как хорошо, что ты о мою сумку споткнулся!
Димка слушал его и, растирая ушибленную ногу, хмурился.
- Вот бывают же люди! – вздохнул он сердито, поднимаясь на ноги и забрасывая через плечо сумку со львёнком. – Мне сейчас одну девочку спасать надо, - сообщил он на бегу высовывающемуся из сумки львёнку. – Поэтому не ворочайся, ладно! А то у меня так скорость снижается. А с девочкой несчастье может произойти, и я её спасти не успею….
- А она тебе очень нравится? – снова спросил его Львёнок.
- НЕсомненно нравится! Но ты посиди тихо, пожалуйста! Кстати, как тебя зовут?
- Да Леонтием меня бывшая хозяйка называла… А я так привязался к ней… А я так к ней привык…
- Ты и сейчас её любишь? - не сбавляя скорость, расспрашивал Димка затаившегося в сумке львёнка Леонтия.
- Да, - печально послышалось из сумки за спиной.
- Несмотря на то, что она с тобой сделала?
- Да, - ещё печальнее вздохнул львёнок. – Сила привычки.
- И ты простил бы её, когда бы она за тобой вернулась?
- Ну, если бы осознала свой поступок, то я бы её НЕсомненно простил.
- Мы с тобой в чём-то похожи, - признался Димка львёнку Леонтию. – Меня Лея тоже сильно обидела, И я, может быть, потом разговаривать с ней не буду, пока не извинится… Но сейчас ей грозит опасность. А что значит пустяковая обида по сравнению с тем, что симпатичный тебе обидчик может лишиться жизни.
Так они бежали и говорили. Вернее, бежал только Димка, а Львёнок болтался в брезентовой сумке за его спиной. Львёнок и тому был рад, что хоть случайно запнувшийся о него мальчик, его не оставил валяться в сумке на дороге. Мимо мелькали яблони, берёзы, ели… Белки игриво швыряли в бегущих шишками. Они хоть и не понимали, почему бегущий мальчик и торчащая из его сумки чья-то лохматая голова не принимают их приглашения поиграть, но не обижались. Ведь даже белки способны догадаться, что у каждого могут быть свои неотложные дела.
Внезапно сад оборвался. Пошли вересковые поляны, а за ними - тальниковые заросли. Дорогу к речке преградило стадо молодых кабанчиков. Они бешено плясали под какую-то дикую музыку, рвущуюся из транзистора на лишайном валуне.
Димка остановился, скинул сумку со львёнком. Оценивающе окинул взглядом кабанью молодёжь. Одному, точно, не разогнать.
- Ну, вот, Леонтий, прибыли, называется, - сказал он, расстёгивая до конца молнию на сумке. – Мне одному с таким стадом дикарей не справиться, пожалуй…
- А я на что! – распрямил плечи львёнок. Выбравшись из сумки, он всем своим видом показывал, что не такой уж маленький, и львиная сила уже играет в его когтистых лапах.
Вот тут и услышал Димка, как у самого берега кто-то кричит: «Бросай её в реку!» А потом увидел, как частица «НЕ» зависла на тальниковом прутике. И ещё увидел, как летит в неё камень.
- Леонтий,- крикнул Димка львёнку, - они мою Лейку камнями сбивают!
Львёнок тряхнул гривой, оголил клыки и, как волнорез, понёсся сквозь кабанье стадо. А Димка – за ним. Кабанчики от неожиданности разбежались. Никаких львов в этих краях они, отродясь, не видели. И, наверное, поэтому один вид Леонтия их круто перепугал. Во всяком случае, разбежались они далеко. При виде львёнка кудрявый Бобёр с карательной свитой тоже разбежались.
- Ну, и где же твоя девочка? – удивлённо спросил Леонтий, оглядываясь по сторонам.
Вот тут-то Димка и задумался, как объяснить Львёнку, что болтающаяся на тальниковом прутике частица «НЕ» в синей монтано – это и есть Лея Грамматейкина. Ведь несведущему, пусть даже и очень умному существу, и очень доброму, такое превращение девочки в частицу «НЕ» понять вовсе не легко будет.
12. Мистер Кляксер отказывается
… Белая совушка с шумом вылетела из ветвей бугристой карельской берёзы, за стволом которой пряталась перепуганная девочка Маня Кашина, которую в классе все звали по-простому - Манка. Сумка казалась ей особенно страшной ещё и тем, что напоминала что-то знакомое. Только в размерах как-то очень увеличилась… Бывают ведь ситуации, когда память отшибает…
Отбежав подальше от странной сумки с подозрительно торчащей из неё лохматостью, девочка вдруг спохватилась, что на урок литературы сегодня Альбина Павлиновна пригласила знаменитую поэтессу Однажды Когдатовну, и надо бы хоть на конец урока успеть. Сломя голову, она понеслась обратно к школе. Где-то внутри неё шевельнулся кусочек совести:
- А как же ты друга одного оставила? А что, если он и впрямь сломал ногу и лежит теперь там, на тропинке, один, и страшное существо из сумки сейчас с ним расправится?
Но зашевелившийся кусочек совести девочка быстро в себе подавила:
- Димке пусть кто-нибудь другой поможет. А я и так уже почти половину интересного урока пропустила. Сама поэтесса с оживающими стихами выступать будет! А она, Манка, с поэтессой не познакомится… А вдруг это знакомство окажется для неё полезным?!.. Словом, нельзя упускать свой шанс!
В классе творилось что-то невероятное. С не пойми какого классного неба падали хулиганистые лягушки. Шлёпая лапками по паркету, они гонялись за вечно виноватым барашком. Тот всё время оправдывался и звал на помощь какого-то невидимого Портняжку. А ещё по классу носилась пышнобокая тыква и укоряла барашка в невежливости, утверждая, что она не тыква, а «выква». У доски стояла сама поэтесса в образе девочки по имени Однажды. С короткой стрижкой и в брендовых джинсах. Однажды Когдатовна пыталась кончиками пальцев удерживать слетающую с лица улыбку.
И, конечно, в такой весёлой суматохе никто не заметил, как в приоткрытую дверь влетела Маня Кашина. Сначала она тоже погналась было за виноватым барашком, но среди падающих с потолка лягушек ей вдруг Лейка –Грамматейка в своём обычном образе померещилась. Это Маню-Манку не меньше брезентовой сумки с лохматостью напугало. Девочка скорее угомонила эмоции и села на своё место рядом с учительским столом. Альбины Павлиновны за столом не было. Зато рядом с классным журналом лежали книги поэтессы с солнечными обложками. И Манка заметила, как из-под одной обложки стала медленно выползать большая, похожая на господина в чёрном плаще, капризно корчащая физиономию клякса.
Поймав на себе пристальный взгляд Манки, клякса, подобрав полы плаща и поправив цилиндр, важно взмахнула тростью и перепрыгнула с учительского стола на Манкину парту. Внезапно важным тоном она заговорила:
- Ты уже заметила, что я НЕ простая клякса, А очень даже загадочная?!
- Да, СОВСЕМ НЕпростая… - кивнула девочка.
- И ты, наверно, подумала, что я НЕ хорошая, А плохая? – не унималась клякса.
- Возможно, ты НЕхорошая… Возможно ты и НЕплохая… - растерянно произнесла Манка.
- Но ведь ты и не догадываешься, что я НЕ женского рода, А мужского.
- Тогда ты кто, Клякс что ли? – удивилась Манка.
- Да, я – мистер Кляксер! Будем знакомы! Хотя, мой дедушка Кляксыч-Пляксыч предупреждал…– запахнув полы чёрного плаща, сказала клякса и, взяв Манку за руку, предложила выйти.
- Чувствую, что у тебя ко мне есть деловое предложение, - шагая по школьному коридору, шепнул ей на ухо мистер Кляксер.
- Предложение НЕ деловое, А обычное. Так себе, сущий пустяк! – на ходу соображала Манка. Она соображала, в чём это знакомство может быть для неё особенно выгодным. – Буду весьма признательна, если Вы, мистер Кляксер, накроете своим плащом одну несуразную частицу с отрицательным характером… Накроете и унесёте куда-нибудь насовсем.
- Предложение НЕ скучное, А очень даже весёлое! – довольно подпрыгнул мистер Кляксер, и они в одно мгновение оказались неподалёку от НЕопределённого берега речки в странном школьном саду.
Но вместо того, чтобы скорее подбежать поближе к тальниковой стене у речки, мистер Кляксер вдруг остановился, стряхнул струящиеся из-под цилиндра крупные капли пота и стал уточнять:
- НЕопределённый берег… Берег НЕопределённый, потому что он НЕ определённый никем?
- НИКЕМ НЕ определённый, - подтвердила Манка и попыталась поторопить своего спутника. – Но не это сейчас важно. Надо скорее изловить частицу «НЕ» с отрицательным характером, скорее накрыть её плащом и унести куда-нибудь насовсем!
- Это задание НЕ простое, А сложное и стоит денег… И мой дедушка Кляксыч-Пляксыч предупреждал…
Мистер Кляксер всё время повторял эту фразу про своего дедушку, который всегда предупреждал… Хотя, о чём предупреждал дедушка, Манка так и не могла понять. Не могла понять, потому что мистер Кляксер, повторяя эту фразу, никогда не объяснял её значение… Вот и сейчас, вместо того, чтобы рассказать Манке, о чём предупреждал его дедушка, мистер Кляксер встал в позу и заявил:
– Выполнение всякого делового задания стоит денег. У тебя есть сто долларов?
- Нет… - помотала косичками Манка-Маня.
- Тогда ты должна будешь заплатить мне своим мобильником! – заявил мистер Кляксер. – Отдашь свой мобильник за выполненную мною работу?
Манка задумалась. Жить без мобильника в современном мире почти невозможно. А даже если этот мистер Кляксер накроет Лейку-Грамматейку и унесёт её куда-нибудь совсем, то ещё не значит, что из этого «совсем» Лейка снова не выскочит и не вернётся за свою школьную парту… Пусть даже в образе частицы «НЕ»… И Дима Кудимов всё равно будет с ней носиться и стараться делать всё, чтобы она снова превратилась в девочку.
- Для меня это предложение кажется НЕ заманчивым, А примитивным, - скорчив разочарованную гримасу, заявила Манка.
- Ты НЕ умная, А глупая, - поменяв доверительный тон на уничижительный, сказал мистер Кляксер. – Кто тебе за просто так деловое задание выполнять будет? Да и моя сочинительница Однажды Когдатовна посмотрит на меня НЕ одобрительно, А осуждающе. И не нужен мне твой мобильник! И за сто долларов я плохие дела делать не собираюсь! Мой дедушка Кляксыч-Пляксыч предупреждал… Так что я возвращаюсь в свою солнечную книгу, а ты оставайся завистницей-ненавистницей! Я теперь всё про тебя знаю! «Адью»!
И с этими словами мистер Кляксер наглухо запахнул полы своего чёрного плаща, уменьшился до размера жирной точки и куда-то совсем исчез.
И Манка осталась одна. Неосуществимый план её несколько расстроил, но в вересковой поляне так сладко гудели шмели, и так заманчиво журчала где-то за тальниковой стеной говорливая речка, что девочка решила хоть как-то загладить своё невыгодное положение и пойти искупаться.
С какого-то из отрицательных островков до Манки донёсся вопрос Альбины Павлиновны:
- Попробуй из разговора с мистером Кляксером сформулировать правило!
Это было как будто из другого мира. Но в голове Мани Кашиной мгновенно сложилось определение:
- Частица «НЕ» со словами всегда пишется отдельно, если есть противительный союз «А»!
- Молодец! – похвалил её голос Альбины Павлиновны. – Можешь идти дальше!
Голос уплыл вместе с отрицательными островками, а она пошла по совету учительницы дальше. По дороге к НЕопределённому берегу перед Манкой возникла ещё одна странная картина. Откуда-то взявшийся тушканчик тащил за собой сломанный пылесос на дребезжащих колёсиках.
- Девочка, помоги! – бросился ей под ноги тушканчик. – Пылесос ко мне привязался и не отвязывается. Зацепил меня проводом и не отцепляется.
- И не отцеплюсь, - вдруг заявил пылесос. – Не отцеплюсь, пока ты мой кусочек пыли не отведаешь!
- Это я на солнце перегрелась, - подёргала себя за косичку Манка. – Тушканчики какие-то бегают, пылесосы разговаривают… Чудоковатость чудоковатая!
Вообще-то ей было несложно помочь тушканчику расстаться с пылесосом. Но она вспомнила, что говорил мистер Кляксер. Мол, никакое деловое задание не выполняется за бесплатно. А тушканчик за своё освобождение всё равно ни чем ей не мог заплатить. А сломанный пылесос в качестве оплаты за труд ей не нужен. У них дома свой есть, целый. И она ответила запыхавшемуся тушканчику:
- Сам запутался, сам и распутывайся! Нечего по мусорным кучам бегать! А мне некогда! Скорее искупаться хочу!
- Ты НЕ хорошая, А плохая! – обиженно произнёс тушканчик, пытаясь самостоятельно перегрызть пылесосный провод, и бросил девочке вслед: - А купаться в речке с НЕопределённым берегом далеко не безопасно!
- Вот ещё! – фыркнула девочка. – Какой-то тушканчик мне указывать будет! И заступила на берег. А берег прямо из-под её ног вдруг куда-то исчез… И она только услышала, как, пробегая по воде, смеётся над ней мистер Кляксер.
- Помоги выбраться! – крикнула ему Манка.
Но мистер Кляксер рассмеялся ещё громче:
- Мне некогда! Под обложку своей солнечной книги спешу. А ты, как сама забралась, так сама и выбирайся! Вот мой дедушка Кляксыч –Пляксыч предупреждал…
13. Размышления над волшебной кнопочкой
Распрощавшись с поэтессой Однажды Когдатовной, Альбина Павлиновна объявила урок рисования. Каждый должен был изобразить в альбоме то, что особенно впечатлило от прочитанных поэтессой стихов.
Ромка Перевёртыш стал изображать в своём альбоме кляксу. Ему нравилась девочка Маня Кашина. И хотя из-за такой говорящей фамилии одноклассники называли её Манкой, Рома всегда обращался к ней по имени Маня. Но Маня не обращала на него внимания. Ей Димка нравился. А Димке нравилась выскочка Лейка. Это несправедливо, думал Рома, изображая глазастую кляксу и вспоминая, как эта клякса увязалась за выходящей из класса Маней. Из всего класса он один заметил, что клякса почему-то увязалась за Маней. Ему хотелось выйти следом, но было неловко обидеть поэтессу Однажды Когдатовну. Ведь она с такой душой читала такие замечательные стихи… И она могла бы подумать, что ему, Ромке, её стихи не очень понравились… Так он размышлял, пририсовывая кляксе цилиндр и трость.
Альбина Павлиновна краешком взгляда скользнула по его рисунку и почему-то грустно улыбнулась. Ромка не мог понять, почему она улыбнулась грустно, и продолжал пририсовывать кляксе полы чёрного плаща. Хотя внутри клякса была разноцветная…
- Почему у тебя клякса внутри разноцветная? – спросила Ромку Альбина Павлиновна.
- Это у неё душа светлеет… - ответил Ромка и взял оранжевый фломастер.
Альбина Павлиновна согласно кивнула и вернулась к учительскому столу. Она делала вид, что заполняет дневники, а на самом деле она сосредотачивалась на полёте белой совы и видела всё происходящее с Маней Кашиной. Когда Маня ступила на НЕопределённый берег, и её понесло течением, Альбина Павлиновна нажала волшебную кнопочку в своём «айфоне». Нельзя же дать девочке совсем погибнуть… Хотя поведение её было отвратительным… И здесь требовался особенный жизненный урок. Вот почему она такая завистливая и бесчувственная? Вроде бы и дома у неё всё в порядке… И мама заботливая, внимательная, воспитательницей в детском саду работает. А у самой дочка такая невоспитанная растёт… Придётся воспитывать волшебным способом. А вот Рома Перевёртыш, который за неё всё время переживает, наоборот слишком воспитанный и нерешительный. Надо бы решительности ему добавить. Хотя странно, папа у Ромы очень даже решительный – бригадиром на стройке работает… А сын не в отца пошёл…
Из-под взмаха крыла белой Совушки Альбина Павлиновна разглядела и зависшую на тальниковом прутике частицу «НЕ».
- Ничего, Леечка, - прошептала учительница, нажимая волшебную кнопочку «айфона», - покачайся на ветерке, подумай… А Дима, спешащий на помощь, пусть пока задержится…
Так размышляла Альбина Павлиновна, время от времени вспоминая улыбку чеширского кота из своего далёкого сказочного детства. Эта улыбка, как ей запомнилось, всегда перелетала с лица бабушки Алисы из страны Чудес на лицо мамы Алины из царства Существительного. И оттого любые, даже самые сложные жизненные моменты выглядели вполне сносно и даже забавно. Память об улыбке чеширского кота помогала Альбине Павлиновне и в воспитательном процессе АРТ-пространства сказок русской грамматики. Вот только создать школу сказочных учебников у неё пока не получалось. И даже волшебная кнопочка «айфона» помочь в этом ей пока не могла.. Как-то не любили дети грамматические правила учить. Наверно, поэтому не получалось…
14. За каравеллой отрицательных островков
Обвешанная водорослями и тиной, Маня почувствовала под ногами что-то боле-менее устойчивое. Это был корень высохшего дерева.
- Водяная или Водяной? – показывая на неё минутной стрелкой, спросили кого-то раскачивающиеся на сучке круглолицые усатые часы.
А Маня всё о словах бесчувственной деловой кляксы думала и потому, не обращая внимания на уже заданный вопрос, запрокинув голову, спросила у часов:
- Вы случайно не знаете, о чём это предупреждал мистера Кляксера его дедушка? –
- Конечно, о времени! – раздвинув скрипящие стрелки, чуть наклонились в её сторону часы.
- Не слушай их! – прозудела пухлая перламутровая муха, расположившись на верхнем часовом полушарии. – У них давно уже поржавелый ум. И остановились давно. И никуда не ходят. Ни вперёд, ни назад. И ты чем-то похожа на эти мушиные часы.
- Чем же? – удивилась Маня
- А тем, что остановилась и – ни вперёд, ни назад… - снова прозудела муха и прыгнула с большой часовой стрелки на маленькую.
– А почему – часы мушиные?
- Потому что теперь они ни на что не годны, кроме как стать гостиницей для мух.
- Никогда не слушай мух! – заявили в свою очередь усатые часы. – Мухи только и делают, что выводят из себя.
- Не только мухи выводят из себя, но и кое-кто ещё – многозначительно ответила муха, взглядом указывая на неё, Маню-Манку. – НЕ твой ли результат качается там, на тальниковом прутике? Качается и вот-вот сорвётся…
- НЕ мой, - ещё не понимая, что имеет в виду это часовое насекомое.
- И НЕ мой, и НЕ твой. И НЕ наш, и НЕ ваш… - Часы словно заело, и они то и дело произносили местоимения с частицей НЕ. – НЕ он, НЕ она, НЕ они. НЕ нам, НЕ вам, НЕ им. А если НЕ тебе, то и НЕ мне…
- НЕ нам знать, что за раскорячка болтается там, на тальнике!
- Где? Где? Скажи точнее! – крикнула она мухе.
- НЕ тебе знать, - ответило вредоносное насекомое и закрыло глаза.
Мане-Манке уже показалось, что она о чём-то таком важном начинает догадываться. Неужели частица «НЕ» обнаружилась! Ведь это про неё муха говорила только что… И у девочки сразу новый план действия возник. Подплыть к тальниковому прутику у воды в ту сторону, куда муха кивнула, и столкнуть в воду частицу «НЕ». Пускай себе унесёт её течение. Конечно, она не подумала о том, что сама сейчас находится в неустойчивом положении.
- Вот дожили, - взглянув на неё, запрыгали цифры на полустёртом циферблате. – Мухи теперь на часах спят. И потому никуда не торопится время…
К чему они это сказали, НЕ нам знать.
Но пока Манка разговаривала с часами и мухой на часах, НЕопределённый берег второй раз куда-то выскользнул из-под её ног. И девочка, уже во второй раз стала погружаться в воду. Погружаясь, она увидела новую каравеллу плывущих по реке отрицательных островков. И будто на этих островках расселился весь её класс. И Альбина Павлиновна, стоя на палубе самого большого острова обратилась к ученикам с вопросом:
- Сделаем вывод! Как пишется отрицательная частица «НЕ» с метоимениями?
- РАЗДЕЛЬНО! – хором донеслось с покидающих видимое пространство островков.
Каравелла отрицательных островков исчезла, и Мане Кашиной очень хотелось погнаться за ними. Вместе с ними уплыть отсюда! Покинуть это неизвестное пространство! Но, едва вынырнув, она только и успела крикнуть:
- Ой, тону я! Тону-у-у-у-у! Спасите!
15. Опять тушканчик с пылесосом…
Услышав разносящееся по тальниковым зарослям «тону-у-у-у», Лея захотела тут же броситься на помощь, но вцепившееся в неё растение почему-то не позволяло вырваться.
- У-у-у-у, - предупредительно шумели на ветру высокие прутья. Дескать, не вырывайся, это бесполезно.
Ноги её касались земли, но почему-то самой земли ВОВСЕ НЕ чувствовали. Она будто была и большой и маленькой одновременно. Она и себя не чувствовала. И казалось удивительным, что рядом никого нет.
- Что за странный урок? - спросила Лейка у кружащейся рядом ажурной стрекозы. – И почему ни учительницы, ни учеников нет? И кому же я сейчас крикну «НЕ так надо» ?
Но ажурная стрекоза лишь глаза в ответ выпучила и с ужасом отлетела подальше.
- Значит, где-то я НЕ там нахожусь. НЕ там, где надо…. Куда-то НЕ туда меня занесло… - растерянно шептала девочка.
- НЕ тот, НЕ этот. НЕ тут, НЕ там, НЕ то НЕ это… - услышала она мелкое ворчание в кустах.
Это тушканчик всё пытался от прицепившегося к нему пылесоса избавиться.
- Всё НЕ то… НЕ ты мне нужен! НЕ пылесос в конце-то концов! – нервно и пискляво кричал ушастый зверёк волокущемуся за ним пылесосу.
- Сейчас я тебе помогу от этого металлолома избавиться! – крикнула Лейка надрывающемуся тушканчику.
Но тот, едва взглянув на неё, так рванул, что покусанный провод лопнул, пылесос крякнул, а тушканчика и след простыл.
- Почему же так получается, что все от меня убегают? – спросила Лейка у лежащего в вереске камня. Но камень вдруг высунул лапки и пополз. Тоже подальше. Ещё и буркнул на ходу:
- НЕ моё это черепашье дело. Мы, черепахи, про всё НЕ так думаем. И вообще, - оглянувшись, напоследок сказала черепаха: - каждый вправе НЕ так, как ты, думать.
Сказала так, и только шорох в вереске от неё остался. Лея вспомнила, что и мама так не раз ей говорила: « НЕ поправляй никого, если тебя об этом не просят!». И Димка Кудимов вдруг вспомнился. Только теперь хорошо вспомнился, а НЕ так, как раньше. Вот пусть бы сейчас все правила грамматические НЕ так рассказывал, она бы его и поправлять не стала. Конечно, стала бы только тогда, когда Альбина Павлиновна попросила бы. А НЕдоумком и НЕучем ни за что бы его не обозвала теперь. И даже помогла бы, наверно, если бы попросил… Но даже его сейчас рядом нет… Совсем мир пустой какой-то… А может быть, он пустой, потому что я себя как-то не так веду? Заносилась, заносилась… И совсем куда-то занеслась… Как та шляпа, которая на голове не то крота, не то мусорной кучи…
Её размышления прервал снова возникший крик: «Спасите! Тону!»
Нет, она не могла спокойно размышлять, когда кто-то зовёт на помощь. Лейка рванулась изо всех сил, и вцепившийся в неё куст хрустнул, отпустил! Не смог удержать порыв человеческого устремления. Не понимая, кто она теперь или что, девочка бросилась на просящий о помощи голос. Изо всех сил она кинулась в воду. Перепуганная до смерти Манка, ухватилась за хрупкую конструкцию, и они вместе пошли ко дну. Только где-то над поверхностью воды голосом Альбины Павлиновны пронеслось: «НЕ» с деепричастиями пишется раздельно»! «Раздельно! - повторили парящие рядом голоса. – НЕ думая, НЕ гадая, НЕ разбирая пути…
16. Спасать – не раздумывая!
Димка в это время объяснял львёнку Леонтию про то, как из-за его незнания девочка Лея превратилась в отрицательную частицу «НЕ». Такую конструкцию, совсем нечеловеческой формы.
Леонтий понимающе кивнул гривой, и как раз в этот момент до них донёсся этот крик: «Спасите! Тону!»
- Бежим! – крикнул Димка львёнку. И уже в несколько прыжков они оказались у самой воды. От крика остались только круги, и никого уже не было видно. Только белая Совушка провела крылом по ребристой зяби и исчезла. Совушка будто показала, куда именно надо сейчас нырнуть. И они нырнули. Первым, НЕ раздумывая, нырнул львёнок, а следом за ним – Димка. Они вынырнули одновременно, вытолкнув на берег сразу двух девочек. Ещё НЕ стряхнув с себя водоросли и тину, оба удивлённо смотрели на своих только что спасённых… А спасённые с не меньшим удивлением, откашливаясь от воды, смотрели на своих спасителей.
Димка, ещё не отпуская руки Леи Грамматейкиной, сначала было воскликнул:
- Наконец-то ты вернулась в свой… - но тут же осёкся. Он подумал, что , может быть, Лея ничего не знала о своём превращении… И пусть тогда не знает. Главное, что сейчас к ней вернулся её человеческий образ…
Почему Дима Кудимов с удивлением смотрел на Лейку, понятно. И почему Лейка смотрела на него ничего не понимающим взглядом, понятно тоже.
А вот каково было изумление львёнка Леонтия, когда он стряхнул с глаз нависшую тину и увидел перед собой знакомое лицо! А каково было изумление Мани-Манки, когда она, освободившись от тины, увидела себя в лапах львёнках!
Они одновременно вскрикнули. И Манка, и львёнок. Вскрикнули и отскочили друг от друга. А потом вдруг снова кинулись друг другу в объятья.
- Ты простишь меня? – всхлипывая, спрашивала Манка своего спасителя. Она всхлипывала и, разглаживая его мокрую слипшуюся гриву с застрявшими в ней чешуйками зелёной ряски, прерывисто повторяла: - Простишь? Простишь?.. Я тогда от обиды так поступила… Мне показалось… Мне показалось…
- Не продолжай! – великодушно погладил её лохматой лапой по голове Леонтий. – Это тебе показалось… Так бывает…
- Я хотела от тебя избавиться, а ты меня спас…
- А что с тобой было? – кинулся к Манке со львёнком взмокший от бега и такой же взлохмаченный, как львёнок, Ромка Перевёртыш.
- Как ты нас нашёл? – переводя взгляд с львёнка на Ромку, удивилась Маня Кашина.
- Крыло белой Совушки … дорогу подсказывало… - не в силах отдышаться, объяснял он.
И Манка почувствовала, как в один момент всё перевернулось в её душе. Лея, снова превратившаяся в девочку, больше не раздражала её. Куда-то исчезло чувство зависти. Будто там, на самом дне реки, осталось и растворилось её прежнее отношение к жизни. Там, где она чуть было не утонула, покоились теперь и прежняя ненависть, и желание совершать подлость. Всё это теперь затягивало илистое дно. Дно, солнечно улыбающейся всем реки. Теперь она радовалась тому, что Дима держит за руку Лею, а та больше не обзывает его обидными словами. Она радовалась тому, что львёнок, которого она предала однажды, вдруг спас её и даже простил. Радовалась и тому, что Ромка Перевёртыш тоже искал дорогу к её спасению. Чувствовал, что с ней беда. И чувство это, позволив перенестись через реальное пространство, всё-таки привело его к этому месту.
А место продувалось вересковым ветром, гудело шмелями, мелькало разноцветьем бабочек и стрекоз… Так продолжалось всего несколько мгновений. Но мгновения эти словно растворялись в вечности. Вечности, наконец-то установившей свой миропорядок…
Альбина Павлиновна закрыла файл, и экран на стене погас. Но всё самое главное из происходящего на том экране каким-то неведомым, волшебным образом перешло в реальную жизнь класса.
- Так как пишется частица «НЕ» с причастиями? – улыбаясь, задала она вопрос ученикам.
И все хором ответили:
- Раздельно, если нет противительного союза «А» и добавочного значения!
И все по желанию стали выходить к доске и писать примеры на правило:
- Никем НЕ определённый берег!
- НЕ падающий, А летящий вверх!
Лея Грамматейкина, снова превратившаяся из частицы «НЕ» в девочку, уже никого не перебивала. Да и перебивать ей было некого. Все и так хорошо всё знали. И Альбина Павлиновна с надеждой посмотрела на таинственную кнопочку своего «айфона» и будто спросила у неё: «А теперь-то я смогу создать школу сказочных учебников»? И кнопочка золотисто-нежно подмигнула ей. А в класс, прямо из тихого снега за окном, ворвался сказочный шмель. Ворвался и загудел, как бы демонстрируя классу своё искусство высшего пилотажа. Искусство перевоплощения…
Свидетельство о публикации №118031310845