Моя Турция. Отношение к детям

Отношение к детям в Турции во многом лучше,чем в России.Примеры плохого отношения там приводятся в фильмах,обсуждаются в многочисленных ток-шоу,и что интересно,в основном часто плохо относятся в семьях с низким уровнем образования.В той же Аланье например много обеспеченных семей,и я видела немало очень избалованных детишек,так называемых"шимарик",о которой поёт Таркан в небезызвестной песне принесшей ему мировую славу. Мне кажется всё зависит от того как и в какой семье вырос родитель.Например мой бывший муж самый младший в семье из пяти человек,и из города живущего по большому счету по шариату он переехал в Германию в возрасте шести лет.Учился в немецкой школе,в Турцию попав обратно лишь в двадцать три года.Этот человек всегда,что было ни сделал обласкан своей семьёй,людьми которые в него верят, сколько бы раз он не попал в тюрьму,приедет мать и все свои накопления потратит на его адвокатов или содержание там,по освобождению же они всегда давали ему подъемные на открытие очередного бизнеса."О беним Оулум"- "он мой сын," говорила его мама в платочке, тоном не терпящим возражений.И хотя они в разводе с отцом,а этот сын копия ее ненавистного мужа, поскольку тот  по её словам очень плохо к им относился, и никто в семье,кроме самого младшего с ним не общается,про своего бывшего я бы сказала"ласковое телятко двух маток сосёт".Когда мы оставались наедине с этой женщиной,она часто рассказывала мне свою жизнь.О том как её выдали замуж в двенадцать лет,в четырнадцать она стала матерью.В новой семье,её как младшую невестку заставляли работать по дому ,а муж,которому было лет восемнадцать поднимал на нее руку.Первый ее ребенок умер от голода говорит она,поскольку зимой от нервов у нее пропало молоко,вся работа была на ней таскать хворост,тезек,коровий сушёный навоз,воду,разжигать очаг,печь хлеб,готовить,убирать ,и за ребенком ее старшие невестки просто не смотрели."Ручки его стали как эта вилка"-плача говорит мне она.Освобождение пришло в виде отца моего мужа,который проходил военную службу в их местах,а это город Батман,там где проживает в основном курдское население,и он её попросту похитил,и увёз на свою родину,в далёкий Чорум.Но и он тоже любил погулять,пострелять и подраться,уехал в Германию на заработки,и в один прекрасный день вернулся с немкой."Алман кары",немецкая баба так и жила с ними говорит Медиха,так зовут эту многострадальную женщину."Я с детьми спала,а эти через занавеску"."Бен ону истемедим","Я не хотела его"-вдруг показывает она на своего младшего,"Да"-запросто подтверждает он,"она меня не хотела,прыгала там в деревне с гор,но я крепко сидел",хохочет он задрав голову и играя с нашей дочкой.Он вообще всегда смеётся.И дочка у меня вылитый он,правда очень высокая,папа небольшого роста,для турков это нормально.Но тоже такой живчик,батарейка Энержджайзер.Папа способен говорить ей тысячу красивых слов в день,и выполнять все ее прихоти.Многие турки относятся к девочкам так.И все таки до сих пор,как не пытаются изжить и даже уголовно наказывать эту традицию,ранние браки существуют до сих пор,и детский труд так же."Папа,отправь меня в школу!"призывают рекламные ролики и плакаты у мечетей,приглашающие учиться грамоте и бабушку,и маму и дочь,все абсолютно бесплатно.Как мне кажется,у турков в меньшей степени,но у курдов девочка до сих пор считается человеком второго сорта,хотя я знаю,что в курдском ополчении очень много женщин.Особенно много погибло так называемых"джанлы бомб",живых бомб,подорвавшись себя в знак протеста против бомбёжек мирных курдских жителей.До сих пор по статистике тридцать процентов турков считаются неграмотными,большинство из которых женщины конечно же.Я всегда любовалась на девочек идущих со школы,как правило они одеты во все розовое,с красивыми рюкзаками за спиной,где написано "Пренсесс",Принцесса,и родители всячески ограждают их от какой бы то ни было прозы жизни.Мне очень нравятся и подростки,из исламских школ,по европейски одетые,но с обязательным тюрбаном на головушке,причем наверное его величина зависит от статуса семьи,и с необыкновенно свежими лицами,они всегда ходят горкой,или сидят читают книги,очень морально чистые люди.Однако,если пойти на рынок за овощами или традиционный пятничный базар,мы увидим как с жителями деревень,продающими овощи и фрукты всегда работают дети,наряду со взрослыми,они кричат протяжными голосами название товара и цену,есть детки сапожники,и всякого рода подмастерья,однако страна борется с этим,и я думаю успешно.По крайней мере так показывают в фильмах о деятельности полиции,и в сводках новостей.Работает детская полиция,детские психологи.А ещё я видела там много детишек с синдромом Дауна и просто ненормальных,на балконах они мечутся,и что-то мычат,иногда даже привязанные веревками,или издают пугающие крики,последствия вероятно родственных браков,все они воспитываются в семьях.Моя знакомая Айнур,алавитка,некое звено в курдской нации,от слова "алев","пламя",небольшого роста,светленькая,в шортах и майке,она гоняет на моторчика,воспитывает одна двоих детей,девочку Шилай,и мальчика Озана.Мальчик с синдромом Дауна.Физически крепкий, большой,он постоянно хочет гулять,и она взяв его крепко под локоть выгуливает или катает на своем мотоциклете.Нас с ней свело общее место работы,тогда мы работали в ресторанчике,и одна и та же печаль,её муж,официант нашел шведскую женщину и сбежал в Швецию бросив ее с больным ребенком,правда потом вернулся,как это всегда бывает,сделал второго ребенка наконец исчез навсегда.Изредка высылая денежные переводы,на содержание двоих детей,этого абсолютно недостаточно.Слава Богу государственное пособие на больного ребенка не маленькое,да и Айнур,женщина не глупая,тоже в отместку ли своему мужу,вышла замуж за одинокого шведского старика,встретят его уже в Аланье,коих там очень много,и унаследовала от него фамилию Петтерсен,и небольшую квартирку,так как после трёх лет ухода,он завещал своё жилище молодой супруге.Так они и живут,"солнечный ребенок,",мама и дочь,и не производят впечатления несчастных.В Анталье  беспризорных детей гораздо больше ,или может если  не бездомных,то запущенных,они ходят по трассам предлагая купить салфетки и воду,на светофоре водителям,или помыть стекло,и сейчас их стало гораздо больше,из за конфликта в Сирии.Иногда эти детки ходят по пляжам,предлагая бусинки,назарлык,смешно крича:"Фенка",видимо от слова "Фенька,фенечка".Иногда сидят допоздна в порту со своими мамами,торгующими там кукурузой,сладкой ватой-памук шекером,или бубликами-симитами,помогают,как могут.И хотя город пестрит плакатами,с телефоном горячей линии,куда можно обратиться в случае использования детского труда,все таки это существует,а хорошо ли это или плохо,не знаю,у каждого свой критерий,лично я думаю всё таки,если это не связано с каким либо криминалом,все таки не плохо,когда ребенок с детства знает и умеет зарабатывать.А пока,в апреле вся Турция с размахом отмечает день ребёнка,школьники готовят номера,полные патриотизма,мне это очень напоминает наши первомайские парады из советского прошлого,в атмосфере всеобщего душевного подъёма,в такие дни хочется жить,и желать счастья стране,где так любят детей.
Хотелось бы на этой позитивной ноте закончить свой рассказ,но не надо забывать,что и похищений детишек там тоже очень много, наверное как и в России.Мне припоминаются вопиющие случаи,когда во время Шекербайрама,это такой праздник когда турки делятся друг с другом сладостями,и детки ходят по домам,собирают конфеты,угощение по квартирам,какой-то урод заманил их и изнасиловал,малышей,конечно такие мрази в живых остаются редко,в тюрьме их убивают несомненно,да и таких случаев немало,я например очень трепетно всегда следила за своими малышами,потому что не могла видеть эти фото потерянных детишек,по телевизору или в газетах,а то и просто на улице.Даже сына я года не посылала в школу,покаон не освоил турецкий,потому что была напугана всякими рассказами опять таки соотечественниц об отношении турецких детей к иностранным.Несмотря на столь юный возраст они испытывают довольно взрослые эмоции,типа ревности и зависти.Я помню,как спрашивали турецкие родственники:"Не ревнует  ли он к сестре",в турецких семьях видимо это распространенное явление.В общем всё зависит от окружения,как и везде.И все таки детство,чоджуклук это святое,и на мой взгляд в Турции его неприкосновенность все таки хранятся больше,чем в России и во многих других странах.Хотя меня всегда удивляли некоторые имена нарицательные для детей.Например"эщек сипасы"или"эщеолу эщек","ослёнок",или"ишак сын и приятные конечно"яврум","асланым",нравится то,что на людях турки никогда не будут ругать своих детей,а наоборот хвалить,каким бы не был ребёнок,если например лишний вес у него ,то родители скажут"асланым",мой лев,"томбищим"-упитанная моя.И если сын может позволить выпить при родители,то дочь никогда в жизни.Хотя очень часто в сводке новостей или несчастные случаи по недосмотру,когда мамаши с семечками сидят на балконах,а ребенок либо выпьет "колонью",или одеколон или упадет с балкона,запросто,дети их на балконах висят гроздьями.После быстрых похорон с дикими криками,"Ай,яврум"!-"Дитя  моё",люди также быстро приходят в себя."Аллах верды,Аллах Алды"-"Бог дал,Бог взял"!"Кысмет"-это слово стать точку в чём бы не случилось.Судьба.Всё наверху.Сё оттуда.И конечно нельзя забывать невинных курдских детей,погибших когда во ремя операции антитеррористической турецкая армия бомбит горные сёла,в районе Вана,Карса с намерение бить спрятавшихся там террористов.Снова "Кысмет",так пусть он будет светлым,хотя бы в детстве  любом народе на этой Земле.


Рецензии
"."Бен одну истемедым@
Оны истемедим.
Айнур,алевитка,некое звено в курдской нации,от слова "алев","пламя",
В росс. СМИ принято писать алАвитка. Асад алавит) это как если бы Президентом России был свидетель Иеговы- страна встала бы на дыбы. http://ru.wikipedia.org/wiki/Алавиты

полные патриотизма,мне это очень напоминает наши первомайские парады из советского прошлого,в атмосфере всеобщего душевного подъёма
Да, у них патриотизм как у нас при Маленкове. И отношение к детям такое же как в СССР после войны.

Терджиман Кырымлы Второй   12.03.2018 19:25     Заявить о нарушении
Вы будете смеяться,но вот этот мой грубый акцент сразу выдает во мне иноземку там))да,вы правы,мне нравится,что вы помогаете исправлять.

Анна Зинченко-Илиясу   12.03.2018 19:36   Заявить о нарушении
Асад наверное такой по вере,поскольку все турки считали её курдянкой,по крайней мере говорили так в уничижительной форме.

Анна Зинченко-Илиясу   12.03.2018 19:42   Заявить о нарушении
Место религиозного поклонения алевитов — дом (джемеви, тур. cemevi), а не мечеть. Церемония (айин-и джем, тур. âyîn-i cem, или просто джем, тур. cem) состоит из музыки и танцев (семах, тур. semah), символизирующих очищение и единение с Богом.

Да, вот ещё есть и алЕвиты. Это серьёзно, не смейтесь! Тут упоминаются семаи- их надо декламировать на турецком глядя перед собой чуть выше линии горизонта (у Кастанеды вычитал) - действительно возвышает (на меня почему-то христианские молитвы так не действуют, надо проверить ДНК, наверно я турок) Сильно намоленные тексты. Т.е. надо иметь под рукой (в церковь просто некогда ходить) столь же намоленную икону- а где её взять?! В этом превосходство "бескартиночной" культуры, или иконоборческой. Или это в Крыму так они действуют, не знаю. Дыхание становился другим- происходит гипервентиляция лёгких.

Терджиман Кырымлы Второй   12.03.2018 20:29   Заявить о нарушении
Ну да,они поклоняются Али,брату Пророка,в доме молитвы.

Анна Зинченко-Илиясу   12.03.2018 21:04   Заявить о нарушении
А сема,это основа суфизма,танец девишей,все вместе

Анна Зинченко-Илиясу   12.03.2018 21:06   Заявить о нарушении
Очень интересные ваши эссе о жизни, нравах, обычаях и укладе жизни современной Турции.Местами, настолько вчитываюсь в пёстрый и многоликий мир ваших повествований, что вижу вас СВЯТЕЕ ПАПЫ РИМСКОГО:) Это конечно добрая шутка, без какого либо подтекста. Вы истово полюбили это мир, по настоящему вжились в него. Ваша лексика так и пронизана яркими и цветистыми национальными выражениями, словно вы родились наяву в этой стране.
В своё время я прочёл роман Валентина Пикуля "Фаворит" о временах царствования императрицы Екатерины второй. Там присутствуют несколько глав из жизни обыкновенного корабела Прохора Курносова, который в Крымской войне обрёл свою будущую жену - красавицу Камертаб. Она ни слова по русски не понимала, но приняла
в себя этого сурового мужчину, приняла впоследствии православие, родила двух ребятишек. Впоследствии погибла от чумной эпидемии. Так вот, помогал ей осваивать язык старый пленный турок. Когда вышел указ государыни об освобождении всех пленных, он так и остался доживать свой век в России. Так он на все случае жизни всегда выражался одним выражением: КЫСМЕТ. Мне, почему то, вспомнился этот эпизод. Автор книги так же посвятил несколько глав и о русском посланнике Булгакове при дворе Блистательной Порты. Описание той Турции 18-го века в чём то переплетаются и с вашими описаниями быта простых людей. Колорит и какая то парадоксальность свойственна этому народу. И даже это глубокомысленное КЫСМЕТ - как некий общий знаменатель, говорит о том, что всё сущее бренно, но страна, народ НА ВЕКА. История не исчезает на века. Она жива в каждом из нас. Хотим мы этого или нет.
Очень рад был читать Вас.

Арни Неизвестный   17.03.2018 17:00   Заявить о нарушении