Спорные лексика и логика. По конк. Февраль
http://www.stihi.ru/2018/03/11/2774 - Итоги конкурса
Статья для сборника "Все о лексике"
Основной обзор 6 тура конкурса "Двенадцать месяцев", сделан мною в статье "Самый выразительный Февраль" - http://www.stihi.ru/2018/03/11/5182
В этой части статьи я продолжаю публикацию текстов, содержащих лексические или логические неточности, которые мне встретились в стихах участников 6 тура. Данный материал может дать повод читателю обратить внимание на язык его собственных стихов, в которых почти каждый из нас время от времени допускает некоторые несуразности или использует не подходящие для языка поэзии разговорные обороты речи.
В этот раз хочу обратить ваше внимание на еще две часто встречающиеся беды:
1) инверсии порядка слов в предложении в угоду укладки предложения в ритм, и
2) странность смысла отдельных предложений текста.
Очень часто, когда мы прочитываем каждое отдельное предложение наших стихов от заглавной буквы в начале до точки в конце, то с удивлением обнаруживаем у себя довольно странные, не законченные по смыслу фразы, без действующего лица или без сказуемого и с диким для русской речи управлением между словами - в устной речи мы бы никогда так не построили бы фразу, нас бы просто не поняли!
Плюс к этому - снова обратим внимание на красивые "заплатки"- строки, вставленные не ради создания точного образа картинки природы, а только в нуждах заполнения стиха случайным тропом, подходящим по количеству слогов, или ради вставки в текст необычной рифмы. Использование подобных заплаток всегда видно со стороны, особенно, если еще и смысл этих заплаток неадекватен.
О неразумности соединения через дефис разных качеств в один эпитет (там, где определения качественно разнородны (прозрачно-метельная, фантомно-смоляной) и ни один из них не является эталоном сравнения с другим (снежно-белая = белая как снег) я уже показала на примерах в первой части статьи. В этой подобные составные эпитеты тоже встречаются, те, что разумнее писать через запятую, а не через дефис.
Как и в предыдущих подобных статьях этой серии, я не раскрываю имен авторов, все номера в данной статье - просто порядковые, а не номера участников конкурса, которые фигурируют в итоговом протоколе. Тексты стихов не везде приведены не целиком - только фрагментами, содержащими языковый недочет, на который я хочу обратить ваше внимание. Каждый недочет выделен заглавными буквами и обычно идет без комментариев: уверена, что вчитавшись в смысл сказанного, вы и сами почувствуете непорядок в изложении мысли или в неадекватности выбранного образа.
**********************************************
№1
Вьётся упрямая года спираль,
ВОТ УЖЕ в вальсе кружится февраль.
Доброй метлою густой снегопад
Спрятал в сугроб замерзающий сад.
.....
Воет буран ПОД узорным окном – почему под окном???
Власть не желает оставить добром,
Всё ещё крепок февральский мороз,
Но ВОТ на завтра хороший прогноз!
Велес достал колдовскую свирель,
С КРЫШ ОЖИДАЕТСЯ В ПОЛДЕНЬ КАПЕЛЬ – инверсия
В марше отчаянном зимних атак
Ранней весны узнаваемый знак.
Здесь мои придирки минимальные, скорее совет, чего не делать. Повтор слов типа "уж, вот" - всегда плох в пейзажной поэзии, лучше от них избавляться.
"С крыш ожидается в полдень капель" - это инверсия порядка слов. Смысл этой фразы понятен, но прозой человек вряд ли бы так написал, инверсия слов в предложении (слишком большое разнесение связанных смыслом слов "капель с крыш") впечатление о языке стихов портит.
№2.
На смену январю, день в день,
Согласно ГОДА РАСПИСАНЬЮ,
Стремительно, без опозданья,
ОЗНАЧИВ ДЛЯ СЕБЯ МИШЕНЬ,
Февраль пролился на сирень.
И ТЕНЬ ПОД БРЫЗГАМИ КАПЕЛИ,
С ИГРИВОЙ ДРОЖЬЮ ПО СНЕГАМ,
Под воробьёв февральских гам.
Раскинулась по дну купели…
Там «зайчики», резвясь, блестели.
НА ДЕЛЕ: показал весну
Через покров ЗИМЫ ОСТАТКА,
Швырнув ТЕПЛА чуть-чуть, ОХАПКУ,
ПОДОБНО СКАЗОЧНОМУ СНУ.
А сам СХВАТИЛСЯ ЗА «БЛЕСНУ».
Куснул морозом, взвился вьюгой.
Не поменялась, значит, власть.
Покуролесит ЕщЁ всласть распад ритм. и фонет. ударений
Февраль Морозыч СНЕЖНЫМ ДРУГОМ.
Зима, СТУПАЙ ХРУСТАЛЬНЫМ КРУГОМ
Атласным белым САПОЖКОМ.
Кидайся весело снежком!
Просто вчитайтесь и вдумайтесь в смысл каждого выделенного образа. Думаю, что комментарии здесь не нужны.
№3.
За окошком тихонечко снег
белым пухом укутал дома...
Только лИшь вспоминать о весне ритм. ударение на незначащем слове "лишь"
разрешает деревьям зима.
СЛЕПЛЕН ПЕРВЫЙ ДЕТЬМИ СНЕГОВИК - инверсия
нос морковный сороки клюют...
Холод ждём. И зови - не зови,
НЕ ПРИДЁТ К НАМ ДОЖДЯМИ ИЮЛЬ.
Лихо вьюжит морозный февраль,
пишет ветром оконный узор.
И ПРОЗРАЧНО-МЕТЕЛЬНАЯ шаль
в ЛЁГКИЙ ИНЕЙ ОДЕЛА ЗАБОР.
Разбирает ЗАЛИВИСТЫЙ СМЕХ
над котом, что кричит:"Скоро мя-арт!"
За окошком тихонечко снег
белым пухом укутал дома...
"заливистый смех" можно слышать, но сказать про себя "меня разбирает заливистый смех" - это звучит смешно.
№4.
СНЕГ И ВЕТЕР. СНЕЖНЫЙ ВЕТЕР. - дублир. одинаковых по смыслу форм
Я не выйду на крыльцо.
Выйдет месяц, юн и светел,
Пряча бледное лицо.
Манит звездная дорога.
Дышит хладом Млечный путь.
Замер дворник у порога:
Горы снега не свернуть.
Все КРУЖИТСЯ ХОРОВОДОМ. -дублир. однотипных по смыслу форм
Мчит февральская МЕТЕЛЬ.
Разгулялась непогода.
Тянет ВЬЮГА канитель.
На другом конце Вселенной,
На окраине села
Все тропинки постепенно
Злая БУРЯ замела.
Нет, не выберусь из дома,
И ПУРГА меня страшит.
Скрылся месяц. Незнакомый
Горизонт с землею слит.
Хочется, чтобы автор стихов как-то определился с названием "снежного ветра" - слишком много у него разных имен.... Беда этих стихов - дублирование однотипных по смыслу слов, то что именуют плеоназмом - наличие нескольких языковых форм, выражающих одно и то же значение..
№5.
Какое промозглое утро... Февраль
ЛАЗУРЬЮ ВЫБЕЛИВАЛ марту берёзы.
Напрасно, рыдая, он спрятал морозы
Подальше от матушки. Мне его жаль...
.....
Лазурь - голубая. Как ею можно выБЕЛИВАТЬ?
№6.
Под летящую музыку белых шумов,
Под КРЕЩЕНДО КРЕЩЕНСКОГО ТРЕСКА, Крещенье - не в феврале
ПРИШИВАЕТ к земле НАШ УДВОЕННЫЙ ШОВ пришивает шов?
С неба сорванную занавеску. ???
.......
Ты надейся, речушка, теплом дорожа:
Лед ПРОВАЛИТ АПРЕЛЮ КРАШ-ТЕСТЫ!
На ресницах сосулек слезинки дрожат,
КАК ПОД БЕЛОЙ ФАТОЙ У НЕВЕСТЫ.
.....
Какое странное сравнение - про отношение невест к свадьбе....
№7.
Природа замерла во сне,
Уже суровых нет морозов,
И рано думать о весне,
СЛЕЖАЛЫЙ снег от солнца розов.
Природа спит, застыло время, смена рифмовки
Река ЗАКОВАННО ТИХА.
В хлевах растёт младое племя,
И НЕТ НА ПОЛЕ ПАСТУХА.
Плодов осенних семена
Под снегом НЕ ПОГИБЛИ ВРОДЕ.
Все ждут тот миг, когда весна
Команду - «Жить!» - подаст природе.
.......
№8.
Приятней имя Снежень*, и по погоде В ТОЧЬ:
Снежком всю землю свежим он завалить не прочь.
Бураны да метели, поземки, да пурга,
И вновь растут сугробы, и глубоки снега.
......
Ещё искрится ярко, похрустывает снег,
Но у ЦАРИЦЫ власти такой как раньше нет. ?
Мороз теряет силу, на солнце тает лед.
Февраль на середину, зима на поворот.
На Сретенье придется МАТРОНЕ ПОЖИЛОЙ.
На первое свиданье отправиться с весной.
В глаза неторопливо друг другу поглядят,
И снова РАЗОЙДУТСЯ, НА ШАГ, НА ДВА НАЗАД.
"В точь" - разрушенный фразеологизм (точь-в-точь).
Зиму автор иногда называет в стихах не прямо, а использует метонимию - троп замены одного объекта другим, связанным с ним по какому-то сходству. Жаль, только, что это заменяющее слово в стихах меняется: зима то "Царица", то "Матрона"...
№9.
Печальная погода февраля
В полотна ливня одевает дом.
ФЛАНЕЛЕВЫМИ кольцами бурля, ??????
Клубится облаков ТЯЖЁЛЫЙ РЯД.
ВЗГЛЯД СОЛНЦА в мягких КИПАХ АНФИЛАД
ЗАКРЫТ БЕЛЬМОМ.
День ПРОСИТСЯ ЗАГЛЯДЫВАТЬ В ГЛАЗА
Сутулых фавнов - тусклых фонарей,
В которых фетром солнечный азарт
свалялся, чтобы медленно сползать
Всю ночь в ФАНТОМНО-СМОЛЯНОЙ асфальт,
КАК ВАТНЫЙ ЗМЕЙ.
НА ФАКЕЛ УТРА ухает, летит
НЕСПЕШНЫЙ ФИЛИН СУМРАЧНЫХ ТЕНЕЙ.
ФОТОГРАФИЧНО обесцвечен вид
Пейзажа, что ничем не знаменит:
ни ночь, ни день. ПРОСТРАНСТВО - МОНОЛИТ.
Сезон дождей.
Как говорится, фантазия в употреблении метафор здесь просто не знает удержу!!! У меня сложное отношение к этим стихам: с одной стороны, ярко расписана погодная картинка, которая приглянулась сразу нескольким судьям, с другой ... Очень уж образы никак не связаны друг с другом, много в тексте слов, выхваченных вне логики: то идут упоминания разных тканей, то - филин, то - смола, то - анфилады, то - факел.... Явный перебор с количеством и разнородностью сравнений. И разве "взгляд" солнца "закрыт бельмом"? Может быть, глаз, а не взгляд? Словом, я в некоторой растерянности от оценки этих стихов.
№10.
Всю ночь, проплакав до утра
Последним зимним отголоском,
Ждёт с нетерпением февраль
ВЕСНУ ЗА НАШИМ ПЕРЕКРЁСТКОМ.
Почему только за перекрестком? А в других местах не ждет?
№11.
Хоть февраль и сердится, и ветра - в бегах,
Но УЖ по-весеннему синие снега
Топит в лужах солнышко. На карнизах крыш
Копьями-сосульками ледяными вниз -
Украшенья дивные: грани хрусталя
Под лучами яркими люстрами горят!
НУ, а в ночь - метелица и сугробы - в рост!
Зло зимы последнее выдохнул мороз.
С небосвода комьями - СНЕГОПАДА ВОЗ,
Февралём ПРИШПОРЕННЫЙ, МЧИТСЯ под откос!
И метели вЫсыпать снег спешат не зря:
Марта руки длинные тянутся в поля.
Пришпоренный воз???
№12.
....
Но лужи
Бело-синим морем,
Под их
Дыханием
Цветут.
Но скоро
СИЛОЙ С СИЛОЙ споря, (смыкание согласных)
Весна решится на дебют!
...Греметь кликушей
Будет слово
Молочных почек
В облаках.
И КРУГЛОЕ,
КАК ЛУГ, ?
КОРОВЫ
ВЗЫГРАЕТ ВЫМЯ
НА ГУБАХ!.. ??????????????????
№13.
.. Стоял февраль - задумчивый философ,
Сугробов шапки всюду РАЗБРОСАВ,
Устало опиравшийся на посох,
Твою судьбу с моей ПЕРЕМЕШАВ...
... Стоял февраль седые брови хмуря,
Ветрами воя, вьюгами метя,
Лепил знамения из снежной бури,
Мою судьбу с твоей переплетя...
... Стоял февраль - МУДРЕЦ С БЕЗУМНЫМ ВЗОРОМ,
Старик, влюблённый в юную весну,
Прощаясь, СЫПАЛ ВЫЧУРНЫМ УЗОРОМ,
Сплетая наши две судьбы в одну...
"Разбросав-перемешав" - это не рифма, кроме того дважды делать рифмами деепричастия " Разбросав-перемешав" и "метя-переплетя" столь же непрофессионально, как рифмовать глаголы друг с другом...
№14.
В снежной усмирительной рубашке
СПИТ ЗЕМЛЯ С СОСУЛЬКОЮ В РУКЕ,
Небо отражается в стекляшках
Рек, застывших в ЛЬДИСТОЙ СКОРЛУПЕ.
СОЛНЦЕ, НЕ НАЙДЯ НИГДЕ РОЗЕТКИ,
В царственном собрании снегов,
Слабенькой НЕОНОВОЙ ПОДСВЕТКОЙ
Смотрится в разрывах облаков.
Наглухо застегнутые окна
В белых вологодских кружевах
Пестуют на СОЛНЕЧНЫХ ВОЛОКНАХ
День в анабиозных городах.
Форточки к прилету свиристелей
Вылупились из оконных рам,
Хлопая слабеющим метелям
Крыльями по сахарным устам.
Вообще-то не принято природные явления (тем более такие, как Солнце) сравнивать с изделиями техники, наоборот - другое дело...
№15.
....
Нет, это перышки РАЙСКИХ СИНИЦ
перед минутами падают ниц,
в РИТМЕ ЛАМБАДЫ сверкая, кружась,
знать не желая про лужи и грязь.
....
Представила себе эту картинку: райские синицы, кружащиеся в ритме ламбады...
№16.
Переломлен зимы БЕСКОНЕЧНОЙ ХРЕБЕТ.
Колокольчиком звонким ПРОПЕЛА СИНИЦА
Самый первый, ласкающий душу, СОНЕТ.
И ночами весна долгожданная снится.
НА ФЕВРАЛЬСКИХ НЕБЕС ГОЛУБОЕ ЧЕЛО инверсия
С каждым разом смелей примеряет природа
ЗОЛОТОЙ ОБОДОК - хорошо ли легло... ????
Словно отпрыску самого знатного рода.
......................
Опять "синица", только теперь уже "поющая сонет"!!!
№17.
КосИт метелями февраль,
А СЕРДЦУ ХОЧЕТСЯ СОСУЛЬКИ
И чтобы мартовские гульки
Котов открыли календарь.
И чтобы день венчало СОЛНЦЕ
ВЕСЁЛОЙ МОРДОЧКОЙ из луж,
А у термометров ШКАЛУ
КРУТИЛО небо на оконце.
И чтобы замирал мороз,
Когда теплом задышат трубы,
Чтоб РАСКАТАЛ НА РЕЧКЕ ГУБЫ
ФОЛЬГОЮ ледяной торос.
Но так безрадостно и слепо смена рифмовки!
За стёклами снежит зима,
И ТУЧ воздушная ЧАЛМА
Укрыла полностью всё небо…
№18.
Леса стоят заснежены, угрюмы.
Застыли. Замолчали. Вправду спят.
Какими они были в том июне,
Не могут вспомнить, да и не хотят.
За их полой, за пологом подлеска,
За пазухою снега и тепла,
ЖИВАЯ ЖИЗНЬ себе сыскала место,
Клубком свернулась ТЁПЛАЯ ЗОЛА.
Но встрепенётся, но ещё воскреснет,
На цыпочки привстанет в тот же миг,
КОГДА НА СОЛНЦЕ ПЯТНА ВСЕ ИСЧЕЗНУТ,
КОГДА ОНО ОПУСТИТ ВОРОТНИК,
ПОТЯНЕТСЯ, ЗЕВНЁТ ленивой КОШКОЙ,
Вберёт апреля звонкое тепло.
И я плету для ягоды лукошко.
И СОЛНЦЕ БЬЁТСЯ ПТИЦЕЮ в стекло.
Понимаю, что солнце олицетворено поэтом, но хочется какой-то единого образа в его сравнениях! ))) И еще я вообще не поняла, о чем две последних строфы - о теплой золе?
"Клубком свернулась тёплая зола. Но встрепенётся, но ещё воскреснет, на цыпочки привстанет в тот же миг, когда на солнце пятна все исчезнут...." Это зола привстанет на цыпочки?
19.
МЕЛА МЕТЕЛЬ. На всю округу
Всю ночь стонали провода.
По заколдованному кругу, –
Взнуздали будто черти ВЬЮГУ, –
Метался снег по глади льда
...................................
Мела метель. Охапки снега
Швыряла в мутный глаз луны;
И, наслаждаясь вечным бегом,
Исчезла с небосклона ВЕГА ?
В бездонность млечной кутерьмы.
Метель мела. ДУША хотела
Покинуть бренной жизни плен,
ВУЛКАНОМ ВЫРВАТЬСЯ ИЗ ТЕЛА,
ПО-БРАТСКИ ВСТРЕТИТЬСЯ С МЕТЕЛЬЮ...
И ПУСТЬ СЖИГАЕТ ТЕЛО ТЛЕН!
То метель, то вьюга.... А почему такое внимание к отсутствию именно Веги? Что в метель, что во вьюгу на небе никаких звезд нет!!!
"Душа... вулканом из тела, чтоб только по братски встретиться.... с метелью" - круто!
№20.
Сикось-накось ветер дует,
Кружит снежную МЕТЕЛЬ.
ТО ЛИ БОГА КТО-ТО ВСУЕ
ПОМИНАЕТ, ТО ЛЬ ЧЕРТЕЙ.
То завоет, то запляшет
Колких льдинок круговерть,
То из труб ПРЁТ В НЕБО сажу –
В землю КЛОНИТ ВДРУГ, КАК СМЕРТЬ.
Впереди снег сдуло с крыши.
Сзади дом – сплошной сугроб.
Глядь, луна сквозь тучи вышла.
СКРЫЛАСЬ СНОВА, ТОЧНО В ГРОБ.
Скалит зубы ВЬЮГА, злится.
Под ногами снег скрипит.
Снежно-хлопковые ситцы
В горы стелет. У ракит
Ветки гнёт до самой СНЕЖИ,
Рвёт, ломает и крушит.
Словно ЗИМНЯЯ ВСЯ НЕЖИТЬ
Потеряла НЫНЧЕ стыд.
Распоясалась и в гневе
Дует, рвёт со всех сторон.
Лес наш – ПРУТЬЕ-ХВОЙНЫЙ НЕВОД –
Застонал сквозь зимний сон,
Зашумел; ВЕТВИСТОЙ ПЛЕТЬЮ,
Лапой хвойной замахал.
И всю нечисть в ПРУТЬЕВ СЕТИ
Заглотил. Такой нахал!
Всё утихло и умолкло.
Тишина. Покой. И СНЕЖЬ.
И ЛУНА из плена дрогнув
ЗАСИЯЛА ЦВЕТОМ БЕЖ.
№21.
От солнца ВСЁ ПОВСЮДУ серебрится,
Февраль в снегах купается, искрится.
Он, КАК МАЛЬЧИШКА, ОЧЕНЬ ЧАСТО ЗЛИТСЯ - (мальчишки -все такие??)
а белый иней - на моих ресницах.
И в школьном парке липы и березы
уже проснулись, ХОТЬ ТРЕЩАТ МОРОЗЫ.
Набухли почки, ЗЕЛЕНЕЕТ ВСЮДУ
БЕЛЁСОЕ берёзовое чудо.
Февральский день становится теплее,
а ночь пока ВСЁ ХОЛОДНЕЙ И ЗЛЕЕ.
Капели с крыш ВСЕ ГРОМЧЕ застучали,
и к нам, ГЛЯДИШЬ, летят уж птичьи стаи.
Готовится страна мужчин поздравить,
и В ДЕНЬ ФЕВРАЛЬСКИЙ ВСЕ ИХ БУДУТ СЛАВИТЬ.
Февраль! Уймись! Ты не кружи снегами.
Мы ждём весну - она не за горами.
№22.
ФЕВРАЛЬ, ПРИМИ МОИ ДАРЫ,
НА СНЕГ БРОСАЮ МАНДАРИНЫ, ??
А ОГОЛЕННЫЕ ДВОРЫ
ПОКРЫТЫ БЕЛОЮ ПЕРИНОЙ. логика связи предлож. с союзом "а"??
Леса сверкают в белизне,
Февраль МОРОЗНЫЙ ОТКРОВЕННО,
В ПАЛЬТО С ДРУГИМИ НАРАВНЕ
ДРОЖУ ОТ ХОЛОДА МГНОВЕННО.
Земля под белой пеленой
Застыла БЛЕДНАЯ ПРИ ЗВЕЗДАХ,
Холодный ВЕТЕР НЕЖИВОЙ
Иголки льда ВБИВАЕТ В ЛЕГКИХ. в легкИЕ
Искрятся снежные березки, смена ритма
Весь мир теперь из серебра
И В ОГОНЬКАХ СНЕЖИНКИ-БЛЕСТКИ
СВЕРКАЮТ с ночи до утра. трижды об одном и том же!
Под вечер холодно, темно,
Себе хочу казаться взрослой,
ДУША И СЕРДЦЕ ЛИШЬ ДАВНО
И ТАК БЕЗ ХОЛОДА ЗАМЕРЗЛИ.
№23.
Вспомнишь ли декабрь, унылый, безрассудный?
В ЧЁРНОЙ ТЕМНОТЕ еще ЧЕРНЕЕ тушь.
ПЛАКАЛЬНЫМ дождем с ресниц стекали сутки.
В городе ночном метались СТАИ ДУШ.
А сегодня февраль. Много света.
Видишь солнце в искрящемся снеге?
День вприпрыжку бежит. Будет лето.
На ПРОТАЛИНАХ СКОРО ПОБЕГИ.
№24.
Февраль. По-прежнему в фаворе
дуэт фарфора и стекла.
МЕТЕЛИ МЕТКАЯ МЕТЛА
отметилась на косогоре.
И понеслось ВЕРЕТЕНО, (была метла!!!)
до естества, до самой глины
сдирая нежные перины,
швыряя СТЕКЛОВОЛОКНО.
Но ощущаешь всем нутром
ПРОХЛАДНЫЙ СВЕТ в конце тоннеля.
И ОПЕРЕНИЕ Апреля,
и Март с чернёным серебром.
Худеют снежные ТОМА,
редеет сумрачная СВИТА,
и у РАЗБИТОГО КОРЫТА
ВОРЧИТ НА ПАПЕРТИ ЗИМА.
№25.
Февраль, РЕЗЕРВЫ НА ИСХОДЕ,
Но на исходе и зима.
ПОЖАЛУЙ, ПУСТЬ она уходит -
Пора, красавица-кума!
Ты пожеланья оправдала -
Мороз не слишком лютовал,
Хотя снежку поднакидало -
Смотри, КРУГОМ ЕГО ВНАВАЛ!
Ещё чуть-чуть - начнёт всё таять,
И потечёт, и станет греть.
МАРТ, КАК ОБЫЧНО, ОЖИДАЕМ -
Зимы уж меньше, чем на треть.
И зазвенит, и затрепещет,
И заблестит, и вскроет даль,
Все СМЕНЯТ НА ПОЛЕГЧЕ ВЕЩИ…
Ну, а пока - ещё ФЕВРАЛЬ!
********************************
На этом - хватит. Немного жаль, что серия статей, посвященная языковым неточностям и откровенным ляпам, заканчивается вместе с Серией пейзажной лирики "Осень-Зима". То, что на нее нет читательских откликов, это вполне понятно: совершенно не нужно рассекречивать авторство своих стихов, хотя и стесняться его тоже не стоит: все мы - кто чаще, кто реже - иногда допускаем речевые промахи, не замечая их комичности. На то мы и люди, чтобы ошибаться. Но на некоторых - типичных, часто повторяющихся лексических недочетах, есть смысл заострить наше внимание.
Хотите ли вы продолжения подобных публикаций по подборкам лексических ляпов других конкурсов? Или этого материала вполне достаточно?
С уважением, Ваша АлКора. 13.03.18
Свидетельство о публикации №118031108851
Спасибо за труд. Вдохновения на следующие конкурсы!
С уважением,
Галина Ленкова 2 23.03.2018 09:03 Заявить о нарушении