Самый выразительный Февраль

http://www.stihi.ru/2018/02/01/4182 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2018/03/11/2774 - Итоги конкурса

Завершился 6 тур конкурсной Серии "Двенадцать месяцев" - Февраль. На этом конкурсе я решила сделать остановку и подвести итоги промежуточного финала "Осень-Зима". Почему?

Конкурсы ТМА в своем подавляющем большинстве - учебные. Для того, чтобы более или менее понять, как пишется пейзаж, что является пейзажем, а что служит дополнительной темой, усвоить, каким поэтическим языком создается пейзаж, как работать с тропами, без использования которых пейзаж трудно себе представить - для всего этого  шести туров более, чем достаточно. Если, конечно, в них постоянно участвовать, а не, пробегая мимо, подавать заявку на участие, прочтя  только название конкурса и поленившись ознакомиться с целью и условиями всей работы... Для костяка постоянных участников Серии "Двенадцать месяцев" многое уже стало понятным: их стихи с каждым новым туром становятся все лучше. Это ли - не настоящий успех? Поэтому есть смысл сделать остановку, подвести итоги и наградить победителей.

Будет ли продолжение - следующие 6 конкурсов о весне и о лете? Думаю, что будет. Мы можем заняться этим на будущий год, ведь имя месяца в названии конкурса не обязательно должно совпадать с именем календарного месяца! Кроме того, на будущий год к нам присоединяться другие авторы и заново пройдут свой путь обучения технике поэтической речи. Пейзажная поэзия - это самый подходящий для обучения жанр: если человек  полностью освоил технику  написания пейзажа, то все прочие жанры покажутся ему простой забавой...

Итак, в последнем, шестом, туре "Февраль" приняло участие 77 участников, среди них - 22 постоянных участника всех 6-и туров Серии и еще около десятка  авторов, которые были  участниками 5-и или 4-х туров.

Еще раз пояснять  в этой статье  условия номинации стихов (пейзаж - единственная  тема, жанр написания - пейзажная лирика, единообразие строф) не имеет смысла: вы их и так  знаете.

Ниже привожу подборку стихов, где все эти условия не только выполнены, но и выполнены интересным поэтическим языком. Номер перед произведением совпадает с номером, под которым произведение участвовало в анонимном голосовании.

***************************************************

   1. Предвесеннее. Лина Чирко

Февраль бредёт по лужицам, свисают тучи хмурые,
Погода неприветлива, а в сердце лишь озноб…
Зияют окна тёмные слепыми амбразурами,
И ветер неприкаянный, как пёс, скулит взахлёб.

Но знаю: скоро выглянет котёнком солнце рыжее,
И в пору предвесеннюю Вселенная войдёт:
Приветливое облачко усядется над крышею
И свесит ножки пухлые  в широкий дымоход.

В преддверии весеннего, голубоглазо-нежного,
Лучами обогретого весёлого денька
Цветут поляны звёздные фиалками-надеждами,
Сквозь лёд мерцает светлое биенье родника!

Спадут оковы снежные - конец долготерпению,
И капли в мутных лужицах станцуют свой балет.
С утра  из рощи РОЗОВОЙ раздастся птичье пение,
Пробьют ледок подснежники и явятся на свет.

Красивые стихи, хотя - скорее фантазии о весне (2 и 4 строфы), чем описание реальной картинки февраля. А почему рощи "розовой"? Есть ощущение, что эпитет вставлен чисто случайно...

   2. Февраль на юге. Ольга Альтовская 

 Февраль. Ещё мертва земля.
 Леса безмолвны, бездыханны.
 И на размытые поля
 Ложатся серые туманы.

 Лишь кое-где остался снег –
 Белеет в чаще мокрой ватой.
 И веет холодом от рек.
 И ковыляет день горбатый

 По огородам и садам,
 Ложится грязью на пороги,
 Грозит: «Ужо я вам задам!»
 И хаты сумрачны и строги.

 Но где-то там, в сыром дыму,
 Уже вовсю идёт броженье.
 И предвкушая кутерьму
 И беспокойное движенье,

 Приметы ищет жадный взор:
 Вот черемша зазеленела.
 Вот тёплый ветер гонит сор.
 Вот муха вылетела смело.

 И  где без жажды перемен
 Всё спит, и дремлет лес-кудесник, –
 Зацвёл задорно цикламен –
 Весны лазутчик и предвестник.

Единственное, от чего бы я постаралась избавиться - от повторов союза "И в начале строки (не смысла ради, а для поддержания ритма) и от употребления (трижды) слова "вот"

   12. На Мутном. Февраль. Владимир Сорочкин

На озере зябко и волгло. Светает.
Невзрачен кустарник на том берегу.
Лёд крепок, но всё же вода проступает,
Сочась по пунктирам следов на снегу.

А небо взлетело уже, словно голубь,
Цепляя деревья белёсым крылом,
И нет рыбаков, лишь крещенская прорубь
Темнеет поодаль замёрзшим крестом.

… Здесь летом своё отраженье макали
В озёрную гладь облака и кусты,
И в звонкой воде поминутно мелькали
То спины, то пятки, то чьи-то хвосты.

А нынешний вид неуютен и жалок.
Февраль, не сдаваясь, отходит с трудом,
И как-то особенно жалко русалок,
Всю зиму проспавших на дне подо льдом.

   13. Самый обиженный месяц в году. Вита Осенняя 

Самый обиженный месяц в году –
Дней и ночей февралю недодали,
И потому он всё время в печали,
Дружит с метелью и шлёт ветродуй.
Воет по волчьи с хандрой в унисон
И, что есть мочи, сражается С Солнцем,
Дождь вперемежку с колючим морозцем
Часто кидает на чашу весов.
Он постоянству не знает цены –
То увлечётся снегурочкой юной,
Ночью в экстазе закружится вьюгой,
Днём же растает от ласки жены.
В непостоянстве виновна весна –               (здесь нужно двоеточие)
С дрожью её ощущая дыханье,
Чувствуя час рокового свиданья,
Знает – заплатит за встречу сполна.

Мелкий недочет - смыкание согласных "с солнцем". По теме - стихи больше о феврале, чем  описание картинки природы в феврале, что, конечно, не одно и то же.

   14. Белый город. Ирина-Сова 

Распахнуло небо ворот -
засыпает снегом.
На березе черный ворон
хает зиму гневно.

Воробьи на голых ветках               
чересчур крикливы,               
как работники разведки               
хором: "Чьи вы? Чьи вы?"

И собаки сбились в стаю -               
голодно,  морозно...               
На снежинки громко лают,
думают, что звезды.

Февралём холодным, вьюжным
скованы дороги,
заметает ветер стужей
двери у порога.

Льдом покрытый белый город               
что хрустальный слепок.               
Распахнуло небо ворот -               
засыпает снегом...

Я бы "ЧТО хрустальный слепок" (фольклорный стиль) заменила бы на "КАК хрустальный".

   21. Накануне Сретения. Наталья Чаплыгина

Утро выкатило в небо
Солнца масленичный блин.
Воробьи, проснувшись следом,
Разгоняют дружно сплин.

Гуси радостно гогочут,
Щиплют зимушке бока.
Не удастся ей отсрочить
Свой уход наверняка!

Снег скукожившись, сутулясь
От проталинок бредёт.
Слёзы горькие сосулек
Веселят честной народ.

По всему, видать, случится
Встреча зимушки с весной:
Время к лету вскачь помчится,
Нас без спроса взяв с собой.

Наши конкурсанты решительно не хотят написать две строфы пейзажа к заданию, все норовят уже что-то "из раннего" предложить! Хорошие стихи, но их тема - Сретенье, а пейзаж - так, в добавление...

   26. Февральский этюд. Ольга Иванычева 

Белы вихры
Строптивых вьюг,
Крутящих сальто.
Белы дворы,
Под снегом луг
И гладь асфальта...

В пальто до пят
Молодка-ель,
В платочках вишни.
Похвастать рад
Курчавый хмель
Махрою пышной.

Дымок из труб
Соседских дач
Пошёл в атаку.
А ветер груб,
Мороз кусач...
Февраль, однако.

Со своим лицом стихи. Выразительно написано.

   28. Февраль-последыш. Морозова Нина

Метелью  завывает, силой бесью
Февраль-последыш - зимушки венец, 
Смягчась, лазурью красит поднебесье,
Лютуя, гонит тучи, льёт свинец.

Его измЕнчивОсть легка, бравурна:         
Вчера - теплом обманным приласкал
Сосульки, прослезившиеся бурно,
Сегодня - на ледышках злой оскал.

Вдруг январём прикинется студёным,
А то проглянет мартом Бокогрей*,
И вьюжит, вьюжит, словно заведённый,
Весны дыханье чуя у дверей.

"Смягчась" (вместо "смягчившись") - хотя и допустимо, но звучит неважно... В строке с многосложным словом "Его измЕнчивОсть  легка, бравурна" ритмика ямба создала второе фонетическое ударение в слове, что стоило бы избежать, подобрав другие слова.

   31. Морозное утро. Овчинникова Татьяна Сергеевна

Февральское утро дышит клубами пара,
Шевелится город в туманно-седой дали,
И, снегом умывшись, красное солнце встало,
Сверкнуло короной на самом краю земли.

Багровые краски на небе разлило утро,
И, как бриллианты, льдинки лежат вдоль дорог.
Глаза режет ярко-розовый блеск перламутра,
И алые пятна  ложатся ковром у ног.
010 010 010 010 10
010 010 100 100 1
010 010 100 100 10
010 010 010 010 1

Ликует природа, купаясь  в лучах зарницы,
Торжественно мечет яркие стрелы рассвет -
И вдруг на страницу новое слово садится
И строки стихов оставляют в тетради след.
010 010 010 010 10
010 010 100 100 1
010 010 100 100 10
010 010 010 010 1

Хорошие образы, хотя и только одна тема, но, на мой взгляд, неудачная ритмика: смесь амфибрахия с дактилем создает негармоничную мелодию стихов. 

И еще я бы посоветовала не создавать новых определений через дефис там, где соединяются два разнородных качества (например, "туманно-седой" - из чего? и из какого цвета?) В данном случае "туман" - это не типичный признак седого цвета, значит сравнения здесь тоже нет, поэтому лучше записать через запятую:  "туманной, седой дали".

32. Суровый молчун-февраль. Владимир Николаевич Тюрин

Снова ветер сугробы наносит,
Тянет вьюга колючую шаль...
Это, в пену взбивая метели,
Королевские стелет постели
Для зимы молчаливый февраль.
На реке полыньи подморозит,
Чтобы рыбам спокойнее спать.
В небе тучи разгонит, луч солнца,
Появившись в небесном оконце,
Разукрасит морозную гладь.

Ни витийства не зная, ни прозы,
Потому-то и дней с "гулькин нос",
Так решили - ну разве не здраво,
Братья-месяцы, думая: "Право,
Не оспорит февраль, не "дорос". 
Вот молчун и торопит морозы...
Перед тем, как уйти на покой,
Он развесит сосульки-конфетки,
Словно в детстве игрушки на ветках,
Забавляясь прощальной игрой.

Довольно сложная рифмовка составной десятистрочной строфы - АбССб, где А - межстрофная рифма двух подряд идущих пятистрочников.

   33. Сто щёк зачем расцеловал. Виктор Курильчук   

Зацветший инеем февраль,
Взыскрив рассветные ужимки,
Сто щёк зачем расцеловал
Пареньем нежащих снежинок?

За Иртышом в стогах пустырь.
Полёвка-выскочка на слежке.
Вспорхнувший с кряжика снегирь
Не поделился, мир, орешком.

Хочется отметить этого автора, постоянного участника пейзажной серии, как создателя цикла стихов об Иртыше - стихов со своим лицом и с узнаваемым авторским языком. В этих, февральских  стихах я, правда, не совсем поняла конструкцию (или пунктуацию) и смысл последней строки: "мир" - это обращение?

   34. Февраль. Татьяна Баракина Роксана Ланд 

Неисправимый ветреник февраль
Никак не может разрешить сомненья -
Кому из двух отдаст он предпочтенье?
Зиме в мехах? Весне румяной? Жаль

Ему зимы парчовых одеяний,
Хрустально-хрупких сказочных мостов.
И вот склониться пред зимой готов,
Но вспоминая вешнее сиянье,

Весне навстречу ветреник летит -
И тает снег, и солнце светит ярко.
Но вот зима смутит его подарком,
И снова вьюга воет и свистит.

Всё мечется неверный наш февраль.
Не угадать нам, что же завтра будет -
Согреет солнце нас или остудит
Метелью белой сумрачная даль.

   35 . Предчувствие весны. Варвара Божедай

Ещё чернеет мокрый сад
И наготы своей стыдится,
На ветках капельки дрожат,
Как будто слезы на ресницах.
Холодный ветер тучи рвёт,
С утра снежок колючий вьюжит,
Потом унылый дождь идёт,
И под ногами стынут лужи.
Вещает мудрый календарь,
И ошибаться он не может:
«Сейчас за окнами февраль».
Сейчас февраль! Но всё же... Всё же…
В просветах туч голубизна,
И звонко тренькает синица,
Недалеко уже весна,
Недолго непогоде злиться.
Ещё за окнами февраль,
Но в этой круговерти снежной
Готов весну встречать миндаль,
Зарозовев ветвями нежно.
И февралю наперекор,
Под мелодичный звон капели,
Подснежник тоненький расцвёл
Мазком весенней акварели!

   37. Февральские чудеса. Евгений Ермолин

Чуднейший хвост зимы – февраль,
Меня на свет явил он!
Его сподвижники: Грааль
И, может быть, кадило?

Купаюсь в нём с тех самых пор,
И он со мной играет:
В сугробе спрятался забор
С начала и до края.

Растут сосульки по ночам
Вдоль крыш гирляндой чистой,
Дневной капелью хохоча. –
Желают отличиться!

Чу! Ветер хвалится свистком,
Гоняя вихри снега,
А вечером проказник-гном
Поймал светило в невод,

Чтоб отдохнули в полной тьме
Дороги, тропы, глуши
И поутру набрали мне
Божественных веснушек!

Не совсем поняла мысль с "божественными веснушками"- что здесь имел в виду автор?

   50. Снег взялся корочкой фаянсовой... Элла Аляутдинова

Снег взялся корочкой фаянсовой,
Облизан солнцем, мыт дождём,-
Природе вздумалось паясничать
И врать, что холод побеждён;
Ещё не раз холста белёного
Февраль под ноги кинет нам,
Но волны миткалЯ зелёного   
Под снегом выткала весна;
Полоски зелени по белому
Прорежет солнечным лучом,
Кусты похвалятся побегами,
Вот только их - наперечёт;
Зима незлобна - хмарь докучлива,
Но, март,  почуя, эльфов рой,
В постылых куколках соскучившись,
Накроет мир цветным ковром;
Легки их крылышки лоскутные
И дни недолгие - легки;
Летите, милые, распутывать
Озябших почек узелки!

   51. Солнца луч рассвет целует. Алина Анатольевна Коптева

В разрумяненные щёки солнца луч рассвет целует,
Радостно в окно скребётся, освещая утро всуе,
Дразнит бег ветров февральских, рассекая снега струи.
Вьюга мечется хмельная, воет, всех ко всем ревнуя.

День опять  находит время улыбнуться до заката,
Чуть слышны весны аккорды, но звучат пока стаккато.
Город сонный в нежно белом, снегопадным штурмом взятый,
Вновь закрыв аэропорты, в небо смотрит виновато…

А циклон, зимы поклонник, хлопья вихрями взбивая,
Тёмных пятен жизнестойкость  равнодушно засыпает.
Повышается сугробность. Белизны не видно края...
Снег, земли едва коснувшись, выдыхает,  засыпает…

Очень симпатичные стихи, с выразительной городской картинкой февраля.

   53. Февральский день в календаре. Лариса Липецкая   

Спит старый дом под шапкой снега.
В огнях ПРЕДУТРЕННЯЯ РАНЬ.
Начало день берёт с разбега:
ЗА ГРАНЬЮ ВСЁ СВЕТЛЕЕ ГРАНЬ,

И больше нет ночного неба,-
Одно сплошное молоко.
Снежинки словно крошки хлеба
Зима сметает с облаков,

И паутинкой серебристой
Деревья кажутся во мгле.
Картинкой МАТОВО-ЗАСТЫВШЕЙ -
Февральский день в календаре.

Здесь мне понравилась только вторая строфа. В первой - "предутренняя рань " - излишний, оборот речи, в котором происходит дублирование некоторого элемента смысла (плеоназм). Здесь же  " За гранью всё светлее грань" - весьма туманное сообщение: за гранью чего?  А в третьей строфе мало того, что плоха рифма "серебристой -застывшей", но снова через дефис соединены два разнокачественных признака, ни один из которых не является сравнением для другого - "матово-застывшей".

   55. Снегопадное текстильное. Огурцова Татьяна

Плавно в ночь ускользает город
Сквозь меланж снегопадных нитей.
Лён перин-облаков распорот,
Пух с небес засыпает СИТИ.             ???

Исчезает мираж фонарный.
Все дороги НЕЗРИМО ДЛИННЫ.
Проникают в ткань снега фары
Вплывшей в марлевый мир машины.

Снегопаду вполне по силам
Кружева создавать из пряжи.
Шаль бескрайняя мир укрыла,
Сказкой детства обняв пейзажи.

Утро явит нам бархат с плюшем.
Серой брошкой на белом – голубь.
Прошивает след неуклюже
Пятиклассник, спешащий в школу...

Блеск парадный не будет долгим,
Пышным формам конец настанет,
А февральское солнце в полдень,
Не щадя, перепортит ткани.

С одной стороны, интересное решение - описать картинку через единую семью образов - тканей, многие из которых очень точны: "Утро явит нам бархат с плюшем. Серой брошкой на белом – голубь" - они создают картинку, передают  ощущения от увиденного. Не совсем поняла выражения "незримо длинны"   и решительно не к месту в компанией с марлями и плюшами иноязычное  "Сити" - все же  не в центре Лондона сия картинка пишется! )))

    56. Мережка дней. Марина Москвичева Белова 

Кривая рыхлая дорога
Вдоль влажных елей и берёз.
БЕЗЛИКИЙ лес ЧЕРНЕЕТ СТРОГО -
От стужи ветреной промёрз.

В глуши, стараясь выдуть зиму,
Всю ночь куражилась метель.
А по утру - МОРОЗЕЦ ДИВНЫЙ -
Трещат деревья... КАНИТЕЛЬ!

Висят сосульки-переростки.
К полудню утренник ослаб.
Сверкают маленькие слёзки
Среди еловых мощных лап.

Светило греет однобоко,
Под снегом потуги цветка,
А белобокая сорока
Уже разносит весть... Ловка!

Весна! Она не за горами.
У ЗАЙЦЕВ - НОВАЯ ИГРА.
Поёт пищуха за кустами,
У ЛИС ПРЕДБРАЧНАЯ ПОРА.

Кривая рыхлая дорога
Мережкой дней сошла на нет.
Застряли сани... У порога
Полозьев талый виден след...

Неплохие стихи, но есть случайность заполнения строки фразами. Почему "чернеет строго" "безликий лес"?  И почему он безлик, непонятно, и как при этой своей  безликости  он может строго чернеть? 

"Морозец дивный"... Любит наш брат-поэт это слово "дивный" вставлять куда ни попадя, а чаще - просто для заполнения места. Что же в морозце  дивного?  А при чем тут "Канитель" - в одно предложение-слово?  Из чего канитель?

Очень прозаически и скучно написана предпоследняя строфа: "У зайцев - новая игра", "У лис предбрачная пора" - как статья Википедии... Уж если бы я надумала эти, уже существующие стихи, предложить на конкурс "пейзаж Февраля", я бы ее просто удалила, дав фрагмент стихотворения.

   57. Февраль. Ирина Полесская 

Слежался снег, он влажен и зернист;
Взвиваются, метут ещё метели..
Но солнце РАСПЛЕСКАЛО АКВАРЕЛИ          
На светлый и простой зимы эскиз.               

Сосулек ряд - богемское стекло -
Искрится на карнизах и окошках..
Потягиваясь, жмурит ГЛАЗКИ кошка,
Как весь их род, ПОЧУЯ ВДРУГ тепло.

Разлита в небе светлая лазурь,
Берёзки распустили КАНИТЕЛИ,
И тянутся сиреневые тени
На рыхлом и темнеющем снегу.

И пусть морозец крепок и колюч,
Лицо подставив солнцу, ТОНКО, кожей
Почувствуешь, как мягко, осторожно
Щеки коснётся первый тёплый луч..

Февраль заснул в лесу и видел сны,
Как снег вокруг поплыл.. Зима пропала..
Подтаявшее скинул одеяло,
Улыбкой возвестив приход весны..

И в этом стихотворении тоже "березки распустили КАНИТЕЛИ"... Что имел в виду автор? Что такое березы распустили в феврале, чего ранее у них не было? А что значит "солнце расплескало АКВАРЕЛИ ... на эскиз"? Акварель - это либо техника письма либо тип красителя. Смысл фразы (и действия солнца) в данном написании предложения я не поняла. А что означает слово "тонко" в следующем  контексте: "Лицо подставив солнцу, тонко, кожей"? Деталь с кошкой картинку несомненно украсила, но выбор слов мог бы быть удачнее: и уменьшительное "глазки" здесь не обосновано (лучше бы - глаза), а вместо "почуя вдруг" хочется более простого и ясного "почувствовав тепло".

   64. Февраль-проказник. Сергей Суворов 60 

Пришёл зимы последний месяц
И снова в сёлах, в городах
Февраль-проказник куролесил,
Гирлянд-сосулек понавесил
По краю крыш, на проводах.

Своей волшебной кистью - снегом,
Как холст,  загрунтовал поля.
Дороги - "Альфа и омега",
Дома - подобие "ковчега",
Пейзаж БЕЗМОЛВЕН - ТОЛЬКО ГЛЯНЬ.

В лесу деревья кучерявы
В пушистых шапках набекрень.
Под настом пень стоит трухлявый,
Под пнём живёт хорёк вертлявый,
В реке притих лихой таймень.

Один из немногих авторов, кто словом именно пишет картину, а не пересказывает ее. Подкачала только строка: "Пейзаж безмолвен - только глянь". Если "безмолвен", то логичнее сказать не глянь, а послушай...

   65. Бредёт февраль. Русаков Григорий 
 
Дорога. Полдень. Над сугробами змеится плотной пеленой
Позёмка пылью СНЕЖНО-РОЗОВОЙ, сливаясь с белой целиной.
От горизонта до околицы барханы выстроились в ряд -
Зима изрядно хорохорится, но сброшен праздничный наряд.
С покатых крыш сосульки свесились. Прозрачной дымкой снег парит.
На проводах щебечут весело, усевшись чинно воробьи.
А воздух!? Словно слой озоновый проткнули хвойною иглой
И зачерпнули над Азорами свежайший, чисто-голубой,
С прибоем, пеной, что над кручами морские птицы стерегут...
Горит соломенное чучело, да скоморох - базарный шут
Разносит вести о распутице, блинами потчует народ.
Бредёт февраль по зимней улице, вернуться чтобы через год.

Я бы эти стихи метрикой записала, без объединения двух строк в одну, но это дело вкуса. И опять "снежно-розовый"... Розовый как снег? Вряд ли. Зачем цвет и состав делать единым определением, записывая через дефис? Разумнее - через запятую. Остальное - здорово!

   66. Пуржит февраль. Егор Овченков   

Уже который день подряд
Пуржит февраль. Деревья спят
Укрыты чистыми снегами.
Над головой за облаками
Не видно солнца, лишь пятно
Чуть-чуть светлее. Под окном
Дворовый пёс давно не лает,
Забившись в будку наблюдает,
Как обнаглевшая сорока,
Скакнув с забора резво, боком,
Шныряет в миске у него.
Заиндевевшее стекло
Расписано узором нежным.
Под покрывалом белоснежным
От стужи спрятались дома.
Пуржит февраль. Поёт зима
Уныло песню. У печи
Боками греет кирпичи,
Клубком свернувшись, рыжий кот.
Трещит мороз. Февраль идёт
Ступая крепко, по-хозяйски.
А за зимой в чертогах майских
Уже колдует соловей,
Звенит бубенчиком ручей,
Кивает ландыш головою
И плещет небо голубое,
И вьётся стайкой мошкара...
Всё солнца ждёт. Все ждут тепла.

Заинтриговала деталь: почему "Под окном /Дворовый пёс давно не лает"? 

Если бы  стихи готовились для конкурса, я бы дала их не целиком, а во фрагменте, остановившись на "Февраль идет". Но кого же волнуют конкурсные задания какой-то там ТМ? Да никого!

   71. Лютень. Снежень. Сечень. Бокогрей. Елена Спиридонова 2   

Лю;тень. Лютует морозами, вьюгами.
Сне;жень. Снегами засыпал окрестности.
Се;чень… Охвачен тяжёлыми думами.
Зимушку должен отдать неизвестности.
Смотрит глазами пронзительно синими.
Знает ли сам, что весна улыбается
В этих глазах в обрамлении инея
Там, где тепло с холодами встречается?..
Воздух пьянит чистотою морозною.
Солнце слепи;т, рассыпаясь на искорки
в снежных покровах. Плывёт грациозною
Павою оттепель. Дождиком брызгает.
Робко касается почек на веточках.
В небыль уходят морозы задумчиво.
Скоро очнутся. Вернутся соперничать.
Настом покрыты снега вездесущего
зимнего царства. Завьюжило. Пасмурно.
Белые звёзды кружа;тся и падают.
Се;чень какой-то угрюмый и заспанный.
Новая оттепель движется павою.
Греет бока осмелевшее солнышко.
Зимние проводы славно отмечены!
Что ж так морозит?! До самого донышка!
Нрав бокогре;я весьма переменчивый.

* Лю;тень, сне;жень, се;чень (месяц, отсекающий зиму), бокогре;й - старославянские названия февраля

И картина ярко написана, и славянские названия месяца хорошо проиллюстрированы, умно сюжет построен.  Хорошая работа.

   72. Я рад тебе. Гордей Майский 

Зима вся в белом, как невеста -
фатой вдоль улицы метель,
а в проводах - гудящий шмель,
как соло зимнего оркестра.

Вокруг, сквозь трепет снежной ткани,
причудлив, призрачен мой мир,
и в нём невидимый факир
играет истово тенями.

Всё нереально - власть у сказки,
а главный сказочный герой -
зима! Я рад тебе такой,
какая есть - в февральской маске.

   74. Опять февраль. Васина Валентина   

               Опять февраль. Дождит немножко.
               И снег чернеет от воды.
               Гляжу с тоской в своё окошко
               На грустные зимы черты.

               Она была красивой, юной
               И дерзкой, наглою, шальной.
               Пугала ураганной вьюгой,
               А нынче жаль её покой.

               Жаль расставаться с чистотою
               И девственной красой равнин,
               Хрустальной, свежей белизною,
               Что прогоняет мрак и сплин.

               Но жизнь, увы, неуловима,
               Меняет даты календарь.
               Зимы печальная картина -
               И плачет о былом февраль.

77. Зимнее.  Гера Шторм .

Как долго по зиме тянулись ночи,          
выбеливая снежной белизной
тьму бесфонарных двориков. Досрочно
с покатых крыш сползая простынёй,
снег укрывал деревья, манной кашей
свисая с тонких веток. Под луной
искрясь, сверкая. Наполняя чаши
дворовых урн. Холодное сукно
февральским ветром на дорогах длинных
выглаживая позже, полонез
позёмками танцуя. Серо-синий
стирая с горизонта хвойный лес.
Зима не уходила, и казалось,
не кончится. Весь мир окаменел.
За толщей неба солнце угасало,
холодное и бледное, как мел.

Стихи с анжамбеманами -множественными переносами предложений из середины строки на другие строки, но сделано это очень аккуратно, не нарушая общей мелодии. Очень выразительный пейзаж написан языком поэзии.

************************************************

Теперь, как обычно, претенденты на номинацию "За самую интересную форму строфы":

3. Февраль. Людмила Ревенко  ( Шестистрочник ААб ССб , разностопный 2-2-3 стопный пеон2)

7. Завьюжило...Эльвина Шумовская ( Октет ААБАДДБД, 2 ст. пеон 2)

11. Февраль на фоне дождя. Любовь Левитина  (Катрен ДмДм с дактил. рифмой и короткой строкой,  разностопный строфный логаэд, 3 анапест, 1 ямб)

20. Февральская корона. Николай Сыромятников  ( Шестистрочник АБА сБс, грязный  акцентный - разное число иктов с стихе, смена рифмовки 1 и 2 строфах)

32. Суровый молчун-февраль. Владимир Николаевич Тюрин (Десятистрочник или два пятисточника с межстрофной рифмой А,  АбССб, 3 стопным анапестом)

36. Февраль. Виктор Дванольодинвосем (Катрен аБаБ , пентон1- 3 стопы с мужской рифмой)          

38. Мой февраль. Ольга Светова (Катрен АбАб разностопный 4-2 хорей).,

39. Февральские окна. Галина Ленкова 2 (Катрен АБАБ  строфно-строчный логаэд (пеон2, дактиль, хорей) и  (2 анапест, амфибрахий)

41. Переменчивый февраль. Лилия Белоконева (Пятистрочник аасса, разностопный  3-2  анапест)
 
42. Оправдал себя февраль. Ингуза Сергеева (Шестистрочник ааС  ааС - где,  С -  межстрофная рифма, во второй половине смена рифмовки абС  абС)

49. Мела метель. Владимир Семёнович Коробов (Пятистрочник  АбААб, 4 ст ямб)

60. Танец февральской позёмки. Смелянская Елена (Пятистрочник АббАб 5 ст ямб)

62. Февральское настроение. Юляюлия ( Катрен аБаБ, составной логаэд (2-анапест) и  (1анапест, 2 ямб, 1 хорей) )

70. Февраль пешеходов не жалует. Светлана Салахова   (Пятистрочник ДбДДб, 3 ст.  амфибрахий)

Победителя этой номинации я выбираю по наибольшему количеству очков, полученных произведением  в результате голосования, исключая призеров первой пятерки мест,  которые и так уже получают дипломы призеров конкурса.

Теперь, когда уже стали известны итоги голосования, сообщаю вам, что победителем номинации "За самую  интересную организации строфы" в этот раз стало  произведение:
 
60. Танец февральской позёмки. Смелянская Елена

К концу подходят долгие гастроли
Волшебного театра зимних грёз.
Метель устала петь, ослаб мороз,
И стонут ели от тяжёлой доли -
Стоять и не ронять хрустальных слёз.

Лишь юная беспечная позёмка,
К порывистым ветрам сбежав в поля,
Отваги набралась, и вуаля! -
С небрежной беззаботностью ребёнка
Легко скользит по сцене февраля.

Расправив между белых декораций
Тончайшую прозрачную вуаль,
Кружит, почти невидима. Как жаль:
Без криков "Бис!", восторгов и оваций
Уносится в серебряную даль.

И там, куда весной уходят зимы,
Поддерживая дней круговорот,
Она окрепнет, силу наберёт,
Получит роль холодной снежной примы
И вьюгой возвратится через год.

По числу набранных очков у нас опять победила пятистрочная строфа, рифмовка которой выполнена на две рифмы по формуле  АббАб, ритмика стихов - классический  5-и стопный  ямб.
____________________

На этом все. Впереди вас ждет еще  одна статья - статья, предназначенная для сборника ТМА "Все о лексике" - о лексических ошибках и других недочетах исполнения пейзажной поэзии, где я анонимно, не доставляя неприятных эмоций участникам конкурса , покажу отдельные фрагменты стихов участников 6 тура, где (на мой взгляд!) требуется доработка текста с точки зрения выбора слов и организации предложений.

См - http://www.stihi.ru/2018/03/11/8851

С уважением, АлКора, 11.03.18г


Рецензии
Спасибо всем авторам за такой чудесный февраль! Хочу "заступиться" за "розовую рощу"
Лины Чирко. В февральский солнечный день берёзовая роща действительно - в ро-
зовой дымке, в марте дымка становится лиловой,а потом темнеет и остаётся такой
вплоть до зелёных листочков. На фоне белоснежного покрывала явление заворажи-
вающее, но - при довольно большом расстоянии.
Алла, спасибо за такой интересный конкурс.
С весенней улыбкой,

Галина Ленкова 2   14.03.2018 08:30     Заявить о нарушении
Если мы публикуем стихи не по картине (которая иллюстрирует их содержание для читателя), то есть смысл писать текст так, чтобы неожиданные эпитеты были поддержаны в тексте каким-то дополнительным штрихом, чтобы они не производили впечатление случайного заполнения строки для читателей из других мест, где иная природа и иные привычные пейзажи. Стихи должны быть понятны, не нуждаться в пояснениях.

Алкора   16.03.2018 11:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.