Даруй, Господи, сердце простое...

"Господи! Дай мне сердце простое, незлобивое, открытое, верующее, любящее, щедрое , достойное вместилище Тебя Всеблагого!" Святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Кто незлобив, тот совершен и богоподобен, он исполнен радования и есть покоище Духа Божия. Как огонь сожигает большие леса, когда пренебрежешь о нем, так злоба, если допустишь ее в сердце, погубит душу твою и тело твое осквернит, и много принесет тебе неправых помышлений, возбудит брани, раздоры, молвы, зависть, ненависть и подобные злые страсти, отягчающие самое тело и причиняющие ему болезни. Поспешите стяжать незлобие и простосердечие святых, чтобы Господь наш Иисус Христос принял вас к Себе и каждый из вас мог с радостью сказать: мене же за незлобие приял, и утвердил мя еси пред Тобою в век (Пс. 40, 13).

Преподобный Антоний Великий

*  *  *

Даруй, Господи, сердце простое,
Чтобы вытерпеть боль заушения.
Чтоб не выкрикнуть злобное слово,
На кинжальной обиды движение.

Даруй силы не взвыть в одночасье,
Когда когти терзают зверины.
Когда холодом вьюжит ненастье,
Не Покинь, а Приди во Спасенье.

Когда ропот и лед равнодушья,
Подступают вдруг недругом колким.
Ты Приди и Согрей мою душу...
Вынь из сердца страданья иголки.

Побеждай во мне Силой Твоею,
Согревай Благодатной Любовью.
Да, не стану ошуйю и злее...
Побеждай во мне Милостью Кроткой.

*  *  *

Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Божией Матери.

Часто люди, живя на земле, пытаются найти свое место в истории человечества, осознать: «Кто я? Каково мое нравственное состояние? К чему мне стремиться?» И взор при этом необходимо возвести на Голгофу.

Мы созерцаем духовными очами Христа Спасителя, Распятого на Кресте, а справа и слева (одесную и ошуйю Его) двух разбойников, казненных одновременно с Ним, Мессией Израиля и Спасителем человеческого рода Господом Иисусом Христом.

Как вы помните, оба разбойника поначалу хулили Христа, пребывая в тех страшных муках, которые терпят распятые на кресте. Они вспоминали свои грехопадения, преступления, и мало-помалу так называемый благоразумный разбойник, видя Божественный свет, исходивший от лика Безвинного Спасителя, уразумел, что пред ним не такой же, как и он, разбойник, грешник, отягощенный кровавыми преступлениями. Он увидел за завесой человеческой плоти божественное величие и святость. Исповедал он тогда свою веру в Бога Живого и Крепкого, сказав: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!»

И услышал в ответ слова, которые заставили его забыть о лютой казни, им претерпеваемой. «Днесь сегодня же будешь со Мною в раю», — ответил ему с поистине божественной властью Сын Божий и Сын Человеческий.

А другой разбойник, осужденный за свои преступления, продолжал хулить и поносить Христа, как это свойственно слабым людям с сожженной совестью, и променял в результате временные страдания на неизбывную вечную муку.

Говорят, что все человечество представлено этими двумя разбойниками. Каждый из нас, хочет он этого или нет, должен будет занять место одесную или ошуйю — справа или слева от Господа — что мы и наблюдаем в действительности в нашей жизни. Кто-то бесконечно ропщет и обижается, почитает себя несправедливо оскорбленным, несчастным; в ответ на подобные помыслы смотрит на людей исподлобья, завидует, гневается, хулит Бога.

Есть другая, может быть, совсем небольшая часть людей, кто безропотно, кротко переносит все земные испытания, повторяя вслед за благочестивым, благоразумным разбойником слова: «Достойное, Господи, приемлю по делам моим. Достоин большего и худшего, но помяни меня, егда приидеши во Царствие Твое!»

Итак, находясь в скорбных обстоятельствах, можно и должно не озлобляться, не роптать на Провидение, не посылать проклятия окружающим, но, склонив главу, смиренно ждать, пока Божий Промысл, очистив нашу душу и тело от окалины греха, не снимет нас с креста, не отверзет пред нами врата рая.

Именно поэтому все человечество, распятое одесную и ошуйю, и называется козлищами и овцами, а мы, убиваемые собственными беззакониями, грехами, призваны по примеру благоразумного разбойника, глубоко каяться в своих согрешениях, не находя несправедливыми никакие злоключения, скорби и беды, претерпевать которые должны философски и благодушно. Как говорит апостол Павел, «многими скорбями подобает нам войти в Царствие Небесное».

Вот и сегодня, обращаясь к Акафисту Пресвятой Богородицы, давайте вспомним замечательные слова одного из икосов: «Радуйся! — обращаемся мы к Божией Матери — Ею же разрешися преступление!»

Да, все мы преступники пред вечным законом Божественной Правды и Любви, написанным в нашей совести Божиим перстом. Священное Писание удостоверяет нас, что нет на земле ни единого праведного человека. «Все мы согрешили», — воздыхал с печалью о человечестве, не исключая самого себя из его рядов, царь Давид. Все мы согрешили, все лишены славы Божией. Каждый из нас так или иначе, прямо или косвенно принял участие в вознесении Христа Искупителя на Крест. Пречистая Кровь Агнца Божия пролита за каждого из Его разумных созданий. Мы приступаем к распятию с чувством неизбывной вины, потому что «грехи не иного, но мои» стали причиной кровавой крестной смерти Спасителя.

Однако Господь, заступая на наше место, не желая, чтобы страдали мы, избавляет нас от вечной казни, простирает нам с Креста Свои объятия, разрешая от всех преступлений тех, кто умеет каяться, склоняет свою гордую главу пред Агнцем, распятым за грехи мира.

Вот почему мы с таким упованием и надеждой взираем на Пречистую Богородицу, говорим Ей: «Радуйся, Еюже прощено нам преступление!» Именно Она породила, дала рождение Врачу душ и телес человеческих. Она явила нам Того, Кто может, хочет и прощает нам наши грехи, если только мы веруем в искупительные Голгофские страдания, исповедуем Христово Воскресение и, подойдя к Распятию, как малые дети, с повинной главой раскрываем пред Его, Господа, всевидящим взором свои вольные и невольные, за всю жизнь содеянные преступления.

«Радуйся, о Пречистая Богородица, Родившая Того, Кто стер человеческие прегрешения, истребил рукописание наших грехов, омыл все язвы человечества Своей поистине драгоценной Кровью!» Нет греха, который препобедил бы Божественное милосердие! Никто из нас, казнимых правдой Божией, не должен отчаиваться и сомневаться в милости Творца. Ведь воля Божия состоит в том, чтобы все мы, покаявшись и омыв одежды души в таинствах Крещения, Покаяния, причастившись Святых Христовых Таин, были бы прощены, разрешены, убелены страданиями Спасителя и вновь, веруя в Агнца, распятого на Кресте, обрели доступ к Отцу; примирившись с Вечной Правдой Божией, стяжали божественное оправдание, были бы возведены в достоинство сынов Света, сынов Церкви, обновив в сердцах залог Святого Духа.

Все человечество, которое смело может быть названо преступным, оправдывается верою в Господа Иисуса Христа и вхождением в лоно Православной Церкви через ее спасительные таинства. Вот почему Христос еще загодя, до Голгофских страданий говорил: «Огонь Божественной милости и любви пришел Я низвести на землю и как томлюсь, покуда не крещусь Крещением Голгофским и страданиями во имя искупления человеческого рода». Вот почему эти сами по себе страшные муки, которые претерпел Господь, были для Него желанны, и Он в Гефсиманском саду, испытывая естественные по человечеству трепет и ужас при созерцании ожидающих Его страданий, говорил: «Аще не может сия Чаша быть мимо Меня пронесена, Отче, да будет воля Твоя. Не якоже Аз, но якоже Ты хочешь. Да будет воля Твоя Святая!» И сегодня Чаша Христовых страданий обернулась для нас великой радостью, примирением, обилием Божественного света, который наполняет наши сердца при воспоминании самих Христовых страданий, когда мы все участвуем в Божественной литургии. Ведь на ней мы становимся причастниками тех самых Пречистых Тела и Крови Спасителя, которые созерцаем на Кресте пред собою. На Голгофском распятии Бог для покаявшегося человечества взрастил плоды вечной жизни, вкушая которые с покаянием, мы чувствуем, что Его десница прикасается к нашей совести, исцеляет ее многолетние кровоточащие язвы. Бог возвращает нам светлую одежду оправдания, именуя нас уже не преступниками, но друзьями, Своими детьми, призванными войти в общение с Небесным Отцом. А Матерь Божия и послужила этой великой тайне, почему мы и взываем к Ней со словами: «Радуйся, Ею же разрешися преступление!»

Расшифровка: Евгения Осипцова


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.