Вдохновение-сборник стихов

От автора.
Как обрести  Вдохновение?
На этот вопрос ответил ещё Платон: «Сила магнита передается от железа к железу подобно тому, как вдохновение музы передается через поэта чтецу и слушателю».
В настоящем сборнике собраны стихи,  рождённые под впечатлением прочтения  поэтических шедевров великих поэтов мира, что и  вдохновило автора создать свой скромный  цикл стихов  путём  реминисценции *их произведений- это дань его  душевного  преклонения перед величием  их божественного таланта.
***
Реминисценция*- в художественном произведении
(преимущественно в  поэтическом)  отдельные черты, навеянные невольным или преднамеренным  заимствованием  образов или  ритмико – синтаксических ходов из другого произведения (чужого, иногда своего).
                Ариф Туран.

  Поэты древнего мира
         ***
"Расскажи мне богиня о воине мудром"…
***
(Муза, скажи мне о том многоопытном муже…)
                (Гомер-«Одиссея» - стих первый - 8 век до нашей  эры )
   ***
Расскажи мне богиня о воине мудром,
Как Трою разрушил, скитался по свету,
Был полубогом,  всесильный   духом,
Страдал на морях, тосковал по рассвету.
Друзей потерял - все убитые роком,
Остался один, словно изгоя,
Проклятие циклопа, потерявшее око,
Ему не давало  спокойствия, покоя.
Но, как умудрился дойти  до Итаки,
Увидеть Отчизну, Пенелопу родную,
Убить  женихов в смертельной драке,
Одолеть судьбу свою роковую…
Расскажи мне богиня о воине мудром,
Любимце  Афины и грозного Зевса,
Жизнь Одиссея  богато, не скудна,
У  самого  Посейдона рвал он завесы…

***

"Псалом Давида 1" –
(ок. 1004–965 гг. до н. э. )
(поэтический перевод с церковнославянского).
***
Счастлив человек, когда Бог дарит ему  земные блага   и небесное блаженство,
когда он не входит в грешную тьму,
и не бродит по пути несовершенства.
Любовь и воля человека мыслят день и ночь,
в праведности  ко всему Божьему  откровению,
за  утреннею зарю,  он  нечестивцев гонит прочь,
и законы Бога  не предаёт забвению!
За  верность Ему  человек будет  во время своё
плодиться, как дерево, растущее при воде,
неувядающим листом станет для него житьё,
любовь и милость  Всевышнего  сохранит его везде.
А у  нечестивых  нет от Бога блага,
они есть прах – пыль, легко уносимая ветром,
так как  не живут по заповедям Бога, под Его знаком,
они не могут  устоять перед Божьим судом светлым.
Нет места  для нечестивых на собрании праведников,
они в объятии  грешных оков,
только  праведных  Господь своей Любовью награждает,
а нечестивцев и грешников  их путь убивает.

***
На церковнославянском:(оригинальный текст)

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седее
но в законе Господни воля eго, и в законе Его поучится день и нощь.
И будет яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист eго не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет.
Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, eгоже возметает ветр от лица земли.
Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных.
Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.

***

"Перстень Соломона" –
(царствовал  в 965 -928  г. до н.э.)

***
Всё течёт, всё меняется-
«Всё пройдёт, пройдёт и это».
Мир в движение, в борьбе вращается,
Уносит время рекой сюжеты.

Жизнь искра - одно мгновение,
И Соломон был покорён судьбой.
Своим он мудрым изречением,
Влил в душу нам извечный бой.

Но  нас несёт времени  поток,
Суждено  всему  кануть в Лету,
Был  прав царь  Соломон – пророк:
«Всё пройдёт, пройдёт и это».


***
"Труд человеку добывает всякий  достаток…"
***
(Нет никакого позора в работе: позорно безделье)
      (Гесиод «Труды и дни»- VIII-VII в. до н. э. )
***
Труд человеку добывает всякий  достаток,
Гневаются боги и люди на двуногих трутней,
Бездельники ищут себе бесплатный подарок,
За счёт хлопотливых в трудах людей.
Кто любит трудиться, тот благословен богами,
Он прекрасен своей душой и телом,
А бездельники мерзки жадными руками,
Они отправятся в ад, душой опустелой.

***

"Валом валят  свирепо  беды на сердце моё…"
***
(Сердце, сердце! Грозным строем встали беды пред тобой).
(фрагмент их стихов – Архилох- до 680 – ок. 640 до н.э).
 
***
Валом валят свирепо беды  на сердце моё…
Сердце, сердце! Будь ты стойким, грудью встреть своих врагов,
Бейся так, что меч в руках пусть запоёт,
Не надейся  на помощь олимпийских богов.
Одолеешь – не хвались своей победой,
Коль потерпишь поражение, не давай слезам ты волю,
Радость,  горе посчитай ты  в меру  бредом,
Знай! Лишь Мойры* дарят нам нашу  долю.
Они могут осчастливить горемык,
А тех, кто в лаврах, опрокинуть  лицом ниц,
Закрыв  хвалебный их язык,
Власти Мойрам, нет границ.
***
Мойры, в греческой мифологии богини судьбы.

***

"Славная Афродита на троне любви прекрасна…"
***
(Пёстрым троном славная Афродита,
Зевса  дочь, искусная в  хитрых ковах!)
(Сафо Митиленская –«Гимн Афродиты» 630 года до н. э. )

***
Славная Афродита на троне  любви прекрасна,
Зевса дочь, любовью  чарующая весь мир,
Молю тебя, не карай меня горем опасным,
Не рви в моём  сердце любви страстных лир.
Явись ко мне, как всегда бывало часто,
Отзовись  ты на зов мой  душевный,
Не  будь золотоволосая ко мне безучастна,
Останови колесницу, не оставляй меня плачевной.
Помоги моим смятенным чувствам,
Не хочу богиня, твою любовь терять,
Я верна твоим чарам, твоему искусству,
Моя  богиня, я хочу тебя обнять.
Ты приди ко мне, избавь от горькой скорби,
Будь мне союзницей великая богиня!
Без тебя,  мир пуст для меня   до боли,
В тебя безмерно влюблена моя  гордыня.

***

"Первые  победы над ракшасами…"
***
(Поэтическое переложение прозы (фрагмента) эпоса поэта- певца  Валмики-«Рамаяна» - Первые победы над ракшасами) V—IVв. в).

***
Царь города Айодхью Дащаратха,
был горд своими  сыновьями,
им нипочём была любая схватка,
они были равны с богами.
Мощнее  всех был лотосоглазый Рама,
с  добрым нравом, почтительный к святым старцам,
решил помочь их душевным травмам,
избавить от ракшасов  седых страдальцев.
Долгий путь прошли Рама и брат Лакшмана,
от берегов Сарайю  до великой Ганги,
вышли на героев чудовища из  мрачного тумана,
они пожирали всё  живое без останков…
Сверкнули в воздухе неотвратимые стрелы  героев,
пали кровожадные чудища - могучие ракшасы,
в бою Рама был храбр и могущественно стоек,
и от рук Лакшманы гибли чудища в страшных гримасах.
Неизмеримая радость охватила святых старцев,
освободился их край от свирепых поганцев.


***
"Роняй слёзы Венера, рыдайте и вы Утехи!"
***
       (Плачь, Венера, и вы, Утехи, плачьте!
      Плачьте все, кто имеет в сердце нежность!
      Бедный птенчик погиб моей подружки).
(Гай Валерий Катулл  -ок.87до н.э- ок. 54 до н.э.)

***
Роняй слёзы Венера, рыдайте и вы Утехи!
Горюйте все, кто душою  нежен!
Не было у Смерти помехи,
Гибель птенчика моей  подружки  был неизбежен…
Она любила бедного  птенца,
Он был ей  дороже собственных глаз,
Ценнее своего милого лица,
Со смертью птенчика огонь радости у неё погас.
Он слаще мёда  был для своей  хозяйки,
Узнавал её как родимую мать,
Они любили  друг  друга без утайки,
Ему нравилось у подружки на коленках засыпать…
Чирикал  сладко  лишь  для неё  одной,
Порхал игриво вокруг хозяюшки своей,
А теперь по тропе туманной он плетётся,
Туда откуда нет возврата, в кромешный край,
Где царствует Смерть - над ним  безжалостно вьётся.
Кричит  подружка птенчику: «Не умирай!»
Несчастный птенчик! От солёных, горьких слёз,
Вспухли глазки милой, поблекло  личико всерьёз.


***

"О муже храбром пою"…
***
«Битвы и мужа пою, кто в Италию первым из Трои Роком ведомый беглец - к берегам приплыл Лавинийским»…(Публий Вергилий  Марон –    (70 – 19 гг. до н.э.) отрывок по мотиву эпоса  «Энеида»  -)
***
О муже храбром пою,
кто вывел троянцев из Трои в Италию,
за Трою, он  бился в смертельном бою,
сжав своё сердце железным молчанием.
Роком ведомый беглец,
приплыл к берегам Лавинийским,
он с честью нёс свой троянский венец,
мечты о новой  стране стали  близки…
Он спас своё племя  от ярости сынов Атрея,
Оставшихся в живых троянцев вёл по лабиринтам судьбы,
и Мойры* пряли  нити его, над  ним вея,
Эней  принял волю богов -не жить без борьбы…
Эней спасший из Трои, был неутомим,
Это он основал великий Рим.


(продолжение следует)


Мойрами*- в древнегреческой мифологии называли богинь судьбы, дочерей верховного бога Зевса и богини правосудия Фемиды.



(продолжение следует)


Рецензии