Трилогия. Взаимоотношения Человек - Природа

Взаимоотношения  «Человек  - Природа»   в древности    I часть
               
                (студентка проводит первый  урок)    
    1 часть урока

Ученики устраивают ей «проверку». Прекрасно зная материал, они нарочно искажают его, шумят, стреляют из резинок и т.д. В дальнейшем она достойно выходит из сложной ситуации, а ученики сами ведут рассказ.

1 ученик (до звонка)

В каждом классе, в каждой школе
Есть внеклассный уговор,
Если в школу приезжает
Практикант или стажёр.

И неважно симпатичный,
Иль совсем наоборот.
Может вежливый, тактичный
От проверки не уйдёт.

Это вовсе не издёвка
И совсем уже не месть.
К сердцу нашему путёвка,
Но критерий всё же есть…

На прикол не обижаться,
Остроумный дать ответ.
И к директору не мчаться,
Если дисциплины нет.

Быть должна корректной с нами,
И предмет должна свой знать.
Если выдержит «экзамен»,
Будет нам вторая мать.

(в классе шум, входит студентка)

Студентка

Потише! Здравствуйте, садитесь,
Достать тетради потрудитесь.
Василь Семёныч занемог,
Я проведу у вас урок.

Вы изучали ту эпоху,
А, именно, как раз тот век,
Когда в природе появился
Древнейший получеловек.

Как постепенно развивался,
Как научился выживать
И как с природою сражался.
Она ему ещё не мать

И вот, что мне ответить надо:
Как жил он племенем иль стадом?
Как он к природе относился?
И где он жил, и чем кормился?

Какою занят был работой,
С чем выходил он на охоту?
Удачлив был иль голодал?
(стук в дверь, входит ученик)
Так, почему ты опоздал?

Ученик Аскаров

- Да. я в сарае управлялся.

Студентка

- Уж. Лучше б ты не появлялся.
Сядь, а ещё нам вспомнить надо
Картину жизни иль уклада.
Что одевал он в холода?

И что за климат был тогда?
И соблюдал ли этикет,
Когда садился за обед?
(обращаясь к ученице)
Божкова  Ира, вытри доску!

Ученик Аскаров
(передразнивая)

Какую он носил причёску?

Студентка

Ты ещё будешь мне дерзить,
Иди опять навоз возить!
(Аскаров уходит из класса)
Ну, что! Я вижу вы готовы,
А отвечать начнёт Белова.

Ученица Белова

= Я не могу, так зуб болит



Студентка

- Садись. Вопрос палеолит.
Кто скажет мне, в какой же век
Жил самый древний человек?
(ученики хором)
- А, мы откуда знать должны,
И на фига они нужны?

Студентка

- Скажи мне Гундарева Маша
Что они ели?

Ученица Маша (задумчиво)
- Может кашу?

Студентка

- А, может ели и блины?
Сними бумажку со спины!

- Они охотились с дубинкой.
Ибраев! Дай сюда резинку,
Клади сюда и выйди вон
Такой, уж, у меня закон!
(Ибраев уходит)
О чём сейчас мы говорили?

Ученица  Гундарева

- Что они ели и что пили?

Студентка

- Плоды, коренья, яйца птичьи
А мясо чьё? Скажи. Синичкин!

Ученик Синичкин

- Наверно, зайцев убивали,

Студентка
 - А как  они его б догнали?

Ученик Синичкин

- Ну, подстрелили бы из лука.

Студентка
 
- О, Боже! Не урок, а скука.
Ведь лук придуман в мезолите.
Теперь вы вот что мне скажите
Про зверя самого большого.
О нём расскажет Кондрашова.

Ученица  Кондрашова

- Огромный самый? …это кит.

Студентка

- Он что на берегу лежит?
Лежит и ждёт себе в траве,
Когда дадут по голове.
Про мамонта вы не слыхали?

Ученик Максим

- Так это бык, на нём пахали.

Студентка

- Вы что смеётесь надо мной!
Бери портфель и марш домой!
И без отца не приходи!

Ученик Максим
- Пошёл. …Ну, заяц, погоди!

Студентка

- Ну, нет! Так дело не пойдёт!
(выходит из класса)

Ученик Синичкин

- Сейчас кого – то приведёт!
Ну, и крутая! Вот дела!

Ученица Белова

- Чуть не  полкласса  прогнала.
К директору пошла она.
Ну, братцы! Нам теперь хана!
Зачем над нею издевались?
Проверим, вот допроверялись!

Ученица Маша

- Что ж ты молчала, как немая?

Ученица Белова

- Я лишь сказала, что больная.
Сейчас придут. Начнут кричать.

Ученица Маша

- Тогда Бойкот, и всем молчать.

Ученица  Белова

- А, если нет, то что тогда?

Ученица Маша

- Тогда «пахать», как никогда!
(все хором)
- Договорились! Всё! Пойдёт!

Ученица Белова

- Ну, тихо! Вроде бы идёт!
(входит студентка и подходит к столу)
 
Студентка

- «Оружие» ко мне на стол!
Я понимаю, был прикол.
Давайте прекратим  все споры,
А мир любой получше ссоры.
(ученики сдают «оружие»)
(входит директор с удалёнными с урока учениками)

Директор

- Вы извините, мне сказали,
Что шумно здесь, как на вокзале.
Скажите, что творится тут?
А эти… только что идут?

Студентка

- Да. нет! У них есть оправдание,

Удалённые с урока

- Да – да, конечно, вот смотрите!

Студентка

- Ну, ладно! Быстро проходите.

Директор

- Всё хорошо? Ну, извините.
(уходит)


2 часть урока

Студентка

Глаза ко мне и всё отставим,
Давайте прошлое представим
И мы начнём вот с этих слов,
Ну, начинаем, кто готов?

                (пишет на доске)
                «Давайте прошлое представим»

1 ученик

Давайте прошлое представим:
Глухое место среди гор,
А современный мир оставим,
Дадим фантазии простор

2 ученик

В пещере мрачной угли тлеют,
Ведёт к ней узкая тропа
И, прикрывая  вход, белеют
Копыта, кости. черепа.

Внутри две древние мадонны,
Вода струится с потолка.
Одна больна и слышны стоны,
Покрыта язвами рука

А рядом с ней детёныш мёртвый,
И рот открыт, как волчья пасть.
Темно и трупных мух когорты
Уснули, завтра чтоб напасть.

3 ученик

Ужасный запах. Сыро. Грязно.
А по углам таится страх.
Сама страшна и безобразна,
Страшны и язвы на руках.

Другая у стены лежала,
Она была уже мертва.
И это, явно, подтверждала
Огромных пятен синева.
Скривился рот её губастый,
Как палка высохла рука,
Живой детёныш хриплым басом
Орёт, он просит молока.

4 ученик

Костёр дымит. Совсем не греет.
Он ей не нужен, кончен путь.
Её детёныш, стервенея,
Грызёт  её пустую грудь.

5 ученик

Совсем темно в пещере стало,
Костёр давно уже потух.
А липкий страх уж точит жало,
Скорей добить последних двух.

Опять хозяином он будет,
Он не потерпит перемен.
Когда еды ещё добудет
Им первобытный супермен?

6 ученик

И страх теперь их не оставит,
Да,  им и некуда бежать.
Случается и нас заставит
Покрыться потом и дрожать.

Страх жмёт и жмёт , что было силы,
Растёт, как  липкий, снежный ком.
Вдруг женщина, вскочив, завыла,
Стуча по камню кулаком.

В пустой пещере звук мотало,
Как будто эдесь ещё кто выл,
Невольно эхо помогало,
Хотя страх другом эху был.

7 ученик

А женщина, подняв ребёнка,
Играла голосом впотьмах.
То грубо, то  визгливо тонко,
Забыв про язвы на  руках.

Звук троекратно в стены бился,
Печалью, яростью дрожал.
Страх в дикий ужас превратился,
Сам, испугавшись, убежал.
8 ученик

Оставим их, поищем племя.
Такая, видно, их судьба.
Да, трудно жить в такое время,
Где каждый день за жизнь борьба.

Неспешно племя вниз спускалось,
И поступало так всегда,
Когда ненастье начиналось
И наступали холода.

А шли они большим отрядом,
Где есть еда, в долину, вниз.
Тропа, как лента, пропасть рядом,
Нависли скалы, как карниз.

9 ученик

Тропа, петляя, изогнулась,
Как серпантин вдоль диких гор.
Людская лента растянулась,
В точь повторив её узор.

Ничто идти им не мешало.
Лишь любопытная луна
За ними молча наблюдала
Своим величием полна.

Уж третью ночь над головами
Её блестящий диск висит.
И, прикрываясь облаками,
То спрячется, то вновь летит.

10 ученик

Пора, пока мы не устали,
Про эволюцию сказать.
Про ту эпоху, что мы стали
Палеолитом называть.

Природа новые творенья
Являла миру каждый век.
И её новым достиженьем
Стал первобытный человек.

Как эволюции творенье
Был высшим наделён умом.
К примеру, скажем для сравненья,
Он овладел уже огнём

11 ученик

Но человек в палеолите
Огня ещё не мог добыть.
А был у них огня хранитель
И значит должен был хранить.

И тех людей палеолита
К огню так потому влекло,
Что он от хищника защита,
И свет, и пища, и тепло.

12 ученик

А племя шло, держась за скалы,
Но рядом вдоль всего пути
Ущелье холодом дышало,
Чуть ошибёшься – не спасти.

А шли куда, уже известно.
И шли они не кое – как,
У всех своё в походе место,
А впереди шагал вожак.

Ссутулясь от дождя и ветра,
Шёл вождь силён, неутомим,
Держа дистанцию два метра,
Молчком шли воины за ним.

13 ученик

От ветра  шкурой прикрывая,
И, прикрывая от дождя,
Огонь нёс, тропку выбирая,
Огня хранитель – сын вождя.

Опасный путь к концу подходит,
Почти прошли уже карниз.
Но вдруг с вершины камень сходит
И с грохотом несётся  вниз.

Ведь вот судьба, вот жизни бренность,
И попадает он в того,
Кто нёс огонь, как драгоценность.
Вот был огонь и нет его.

14 ученик

А непоседа – ветер шалый,
Играя, угли подхватил.
Потом ударил их о скалы
И  вниз  в ущелье опустил.

Виновник же к скале прижался,
И был он бледен, как мертвец.
Смотрел, как молча приближался
К нему судья – его отец.

Законы племени суровы.
Нет, не простит  вины отец.
И где достать огня им снова?
Он знал, теперь ему конец.

Вождь подошёл суровый, властный,
Собрал, что было силы в нём.
Удар и…полетел  несчастный
Туда, вдогонку за огнём.

15 ученик

Он поступить не мог иначе,
Тут жизнь поставлена на кон.
Исполнил долг, а это значит
Закон, он есть для всех закон.

А смерть они уже встречали,
Шли на охоту, как на бой.
Бывало зверя убивали,
Нередко  жертвуя собой.

Когда им в яму попадался
Огромный мамонт, полный сил,
Хватал он тех, кто зазевался,
Потом ногами их месил.

16 ученик

На зверя крупного опасно
Охотиться, но надо жить.
Рискуя добывали мясо,
Чтоб своё племя прокормить.

Кого вначале убивали?
Кто быстро двигаться не мог.
И потому их жертвой стали
Медведь, шерстистый носорог.

А голод вновь и вновь их гонит,,
Что ж, кушать надо каждый день.
И погибают лоси, кони,
Косули, северный олень.

17 ученик

Да. Многие из тех животных
Погибли раз и навсегда.
И хуже хищника любого
Наш предок был уже тогда.

Сегодня много разных мнений,
Но я читал в одной из книг,
Что был причиной вымираний
Ползущий с Севера ледник.

Есть версия про взрыв кометы,
Померкло Солнце. Пыль и мгла
Покрыли пеленой планету.
И долгая зима была.

18 ученик

Судить не можем мы заочно,
Тому виной, что лёд иль мгла.
Но человека, знаем точно,
Здесь не последней роль была.

А звери стали осторожней,
Копьём уже их не достать.
И потому, вполне возможно,
Стал человек изобретать.

Зимой беда, кругом сугробы.
Зимой с трудом охотник брёл.
Сплёл снегоступы он для пробы,
А позже лыжи изобрёл.

19 ученик

Затем он лук придумал прочный,
Как он до этого дошёл?
Но в мезолите, знаем точно,
Он на охоту с ним пошёл.

Осёдлым стал и жил в селеньи,
Секреты жизни познавал.
Из поколенья в поколенье
Копил, другим передавал.

Ловили рыбу в водоёмах,
Шли семена искать в поля,
Личинок ели, насекомых.-
Всё, что давала им земля.

20 ученик

Те семена, что собирали,
Они несли себе домой.
И, хоть, охоту не бросали
Но занялись всерьёз землёй.

Сажали корнеплоды, злаки.
Леса, луга под пашню жгли.
Уже приручены собаки,
Что на охоту с ними шли.

И человек из неолита
Стал зверя больше убивать.
А сколько было их убито?
Да кто бы стал тогда считать?

21 ученик

Следы животных изучая,
Повадки многих уже знал,
И, часто самку убивая,
Детёнышей он приручал.

Так, например, у нас в Сибири
Приручен был медведь и лось.
На них пахали, груз возили,
Животноводство началось.

В природе многое разведал
И многое он изучил,
А заодно и дармоедов
Уже тогда он приручил.

22 ученик

Блоха и вошь в домах водились,
А  значит мыши были там,
И тараканы расплодились
Все строго по своим местам

Тогда до старости глубокой
Не смог дожить бы человек.
Болезни, хищники и войны,
Жизнь сокращал жестокий век.

Он много знал уже растений,
Корзины плёл и сеть вязал.
Наверное, секрет плетений
У пауков он перенял?

23 ученик

Пшеницу сеял, рожь и просо,
Готовил мясо на заквас.
У эскимосов этот способ
Имеет место и сейчас.

Знал, чем лечиться от простуды,
Чем можно быстро кровь унять.
Чем вылечить больной желудок,
Как яды можно применять.

Но шли века, века сменяя,
Пришли другие времена.
Друг  друга с песней  убивая,
Шли племена  на  племена.

Убитых с песней хоронили.
Наверно, я не ошибусь,
Что песни те печальны были
И выражали они грусть.

Студентка

Ну, всё, достаточно на этом.
Закончим мы, но не совсем.
Все молодцы, и все поэты.
Довольна я, спасибо всем!

Историю ещё продолжим
Про древний мир,  феодализм.
Готовьтесь все, успеть мы можем
Сказать и про капитализм.

Ученик

Вот теперь нам стало ясно,
Мы двумя руками «за»
Что учитель она классный,
Да и мы не «тормоза».




             Взаимоотношения «Человек - Природа» 
           (рабовладельческий и феодальный строй)              II часть

               
                (студентка проводит второй урок).
               
                Вновь видеть рада вас. Присели.
                Мы в путешествие пойдём.
                Известно, предки наши пели.
                Давайте с этого начнем.
               
                Сейчас уже никак не может
                Без песен человек прожить.
                Когда и как запел? Ну что же,
                Мы можем лишь предположить.
               
                Чтоб эту разрешить задачу,
                Мы попытаемся понять.
                Когда впервые  петь он начал,
                И как сумел он песнь издать

      1 ученик      
                Нет ничего любви чудесней,
                И можно смело заявить,
                Что для созданья первой песни
                Толчком  любовь могла бы быть.               

      2 ученик               
                А может быть весною ранней,
                Почуяв радость перемен,
                Покрытый шкурою бараньей
                Запел древнейший супермен.

      3  ученик               
                Любовь и песня воедино
                Живут уже который век,
                И голосом почти звериным
                Пел первый получеловек.

      4 ученик               
                Придумать можно много версий
                И разное предположить,
                Но автором той первой песни
                Вполне и мать могла бы быть.

      5 ученик               
                Но как бы это ни случилось,
                И как бы ни произошло,
                Но песня всё же появилась,
                Потом поехало, пошло.

      6 ученик.               
                Конечно ,песня часть культуры,
                Да, это так. Тут спора нет.
                И письмена с архитектурой
                На Древний мир пролили свет.

      Студентка:         
                Когда ещё в звериных шкурах
                В Европе жили племена,
                С рабовладельческой культурой
                Уже была одна страна.
               
                (подходит к карте)
                На Север Африки взгляд кинем,
                Точней на северо – восток.
                Лежит она в речной долине,
                С неё начнём мы свой урок

      7 ученик               
                Меж двух пустынь в долине тесной
                Течёт длиннейшая из рек,
                Удобное для жизни место.
                Здесь поселился человек.

      8 ученик             
                А вдоль реки теснятся горы,
                И на вершинах снег лежит.
                Через века, через заторы,
                Через года она бежит

      9 ученик               
                Династий тридцать фараонов,
                Сменяясь правили страной.
                Одних - узнали миллионы
                И без следа ушел другой.

      10 ученик               
                Культура Древнего  Египта
                Людей пленяет до сих пор.
                Доклады, сотни манускриптов.
                Не стих мужей ученых спор.

      11 ученик             
                Одних волнуют даты, лица
                И фараонов имена.
                Других - сокровища, гробницы,
                Жрецов ученых письмена.

      12  ученик          
                Жрец Манефон в четвертом  веке
                Историю страны писал,
                Но полный текст исчез навеки.
                Не найден,видимо, пропал

      Студентка            
                Допустим мы, что на мгновенье
                Застыла времени река,
                И что по нашему веленью,               
                Перешагнув через века.
               
                Правители явились в гости.
                Все те, кого мы захотим
                Послушать. Выслушаем, после
                Свои вопросы зададим.
               
                О том, как жили египтяне
                Уж не расскажет Манефон,
                Но слышите! Идет, шагает,
                Сейчас войдет к нам фараон!
               
                Рамзес  второй своей персоной
                Сейчас к нам явится сюда.
                Он - фараон из фараонов,
                Свой след оставил навсегда
               
                (входит Рамзес Второй, садится)
               
                Что о Египте рассказать вам?
                Египет - древняя страна,
                Жрецов несметные богатства
                И фараонов имена.
               
                Царем царей я назывался,
                И правил шестьдесят семь лет.
                В истории мой след остался,
                Моим деянием счета нет.
               
                Я создал в царстве много храмов,
                Святилищ, завозил я  лес,
                Построил множество каналов,
                Дворец построил  Пер-Рамзес.
               
                Всю свою жизнь я воевал,
                Пришлось мне много биться. 
                На севере я хеттов бил.
                На юге бил нубийцев
               
                Державу я хотел создать
                Такую, чтобы все боялись.
                Я номы стал объединять,
                Номархи просто уклонялись.
               
                То не давали корабли,
                То воинов мне не давали,
                А то, ссылаясь на разлив,
                Прислать отчеты забывали.
               
                Когда с врагами вел войну,
                Они налоги не платили.
                Опустошил я всю казну,
                Они богатства накопили.
               
                Как смерч  носился по стране,
                Мечом к единству их склоняя,
                Да! Очень трудно было мне,
                Египет весь объединяя.

      1 ученик:            
                Вы расскажите о природе,
                Что вы сажали на земле?
                О бедствиях и о погоде,
                Как жили? В холоде, в тепле?
               
                Каких животных разводили?
                Каких сумели приручить?
                И чем болезни вы лечили,
                Что можете вы нам сообщить?

      Рамзес Второй:   
                Царю царей не подобает
                Отчеты, справки выдавать.
                Писец продолжит. Он все знает.
                Устал. Пора мне отдыхать.
               
      Писец:               
                Мы год на части разделили
                И первой частью был «Разлив».
                А две другие части были,
                Конечно, «Сев» и «Жатва нив».
               
                Бог Хапи был любимцем нашим
                И наш народ всегда кормил,
                Давая жизнь полям и пашням,
                Бог Хапи – наш священный Нил.
               

                Дождавшись месяца  атира,
                Вода выходит на поля.
                Она несет частицы ила
                И насыщается земля.
               
                Ячмень, пшеницу высевали,
                Каналы вывели в поля.
                С пустыней вечно воевали.
                Всегда в цене была земля.
               
                А из походов привозили
                Растений разных образцы.
                Размножили, в садах растили
                Их наши деды и отцы.
               
                Сажали абрикосы, сливы
                Лимоны, финик, виноград,
                Миндаль, конечно, и оливы.
                Почти у всех имелся сад.
               
                А в огородах; свекла, дыни,
                Фасоль, бобы, укроп, шпинат,
                И репа с редькой между ними,
                Тмин, огурцы, горох, салат.
                Всегда местами их меняли,
                И это был жрецов совет.
                А урожаи лучше стали,
                У них на всё был свой секрет
               
                Жрецы всегда в почете жили,
                И всюду был у них свой глаз,
                Богаче фараонов были
                И, может быть, во много раз.
               
                Наш календарь они создали,
                За Нилом стали наблюдать,
                Про звезды и планеты знали,
                Могли затменье предсказать.
               
                Из трав напитки создавали
                Болезни разные лечить,            
                Всех неугодных убирали,
                Легко могли их отравить.
               
                И ткани красить мы умели,
                Дань отдавая красоте,
                Используя  для этой цели
                Сафлор, индиго, чистотел.
               
                Из винограда мы давили
                Вино, а старою  лозой
                Обрывы с дамбами крепили,
                Чтоб не размыло их водой.
               
                Ячмень шел в пищу и на пиво,
                Его умели все варить,
                По вечерам неторопливо
                В саду любили пиво пить.
               
                Но до пьяна не напивались.
                Лишь так, чтоб стало веселей.
                А пьяницы у нас считались
                Последними из всех людей.
               
                В сады животных привозили:
                Дикообразов и ежей.
                Свои животные там жили,
                Их охраняли, как детей.

      Студентка:         
                Сомнений здесь не допускаю
                И думаю – не врет нам он,
                А это есть, я полагаю,
                Прообраз заповедных зон.

      2 ученик                (писцу)
                Но вы ж не хлеб единый ели,
                А как же мясо, молоко?
                На голом хлебе, в самом деле,
                Ведь не уедешь далеко.

      Писец:               
                Земля, как мать – основа жизни,
                И все для жизни может дать,
                Но бог Тифон – отец пустыни,
                Её стремился отобрать.
               
                С пустыней вечно враждовали,
                С ней приходилось воевать.
                То мы границы расширяли,
                То приходилось уступать.
               
                Постройки все рабы создали,
                А строил каждый фараон. 
                Каналов сети расширяли
                И отступал тогда Тифон.
               
                Овец и коз мы разводили,
                Верблюдов, антилоп, ослов,
                А у жрецов стада ходили
                До пяти тысячи голов.
               
                Еще и в войнах добывали
                Рабочий скот, овец, рабов.
                Разбив врага и данью, брали.
                Закон войны всегда суров.
               
                И птиц мы разных приручили
                За нежный вкус, за красоту.
                Одни из них священны были,
                Других растили на еду.
               
                В усадьбах гуси, утки жили,
                Цесарки, много голубей.
                Кур с журавлями разводили
                Богатые и лебедей
                (фараон встает) 

      Рамзес Второй:
                Постой, писец, пора проститься.
                Пусть время движется опять.
                Меня зовет к себе гробница,
                Она не может пустовать.
                (писец и фараон уходят)

      Студентка :      
                Что ж. Мы с Египтом разобрались.
                Помог писец

      2 ученик            
                И фараон

      Студентка:       
                Из интересных стран остались
                Рим, Греция и Вавилон.
                Рабовладельчество, бесспорно,
                Этап позорный для людей.
                Держался строй весьма упорно,
                Дожил почти до наших дней.

      3 ученик            
                А я прочел. Вот где?... Не вспомню,
                Иль может кто-то рассказал,
                Что император Марк Антоний
                Львов в колесницу запрягал.

      4 ученик            
                Львы – это здорово, конечно,
                Я слышал, что Гелиобал
                По Риму важно и беспечно
                На тиграх даже разъезжал.

       5  ученик         
                А сколько было ради зрелищ
                Убито царственных зверей?
                И сами зрители зверели,
                Одно лишь требуя, убей!
      6 ученик         
                Про Августа нам говорили,
                Однажды пригласил гостей.
                И в цирке в этот день убили
                Три тысячи пятьсот зверей.
               
      7 ученик         
                Я слышал, в Риме  жил Патриций,
                И его имя знает мир. 

      8 ученик         
                А чем сумел он отличиться?
               
      7  ученик         
                Я подскажу – «Лукуллов пир»
               
      8 ученик          
                А! Вспомнил! На какой-то праздник
                Он озадачил поваров
                Приказом, блюд придумать разных
                Из соловьиных языков
      7 ученик         
                С почётом всех гостей встречала
                Толпа  услужливых рабов,
                Что семь десятков блюд создала
                Из соловьиных языков.
               
                Одно условие стояло,
                Любой из всех гостей, что здесь,
                Обязан был, хотя бы малость.
                Но блюда каждого поесть.
               
                И если, вдруг, какой обжора
                Успел желудок свой набить,
                Пером пощекотав по горлу,
                Он мог его освободить.
            
      9 ученик             
                Меня жестокость удивила.
                Ведь. чтобы это получить,
                Представьте, сколько нужно было
                Птиц голосистых загубить.
             
      Студентка:       
                Своей жестокостью к природе
                Он удивил весь Древний мир.
                Упрёком к оргиям в народе
                Звучат слова «Лукуллов пир».
      10 ученик               
                Но в тоже время мы узнали,
                Они животных берегли.
                И зоопарки создавали,
                Чтоб люди посмотреть могли.
               
      11 ученик            
                И птиц священных охраняли.
                А перечень их был большой.
                К тому же их обожествляли,
                Обычай был у них такой.

      12 ученик            
                Да! Они многих охраняли
                Животных, насекомых, птиц,
                Но еще больше убивали,
                Охоте не было границ.
               
      Студентка:       
                Закончилось рабовладенье.
                Кроить стал карту человек.
                Шло новых государств рожденье,
                Рождался феодальный век.
               
                Но шли века, в мир беспокойный
                Пришли другие времена,
                Где бесконечно были войны.
                Шли племена на племена.
             
                Потом возникли государства
                И появились короли,
                Где франки полные коварства
                Шли с песнями на край земли.
               
                Грубы, как сами  песни были.
                Другого быть и не могло.
                Богатство, золото любили-
                Вот что в походы их влекло.
               
                Теперь Европу мы оставим.
                Своя судьба там страны ждёт.
                На Русь пытливый ум направим,
                О наших предках речь пойдет.
               
                Едва ль найдем мы государство
                С такой судьбой, что ей нашлась.
                И Русь средь зла, среди коварства,
                В тяжёлых муках родились.
               
                Когда к концу уж подходили
                Рабовладенья времена,
                У нас еще общиной жили
                Славянской группы племена
               
                И здесь не делали рабами,
                В бою захваченных мужчин,
                Иные оставались сами,
                Став просто членами общин.
               
                В восьмом столетии настала
                Предфеодальная пора.
                А племенных союзов стало
                Уже десятка полтора.
   
                Союзов часть объединилась.
                Непрочно скажут - соглашусь
                Но это плюс никак не минус,
                Возникла Киевская Русь.
               
      Студентка:         
                Теперь  дальнейшие мы годы
                Подробней изучать начнём.
                К проблеме - «Человек-Природа»
                Уже вплотную подойдём. 
 
                Но прежде, чем мы об охране
                Природы будем рассуждать,
                Нам надо бы побольше знаний
                О том, что надо охранять.
      
                Крестьяне также хлеб растили
                И содержали огород.
                Князьям своим оброк платили
                И в урожай, и в недород.
   
                Зимой на зверя выходили,
                Ловили рыбу для еды,
                А раньше все селенья были
                В красивом месте, у воды.
   
                И если князь войну затеет,
                Все помогают, как один.
                Ведь каждый князь в своем уделе
                Был Бог, судья и господин.
               
                Из поколенья в поколенье
                Передавалось ремесло.
                И каждый князь в своем именьи
                Имел их нужное число.
 
                Бежало время, торопилось,
                Уж во главе Руси Москва,
                Поволжье присоединилось,
                Карелы, югры и мордва.
   
                Теперь уже монголов орды
                Руси не смели угрожать.
                И Русь могла легко и гордо
                В Европе голову держать.
 
                Природа щедро наградила
                Русь лесом, рыбой и зверьем,
                Но климат наш не всем под силу
                И помогал в борьбе с врагом
 
                Объединенную Россию
                Вдруг стали очень уважать.
                Послы, купцы к нам зачастили.
                У нас же есть, чем удивлять.
   
                Один купец…не помню имя
                А… вроде Павел Новый был.
                Он с интересами своими
                Из Византии к нам приплыл.
   
                Решил узнать, как тут живется
                Богатым людям, беднякам,
                Какая живность здесь ведется
                Хотел он убедится сам.
   
                (Входит Павел Новый)

      Павел Новый 
                Спать в шалашах мне приходилось.
                Животный мир я весь узнал.
                А что в итоге получилось
                Я здесь подробно записал.
   
                Куницы разные водились,
                Красивый соболь двух цветов,
                Бобры без счета расплодились
                На реках средь густых лесов.

                Медведи  чёрные и белые,
                Песец, кабан и многоед,
                И белый волк весьма умело
                Оленей ловит на обед.
   
                И темные здесь волки бродят,
                Их много и их тоже бьют,
                А спрос на них большой в народе,
                Из них к  зиме здесь шубы шьют.
 
                Лесной осел и зубр пасутся,
                Совместно ходят воду пить,
                А волки серые крадутся,
                Чтоб их детенышей отбить.
 
                А по степям тут лани ходят
                И много диких лошадей.
                Из лис, бобров здесь шапки носят
                Беднейшие из всех людей.
                (уходит)
             
      Студентка   
                А итальянец Марко Поло
                Сибирский край наш изучал.
                И чудо северное - сполох
                Впервые здесь он увидал.

                (Выходит Марко Поло )               
      Марко Поло
                Здесь для гостей всегда есть место
                Остановиться на постой.
                Сибирь, зимою как невеста,
                Покрыта снежною фатой.

                Меня одели здесь, как надо.
                Кухлянку сшили, торбаза.
                Взамен, не требуя награды,
                Я им спасибо лишь сказал.

                С копьем на белого медведя
                Я с ними вместе выходил.
                На нартах научился ездить,
                Моржей, тюленей с ними бил.
                (уходит)

      Студентка:   
                Здесь слышали мы человека,
                Что край сибирский повидал,
                В конце шестнадцатого века
                Животных многих  описал.

      1 ученик       
                Когда же смута заварилась,
                На нас поляки шли войной.
                Все это сильно отразилось
                На нашей фауне лесной.

                Безвластье, браконьерство, войны.
                Из Польши самозванцы шли.
                Кто соблюдал тогда законы?
                Животных многих извели.

                Затея Речи Посполитой.
                Период смуты пролетел.
                И на престол Руси Великой 
                Романов Михаил воссел.
            (Входит царь садится на трон. Писарь садится за столик рядом )
               
      Слуга:            
                Прости мя, царь, за беспокойство
                Тут воевода прискакал
                Из Дубенского воеводства
                И доложить тебе прислал.
                (слуга уходит, вбегает шатаясь воевода)
               
      Царь:            
                Никак ко мне пришел ты пьяным?
                (воевода падает на колени, крестится)
               
      Воевода:       
                Нет! Не вели меня казнить!
                Царь! Запрети своим крестьянам
                В засечные леса ходить.
                Они зверье там бьют нещадно,
                К тебе пришел на них пенять
                (царь делает знак подняться)

      Царь:            
                Велю казнить всех беспошадно,
                Кто будет дале промышлять.

      Воевода:            
                И рыбы в реках стало мало.
                Всех ловят: крупных и подрост.
                С дружиной их гонять устал я,
                Народ хитер! Совсем не прост!

      Царь:               
                (обращаясь к писарю)
                Опять порухи! Это, ж, скотство!.
                Ты, Еремей, зачни писать.
                Указ пошлю по воеводствам,
               
                Довольно зверя истреблять!
                И чтоб ячейки были в сети
                Не менее шести перстов,
                А их печатями отметить,
               
                Следить, какой в сетях улов.
                Пиши, Ерема, чтоб в засеки
                Немочно было всем ходить..
                И заповедать там навеки.
               
                Порушат – в смертной казни быть.
                Да! И сибирским воеводам
                Велю я грамоту послать,
                Чтоб соболиные угоды
                Зело как крепко охранять.
                (воевода уходит, следом  вбегает татарский хан,
                падает на  колени)

      Хан               
                Я – хан татарский из Сибири,
                И наши предки жили здесь.
                Строительством, охотой жили,
                Но я принес плохую весть.
                (царь делает знак подняться)
               
                Мы тоже часть твоего царства,
                Ты мне, царь – батюшка, поверь!
                Но люди русские с коварством
                Изводят всякий, разный зверь.
               
                Снимают и орловы гнезда,
                Не будет скоро их у нас.
                Издай указ! Иль будет поздно,
                Оборони от них ты нас!

      Царь:               
                Все! Поезжай домой, татарин.
                Я сей же час указ  издам..
                И кто нарушит… Хоть боярин,
                Казню! Чтоб всем там передал.
                (хан выбегает, за ним царь и писарь)

      Студентка:   
                Свидетелями вы явились
                Того, что писарь там писал,
                С тех пор и появились
                Те заповедные  леса.
               
                А заповедное движенье
                Росло и ширилось в стране,
                Претерпевая измененья
                Дошло оно до наших дней.
               
                Ну, что ж, спасибо вам, ребята,
                Я очень благодарна вам!
                Готовить будем рефераты,
                Спектакль уже по нашим дням.

               

               
                Взаимоотношения «Человек - Природа»        III часть
                (современный период)
               
   Внеклассное мероприятие «Проблемы экологии XXI века» или «Кто виноват?»
               
                «И нет у человека преимущества перед скотом»
               
                (Екклизиаст)

     Действующие лица:
Птица Секретарь           секретарь
Медведь                судья
Крот, Глухарь             помощники
Косуля                истец
Бурундук                адвокат косули (истца)
Волк                ответчик
Лиса                адвокат ответчика
Овца, Заяц                свидетели
Корова
Природа                дочь Земли
Человек
Растения
Белка                почтальон
Инопланетяне              I. II, III
Робот – переводчик

                Встать! Суд идет
          Медведь:               
                Обратилась в суд Косуля,
                Очень просит нас помочь.
                (одевает очки, читает)
                Здесь написано, что серый
                Съел ее родную дочь
          Все растения:               
                Боже, бедная косуля,
                Съел ее родную дочь!
          Медведь ( в зал):            
                Тише в зале, а не то я
                (стучит молотком)
                Прикажу прогнать всех прочь
          Медведь (Косуле):         
                Расскажите по порядку,
                Как у вас возник конфликт?
                Суд согласно всем законам
                Тут же вынесет вердикт.
          Косуля:               
                Я волнуюсь, слезы душат,
                (вытирает слезы)
                Извините... Я сейчас...
                (сморкается)
          Медведь:               
                Дайте ей попить водички.
                ( пьет воду, вздыхает)

          Косуля:               
                Начинаю свой рассказ:
                "Мы пасемся осторожно
                И по ветру держим нос.
                Ветерок подул и сразу
               
                Волчий запах к нам донес.
                Кто надеется на когти,
                У кого и то и се,
                Мы же только на здоровье.
               
                Да на ноги. Вот и все.
                Как увидели мы стаю,
                Побежали вовсю мочь.
                Дочка слабая, отстала.
                Не смогла я ей помочь."
                (вновь плачет, садится)
          Медведь:               
                Пригласите в зал зайчиху
                Не забудьте и овцу,
                Их послушаем, и дело
                Вроде близится к концу.
          Зайчиха:               
                Мой зайчонок – хромоножка,
                Он с рождения хромал
                С перепугу растерялся,
                И его он разорвал.
          Овца:               
                Он и моего сыночка
                Прошлым летом в поле съел.
                Задыхался сын при беге,
                Вот и скрыться не сумел.
          Бурундук:               
                Что тут думать?
                Все  здесь ясно.
                Неужели не понять?
                Хищник он! И надо волка
                Нам куда-то  прогонять.
          Лиса:               
                Ты куда заторопился,
                Полосатенький  дундук?
          Бурундук:               
                Не ори сама такая,
                Не дундук я, бурундук!
          Лиса:               
                Посмотрите, кто нас судит?
                Здесь не суд, а дребедень!
                Тот в упор слона не видит,
                (показав на крота)
                Ну, а тот глухой, как пень
                (палец на Глухаря)
 
          Глухарь (кроту):          
                Что лиса сейчас сказала?
 
          Крот               
                (Глухарю, Лисе очень громко)
               
                Говорит, ты молодец!
                Ну, а ты, Лиса, не очень,
                И тебе придет конец.
          Медведь:               
                Не  спешите с приговором!
                (стучит молотком)
                Как бы дров не наломать,
                Прежде, чем принять решенье
                Нужно волку слово дать.
          Волк:               
                На меня наговорили,
                Что я хищник и злодей
                Сами вы не звери что ли?
                Научились у людей?
               
                Взять крота, он ест коренья
                И личинок разных,
                А выходит он хороший,
                Я же безобразный.
               
                А личинки, чьи б ни были,
                Тоже ведь хотят пожить,
                Он выходит тоже хищник,
                Если объективным быть.
               
                Я лишь ем больных и слабых,
                В чем же здесь моя вина?
                Быть здоровой, полноценной
                Популяция должна.
               
                Хищник я, не отрицаю,
                Признаюсь вам честно,
                У Природы лишних нет
                Это всем известно.
               
                Ну начну я есть пырей,
                Чтоб добрей казаться,
                То, тогда больные тоже будут
                Размножаться?
          Лиса:               
                Предположим, так и будет,
                Что получится тогда?
                Эпидемии начнутся,
                Это ведь для всех беда.
               
                День за днем и год за годом
                И, заметьте, даром
                Он работает для нас вечным санитаром.
                Мы не будем разбирать разные нюансы,
               
                Но Природа всем дала для спасенья шансы.
                У одних нора с ходами,
                Тот с травой сливается,
                Третий, чтоб спасти себя.
                Ловко притворяется.
          Медведь:               
                Мне признаться трудно очень,
                Как, кого, за что судить?
                Мы живем не для обжорства,
                А питаемся. чтоб жить.
               
                (появляется Природа)
          Природа:               
                Верно говоришь, Лиса,
                Все вы мои дети.
                Ну, а любит мать детей
                Больше всех на свете!
               
                Понимаю я Косулю,
                Мне Косулю жалко.
                Но имеет два конца
                И любая палка.
               
                В мире все идет по кругу,
                Ничего не пропадет.
                Ничего не исчезает,
                В цепь питанья все идет.
               
                (высвечивается плакат «Цепи питания»)
               
                Например трава, косуля,
                Волк, детритофаги,
                Редуценты, новый круг
               
                (показывает по плакату)
               
                Все, как на бумаге.
                Было б в мире гармонично,
                День за днем, из века в век.
                Да… Пока не появился
               
                Младший сын мой, Человек.
                Самый умный у меня,
                А какая сила!
                Я гордилась очень им
                Вот и распустила.
          Медведь:               
                А судить не волка надо!
                Это мнение мое.
          Природа:               
                Выйди, Волк, и встань здесь рядом,
                Это место не твое.
                Тот вопрос, что мы подняли
                Стал вопросом века.
                Я считаю пригласить надо человека.
          Волк:               
                И непросто пригласить,
                Он здесь быть обязан.
          Лиса:               
                Здесь любой возьми вопрос
                Все равно с ним связан.
                И не надо проявлять
                Такта. благородства,
                По его вине у вас
                Всякие уродства.
               
                (приводят Человека, он стоит гордо,
                надменно)
          Бурундук:               
                Посмотрите, как он горд!
                Не роднится с нами.
          Крот:               
                И трудом уже считает поклониться маме.
          Природа:               
                Перестал считаться он
                И с моим уж мненьем!
                Возомнил себя царём,
                Вот и стал злым гением.
               
                Своенравный, непослушный,
                Никого не любит.
                Он меня и вас убьет,
                Сам себя погубит.
          Медведь:               
                И считает, раз творит
                Он дела большие,
                То теперь он старший брат
                Ну, а мы меньшие.
          Бурундук:               
                Думал, будем мы терпеть,
                Верил, обойдется.
          Природа:               
                Хоть и сын мне, но за все
                Отвечать придется!
                Растранжирил все богатства,
                Не блюдет он меру!
               
                Нефть по рекам. по морям,
                Газ вон – в атмосферу.
                В недрах матери моей
                Их почти не стало,
                А ему скорей - скорей,
                А ему все мало!
          Корова:               
                Реки грязные текут.
          Мать и мачеха:               
                Да и те уж сохнут.
          Фиалка:               
                Обитатели воды,
                Да и те уж сдохнут.
          Овца:               
                Значит реки для питья
                Вовсе не годятся?
          Косуля:               
                Стало ясно, почему
                Хилые родятся!
          Зверобой:               
                Понаставил всюду труб,
                Воздух загрязняет,
                А озоновый экран
                Потихоньку тает.
          Глухарь:               
                Не помощник тот экран,
                Не защита тоже
                У кого – то катаракта,
                У кого рак кожи!
          Девясил:               
                Лес изводит, травы портит!
          Заяц:               
                Мир живой весь губит!
          Подорожник:               
                Да и Землю – дом родной,
          Береза:               
                Видимо, не любит.
          Тысячелистник:               
                Рвет он нас себе на благо,
                Лечит все болезни.
                Лучше б не курил, не пил,
                Было бы полезней!
          Зверобой:               
                По полям и пустырям
                Собирает травы.
                В малой дозе мы лекарство,
          Конопля:               
                А в большой - отрава.
          Ромашка:               
                Ладно б сколько нужно брал,
                Он не знает меры.
          Пижма:               
                Многих можем  мы не встретить
                Вот они примеры.
               
               (на экране высвечиваются редкие, исчезающие виды растений)
          Береза:               
                Степи распахал, луга
                И ему все мало!
                Раньше много было нас,
                Места всем хватало.
          Мятлик:               
                Топчут нас в лугах коровы.
          Клевер:               
                Овцы не дают расти.
          Льнянка:               
                Силы нет уже бороться!
          Медуница:               
               
                Где, уж, тут нам зацвести!
          Корова:               
                Иногда и я хочу
                Съесть травы хорошей!,
                Только ноги у меня
                Вроде, как в калошах.
               
                Посмотрите, что за ноги?
                Хочешь иль не хочешь.
                Тут не столько съешь травы,
                Сколько позатопчешь.
               
                Круглый год солому есть-
                Это просто пытка.
                Да и долго не протянешь
                Вытянешь копыта.
          Волк:               
                Кто виновен – стало ясно...
          Лиса
                Понимаем мы теперь.
          Заяц:               
                Получается, что это –
                Самый страшный в мире зверь!
          Природа:               
                Что молчишь, ты, Человек?               
                Как - то  защищайся,
                Оправдайся, если сможешь,
                Если нет -  покайся!
          Человек:               
                Виноват я, признаю,
                Все дела. текучка.
                То потопы, то трясет.
                Тут вот – нахлобучка.
          Природа:               
                Я все думала - поймешь,
                В гости ожидала.
                Этим способом тебя
                Я предупреждала.
               
                А ты все творил,творил...
                С головой зарылся,
                Ничего вокруг не видя,
                Вот и дотворился.
          Человек:               
                За заботами другими
                Всех проблем не видно.
                А теперь я понял все,
                Перед вами стыдно!
               
                (кланяется всем)
               
                Да, конечно, мать – Земля
                Выглядит печально.
                Восстановим все, как было
                Раньше, изначально.
               
                Безотходной, новой, чистой
                Будет технология.
                В школе важный ввел предмет,
                Главный – экология.
          Природа:               
                И природе помогать!?
                Не было печали.
                Я управлюсь и сама
                Лишь бы не мешали.
               
                Напоганил на Земле,
                Тесно тебе стало.
                В Космос ринулся, и там
                «Натворил»  немало.
          Заяц               
                Белка что – то уж спешит –
                Почтальонка местная!
          Природа               
                Если Белка, то тогда
                Что – то интересное…
          Белка                (запыхавшись)             
                Я сюда летела к вам
                Прямо по верхушкам,
                Гриб огромный опустился      
                Рядом на опушку.
                (появляются инопланетяне в блестящих костюмах)
         
          Главный инопланетянин:         
               
                Мы космический патруль
                Из космосовета,
                Проверяем состоянье
                Z – 500 планеты.
         
          Инопланетянин -1               
               
                Непонятно, как живете7
                Что у вас творится?
                Ведь для жизни - эта Z
                Вовсе не годится.

          Главный инопланетянин:            

                Назначаем карантин!
                В этом мы – педанты.
                Опасаемся, что здесь
                Есть уже мутанты.

          Инопланетянин – 2               

                Через 30 лет вернемся
                В это время, в этот лес.
                Если перемен не будет –
                Вызовем на К.В.С.
                (Космический Верховный Совет)

          Главный инопланетянин:            

                А начать уборку надо
                Прямо от порога.
                Никуда не вылетать –
                Это очень строго.
               
                (инопланетяне уходят).

          Ведущий:               
                А закончите сюжет
                Сами, есть и сроки.
                Жду ответа я от вас
                На любом уроке.
         





               


Рецензии