Философ Сократ

Родился он в Афинах летом,
Шестого фаргелиона,
В одиннадцатый месяц,
Аттического года,
Родился в праздник, был тогда,
Нечистый день календаря,
День очищения храма Афины,
Богини Луны и фракийской богини,
Став знаменитым мудрецом,
Сократ был здравия жрецом,
Мог быть казнен, мог жертвой стать, 
Был должен храбро воевать,
Еще Сократ бессребреником слыл,
И был непобедимый спорщик,
Даров не принимал, и босиком ходил,
Однако же искусство он ценил,
Учился у Дамона и Конона,
Анаксагора и Архелая почитал,
Но передачу знаний, от людей считал,
Ненужной, знания у них внутри,
А философский труд поможет,
Все знания вывести на свет,
Ведь «в каждом человеке - солнце,
Только дайте ему светить»,
Не мешайте, отойдите,
Не дайте солнце заслонить,
Умел писать, но сочинений не оставил,
Ничего он сам не написал,
Он письмена не признавал,
Сократ их мертвыми считал,
Считал Сократ, что письмена,
Нам говорят, одно и тоже,
А это в философии не гоже,
И монологу в письменах,
Предпочитал он диалог,
Но если не писал Сократ,
Откуда знаем мы его?
Его учение из веков,
Узнали от учеников,
Пришло ученье сквозь века,
От Ксенофонта, его ученика,
Там кратко, сжато,
Учение приведено Сократа,
А ученик Платон,
Свои, диалоги-утверждения,
Прописал Сократу, будто это,
Были его ответы, размышления,
Сократа учение, ознаменовало,
Было поворотом на века, 
К познанию самого человека,
Ведь главную задачу философии,
Сократ видел в познании себя,
И начертанное в храме изречение,
«Познай самого себя»,
Утверждало авторитет знания,
Отвергнутый всеми софистами,
Которые пренебрегали истиной,
А Сократ наслаждался истиной,
Поклонялся ей, и выбрал познание истины, 
Любимой работой своей,
Свой прием познания истины,
Сократ сравнивал,
С работой мудрой повивальной бабки,
Он считал, чтобы истину узнать,
Надо правильно вопросы задавать,
Ведь отвечая на них, можно истину познать,
В Древней Греции в ту пору,
Велись постоянные споры,
И у Сократа с мудрецами,
Многими лживыми хвастунами,
Была своя тактика общения,
Он скромничал, признавал, свое невежество,
И просил их его научить,
Такая покорность восхищала, и к диалогу располагала,
А в процессе спора давался ответ на умный вопрос,
И оппонирующий мудрец с ним соглашался,
Сначала с одним, потом с другим,
Сократа утверждением,
И запутывался, и в негодовании,
Побежденным удалялся,
Признавая нелепость и лживость,
Своих начальных убеждений,
Таким образом, оперируя понятиями,
Сократ связывал эти понятия,
С частными житейскими,
Конкретными случаями,
И Сократ задавал вопросы,
И происходило наведение,
И вырабатывалось на его основе,
Новое понятие, и твердое знания, определение,
В вопросах этики Сократ развивал,
Принципы рационализма,
Утверждал, что знающий добро,
Не станет поступать дурно,
Добром считал он познание и учил,
Что поможет людям знание,
Мудрее стать, добрее,
И к понятиям добра он относил,
Храбрость, мудрость, честность;
А многие Сократа высказывания,
Характеризуются как парадоксальные,
И по своему логизму,
Противоречат здравому смыслу:
- Зло, это незнание добра;
- Никто не желает зла;
- Никто не делает по своей воле зла;
- Добродетель, это знание;
А сам Сократ и не претендовал,
На роль всезнающего педагога,
Этакого бога, и утверждая говорил,
«Я знаю только то, что ничего не знаю,
Но другие не знают и этого»,
И это, возможно главное,
В философии Сократа,
Победившие демократы в Афинах,
После свержения Тридцати тиранов,
Которые казнили за год там,
Около полутора тысяч афинян,
Включая самого Ферамена,
Они поддерживали старые знания,
И привычные моральные нормы,
Сократ же несправедливо считался ими,
Главою безнравственных софистов,
Которые, изменяли их права и религию,
И признавали, только личную выгоду,
И умели, оправдывать любые мысли,
И приносить победу неправому делу,
И знали демократы, что из школы Сократа,
Вышли Критий, Терамин, Алквид,
Главари аристократических заговоров,
А также Пифидор, архонт-эпоним,
Именем которого отмечался,
Каждый год беззаконий,
Владычества Тридцати,
И воспитатель таких учеников, Сократ,
Был опасен для демократии,
И они решили,на этом сыграть,
Показать пример наказания,
И других этим напугать,
И Сократ был осужден на смерть,
Благо, доносчиков было не счесть,
Материалы для обвинения,
Нашлись легко,
Вождь партии Анит,
Оратор Ликон и поэт Мелет,
Доносы написали,
И был обвинен Сократ,
В них утверждалось, что деятельность Сократа,
Для государства опасна, что учит он,
Презирать нравственность,
Презирать старые законы,
И вместо государственной религии,
Стремится ввести в почитание,
Новых богов и новые знания,
Но несмотря на тяжесть обвинения,
И невыгодное для Сократа,
Присяжных суда настроение,
Его не осудили бы на смерть,
Но Сократ речью своей,
Суд не ублажил,
Напротив, судей раздражил,
А речь свою произносил,
Как будто лекцию читал,
Судей учил и наставлял, гордым тоном,
И суд присяжных, большинством,
Объявил его виновным,
Но этот к смерти приговор,
Соответствовал его желанию,
Избавить себя смертью, от возможной немощи,
И от старости страданий,
Ведь ему было почти 70 лет,
И осознавая нравственность,
И благородство своей жизни,
Сократ не готовился к защите,
Но в своей речи утверждал Сократ,
Что продолжит свой труд,
И если будет оправдан,
То богами возложенную на него,
Деятельность продолжит, а осудив его,
Они великий вред, причинят афинскому народу,
И перед богами согрешат,
Такая речь и тон такой,
Сократу навредила,
Произвела плохое впечатление на суд,
Ведь многие видели в нем,
Лишь развратителя молодежи,
А некоторые, и вовсе имели личную вражду,
И не понравилось суду, что Сократ,
Там, был не обвиняемым, но повелителем,
Он не защищал себя, давал он наставления,
И большей частью присяжных голосов,
Сократа на смерть, суд осудил,
Спокойно Сократ принял приговор,
Ведь сам он умереть хотел,
Друзьям разрешили его посещать,
Друзья предлагали ему бежать,
Смотрителя тюрьмы они могли подкупить,
Но увы, не захотел Сократ спастись,
Он считал, что его бегство,
С учением было несовместимо,
И опозорило бы его,
И с друзьями вел он наставления,
И диалоги, перед смертью с ними,
И беседуя с друзьями о бессмертии души,
Он кубок яда выпил и спокойно умер,
А умирая Сократ завещал друзьям,
«Мы все обязаны принести петуха,
В жертву благодарности богу Асклепию,
За мое исцеление: прошу вас, исполните это»,
Но точное толкование завещания,
И произошло ли это, сейчас неизвестно.


Рецензии