Боттичелли. Рождение Венеры. 1485 год

/По мотивам интернет-статей о картине Сандро Боттичелли/

   О, великий Сандро Боттичелли!
Первым из европейских живописцев
он не нашел ничего греховного в обнажённом женском теле.
   Согласно представлениям неоплатоников*,
непостигаемый Бог всё время воплощает себя в земной красоте,
будь то красота телесная или духовная – одна без другой невозможна нигде!
   Тем самым языческая прекрасная богиня
у неоплатоников становилась аллегорией гласа Божьего, чьи посылы необыкновенно хороши,
гласа, несущего людям откровение прекрасного, через которое создаётся красота души.
     Венера Боттичелли -  нимфа Гуманности,
рождённая от небес и более других возлюбленная потоком Всевышним.
Душа её - суть Любовь и Милосердие,
глаза её - Достоинство и Великодушие, доступное Высшим,
руки - Щедрость и Великолепие,
ноги - Пригожесть и Скромность -  великое благолепие».
    Рождение Венеры –
вечный синтез христианства и язычества!  Синтез прекрасного и в прекрасное веры!
    Явление языческой богини уподобляется возрождению души -
нагая, подобно душе, выходит она из животворных вод перевоплощения –
как волна любви выходит на берег  к просторам суши!
   Боттичелли  заменил фигуру Христа - побеждающей чувства наготой юной женщины! –
Без чьего-либо спроса!
Он сменил идею спасения аскетизмом - на идею всевластия Эроса!
    Даже библейское «Дух божий носился над водами» (и те подчинялись звукам его гласа),
здесь приравнивается ни более ни менее как к дыханию Эроса,
которое воплощают летящие над морем ветры.
    «Венера» Боттичелли –
первое изображение полностью нагого женского тела, воплощающего красоту её чувств и фигуры,
где нагота не символизирует первородный грех,
как, например, при изображении Евы в течение многих исторических вех.
     Так в чём величие картины Боттичелли? 
Ей любовался хочется часы и дни, недели!
И даже годы с нею рядом в счастье пролетели!
     ВЕНЕРА. Согласно античному мифу, первый правитель мира - бог неба Уран -
был оскоплен собственным сыном Кроносом. Это была рана ран!
Капли крови Урана упали в море и образовали пену в лучах Солнца Ра,
из которой и родилась стоящая на раковине Венера.
На картине Боттичелли она стыдливо прикрывает грудь и лоно дивной красоты.
Это - жест обольстительной чистоты.
Как полагают искусствоведы, моделью для образа Венеры послужила Симонетта Веспуччи -
первая флорентийская красавица, возлюбленная Джулиано - младшего брата Лоренцо Медичи. (1)***
    РАКОВИНА - символ женского лона, 
из которого выходит Венера, словно спускается с морского трона. (2)
     ЗЕФИР - бог западного весеннего ветра.
Неоплатоники отождествляли его с Эросом - богом любви.
В мифе о Венере Зефир своим дыханием направил раковину с богиней к острову Кипр,
где Венера впервые коснулась земли. (3)
    ФЛОРА - супруга Зефира, богиня цветов.
Союз Зефира и Флоры часто рассматривают как аллегорию единства плотской (Флора)
и духовной (Зефир) любви в чарах Солнца - Ра. (4)
    РОЗА - символ любви и любовных страданий,
причиняемых её шипами, – символ древних преданий. (5)
   КАМЫШ - символ скромности Венеры, полной высшей мечты,
которая как бы стыдится своей красоты. (6)
   ОРА ТАЛЛО (ЦВЕТУЩАЯ) - одна из четырех ор, дочерей Зевса и Фемиды.
Оры отвечали за порядок в природе и покровительствовали временам года, но каждая отвечала за период свой.
Талло считалась спутницей Венеры, потому что «следила» за весной. (7)
    ВАСИЛЁК - символ плодородия, будущих полных закромов,
так как он растет среди созревших хлебов. (8)
   ПЛЮЩ - это растение, «обнимающее» стволы деревьев, как обнимает хозяина гость,
символизирует , в те времена, привязанность и верность. (9)
   МИРТ - растение, посвященное Венере, благоухающее под Солнцем Ра, -
(согласно рассказу древнеримского поэта Овидия, когда богиня любви ступила на землю Кипра, миртом она прикрыла наготу)
и поэтому благоухающий мирт считался ещё одним символом плодородия, несущего жизни красоту. (10)
   АЛАЯ МАНТИЯ - символ божественной власти,
которой обладает красота над миром, даже над миром страсти. (11)
   МАРГАРИТКА –
символ невинности и чистоты – на века. (12)
   АНЕМОН - символ трагической любви, чашу которой придется испить Венере на земле.
Согласно мифу, Венера влюбилась в очаровательного пастуха Адониса в поле.
Их любовь была недолгой, Адонис погиб на охоте от клыков кабана. Это не мог предвидеть он.
Из слёз, которые богиня пролила над телом возлюбленного, и родился анемон. (13)
   АПЕЛЬСИНОВОЕ ДЕРЕВО - символизирует надежду на вечную жизнь на Земле,
аромат его для влечения чувств – как дивных птиц пение,
поскольку апельсин - вечнозелёное растение. (14)
   Картина   Боттичелли «Рождение Венеры» –
Изумительна, она - синтез прекрасного и в прекрасное веры!
____
*Неоплатоники. Неоплатонизм - идеалистическое направление, зародившееся в эпоху поздней Античности (III век) и опирающееся на терминологию Платона.  «Стержень» неоплатонизма составляет разработка диалектики триады Плотина**: Единое - Ум - Душа. Неоплатонизм устанавливает иерархию Бытия по нисходящим ступеням. Над всем существует неизречённое, сверхсущее Единое (Благо). Оно эманирует в Ум, где происходит его дифференциация на равносущее множество идей. Ум эманирует в Душу, где появляется чувственное начало и образуются иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных; образуются умственный и чувственный Космос. 
Первая онтологическая субстанция этой триады, Единое - непознаваема; вторая, Ум - познаваема. Отсюда в неоплатонизме вводится дополнительное учение о числах, возникшее из переработки старого пифагореизма. Посредством этого учения трактуется и определяется необходимость эманации Единого в Ум.
**Основоположник неоплатоновской школы Плотин (ок. 203-270) в своих «Эннеадах» систематизировал объективный идеализм Платона. Но свое учение он основывал также на некоторых идеях Аристотеля. Плотин заимствовал также некоторые идеи стоиков. В результате Плотин создал всеобъемлющую объективно-идеалистическую систему, оказавшую колоссальное влияние на последующее развитие философской мысли.
***(1), (2), … - обозначения отображений на картине.

(Фото - картина Рождение Венеры, Сандро Боттичелли. 1845 год.
 Цифровые обозначения на картине - для пояснений в тексте о картине.)


Рецензии