о маме статья в газету
Особое место в жизни, и самое дорогое это наши мамы.
Однажды, ещё в 90-х годах, я прогуливался по рядам Алматинской барахолки, я увидел, как старенькая русская бабушка гадала одному из торговцев. По соседству я поинтересовался об этой бабушке, и сколько стоят её услуги. Я начал искать размен, так как мелких денег не оказалось, в итоге я разменял. Дождался как старушка освободится, подошел к ней и спросил, может ли она мне погадать. Старушка, посмотрев на меня, ответила, -«могу, только я дорого с тебя возьму». Первое что она сделала, взяла мою руку, ладонь которая смотрела вниз, стала ощупывать её пальцами своих рук.
Её первые слова, «мама твоя в жизни многого повидала, тяжелый непосильный труд выпал ей в её жизни». « Да, это так»,- ответил я ей.
Моя мама Мусина (Сейльхатова) Гульзада ( Гульзайра) родилась в 1925-26 году. Уже в 1932году, в голод, её отец Сейльхат, взяв пятерых дочерей на кибитке отправился на Алтай. С ним с округи отправились еще пару семей, считая что Сейльхат владея русским языком не даст погибнуть им на Алтае. Через года три вернулись обратно. Все выжили. Так как в семье были одни девчата, мою маму отец воспитывал еще и как сына. То есть всегда брал её с собой на работу, сено косить, дрова готовить, на бакина, ну и конечно на рыбалку. Рыбаков среди казахов тогда, была большая редкость. Во время войны мама работала в Лебяжинской районной редакции газеты «Ленинский путь»,в свободное время помогала отцу по хозяйству.Отец работал на бакенах, рыбачил. В селе многие семья репрессированных чеченцев, ингушей и немцев помнили Деда Сейльхата, за его привезенную рыбу после улова, он просто ездил и раздавал её по семьям.
После войны вышла замуж. Работы не боялась, как наверное всё поколение того времени. Тогда было слово, «Надо» и все работали, месили глину на босу ногу,в ноябре когда и вода и глина были ледяными, делали саман для строительства кошар, косили камыш и многое другое. Трудно им тогда пришлось, нашим матерям, на ровне с мужиками работали.
В 60-х окончила курсы механизаторов трактористов, целая группа девчат училась на тракториста,а села за трактор только Гульзада. Выполняла по две, три нормы того времени. Ремонт трактора проводила сама, даже когда пришлось половинить, ни один из трактористов мужчин не подошел, просто мужики думали что женищине здесь не место, устанет,надоест,сама уйдет! Но нет не ушла, в селе Ямышево она первая трактористка женщина. Надо было растить детей, а нас семеро. Наш отец, фронтовик к тому времени уже часто болел и не мог постоянно работать. Сказывались ранения, а их было три, сырые окопы,недоедание, и другие факторы войны. Вот так моя мама и проработала на тракторе до пенсии. К тому времени уже приобрела ревматизм и ещё кучу болезней. Потому как в молодости не смотрели ни на холод, не на условия труда, и многое другое, что в итоге, к своей пенсии она уже плохо ходила. Всё передвижение доставалось ей через боль. Уже на пенсии маму в деревне помнят как грибницу, у неё была коляска, большая панама по которой её узнавали в лесу. Дома сидела редко, потому как врачи рекомендовали больше ходить. Собирала с весны, первые шампиньона, дикий лук,щавель, смородину,ежевику,облепиху,шиповник, баярку,какие то корни,травы, ну а к осени, опять грибы,до поздней осени.Грибов заготавливала по две три бочки, но почему то к новому году их почти уже не было. Грибы она отправляла по родственникам, угощала своих знакомых,друзей, и соседей. Каждому по ведру,по банке,и грибов нет. Однажды я спросил маму,-«Мамм..а зачем ты столько мучаешься с грибами,собираешь ,чистишь,солишь, а потом всё раздаешь? Вон новый год на дворе ,а у нас всего пол ведра грибов с двух бочек осталось, пусть они сами собирают!» Мама мне ответила,до сих пор помню,-«тебе что грибов не хватает? Вот возьми и собирай грибы, чисти и соли,сколько тебе надо! Хочешь раздай, хочешь продай,хочешь сам ешь до весны! А я сама собирала,и сама знаю что с ними делать».Это я сейчас понимаю почему мама и дед Сейльхат так делали, в исламе это называется садака (милостыня). Зимой же что бы не сидеть брала санки и ходила по воду на прорубь,на Иртыш. Собирала сухие ветки в лесу, прикапывала снегом молодые побеги, чтобы не замерзла и не затоптал скот.Всё это она рассказывала дома за чаем. Вот пару лет пройдет калина вырастит и ей уже ни чего не страшно. Шло время, и в одну осень мама резко начала терять зрение. Возили по больницам,по профессорам, ни чего не помогло. Но и здесь мама не сидела, она собрала все старые вещи, распарывала их, стирала, гладила, а после сшила корпешки вручную. Девять лет у неё не было зрение, и до последнего, мама боролась за жизнь. Вспоминаю её слова «здороваться надо первыми, со старшими, а особо с учителями, к ним уважение больше должно быть, потому что они вас всему учат. Это у вас сейчас учителей много, а у нас один учитель был, на всю школу».
Сегодня, я преклоняюсь перед своей мамой, перед всеми матерями. Матерями ещё той закалки, где на их плечи легли трудности того времени. Это люди труда! Люди созидания! Поколение терпения и мудрости! И это просто наши мамы. Давшие нам уют детства и тепло, потратившие своё здоровье, нервы и драгоценное время. Не забывайте своих родителей, по больше уделяйте внимание им. Относитесь к своим женам, не как к женам, а как к матерям своих детей!
Свидетельство о публикации №118030509380
Танзиля Амирхан 14.06.2018 23:12 Заявить о нарушении