Портрет со странностями
Придворный художник Гау запечатлел ее портрет, который показался всем великолепным и вполне достоверным оригиналу. Но стоп, там вдали, внизу, в правом углу изображена чья-то фигурка, напоминающая одновременно человека и обезьяну, в котором без труда можно понять фигуру Пушкина. Пушкин не был полным человеком или широк в плечах и в груди, не был косолапым, коротконогим и, потому назвать обезьяноподобного человека портретом Пушкина невозможно. Здесь есть признак оскорбления в адрес великого поэта, а также скрытый упрек в адрес Натальи Николаевны, в том, что она полюбила и выбрала в мужья Пушкина, а не высокого красавца кавалергарда.
Что хотел этим сказать художник Гау? Подчеркнуть красоту Натальи Николаевны или подыграть кому-то, кто не сводил на балу с нее своих похотливых глаз? Или мы усмотрим в этом, что красоту всегда сопровождает физическое уродство и духовное несовершенство. Несовершенство не относится к Пушкину, Пушкин - сам совершенство и светлый гений. А это не подвластно меркам презентабельности, она меркнет и отступает в сторону перед величиной имени Поэта.
Пушкин сам был первым критиком собственной внешности, даже называл себя "обезьянкой", но не потому неохотно посещал балы, на которых он скучал и досадовал, а потому, что вечер потрачен совсем не так, как хотелось бы ему. Он обдумывал будущее произведение и ему не терпелось работать.
Пушкин повторял внешнюю характеристику общества дам и их кавалеров, которых можно прямо отнести к черни, готовой оскорбить и унизить любого великого человека. И потому художник Гау, который комплиментарен, показал не Пушкина, а себя, собственную душу и собственную культуру. В портрете он пытался соединить объект и карикатуру, а это умаляет сам портрет и привносит странность и нелепость в произведение.
Другой художник, не менее мастеровитый и талантливый , как Орест Кипренский изобразил портрет Пушкина, глядя на который сам Пушкин сказал, "...себя, как в зеркале я вижу". Пушкин на портрете живет и самодостаточен. В портрете все соразмерно, без комплимента, без слащавости и излишеств.
Пушкин рвался к письменному столу, к своим стихам, начавшейся работе над историей Россией времен Ивана Грозного, Петра Первого, Екатерины. Пушкин работал над "Борисом Годуновым", намеревался исследовать восстание Пугачева и получил доступ к архивам в Москве.
Он понимал и сам говорил жене, что она молода, хороша собой и должна веселиться на балах, показывать свои туалеты. Он не хотел, чтобы Наталья Николаевна сидела с детьми дома и не выходила в свет. Он говорил, что мужья обязаны создавать условия для своих любимых жен, покупать им наряды, прекрасные кареты, бриллианты и другие украшения. Он работал не покладая рук, увы, для того, чтобы прокормить своих детей, оплатить за квартиру, которую они снимали на Мойке, платить за наряды Натальи Николаевны и украшения ее, чтобы она блистала на балах.
Но Пушкин не был бы Пушкиным, который работал во всю мощь своего таланта. Для него не было второстепенной мелкой темы.
При внимательном и вдумчивом вчитывании в его стихи, поэмы, можно увидеть коды, который Пушкин направляет читателю. И надо научиться распознавать и расшифровывать их, но об этом в другой раз.
Свидетельство о публикации №118030410721