Черный Георг. Экспертный обзор. Февраль-2018

                ПРОЛОГ

Я не помню (а может, и не знаю), кто первый сказал: если не знаешь, с чего начать, начни с главного. Что есть главное в текстах, художественных текстах? Возможно, три основных свойства: их прилегание к целевой аудитории (которая в данном случае есть я); их цельность и самодостаточность; и наконец – (хотя этот вопрос будет очень спорным в любом профессиональном сообществе филологов и литературоведов) – то, что автору есть что сказать. Я не стану отрицать, что существуют тексты, где автор, вроде бы, рефлексирует как сукин сын, ничего нового не говоря, а читать их интересно, и они тебе открывают какие-то новые виды на авторскую – или твою собственную – внутреннюю эстетику (кто-то бы назвал это душой, но мы здесь обойдемся без заведомо опошленных терминов классической псевдолитературы). Такие тексты существуют, но их мало, и в них есть нечто иное – кроме заурядных вещей, всем известных вещей, обыденных вещей. Это тема для отдельного эссе, и мы сейчас не будем ею задаваться, ибо она непроста и не имеет непосредственного отношения к этому обзору.

                ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕКСТОВ

Итак, три основных свойства – это тe условныe критерии, которыми может пользоваться критик при оценке. Они не привязаны к каким-то привычным академическим либо иным оценочным системам: десятибалльным, стобалльным, тысячебалльным... И откуда берется такая привязанность к десятитичной системе, особенно когда она даром не нужна? Такими системами можно (и нужно) пользоваться когда есть необходимость выбора, но выбор этот неочевиден, когда он должен быть хоть чем-нибудь подкреплен. Тогда можно присваивать каким-то атрибутам текстов определенные численные значения и оперировать их суммами для выяснения того, что лучше и что хуже. Мы сейчас не станем такой ерундой заниматься, поскольку нам важны существенные (sic – качественные) характеристики, а не количественные.

Несколько замечаний – чтобы прояснить неочевидные моменты, которые легко можно спутать с другими понятиями, что ведет к общей спутанности представлений. Первое: прилегание к целевой аудитории – это не совершенно субъективная характеристика, а весьма объективно оцениваемая. Другое дело – что я в эту целевую аудиторию для конкретно взятого текста могу не попадать, тогда он просто проходит мимо меня; я могу его воспринимать лишь как некое отвлеченное произведение искусства, некий феномен, который меня не может затронуть. Эстетику текста почувствовать можно всегда, но понравиться она в этом случае не может. Сегодня весь ЖЗ заполнен такими "поэтическими" текстами, которые для меня являются прозой (или журналистикой), и которые (с моей точки зрения) любой (в т.ч. и я) может писать погонными километрами; которые ничего не значат, ибо пишутся не для читателей. Но – есть ли у них читатели кроме других (таких же) писателей? Вот в чем вопрос. Статистика продаж журналов ЖЗ свидетельствует о том, что – нет, но сегодня я не исключаю возможность того, что и такие тексты могут кому-то всерьез нравиться. Возможно, корейцы или китайцы могут по ним обучаться литературному русскому языку, какие-то филологические кружки пенсионеров или юных творческих дарований могут их использовать как саморазвивающуюся платформу для своих недооформившихся эстетических воззрений... Почему бы и нет? Но, возвращаясь к вопросу целевой аудитории, приходится признать: мы все до определенной степени связаны рамками своего в нее попадания когда речь идет об оценке текстов, ибо нивелировать этот критерий невозможно. Точнее – его можно игнорировать, но тогда любой текст становится просто суммой неких элементов, которые можно анализировать удаленно от него, точнее – от его восприятия читателем. А это будет уже совершенно в духе сегодняшней спекулятивной традиции "большой литературы", манипулирующей всем и вся.

Давайте сразу определимся с понятийной системой: текст лишь тогда является хорошим (литературным, художественным, талантливым, и т.п.), когда он способен взаимодействовать с читателем, влиять на читателя, воздействовать на него. Когда-то Фаустов, помнится, в одном из ревью упоминул термин "берет за хобот". Если текст не берет вас за хобот, то – либо он не хорош (как художественное произведение), либо вы не попадаете в его целевую аудиторию; третьего варианта просто нет. Очень легко определяется психологический профиль той целевой аудитории, в которую попадает данный конкретный текст; достаточно лишь последить за отзывами на него и проделать небольшой аналитический обзор собственных произведений (или даже постов) тех, кто эти отзывы оставил. И вы сразу поймете – ваша ли это публика, много у вас с ней общего или нет.

Цельность и самодостаточность текста – это второе основное свойство, которое можно оценивать. Есть тексты несамодостаточные – аллюзивные, но и такие тексты можно считать цельными если их аллюзии считываются читателем. Здесь можно говорить об интертекстуальности, об экстраполяции каких-то характеристик за пределы собственно-текста, об имплицитных свойствах отдельных текстовых элементов, даже об экстратекстуальности (как неком литературном феномене вуайерского плана, позволяющем наблюдать элементы, не попадающие в наше поле зрения). Как бы то ни было, цельность текста – это его имманентная характеристика, позволяющая ему оставаться воспринимаемым в виде непрерывного опыта для читателя. Оставаясь в рамках постмодернизма, можно сказать, что цельность текста – это нечто, позволяющее читателю примерять логоцентрическую парадигму, заключенную в нем, через которую осуществляется взаимосвязь текста с жизнью самого читателя. Или можно сказать совсем просто: самодостаточность – это то свойство, которое позволяет читателю не выпадать при чтении из текста, ибо любое выпадение нарушает суггестивное восприятие. 

Последний критерий, который я оцениваю, – это наличие чего-то у автора, что могло бы обогатить меня как читателя. Это способность сказать о чем-то, что для меня является интересным, важным, неочевидным. Что-то, чего бы я сам не знал, или знал, но не в таком виде, как оно мне преподносится автором. Или в таком, но при этом я бы не сделал тех (интересных для меня) умозаключений, на которые сподобляет меня автор. Я, вероятно, должен здесь признаться, что – увы! – именно этот критерий стал для меня той причиной, по которой я так мало читаю наших современников – и в поэзии, и в прозе. И это не устает меня удивлять: ведь я крайне далек от наивных в своей глупости (хотя в чем-то милых) позиций ортодоксальных литературоведов, считающих, что высоты, показанные нам классиками, никогда не могут быть превзойдены. Напротив, сегодня мы должны, обязаны писать на порядок лучше любого из классиков прошлого, – уже хотя бы потому, что нам доступны и образцы этих классиков, и множество других ценных источников знаний, которые никому из классиков и не снились! И то, что на этом великолепном фоне мы имеем очевидную деградацию (если судить по образцам журнальной и печатной продукции), – ничем кроме конспиративных теорий объяснить в рациональных терминах нельзя. Я видел и знаю примеры прекрасных произведений, которые не оценены публикой – в силу того, что она их не видела, и редакторами – в силу их коррумпированности, ангажированности или просто плохой академической подготовки. Ведь ни для кого не секрет, что сегодня любой местечковый запечный гений может стать великим функционером на лоне литературных нив, получить дипломы победителя любых литературных конкурсов, а также любых высших учебных заведений, стать столичным столпом новой литературы и вершителем судеб молодых и готовых на всё литераторов... В мире музыки или науки это было бы маловероятным, поскольку эти области оперируют определенными понятиями профессионализма; в зазеркальном мире литературы сегодня ВОЗМОЖНО ВСЁ.

И поэтому, в мимикрирующем, притворяющемся и фальшивом хронотопе поэзии и прозы, где мы с вами сегодня обретаемся, важно иметь хоть какие-то надежные ориентиры, позволяющие объективно судить о текстах (если не об их авторах). Именно таким ориентиром становится тот, казалось бы, простой факт, что автору есть что сказать своему читателю, что автор не "самовыражается" в собственном творчестве, не выплескивает на читателя ненужные ему самому эмоции, не саморазряжается от избытка негатива либо иной энергии, не бросается отрывками полупереваренных эмоций и сдержанно-бахвальских впечатлений от своих поездок в места, недоступные большинству сограждан (и ведь это становится одним из самых популярных жанров современной литературы!) в силу чисто экономических причин, а именно ДАЁТ читателю нечто ценное, полезное, помогающее ему выжить в этом мире. Давать – это функция и прерогатива мудрецов. Хотя, конечно, нельзя дать человеку то, что тот не способен удержать. Но пробовать надо; ведь как, не дав, узнать – способен человек удержать что-то или нет? Особенно, когда даешь дистанционно, опосредованно, – через текст? Безусловно, разным читателям нужны разные "дары"; кому-то нужны хлеб с головкой лука и салом, кому-то – россыпи метафорических стразов, чтобы их блеску и неумеренному мерцанию радоваться (сколько таких алладинов существует среди современных любителей поэзии и даже профессиональных литературоведов!), кому-то – отзвуки собственных мыслей, дающих иллюзию сопричастности и анальгезирующих страх одиночества, кому-то – подтверждение, что другие бьются в такой же агонии и так же бестолково мечутся, как и сам читатель...

Возможно, мы здесь снова отчасти возвращаемся к категории целевой аудитории, но не только к ней, поскольку то, что мы можем взять от текста (а точнее – то, что автор нам посредством текста дает), – не определяется только нашей принадлежностью к определенной целевой аудитории, а в большей степени зависит от нашего личного опыта, от нашей личной истории, от нашего внутреннего мира (как бы напыщенно это ни прозвучало), нашей системы взглядов и понятий. Любопытная деталь: те, у кого внутренний мир сложнее, делятся своими вглядами и мнениями, зачастую, неохотно, поэтому в толпе мы их голосов почти не слышим... Напоминает политические кампании, не так ли? А напоминает именно оттого, что принципы эти – всеобщие и универсальные, как и принципы гиперсуггестии, кстати сказать. И используются они – подсознательно или сознательно – и в политике, и в маркетинге, и в менеджменте... Странно лишь то, что в литературе – которая и является лучшим субстратом для их изучения – они так мало известны, что, собственно, и побудило меня стать теоретиком в этой области.

                СУБЪЕКТИВОСТЬ ПРИ ОЦЕНКЕ ТЕКСТОВ

Но довольно преамбул; давайте перейдем к делу. Итак, что я искал в текстах, представленных мне в подборке? Три свойства: [1] направленность на целевую аудиторию, к которой я принадлежу (без этого я могу оценивать текст только внешне), [2] цельность самого текста, и [3] наличие какого-то интересного для меня (пусть даже неочевидного, сублиминального) месседжа. Чтобы мои пояснения не показались голословными, приведу очень короткий пример "хорошего" (в моем понимании) стихотворения, которое можно использовать в качестве эталона. Оно было написано Николаем Гуровым, думаю, довольно давно (сегодня нет возможности это проверить, т.к. оригинальных страниц Николая более не существует). Сразу оговорюсь, что я не знаю – ни как Николай относился к моим теориям, ни как он относился к моим текстам; нравились ли они ему, насколько нравились, и т.п. Дружил он на сайте преимущественно с представительницами прекрасного пола, и им же оставлял свои дифирамбы и куртуазности, а в беседах обычно бывал дружелюбен, но прибегал к таким метафорам, за которыми легко и слона упрятать. Я это вспоминаю к тому, что у меня нет никаких личных мотивов чтобы его творчество рекламировать. Знаете, одним из самых неприятных для меня открытий в мире поэзии стало то, что личные мотивы ВСЕГДА имеют место, кто бы вас и как ни заверял в объективности. Личная мотивация подсознательна, и ее нельзя отделить от общего впечатления от восприятия текста. Один и тот же текст окрашивается для нас в разные цвета – в зависимости от того, написан он другом или недругом. Даже если мы точно не знаем, кем он написан, но угадываем стиль друга (пусть даже в ком-то другом), нам этот текст ближе и роднее, мы на него непроизвольно переносим свое отношение к тому, в чьей стилистике он написан. И наоборот, разумеется. Так вот, я выбрал Гурова именно потому, что у меня к нему очень ровное отношение; мне он нравился как собеседник и как автор, но мы с ним никогда не дружили семьями, и ко мне он относился доброжелательно и любезно, но не более того. Поэтому, мое восприятие его текстов не может иметь личной окраски, пусть даже бессознательной, неосознанной. Вот его стихотворение (уместное здесь – как дань приходящей весне) с сохранением авторской пунктуации:   

                Весна, и пахнет кровью от реки,
                В которой эта кровь течет веками.
                Не люди мы – мы родники,
                И дети наши будут родниками.

Как много сказано в этом четверостишии, которому даже названия он, насколько я знаю, не потрудился дать! Задумаемся: ведь каждый из нас – действительно родник, и то, что мы из себя выпускаем (и в хорошем, и в нехорошем смысле), – действительно плывет куда-то вниз по течению, дальше и дальше, растворяясь и перемешиваясь, размываясь, но продолжая оказывать влияние на всё окружающее. И дети наши будут такими же в этом отношении. Это и о культуре, разумеется, и о нашем наследии в этом мире, и даже о генетике, которая двойственна в своей сущности: и наследованная, и благоприобретаемая. Удивительным образом выходит, что это ОБО ВСЁМ вообще, хотя и о нас, о конкретных нас, об очень личных – нас. Не знаю, можно ли здесь говорить о скрытой парадоксальности, либо это что-то проявляющееся у меня на идиосинкразическом уровне... Но здесь можно говорить о цельности самого текста; смотрите: река в которой течет кровь – и родники, которые ее питают, это же единый семантический пласт, единый метафорический образ. Парадоксальность же (для меня) проявляется в том, что люди-родники в метафорическом плане (преподнесенные литературно, хоть и довольно скупо) становятся людьми-родниками в метафизическом смысле, очень буквально. Скупость стилистики поднимает этот текст на невероятную высоту, ибо неумеренность стилистики – это как раз тот фактор, который делает (для меня) многие тексты нечитабельными. И, наконец, авторский месседж: эти дети-родники являются возвратом к классике, хотя и не разрушающим текст и само послание. Гуров вообще очень тяготел (почему я говорю о нем в прошедшем времени? возможно, он все еще обретается где-то на этом или других сайтах) к классике серебряного века, но у него эта черта была настолько органичной и не-манерной, что многих (в т.ч. и меня) покоряла своей невымученной элегантностью, как непременное присутствие какого-нибудь ворона или ангела на заднем плане полотна итальянского живописца эпохи позднего Ренессанса.

Но вернемся к конкурсным текстам. Я смог выделить из них пять таких, в которых все три принципа работают, хотя не обязательно совершенно успешно. Важно было то, что эти тексты для меня не распались на ворох удачных и неудачных фрагментов, не образовав целостного восприятия. При отборе я пользовался анонимным списком, без указания имен и ссылок, чтобы снивелировать всё тот же фактор личной мотивации. И в результате отобрал тексты с минимумом неудачных "находок" и с максимальным импактом, пусть этот импакт и выражается по-разному. Практически в каждом поэтическом тексте присутствуют неудачные места; это аксиома. Их не всегда нужно беспощадно "выжучать", всё зависит от "цели высказывания", которой форма и стилистика авторского послания должны соответствовать. Разумеется, я не говорю сейчас об эпистолярном жанре.

                ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЕРКА И ВРАТАРЬ

Я не стану расставлять по местам лучшие (в моем понимании) пять текстов, поскольку в рамках конкурса БЛК нет такой необходимости. Любопытно отметить, что эти произведения были написаны в разное время, с разбросом в 5 лет. Взрослеем ли мы в своих текстах с течением времени? Начинаем ли к ним по-иному относиться?.. Итак, в хронологическом порядке:

               

АРИНА ГРАЧЁВА "Август"
http://www.stihi.ru/2013/08/27/6597 номинатор Валерий Поланд

Последний  месяц,
месяц лета — третий.
Всё  холоднее дышит ночь на день,
обратно в город дождь прогнал соседей,
и тишина —  как в школе
без детей.

Гром кажется ошибкой, чем-то лишним,
мутнеет капель радужный хрусталь,               
и жухнут, начиная с самых нижних,
на дождь не глядя,
листья на кустах.

Но  жизнь вот так,
под ливня грозным душем,
от ощущений  лета не отмыть,
и не теперь ещё проникнут в душу
костров осенних горькие дымы,

ещё не скоро перестанут падать
плоды в саду, замрёт стремнина звёзд...

и чувствуешь себя Господним чадом,
и веришь — всё
до свадьбы заживёт...

Самый "древний" текст Арины Грачевой хорош тем, что он вводит читателя в заблуждение своей лубочностью, своим обманчиво-детским ямбом, с такой стереотипно-пушкинской ноткой, звучащей в первых же стихах (строках)... Но всё чудесным образом переключается когда появляется сравнение со школой без детей. И потом эта же чудесность проявляется в деталях и дальше, – там, где листья на кустах начинают жухнуть с нижних. Всё это поддерживается хорошими рифмами, небанальными, не излишне точными, чередующимися. Для меня финал оказался недостаточно отступающим, и это, пожалуй, единственное серьезное замечание здесь. 


ЗЕМСКОВ АНДРЕЙ "время все чаще..."
http://www.stihi.ru/2015/01/31/9572 номинатор международный поэтический клуб "Рифма"

Время всё чаще приносит печальные вести,
Не прибавляя ни песен, ни встреч, ни улыбок.
Кружку по кругу не пустишь: собравшимся вместе
Не за что выпить. И круг этот зябок и зыбок.

Выйдешь из дома за хлебом – вернёшься не скоро.
Хлеб нынче горек, – а сладким он, в сущности, не был.
Выйдешь – с холма обернись и запомни свой город.
Просто запомни, что вышел ты просто за хлебом.

Нет, не бывает разлук на минуту, на вечер!
Если разлука – навечно. И даже при встрече,
Руку пожав, ощущаешь – расстались навечно,
Встретились поздно, другими, остались далече.

Время подкинет козырные новые карты.
Время обманет, но честно, – ты знал, что обманет!
Что ж ты стремился в поэты, в художники, в барды?
Все эти песни, картины растают в тумане.

Вот и стоишь ты на старой разбитой дороге,
Вот и не в силах шагнуть. Где найти эти силы?
Надо идти: подгоняют пропетые строки,
Гонят мазки на холсте, – будь уверенней, милый!

Ты же так смело писал о любви и о смерти,
Ты же всё знал о расплате за смелость такую.
Что же – иди и не бойся земной круговерти.
Время подарит тебе круговерть неземную...

Текст Андрея Земскова, второй по старшинству, тоже хорош, несмотря на его выраженную пессимистичность, граничащую с депрессивностью (или благодаря ей?). Ну, нам ли, живущим, не понимать – откуда они берутся?.. Повторяемость отдельных слов и сочетаний носит медитативный характер, погружающий читателя внутрь стиха. Автор очень точен в передаче интонаций, в выдержанности стилистики. Что здесь не хорошо – это использование в нескольких местах избитых образных рядов, без которых текст бы выиграл: не нужны ни "козырные карты", ни неподдержанные "песни", ни даже поддержанные "картины" и "мазки на холсте". Такие тексты – чем проще, тем лучше, тем они пронзительнее. Но и в этом случае автор находит возможность исправить положение дел в финале, найдя очень удачный ход – с "круговертью неземной", поэтому, несмотря на предшествующие провисания, финал все-таки получается убедительным. Для меня в этом стихотворении в полную силу играют именно начальные две строфы и последние два стиха (строки), возможно, поддержанные немного третьей строфой; четвертая у меня не строит, а пятая является просто мостиком к финалу.


НАСТЯ ЖУКОВА "пометки в углу листа"
http://www.stihi.ru/2017/01/17/11425 номинатор Валентин Емелин

                "Я готов подавить в себе все, что угодно, только не мою многоликость".
  У. Уитмен

и они говорят:
"обратись к нам, мы же
сто земель прошли, чтоб тебя одного услышать,
мы не видели лиц спокойнее твоего лица.
научи нас вот также мыслить и созерцать.
понимать назначение скал,
движение волн.
познать природу всего".

он вздыхает:
"ну что ж.
готовьтесь к пути назад.
мне вам совершенно нечего рассказать.
вкус любых моих слов окажется постноват.

нет познающего.
нечего познавать".

***
и холодная сталь,
и пометки в углу листа,
ты являешься тем, кем когда-нибудь можешь стать.
и пока ты решаешь
останешься здесь ли,
покинешь пост ли,
ты и есть – все, кто был до тебя.
и кто будут после.

Текст Насти Жуковой, возможно, лучший из всех представленных, поскольку он очень аккуратно написан; я не вижу в нём ни одной явной оплошности. Он образен, он абстрактен, он достаточно конкретен. В каком-то смысле, он похож на четверостишие Гурова, – он о нас самих, о том, зачем мы живем в этом мире, о том, как мы оправдываем свое существование в нем. И о бесполезности тривиальных подходов, бессмысленности столь излюбленной церковью и академическими структурами методологии подражаний. Если бы мне надо было что-то здесь покритиковать, я бы обратил внимание на некоторую стилистическую избыточность этих двух "ли" перед финалом. Качающийся ритм здесь очень удачно пойман, авторская стилистика тоже хороша: она ровная и ненавязчивая, метафорика почти отсутствует, и это тоже уместно. Возможно, "холодная сталь" недостаточно выразительна; если бы текст был моим, я бы подумал над тем, чтобы прилагательное заменить на более функиональное, более семантически емкое. Но впечатление от этого стихотворения я получил самое целостное и неиспорченное. Эпиграф, кстати, также уместен, ибо задает некую правильную интонацию для понимания всего произведения.


АНДРЕЙ ИГОРЕВИЧ ТИХОМИРОВ "Провинция"
http://www.stihi.ru/2017/10/17/4547 номинатор Елена Ительсон

Здесь ночью спать умеют города,
И старики живут, не умирая.
К чему им смерть безносая, когда
Здесь сад шумит, как отголосок рая?

А если вдруг кого-то нет давно –
Для них зажгутся красные рябины
Над домом с вечной надписью «Кино»
И у музея, где молчат картины.

И там, где парк построился в кольцо,
Листва обнимет крыльями за плечи.
И отразится в облаке лицо
Того, с кем был и с кем так жаждал встречи.

Благословляю эти города,
Где можно жить, как дух, не умирая.
Где есть сады. И даже провода
Не в даль бегут, а тянутся до рая.

Произведение Андрея Игоревича Тихомирова оставляет у меня смешанное впечатление. Оно достаточно цельное, что и позволило ему войти в список моих финалистов. Оно имеет по крайней мере два семантических плана, что тоже хорошо. Оно написано в ровной стилистике, пусть и несколько чуждой мне. Возможно, я не вполне попадаю в его целевую аудиторию. Этот текст писался для тех, кто более меня абсорбирован в русле привычной поэзии, с привычными эпитетами, с привычными образными рядами... Но цельность его вытягивает, цельность и малый рост. Текст мал по объему и непретенциозен (в нем используется достаточно тщательно выдержанная стилистика), и потому он мной воспринимается как стилизация. А стилизациям можно многое простить. Не знаю точно, да и не хочу особенно задумываться – под кого это мог бы быть "закос"; возможно, под Кирсанова или Володина. Все эти "нехорошести": "безносая" смерть, "молчащие" картины, "обнимающая крыльями" листва, "зажигающиеся" рябины – это части ТОЙ, советской, ушедшей (или отошедшей) стилистики, и они создают определенное настроение, в духе шлягеров Раймонда Паулса, которые мне не нравились, но они были чертой времени, частью ТОЙ жизни. И то, что автор закольцевал сюжет, спаяв его этой райской направленностью, оказывается последним штрихом, достигающим эффекта, что стихотворение мною воспринимается как целое. Да, я вижу его минусы и недостатки, я их ощущаю, но все равно оно у меня играет.


ИНГА СТАШЕВСКА "Жертвоприношение"
http://www.stihi.ru/2018/01/01/1516 квота Юрия Семецкого за редактирование отборочного тура

Они все шли и река текла, трава шелестела "Барух ха-Шем",
И кто-то, шепотом: "Иншалла"... Cлужанки прятали малышей,
Седой привратник (нож в рукаве) , захлопывал дверь,
Проверял засов...

В клинике выключают свет ровно в десять часов.

Врач теребит на пальце кольцо, думает о Мари,
И накрывает палаты сон, переходящий в тревожный стон,
После – в сдавленный крик.

Приходит и говорит – не ори,
Зажимает ей грязной ладонью рот,
– Мириады миров у тебя внутри,
Тысячи лет, серебро костров.
Козочка, ты – бесценный сосуд,
Нести да не расплескать!
(Их было много, ханжей и сук,
Всех богомольных каст.)
И, захлебываясь слюной,
(Вдоль коридора кричат – врача!)
– Жидовской крови – разрешено
Пока что – восьмая часть.
И будет потомство твое – что грязь –
Рожать и рожать рабов.
В преддверии звонкого января
Грядет справедливый Бог!
Родишь царя к белоснежной зиме...

(Заклинило дверь, еще рывок –)

Ладони ищут острый предмет,
В кровь расцарапывают живот,
Врач второпях роняет шприц,
Санитар затягивает ремни –

В полях колосился капризный рис,
Они все шли и считали дни.
Туманы, тучи – за слоем слой,
В мутном небе хотя бы одна звезда!

Свивали четки цветной петлей,
И повторяли: "Не опоздать..."

Стихотворение Инги Сташевской заведомо сложное. Оно построено на разных уровнях, оно их смешивает, но в то же время изначально декларирует. Это античность смешанная с современностью. Это прорастание античности в современность. Это та ткань (обозначенная у Гурова), которая никогда не кончается. Это и преемственность, и беспощадность, и ненависть к никогда не исчезающей эксплуатации – и экономической, и сексуальной, и духовной, и даже классовой... Это неравнодушие – через понимание неизменяемости фактуры, неизменности структуры сущностей. В названии есть посказка, и это правильно – давать подсказки читателям, не превращать текст в ребус; ребусы и палиндромы мало общего имеют с поэзией. Самое молодое стихотворение оказывается самым запутанным. Восьмая часть еврейской крови – это понятно о чем. Но здесь ведь речь идет не о гоях и избранном народе, это о том, что должно случиться, о предсказаниях, которые, даже не понимая, нельзя изменить. Или все-таки можно?.. Вот тот вопрос, который кого угодно может свести с ума. Свобода действий (как следствие свободы воли) проявляющаяся в следовании незыблемому узору, которому невозможно не следовать, точнее, не следовать ему можно, но он все равно проявится – через тебя и твоих потомков. Мне даже не хочется разбирать и критиковать технические детали этого стихотворения; техника всегда вторична когда на сцену выходит интересная семантика. Дело техники – не мешать восприятию, и она здесь мне не мешает. Да, чуть не забыл сказать, что у Инги здесь избранный народ – это еще и проклятый народ, хотя где грань между избранностью и проклятием? Избранные для вивария животные – понимают ли, какую шутку сыграла с ними их избранность?.. Чего бы мне под этим стихотворением искренне хотелось – так это почитать комментарии, оставленные Михаилом Микаэлем... Ладно, размечтался я.

                ОТМЫВАЯ ЗОЛОТО ОТ ПОРОДЫ

Теперь, очень кратко, скажу – что мне понравилось в некоторых других текстах, у которых не хватило – либо цельности, либо еще чего-то – чтобы попасть в список моих финалистов. В них встречаются поразительные по выразительности фрагменты, которые откровенно замечательны, и если бы остальные части этих текстов были написаны на таком же уровне, мой список финалистов включал бы не пять позиций, и даже не десять. И я бы не смог даже их рассортировать по принципу лучше-хуже, поскольку они были бы чудесно хороши, а среди чудесного невозможно выискивать и различать градации. Еще раз напоминаю, что имен авторов – когда отбирал понравившиеся мне отрывки, чтобы показать их здесь – я не знал.


ПАВЕЛ ВЕЛИКЖАНИН "Ледяные батареи девяностых"
http://www.stihi.ru/2018/01/22/3331 отборочный тур для резидентов

Ледяные батареи девяностых.
За водой пройдя полгорода с бидоном,
Сколько вытащишь из памяти заноз ты,
Овдовевшая усталая мадонна?
……
Мы росли, а небо падало, алея.
Подставляй, ровесник, сбитые ладони!
Вряд ли ноша эта будет тяжелее,
Чем вода в замерзшем мамином бидоне.

Великолепные строфы Павла Великжанина – первая и последняя. Остальные – хуже; это гражданская лирика, и ее на нас было выплеснуто стооолько, и еще пол-столька, и чертверть-столька... С ней надо очень осторожным быть, очень-очень осторожным, иначе она, как ржавчина, пачкает все вокруг себя. С социально-острой лирикой и классики, как правило, ошибались, и мы все... Единственный выход – это пускать ее с краю, не делать центром произведения, но это сложно... Понимаете, что я хочу сказать: общечеловеческое всегда перевешивает, а революции приходят и уходят. Хотя экспрессию в этом тексте я очень хорошо понимаю.


ПОЛИНА ОРЫНЯНСКАЯ "Первобытное"
http://www.stihi.ru/2017/04/11/276 отборочный тур для резидентов

Забудь обо всём. Молчи и смотри — всего-то.
На воду в канавах, на веточки ивняка,
на снег у дороги... Под вечер, когда зевота
и по небу розово тянутся облака,

Какая отличная картинка у Полины получилась, не правда ли? У нее и дальше очень рельефно всё выходит, вот только смешанная стилистика мое восприятие подмяла, как и отсутствие выраженной идеи в финале. Собственно, она попробовала сделать финал отступающим, но он несколько срезался, остался на уровне ощущения, которое не успело возникнуть.


АННА ГЕРМАНОВА "Подорожная. Обездвижела, обезножела..."
http://www.stihi.ru/2018/01/19/1453 отборочный тур для резидентов

в нём овчинного неба занавес,
перечёркнутый снегом свет...
Ни к чему под ним не привязывайся —
ничего твоего здесь нет.

Еще одно хорошее стихотворение, которое срезалось из-за того, что осталось на слишком обобщенно-идиоматическом уровне. Мне здесь не хватило картинки, в которую можно было бы вжиться; текст слишком быстро переходит на уровень обобщений, и поэтому не может сыграть в полную силу, несмотря на убедительность центральной идеи.


ОЛЬГА ДОМРАЧЕВА "синее"
http://www.stihi.ru/2017/09/04/1917 отборочный тур для резидентов

в сине-синем лесу даже воздух синь.
в кроне птаха выводит: «фью-фью-синь-синь».
я не вижу её, но наверняка
она тоже си-ня-я.

Интересная фоника, вызывающая почти синестезийные ассоциации. Как я уже сказал на странице представления экспертов, это гештальтная поэзия, достаточно убедительная. Если говорить о гиперсуггестийной (психоделической) поэзии, то в ней к такому ближе всего трансфиксия, где читатель удерживается в совокупном поле неких образов, из которого ему сложно выбраться; у таких стихотворений нет выраженной динамики развития.


ЮРИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ ЕРМОЛЕНКО «Возвращение ветра»
http://www.stihi.ru/2016/03/13/6993 отборочный тур

Где бы я ни был – отыскиваю только тебя,
продлевая присутствие в теперешнем и минувшем свете,
в марокканской таверне над  теплым  перно, теребя
бахрому занавески,

Если бы это лирическое начало было началом лирического стихотворения, то я бы, вероятно, его дочитал с удовольствием. Но, к сожалению, это лишь начало саморефлексии, где автор пишет о себе, облекая в метафорику собственные чувства/мысли/желания/мироощущения, а такие вещи были давно и более убедительно проделаны в прозе, теми же Прустом и Камю. Экзистенциализм интересен лишь в разрезе других планов, когда же он выходит на передний план, он никнет, "утыкаясь волною в балтийское мелководье," – говоря словами автора.


НИКОЛАЙ ЧЕТВЕРГ «Наивное»
http://www.stihi.ru/2018/01/21/4058 отборочный тур

Заката померанцевый тюлень               

Первый же стих (строка) произведения Николая – это какой-то п*****! Это восторг нереальный. Говорю это совершенно без тени иронии. Но на этом нужно было и закончить. Ибо всё, что дальше, – плохо, никак не соответствуя изначально заявленному грандиозному ходу. Это одностишие, которое стоит лучших проб пера Иртеньева и Вишневского. Это символизм at its very best! Жаль, что равноценного продолжения к нему не состоялось.

ЮША ПИШУ «Руссоизм»
http://www.stihi.ru/2017/08/22/6579 отборочный тур

И, подобно Сократовым облакам
Быть пустым, выбирая обличье формы
Проповедовать всюду, что жизнь легка
Скоротечней блажи земные скорби

Здесь что-то интересное наклевывалось, но было потеряно в обилии общих мест. Приведенная мною строфа хороша, но остальные строфы – ощутимо хуже. И сама идея как-то сдувается, не приобретает тех размерностей и размеров, которых я от нее ожидал. Поэтому даже достаточно акцентный финал не спасает.


НИК ТУМАНОВ  "а в глазах у неё Калькутта"
http://www.stihi.ru/2017/04/11/90 номинатор Валерий Поланд

просыпаешься…
пахнет домом,
пирогами, весенним дымом.
в этом мире, давно знакомом,
ни войны, ни мостов до Крыма.
только мама и только утро,
что само по себе – награда,
а в глазах у неё – Калькутта,
с терпким привкусом Ленинграда.

Вторая половина текста выглядит очень изрядно. Отвлекаясь от спорной необходимости присутствия в ней Калькутты. Она осязательна, она кинестетична, даже ностальгична. Она просто дивно хороша. Но первая половина для меня испортила впечатление. Она слишком рефлексивна, слишком предсказуема, слишком эгоцентрична. Она пестрит расхожими штампами. Она претенциозна наконец. Убрать бы ее вовсе... Но я не автор, а потому не могу вольно обращаться с текстом, и вынужден рассматривать его во всей полноте... Даже если эта полнота ему (тексту, а не автору) не идёт.


ОЛЕГ ГОРШКОВ "Стансы к августу"
http://www.stihi.ru/2015/08/12/1713 номинатор международный поэтический клуб "Рифма"

И августу по темным руслам трав
вот так же течь и становиться гуще,
пока он имя, запахи и сущность

Еще одно стихотворение-гештальт, стихотворение-ощущение. Когда я увидел имя автора, я припомнил, что мог когда-то этот текст читать, – возможно, на одном из сетевых ресурсов. Или просто нечто похожее у Олега. Беда здесь в том, что этот текст у меня распадается на отрывки, на отдельные фрагменты, – это не отдельное растение, вдоль которого можно скользить, а букет, и при переходе от растения к растению – как-то запутываешься в их листьях, соцветиях и усиках, переставая понимать – куда и зачем перемещаешься; остается лишь общее ощущение, но и оно фрагментарно. Возможно, это авторская эстетика такова, возможно, мироощущение, но мне чего-то более явно выраженного в нем не хватило.


АННА ДЭ "после нас"
http://www.stihi.ru/2018/01/25/7422 квота ГР за редактирование отборочного тура

выходец из тамошних крестьян,
смотрит ослепительно и грустно
в чашу среднерусского житья
в трещинах развилистого русла.

как деревья весело горят!
отдают последние рубахи,

Хороший, сюжетный текст, многообещающий. Но в конце меня огорчило именно то, что он обещал больше, чем смог в конце дать. Финал какой-то совсем утлый, сдувшийся. Это даже не полноценные предложения, а безглагольные. Не знаю – стоило ли совмещать финальную нитевидность сюжета с такой же нитевидностью формы. Для меня она не сыграла. И это жаль, поскольку идея здесь не пешеходная. Ошибками, возможно, стало также наличие расхожих мест и фразеологизмов, некая затянутость развития, которая была бы к месту в замедленной экспрессии (существует такой специфический вид суггестивной поэзии), но у Анны это – вовсе не замедленная экспрессия. Кроме того, обилие перескоков семантического плана мешает мне оставаться внутри произведения.


ЛЮСЯ ПИКАЛОВА "ударные гласные"
http://www.stihi.ru/2017/12/13/6176 квота ГР за редактирование отборочного тура

Я смотрю завороженно: срываются с губ
и плавно плывут, заполняя спальню,
курсируют мимо окон
зависают у труб
вокруг меня образуют кокон

Приятная здесь метафорика в начале, очень зрительная. И идея, в принципе, достаточно интересная. Слова обрастают тканями, приобретают значимость, начинают жить собственной жизнью. А какие слова – зависит только от говорящих. Это не такая примитивная посылка, как некоторым может показаться. Дело в том, что люди по-разному к словам относятся. Кто-то легко, а кто-то – намного серьезнее. И это становится причиной для невозможности совместной жизни. Стоят ли слова столь многого?.. Но с подачей автор мог бы быть аккуратней; у меня текст стал как-то дробиться и рассыпаться: из-за присутствия обращений с неявной императивной интонацией, из-за слишком быстрого ухода от метафоричности – который, по моим ощущениям, должен был состояться в самом конце... Привлечение каких-то чисто фонетических и написательных моментов мне тоже не показалось органичным.


СВЕТЛАНА ТИМАШЕВА "Заплачет вьюга"
http://www.stihi.ru/2016/10/16/10829 квота ГР за редактирование отборочного тура

А напрямую, что ни говори,
бежать рисково.
Здесь задремавших рек ультрамарин
опять раскован.
……
Сбежит в потёмки (это не абсурд)
среда газелью,
и неба опрокинутый сосуд
накроет землю.

Еще один текст, который немного "не добежал", по моим ощущениям, хотя поклёвка была очень многообещающей. В чем его беда? Мне кажется, в подспудной направленности в сторону сценической поэзии: все эти девушки, читающие экспрессию со сцены – на головы таким же девочкам, или другим девочкам, или давно не девочкам... Такие стихи (я о девочках) пронизаны замедленной экспрессией, рефлексией, нередко самоиронией (однако, не слишком высокой пробы), экспансивностью, военизированным феминизмом, а также ПМС-синдромами всех родов войск. Наверное, это прозвучало так, как будто я всё это осуждаю. Нет, вовсе нет. Это имеет место под солнцем, это имеет поклонников и сторонников, просто мне это скучно. А вот в тексте у Светланы я увидел намного более интересные вещи, но они затерялись среди ненужных штампов: "перрона, обнимающего Вечность", "души, взвывающей в конуре больного тела", и т.п. Штампы МОЖНО использовать, но осторожно и взвешенно; это тот случай, когда недосолить лучше, чем пересолить.


АЛЁНА АСЕНЧИК "Лиргерой"
http://www.stihi.ru/2016/06/06/429 номинатор Вадим Забабашкин

Ты делай со мной что хочется, –  говорит он. –
Влюбляйся, ласкай, прощайся, сживай со свету:

Ах, если бы этот текст остался любовной лирикой, а стал не закосом под лирику философскую! Сколько бы он приобрел, ничего при этом не потеряв!


АНИК-АНИК "Про воздушные шарики"
http://www.stihi.ru/2017/03/02/10060 номинатор Анна Арканина

Казалось бы – умная стала, большая,
Серьёзная, взрослая, самодоста...

А вот это как раз она, любовная лирика. Начало здесь хорошее, и финал тоже. Но в середине конь повалялся. Сложно сказать – почему именно это случилось, и что в этом стихотворении не так. Вроде бы, схема правильная, автор никуда от нее не отклонился. Но. Оно как шоколадное мороженое: всё хорошо, только шоколада слишком много. Чего-то еще хотелось бы, чего-то – к шоколаду не относящегося. Какой-то второй план разглядеть, что ли. Какoе-нибудь случайно залетевшее в этот сосуд с шоколадом перышко сойки случайно найти, с умопомрачительно голубыми полосками. Чтобы оттенить шоколадную сагу. И вызвать у читателя небольшой диссонанс, после которого он сможет острее почувствовать шоколадность основного блюда... 


ВНУТРЕННИЙ ПЕЙЗАЖ "гласное согласное"
http://www.stihi.ru/2017/09/07/5875 номинатор Анна Арканина

я и забыла, что это бывает так, как это бывает – так,
как это снова и снова со смертными происходит:
сила и слабость, сила и немота, слабость и немота –
облачко слова, бабочка слова, бесплотное в рамках плоти –

выдох, здравствуй или прощай – разницы в общем нет,
что же тогда трогает сердце так, что
сила и слабость во мне, смертное это во мне
звучит во весь голос, а ничего не значит,

Это экспрессия, конечно. Экспрессии – это хорошо. Может быть, я их слишком много подобных (самоподобных?) видел/читал/пролистывал? Есть целые популяции авторов – и на этом сайте, и на других, которые пишут или пытаются писать экспрессии, – в основном любовные, конечно. Любовная лирика – это наше всё. Яшка Казанова, Вера Полозкова, масса других популярных имён. Но была же когда-то Ёлка, – ее стихи до сих пор висят где-то на Стихире; вот ее экспрессии я могу читать. Ёлка – это другое. Елена Бондаренко – это другое. В их экспрессиях нет истеричности, в них нарочитости и показной взбалмошности нет. Зато есть удивительные задние планы, и какие! А была еще и Аргентум, кстати сказать, тоже с экспрессиями. Так что – есть отличные примеры того, как женские экспрессии пишутся. Но нехороших примеров, конечно, в сотни раз больше.

                ЭПИЛОГ

Вот и пришла пора нам попрощаться. Я сейчас на сайтах появляюсь редко, и вряд ли это скоро переменится. Но мне бы хотелось в заключение вот что сказать тем, для кого состояние современной русскоязычной литературы не является пустым звуком (прошу прощения за выспренность тона): я с удовольствием выслушаю ваши идеи (если у вас таковые имеются) и, если они созвучны моим собственным, возможно, даже поучаствую в ваших проектах. Как видите, меня профессиональная деформация, столь характерная не только для литературных бонз и функционеров, но и для "корифеев пера", почти не коснулась, а потому – я и сегодня готов к сотрудничеству с теми, кто разделяет, хотя бы отчасти, мои убеждения. А много ли, скажите, можно найти в этой жизни столь же увлекательного, как воплощение собственных идей?.. 

Вдохновения вам и благодати.
ЧГ


Рецензии
Ваши «преамбулы» напоминают «диссертацию», которую я долго читал вплоть до стихотворения Николая Гурова:

Весна, и пахнет кровью от реки,
В которой эта кровь течет веками.
Не люди мы – мы родники,
И дети наши будут родниками.

где и затормозил -
на примере именно этого стихотворения Вы показываете образец того, как надо писать стихи и что Вам может понравиться: (цитата)
«Удивительным образом выходит, что это ОБО ВСЁМ вообще, хотя и о нас, о конкретных нас, об очень личных – нас. Не знаю, можно ли здесь говорить о скрытой парадоксальности, либо это что-то проявляющееся у меня на идиосинкразическом уровне... Но здесь можно говорить о цельности самого текста; смотрите: река в которой течет кровь – и родники, которые ее питают, это же единый семантический пласт, единый метафорический образ.»

Мне (автору рецензии) ни разу в жизни не показалось, что от реки ПАХНЕТ кровью; коровы могли там на берегу оставить нечто пахнущее (если случайно наступить), да и то вряд ли – коровы умные и воспитанные.

Если я чего-то не понимаю: мол, река, в которой «кровь течет веками» не настоящая, а какая-то метафора, то извините… Но мне это не понравится.)

Ну и наконец: «Не люди мы – мы родники, И дети наши будут родниками.»
В этом отрывке напрягает (особенно сейчас), что «Не люди мы»!

РЕЗЮМЕ: [ napishu potom ]

Валерий Шендрик   09.03.2018 21:43     Заявить о нарушении
Валерий, в Гурова нужно вчитаться. Впрочем, как и во многих авторов, чтобы понять прелести их стилистики и вообще видения мира.

Запах крови от реки - да, наверное, это метафора, хотя и не обязательно. Вы на бойнях никогда не бывали? Или в разделочных цехах. Ну, на худой конец - в мясных отделах больших универсамов или рынков? Там такой специфический запах смерти стоит. Метафора это? Не уверен.

Знаете, сегодня стали почему-то очень популярными фильмы про патанатомов, да мне, признаться, и самому некоторые из них нравятся, взять хотя бы ту же Патологию с Алисой Милано и очень убедительным Майклом Вестоном... Но для любого, кто бывал в анатомических театрах, вся эта кажущаяся макабровая романтичность перечеркивается запахом и прочей неприятной атрибутикой, где очень сложно не запачкаться. Если человек движим какой-то целью, идеей, как некогда Леонардо, то это всё приобретает смысл. Я имею в виду его анатомические экзерсисы. Но после длинной череды фильмов и сериалов о судмедэкспертах, я не удивлюсь если на эту специальность потянутся вереницы молодых людей в поисках своеобразной романтики, весьма патологической с точки зрения психиатрии...

Чёрный Георг Реинкарнация   10.03.2018 03:41   Заявить о нарушении
Георг, вы видите, что происходит? Вы привели в качестве примера четверостишие с простейшей метафорой, восходящей к архетипу, стариковской интонацией кэпа Очевидности и неудачным сбоем ритма на повторе, но при всём этом, оно смотрится ярче всей подборки - и его не понимают! В такой ситуации мне тоже хочется стать кэпом и сказать "умер великий Пан". В смысле, что литература (и не только литература) совершенно потеряла связь с фольклором, ей просто некуда погружаться для обновления крови, масскульт убил фольклор. И культурам для выживания приходится переливать кровь друг другу, используя замороженные образцы с исторических складов, которые для соседей - нечто новое, или "прыгать через век", туда, где фольклор ещё был жив, занимаясь реконструкцией. И это не самое худшее, на самом деле. Хуже этого голода то, что поэзия перестала его испытывать, она больше не ищет обновления, наоборот, застывает в состоянии рассудочного механизма, который "работает потому что работает". Возможно, это знак истинного состояния вещей. Если музыка менее всего зависима от времени и языка, и может "прыгать" хоть во времена крестоносцев и венчать саксофон с бандурой, поэзия привязана к современному языку и конкретной культуре, и вынуждена обращаться к современному ей фольклору, чтобы избежать фальши. Но современный русский фольклор - это попса, и упомянутый здесь рэп - результат попыток обновления в том, что есть, в пластмассовой мертвечине. "Академическая" поэзия отгораживаются от неё, тем самым лишая себя новой крови вообще, и естественно, старится душой и телом, всё больше занимается поддержкой своего функционирования, что приводит к тому самому механизму, который "работает чтобы работать", и с каждым годом всё хуже. И даже это - не самое худшее. Самое худшее то, что постоянство старости стало нормой вещей. Отвергая каменную жену, старый король уже даже не мечтает о деве-весне, ещё немного и решит, что её вообще никогда не существовало - а значит, никто по-настоящему не умирал в молодильном котле, чтоб юношей родиться ("ложь и выпендрёж"), и старость может претендовать на вечность. Так вот, Георг, исходя из того, что фольклор мёртв, запасы крови для постмодернистского переливания подходят к концу, и академическому старцу недалеко до кащея, который дев только жрать умеет, как думаете, что в русской поэзии будет дальше?

Артемона Иллахо   15.03.2018 23:22   Заявить о нарушении
Да я могу сказать, Артемона, что будет дальше, это не сложно. Будет то же, что уже происходит с прозой: всё начнет сдвигаться всё дальше в сторону западных трендов и веяний, какими бы стерильно-неплодородными они ни были. Печалька? Наверное, только это сугубо славянская вавка: считать, что "нам надо учиться у просвещенной Европы или креативной Америки". Почему-то русские культур-треггеры (или, не дай Бог, меценаты) уже на протяжении столетий находятся в двух крайних положениях по отношению к мировой культуре, равноудаленных от нее и равнодурацких: бессмысленное и упорное копирование, либо такое же бессмысленное и всепоглощающее отрицание. Вот так ждешь-ждешь, когда же наконец этот культурный слой поумнеет и перестанет строить свои ценности по принципу или огульного отрицания чего-то, или тупого калькирования. Копировать можно, я это всегда говорил, но только в том случае, если копия лучше оригинала. Русские рэперы - это же хурма с селедкой, от такого уши вянут. Были когда-то забавные группы, типа Проходного Двора, и где они? Только это был, наверное, не рэп совсем, но какая разница? А пытаться повторить Эминема - это заведомо неблагодарная цель, да и вряд ли достижимая. Что касается фольклора, то он существует и сегодня, просто он растворился в нас с вами; это наша с вами обычная речь, разговорная, без претензий на суперпоэтичность или гиперметафоричность. Понимаете, Артемона, об основных вещах, о центральных вещах, о глубинных вещах - говорить почти бесполезно. Как и пытаться учить им. Да, это нечто, основывающееся на балансе, на поиске прецизионных словосочетаний, на искусно выстроенной композиции, несущее ощутимый вневербальный пласт, передаваемый при помощи вербальных средств... Живопись давно стала спекулятивной, архитектура, даже музыка сегодня спекулятивна. Она не дает, а притворяется, что дает. Потому что ценится не акт передачи чего-то экстрасенсорного, а лишь формальная принадлежность к классу. И в литературе эти тенденции тоже давно стали нормой. Вот почему современной русской литературе никогда не подняться с колен: ведь все ее легкокрылые амуры отлиты из свинца, пусть даже и покрыты серебром и позолотой.

Чёрный Георг Реинкарнация   16.03.2018 01:32   Заявить о нарушении
Я не знаю, вполне ли понятно я высказался. В западном мире сегодня доминируют далеко не лучшие поэты. Почему так происходит? Причин несколько, и одна из них заключается в том, что искусство становится спекулятивным, как я объяснял выше; когда важно не качество продукта, а раскрученность имени его производителя. Эта тенденция проникла и в литературу, и разборчивый читатель не может ее не заметить; он голосует против неё кошельком, но это давно не интересует издателей, ведь на поэзию наклеен ярлык заведомо убыточной, и все публикации имеют благотворительный (а не коммерческий) характер. И это происходит на Западе, а не только в зазеркалье одной шестой суши. Были, конечно, Дилан Томас и Филип Ларкин, как до этого были Федерико Гарсиа Лорка и Пабло Неруда, но на первый план почему-то всегда выходят авторы, тиражирующие самоподобных буратин, потому что они предпочтительнее для издателей, безопаснее для власти, удобнее для академической, журнальной, переводческой и прочих окололитературных прослоек. А интересы просвещенного и достаточно широкого читателя просто в расчёт не принимаются, ведь уже постулировано, что он потерял к поэзии интерес, и сегодня она рассчитана на каких-то отдельных единиц, причём скорее извращённого свойства. Вот так возникают многочисленные литературные фигуры, чьё творчество выеденного яйца не стоит, но именно они являются флагманами культурного процесса, получают финансовую и организационную поддержку, и могут влиять (каким образом – не стоит даже уточнять) на сам литературный процесс.

Черный Георг   16.03.2018 10:56   Заявить о нарушении
Георг, Проходной Двор был группой Юрия Наумова в советское время, возможно, вы спутали название с кем-то.; О качестве рэпа я не говорила, только о самом явлении. В отличие от реконструкций на основе старинного фольклора, рэп, что называется, живёт в народе, и не раз случалось видеть, как не-музыкантов он толкал на импровизацию в неформальной обстановке. Но рэп питается тем пластиком, который уже рассеян в сознаниях попсой, псевдофольклором, при том, что сущность уличной музыки в нём не вытравлена. Не имею в виду профессиональный рэп из шоу-бизнеса, который тоже форма попсы. Что касается "растворённости фольклора в нас", можно ли об этом говорить, когда люди перестали петь? И когда они запоминают песни не естественным образом - от их авторов и друг от друга, а получают нечто вроде медиавирусов по радио, которые запоминают против своего желания? И включают записи, вместо того, чтобы петь самим, и по привычке, и от стеснения. Нелегко соревноваться с идеальным пластиком, звучащим из каждого утюга, легче задавить свои чувства вместе с голосом. В одной песне, написанной в 70х на волне протеста фолк-рокеров против масскульта, была строчка, которую можно перевести "чтоб сделать вас немыми, вам дали поп-звёзд". Но с тех времён стало гораздо хуже. Тогда ещё не было вирусных технологий и обязательного радио в общественном транспорте. И слыша в автобусе, что делают сейчас с песнями Кино, которые стали народными естественным образом ещё до того, как группу взяли в оборот, не могу не думать, что последний настоящий фольклор убивают осознанно.; Западноевропейские культуры друг друга настолько перекопировали за историю, что бывает, даже по языку сложно определить, где какая. Россия не так уж отличается в этом плане. А современное идолопоклонничество одновременно "советским наследием" питается и установками масскульта, который направлен на разрушение культур вообще, и конечно, учит их презирать. Опять же, Россия в этом плане не исключение. ; Другими словами, вы говорите примерно то же, что и я, о совершенном разрыве с фольклором. Но торговцы только раскручивают то, что выгодно, пишут не они. Тем более, издания поэзии убыточны. Вспомните времена, когда арии из известных опер их современники распевали в кабаках. Это происходило не потому, что они писались для кабаков. А просто нравились, были понятны, становились модными, приходили из авторского творчества в фольклор по тем же самым каналам, что связывал их в обратную сторону. Попс эти связи уничтожил. Поэзия отгораживается от него, замыкается в себе, и естественно, становится непонятной сознаниям, пребывающим в псевдофольклоре, а ей самой остаётся только кусать себя за хвост и медленно иссыхать. И такое состояние удобно признавать нормой, хотя бы потому, что так не страшно. Вот и вопрос, что будет дальше. Может быть, как в играх, система "ачивок" в институтах, вроде "просканировал гаджетом книгу такого-то столько-то раз" или "сымитировал роботом стили всех классиков". А в народе - "купил экскаватор любви и розового, и голубого цвета", "передал песенный медиавирус стольким-то знакомым". Мне интересно, каким образом должно измениться сознание, чтобы подобное, или нечто худшее, тоже стало нормой.

Артемона Иллахо   16.03.2018 12:59   Заявить о нарушении
Артемона, с Проходным Двором я не ошибся; у Наумова было несколько очень старых песен рэповой направленности; ну, хотя бы "И я пою" или "Сказка о Карле" (в старом же исполнении). Возможно, у меня совсем не конвенционное понимание того, что можно понимать под понятием рэп. Для меня это не обязательно речитатив с примитивным ритмом, читающийся под прихлопывания и притопывания, а в принципе любая песня, где лирика выходит на первый план и использует музыку лишь как поддерживающий фон; другими словами - где музыка перестает лидировать и доминировать в восприятии слушателя (а точка зрения самого исполнителя - совершенно не важна). А насколько спонтанно или наоборот пишется такая рэповая песня - для меня не имеет значения; всем давно известно, что лучшие экспромты - это заготовки.

Знаете, когда помнишь очень много каких-то текстов (как то бывает у актеров или некоторых поэтов) - уже невозможно сказать, является ли собственным или заимствованным какой-то произвольно выданный отрывок. Я всегда удивляюсь, когда вижу поэтов, наизусть помнящих тома своих бессмертных творений (такие нам всем встречались). Если меня вызвать на сцену и попросить любой из своих стихов прочесть на память - я этого не смогу сделать. Но к качеству текстов это ведь отношения не имеет, не так ли?

А с массовой культурой - я, видимо, так давно разошелся, что сейчас не вполне понимаю - отчего она у Вас вызывает такое отвращение. Меня, скажем, культура избранных куда больше бесит - именно оттого, что она себя позиционирует как нечто эксклюзивное, заведомо превосходящее массовую культуру, - но по сути именно ею и остается. Это такая мимикрия формы, придуманная чтобы замаскировать скудность духа, - именно скудность духа так называемой культурной элиты.

А в обычной массовой культуре я не вижу ничего плохого; люди любят то, что любят, им нравятся какие-то побрякушки и стразики, и что в этом плохого? Пусть себе на них любуются. Плохо в этом лишь то, что этой массовой культурой пытаются управлять те, кто захватил власть, - управлять, разумеется, в собственных своекорыстных интересах, не гнушаясь самыми примитивными и низкопробными средствами для оболванивания. Но примитивно - это не значит не-эффективно.

Вы ведь давно поняли, что для меня поэзия - далеко не самоцель; это лишь средство, очень удобное средство для изменения (расширения, модифицирования) сознания, или даже проще: для работы с сознанием. И именно в этом плане поэзия меня интересует, а не для познания мира или самовыражения; для этого существует масса куда более совершенных средств (те же науки или музыка). Но западная поэзия выродилась сегодня в какой-то скверный политически- и идеологически-сфокусированный жанр, где никто даже не пытается с сознанием читателя работать; по сути сегодняшняя западная поэзия ничем не отличается от журналистики или, скажем, жанра фельетона. А вот в русскоязычной поэзии существует такой пласт авторов, которые - сознательно или неосознанно - пытаются с сознанием читателя что-то делать; и тем хуже, что никто из русскоязычных литературных функционеров и литературоведов до сих пор этого не понял и не заметил. Забавно, не правда ли?

Чёрный Георг Реинкарнация   17.03.2018 09:55   Заявить о нарушении
Арте, задумался я, почему мы во взглядах на массовую культуру разошлись. Вот смотрите: сегодня Битлз - это масс-культура, Пинк Флойд - это она же, а, скажем, Линдисфарн или Шпонгл - не она.

Для меня же прикосновение к такого рода пластам не определяется их проникновением или не-проникновением в то, что называют масс-культурой. Помните, есть такая песня, давно ставшая частью масс-культуры на Западе, называется Мельницы твоего разума? Так вот, ее написала американская сладкая парочка, Алан и Мерилин Бергманы. Они много всякой попсы написали, почище Дербенёва были, оскаров выигрывали за свои песни. Но вот посмотрите на сам текст, даже отвлекаясь от музыки: это же ничем не хуже того, что мы на любых поэтических конкурсах сегодня читаем. Хорошо, я согласен, можно было бы общие места немного сократить, из-за них это похоже на замедленную экспрессию, но даже и в таком виде это текст вполне убедительный, и мог бы, скажем, на БЛК запросто победить. Не согласны?

__ The Windmills of Your Mind __

Like a circle in a spiral
Like a wheel within a wheel
Never ending or beginning
On an ever-spinning reel
Like a snowball down a mountain
Or a carnival balloon
Like a carousel that's turning
Running rings around the moon
Like a clock whose hands are sweeping
Past the minutes of its face
And the world is like an apple
Whirling silently in space
Like the circles that you find
In the windmills of your mind

Like a tunnel that you follow
To a tunnel of its own
Down a hollow to a cavern
Where the sun has never shone
Like a door that keeps revolving
In a half-forgotten dream
Or the ripples from a pebble
Someone tosses in a stream
Like a clock whose hands are sweeping
Past the minutes of its face
And the world is like an apple
Whirling silently in space
Like the circles that you find
In the windmills of your mind

Keys that jingle in your pocket
Words that jangle in your head
Why did summer go so quickly?
Was it something that you said?
Lovers walk along a shore
And leave their footprints in the sand
Is the sound of distant drumming
Just the fingers of your hand?
Pictures hanging in a hallway
And the fragment of a song
Half-remembered names and faces
But to whom do they belong?
When you knew that it was over
You were suddenly aware
That the autumn leaves were turning
To the color of her hair

Like a circle in a spiral
Like a wheel within a wheel
Never ending or beginning
On an ever-spinning reel
As the images unwind
Like the circles that you find
In the windmills of your mind

Чёрный Георг Реинкарнация   17.03.2018 12:12   Заявить о нарушении
Георг, чтобы не контактировать с масскультурой, нужно жить где-нибудь в глухой деревне или забить окна и не выходить из дома. Она агрессивна и распространяется вирусным путём, пожирает все культурные формы, в которые вторгается. Время назад мне хотелось нарисовать картинку - городской вид, на котором все объекты, включая небо, солнце и деревья, заклеены плакатами с надписью "смотри", но теперь уже не интересно. И от попсы куда денешься, когда она настигает из каждого утюга? Тут разве что уши выколоть. Вы говорите о воздействии искусства на сознание - я это воздействие, массового "искусства" каждый день ощущаю, вплоть до того, что мне взламывают мозги. Что поэзия может с этим сделать? Что все стихи могут противопоставить малюсенькому медиавирусу (не буду ничего цитировать, чтобы не распространять), реальности которого они совершенно чужды? Разве что пойти с ней на компромисс и тоже стать попсой. Достучаться до фольклорного сознания стихи, не порождённые масскультом, не могут просто потому, что корни вырваны, вместо них трубки и провода, подключённые к медиакотлу, в который современные "чёрные маги" могут наливать какое угодно варево.; Насчёт запоминания, сказители помнят наизусть длиннющие былины и поэмы, и можно представить, что они умели в прошлом, когда книг было очень мало. Что умели священнослужители бесписьменных религий, запоминавшие наизусть дикое количество текстов. Возвращаясь к современности, помнить свои и чужие стихи наизусть - хорошее умение в стране, где любят жечь книги.; Да, у нас разные представления о рэпе. Никогда бы эти песни рэпом не назвала.

Артемона Иллахо   17.03.2018 12:36   Заявить о нарушении
Не знала, что у этой мелодии слова есть) От современности это очень далеко, и больше на французскую песню похоже. Можете представить её сейчас на радио как есть? Разве что пропущенную через тысячу и один пульт и без слов, или в самом дурацком переводе.

Артемона Иллахо   17.03.2018 12:53   Заявить о нарушении
Геог, в последние дни я много читал Вас, ваши откровения об авторов стихиры, ваши мысли о стихах и авторах, многое принял за, многое заставило задуматься и в ваших стихах находил откровения и очень не слабые строки, хотя Вы меня извините, мне не очень понятна психоделика, я всё же приверженец классической поэзии и стремлюсь не подражая ей создать лучшие образцы поэзии, хотя бы в моём понимании! Всего доброго!

Николай Левданский   18.03.2018 09:52   Заявить о нарушении
Арте, масс-культура настигает рано или поздно всех, кто к ней имеет склонность или контактирует тесно с ее носителями, это как бородавки или грипп. Ну, я могу пример привести. Я эту масс-культуру поглощаю когда сижу за рулем: я давным давно перестал слушать какие-то свои записи и треки; просто включаю радио и слушаю этот ужасный пауэр-плэй лист. И меня это, обычно, не бесит, а если какие-то песТни не нравятся, я просто переключаю на следующую станцию. Тематических музыкальных программ в Британии давно никто не делает, поэтому - приходится слушать один и тот же мьюзак с разных станций; всё из-за идиотских копирайтов зарегулировано и обескровлено. Но. Когда я еду куда-то далеко, - дольше, скажем, полутора-двух часов, я устаю слушать одну и ту же хрень по всем каналам, и вот тогда я или переключаю на какие-то не-музыкальные каналы (типа Би-Би-Си 4), или могу послушать какие-то из своих собственных треков, - чаще всего, классику, хотя и не обязательно. Вот и всё спасение от масс-культуры. А от телевизора мы практически отказались, я даже за лицензию больше не плачу, с прошлого месяца. Потому что там нечего смотреть. Все каналы Би-Би-Си проплачены какими-то тупыми (и, видимо, антибританскими) спонсорами. А почти все остальные каналы оставляют желать - настолько, насколько это возможно. Кроме The Big Bang Theory и, иногда, старых сериалов там нечего смотреть. Все каналы оккупированы ток-шоу, лайв-ТВ и прочими выродками масс-культуры, тоска смертная. Но меня это не беспокоит - пока есть торренты, пока есть ю-тьюб, пока есть интернет, через который можно что-то не-масскультовое смотреть. А подавляющее большинство людей вокруг смотрят реалити-шоу, гнуснейшие телесериалы типа Истэндеров, Коронейшн Стрит и Эммердэйла, или примитивные фильмы с Нетфликса. Но мне до этого дела нет. Мозги за один день не промываются. Поэтому, какая разница - жгут книги или нет; в головах у людей мусор, и ничего с этим поделать нельзя. Знаете, в дзене встречаются такие коаны, объясняющие, что чем бОльшие стаи мух вьются вокруг, тем лучше: тем больше будет желающих найти источник чистого воздуха. И это правда. Вот, скажем, Свидетели Иеговы верят в то, что Библия является единственной книгой вдохновленной Богом. При этом они с легкостью забывают о том, что окружающий мир был не вдохновлен, но создан тем же самым Создателем, причем без помощи не(до)понимающих его интенции людей... Это и масс-культуры тоже касается. Ведь за каждым куском попсятины зияет НЕЧТО. Из-за каждого поделочного выхлопа культурного продукта выглядывает НЕЧТО. Просто нужно учиться это НЕЧТО распознавать; ведь оно имеет не-человеческую природу, оно не антропоцентрично и не антропоморфно. И - да, оно может указывать на Того, кому подобием (как сказано) служит человек, но такими же подобиями служат и паук, и кристалл пирита, и порыв ветра, и свечение заряженных частиц в стратосфере. Вы говорили о фольклоре; мы как-то привыкли считать, что фольклор антропоморфен и антропоцентричен... Но возьмите песни Миларепы: разве это не фольклор?

Чёрный Георг Реинкарнация   19.03.2018 04:40   Заявить о нарушении
Николай, так никто ведь не говорил, что надо отказаться от классической поэзии! Очень многие классики писали (или пытались писать) гиперсуггестию (психоделику). Вам знаком стих о пчелах Персефоны Мандельштама? Это именно она и есть, в чистом виде. В любом случае, удач Вам в Вашем не-подражании.

Чёрный Георг Реинкарнация   19.03.2018 04:49   Заявить о нарушении
Такова, значит, Британия. Забыла, что мы из разных стран говорим. Мне интересно, зачем вы сами включаете радио, когда вас никто не заставляет его слушать? И не поняла насчёт "нечто", стоящего за делами людей. Разве что, если представить людей как область сознания Земли, отвечающую за память, то у Земли, вероятно, старческий маразм. И может, возникновение человеческого ума уже было его началом) Шучу. Хочется, чтоб вы малость расшифровали сказанное. ; По поводу классики, о которой разговор здесь зашёл. Обращаясь к ней, по-любому вступаешь на территорию реконструкции. Этим можно жить, более того - этим приятно жить. Но к реальности реконструкция отношения не имеет. Можно, для сравнения, научиться бою на мечах, придумать новые приёмы, новые формы клинка, создать целую новую систему, опираясь на старые знания. Только в современном бою меч не нужен вообще. То же самое и с классической поэзией.

Артемона Иллахо   19.03.2018 23:43   Заявить о нарушении
А я когда-то смотрел программу, где показывалось, что водители, которые слушают музыку, лучше реагируют на изменение ситуации при вождении, чем те, которые сидят в тишине. Шучу. Нужно же что-то слушать когда ведешь машину. Задумываться об отвлеченных вещах за рулем - не слишком безопасное занятие. А дела людей занятны - если смотреть на них издалека - потому что по ним, по любой попсятине - видно, насколько они люди. И можно себя по ним сверять - в той же ли я с ними полосе, или в достаточно разных. Это не особо приятное занятие, кстати, - нечто противоположное причащению и конфессии. Когда ощущаешь не приобщенность к некой группе или сообщенность с кем-либо, а разобщенность, почти на видовом уровне. Это в ранней юности хочется быть ни на кого не похожим, а потом хочется быть похожим, - хотя бы для того, чтобы тебя понимали адекватно, и чтобы ты кого-то мог понять, но вот тогда-то и убеждаешься, что собственное сходство с другими людьми дальше кожи не идет... А классика, настоящая классика - пуста. Она непреходяща, как адажио в до-мажоре Моцарта, из кончерто 23. Она могла быть написана вчера. Или полтора века назад, - не имеет значения. Как то стихотворение О.Э. о пчелах. Просто такой классики крайне мало, а то, чему все умиляются, - это не классика, а всего лишь тексты с разной степенью заурядности, написанные классиками. Когда классика достигает нужных высот, то там просто нет необходимости в каких-то поединках, или можно сказать по-иному: там абсолютно всё является оружием. Это область абсолютного оружия, где пуля не побеждает меч, как меч не побеждает крыло бабочки.

Чёрный Георг Реинкарнация   21.03.2018 01:19   Заявить о нарушении
Георг, я не слишком удачно привела пример с мечами, лучше бы упомянула искусство постройки и вождения парусных кораблей. Хотела сказать, что можно достичь многого в совершенно бесполезной работе. И парусники, и классические стихи закончатся вместе с последними любителями этого хобби, для культуры они мертвы. Действительно, они пустые, потому что современнику нечего из них взять.; Обычно я себе в дорогу плейер собираю, но это вынужденная мера - лучше Кримсоны в мп3, чем радио Шансон от водителя. А в городском транспорте хоть уши затыкай и разыгрывай глухонемого, когда обращаются. Наверное, когда наступает время не отгораживаться от окружающих, а учить их язык как иностранный, и приходит истинное одиночество, а с ним истинная свобода, безо всяких иллюзий сопричастности.

Артемона Иллахо   23.03.2018 02:16   Заявить о нарушении
Вот видите, Арте, мы с Вами говорим об одних и тех же вещах и друг друга понимаем. Казалось бы: что может быть лучше? Только одно: какие-то действия во имя общей цели. Видите, как забавно: можно здесь открыто об этом писать, потому что никто этого не заметит, как если бы я писал невидимыми чернилами; сюда ведь за другим приходят. Вот так же и с современной поэзией: она существует, но для официальных органов, а равно и для широкой публики остаётся невидимой... Я вчера был в Оксфорде, по городу погулял, по университету... Там немало бомжей сидит, каких-то пожилых и молодых людей нищих шатается... Никому до них дела нет, особенно академическим светилам, которые кропают свои бессмертные труды по социологии и культурологии современности. Понимаете, науки мельчают, а вместе с ними и люди их представляющие; они давно не являются носителями никаких прогрессивных идей, став просто социальными придатками, защищающими систему взглядов среднего обывателя. Такова неудобная правда, которую никто не хочет знать.

Чёрный Георг Реинкарнация   26.03.2018 00:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.