Жизнь сельской учительницы
Родители Марии после стольких потерь детей, очень сильно берегли её от любых, даже незначительных, жизненных трудностей. Но Мария росла не совсем изнеженным ребёнком, как обычно бывает в таких случаях. Она с удовольствием помогала матери по дому и в огороде. Потом, когда пошла в школу, Маша стала лучшей ученицей в школе. В аккурат к окончанию школы, началась Великая Отечественная война. И хотя немцы не дошли до её родной деревни, Мария с начала войны ушла на трудовой фронт – рыла рвы и окопы, ухаживала за раненными в госпиталях, помогала убирать урожай. После того, как немцев разгромили под Сталинградом и Курском, Марию отправили продолжать учиться, зная её отличные успехи в школе. Отец и мать поначалу были против отъезда Маши далеко из деревни, так как боялись, что она потом не вернётся домой и они останутся на старости в одиночестве. Обещание Маши вернуться после учёбы домой и настоятельная просьба любимой школьной учительницы отпустить её на учёбу, убедили родителей не противиться и дать добро на учёбу в Тамбове. Маша поступила в Педагогический институт и по прошествии положенного времени получила диплом с отличием. Как и обещала Мария, она вернулась на работу в школу родной деревни. Родители были несказанно рады такому обстоятельству, но теперь у них появились новые заботы и тревоги. Надо было, как думали они, во что бы не стало задержать Машу дома, чтобы она была всегда рядом. Мария была невысокого росточка, красива лицом и ладно скроена, отчего женихов вокруг неё было предостаточно. Это и пугало отца и мать Марии, что не сегодня завтра она может выйти замуж и упорхнуть от них в какое-нибудь дальнее село. Они поспешили решить дело со свадьбой по-своему. Договорившись с кумовьями из самой ближайшей к ним деревни, отдали Марию замуж за их сына. Маша росла послушной и скромной девушкой. И хотя жених ей совсем не был люб, она не стала перечить родителям и согласилась выйти за него замуж. Но долгой супружеской жизни у них не получилось. Брак вскорости распался. Долго оставаться одной Марии не пришлось. В новом учебном году в школу, где работала она, пришёл новый учитель-историк. Андрей не так давно вернулся с войны, был общительным и хорош собою. И хотя у неё не было недостатка в женихах и был достаточный выбор для следующего замужества, она остановила свой выбор на Андрее. После прошедшей войны женихи во всех деревнях были в очень большом дефиците. У Андрея также не было недостатка в невестах, готовых хоть завтра выйти за него замуж. До войны он окончил Московское текстильное училище и был направлен работать мастером на одну из столичных фабрик. Практически сразу ему предоставили квартиру, которая ждала его и после окончания войны. Но Андрей не остался жить в Москве, а вернулся жить в родную деревню, помогать одинокой матери. Деревня Андрея находилась далеко от деревни Марии, где жила она с родителями. Мария дала согласие стать его женой в том случае, если Андрей переедет жить к ним. Маша так сильно нравилась Андрею, что он оставил мать и переехал жить «в примаках», как говорили о таких женихах в деревнях. Первое время жить с родителями молодым было достаточно удобно и не приносило никаких проблем. Но прошло несколько лет, рождаются дети один за другим. Их у Марии с Андреем уже четверо, пятый мальчик умер малолетним от кишечной инфекции и тесноты в стареньком доме. Было принято решение строить новый дом. В колхозе, где они жили, не было ни кирпича, ни строительного леса. Андрей доставал и привозил лес за десятки километров от дома. Через год в деревне вырос новый красивый дом с резными наличниками и затейливыми животными из металла на крыше. И хотя новый дом был красив, но в нём не было электрического освещения и топить печь нужно было дровами или торфом. Горючими материалами учителей обеспечивала школа, но проблем с их приобретением и доставкой было предостаточно. Электричество в их колхоз и деревню подвели только в середине 60-х годов прошлого столетия, а до этого Мария и все дети готовили уроки возле керосиновой лампы. Мария, придя с работы, готовила еду на всю большую семью на сутки вперёд, а подоив корову в обед, шла пропалывать огород. Почему-то по тем советским законам сельским учителям выделяли наполовину меньше земельного надела, чем колхозникам. С такого небольшого огорода удавалось собрать в минимальном достатке только картофель и некоторые овощи для еды. Для необходимого содержания домашней скотины остро не хватало сена. Чтобы обеспечить домашний скот сеном, Марии и Андрею приходилось привлекать собственных детей для сбора травы (сорняков) вручную на колхозных полях, где росла кукуруза или подсолнечник. Трудились в летнюю жару по выходным дням с утра до позднего вечера. Эта работа была самая изматывающая из всех деревенских хлопот. Вечерами, после дойки коровы, топки печки и ужина семьи, Мария садилась за проверку контрольных заданий учеников и подготовку планов к завтрашним урокам. Ложилась отдыхать глубоко за полночь, когда деревня уже давно спала. А с раннего утра надо было заново топить печь, доить корову и готовить еду. И так изо дня в день на протяжении долгих лет. Пока были живы родители Марии, ей и Андрею было полегче вести деревенское хозяйство и работать в школе. Но отец умер от онкологического заболевания рано. Сказались на этом, вероятно, химические атаки немцев во время Первой Мировой войны, на которой он воевал. Мать Марии умерла несколькими годами позже отца. Вся тяжесть домашних хлопот легла на плечи Марии. Работа в школе и домашние дела длились бесконечной чередой. Хорошо, что Марию уважали коллеги и любили ученики школы. Это хоть немного радовало и облегчало ей жизнь. Мария больше 30 лет проработала в сельской школе и оставила после себя много способных учеников, достойных по жизни людей. Вот уже много лет её уже нет с нами, а бывшие ученики вспоминают о ней с любовью и благодарностью!
Свидетельство о публикации №118030109454