Литература и рынок
Но есть и другая грань литературного ремесла. А именно: намеренное стремление некоторых писателей к усредненности, иными словами к ширпотребу. К чему заморачиваться над высоким "штилем", утратившими свою ценность идеалами, когда можно наскоро слепить какую-нибудь незамысловатую поделку и с легкостью ее отоварить. Ведь съедят, как попкорн, и на второй день забудут... и будут ждать следующего "шедевра"... и эта перманентная жвачка замечательно справляется со своей основной задачей - отучить людей мыслить. Они то, эти серые безликие трутни, и приучают читателей ко всеядности. За грудами серого чтива на книжных рынках трудно разглядеть настоящие художественные произведения. Это все равно, что торговать просроченным товаром. Читая все подряд, человек даже не подозревает, как становится жертвой рыночного кодекса чести. В результате сознание его деградирует, ум скудеет, а душа вянет, как цветок без живительной влаги и солнца. Если вы понимаете, что отрава для тела - плохо, то насколько же отвратительна и преступна отрава сознания! Что же можно ждать от подрастающего поколения, если оно воспитывается на безвкусице и профанации?
Но вернемся к истокам. Думается, прежде всего, литература, и уж тем более поэзия, просто не имеет права на лояльно сдержанное отношение к пороку, а так же к изъянам жизни. Если, например, писатель постоянно оглядывается по сторонам, пытаясь всем угодить или - вот парадокс! - понравиться, он проигрывает себя. Без многогранного правдивого исследования жизни литература утрачивает остроту и становится условной, размытой, беспомощной. И не мудрено, ведь главное орудие тьмы - заразить народ летаргией, погрузить его в сытый пещерный сон, чтобы огонь духа еле тлел и не мог возмутить вялого обывательского благодушия. Бдительная сплоченная посредственность всегда стоит на страже поиска, чести, долга. А ведь именно на этих китах основана вся великая русская литература. И еще: постоянное смирение братьев по перу со злом и жестокостью по сути оправдывает и то и другое. Когда некоторые современные сочинители в погоне за изощренными виражами рифм, за которыми подчас лишь пустота и эклектичность общих фраз и скудных дум забывают об этом, литература вянет и тускнеет. Не может родиться ничего высокого там, где царствует усредненность. Пушкин высмеивал таких стихотворцев, у которых " чешется рука по пустякам." А безверие, как проклятие, служит достойным наказанием лишь себе самому, ибо, цитируя Белинского, "...в душе благодатной должен жить идеал."
......Бесспорно, с абсолютной капитуляцией литературы ну никак соглашаться не хочется... Особенно, если речь идет еще и о культуре. Нет более жизнеутверждающих и в то же самое время более взаимоисключающих, особенно в наше неоднозначное время понятий, чем эти два столпа продвижения человеческого прогресса. При Советском Союзе был избыток морали, сейчас ее нет вовсе. Если духовная капитуляция общества будет и дальше так же стремительно прогрессировать, жизнь воистину превратится в ярмарку пошлости и тщеславия, а литература - в обслуживающую безыдейное чванство рабыню. Литература, лишённая культуры мышления, ни к чему не зовущая, не имеющая никаких воспитательных принципов может способствовать лишь развитию низших проявлений человеческих страстей. Но тогда зачем она нужна? И кому, простите, она будет интересна? Даже если "одноклеточные" будут хорошо проплачивать наводнившие литературный рынок эрзацы? И все-таки - будет взлет! Будет жизнь! Будет ее величество - великая русская литература и ее уникальный гений. Будем в это верить и для этого трудиться, пока Бог не призовет в мир иной...
Свидетельство о публикации №118022806084