Памяти гениальной фигуристки

Умерла Людмила Белоусова...
Великая фигуристка двадцатого века. Гений красоты, гармонии, строгости и пластичности, филигранной отточенности катания, новаторства и высочайшего мастерства, которое она так вдохновенно демонстрировала, катаясь в паре со своим партнером и супругом Олегом Протопоповым. Людмила Белоусова и Олег Протопопов — олимпийские чемпионы 1964 и 1968 годов. Кроме того, они четыре раза выигрывали чемпионаты мира — в 1965, 1966, 1967 и 1968 годах.
   Людмила Белоусова родилась 22 ноября 1935 года в Ульяновске, позднее с родителями переехала в Москву. С детства занималась разными видами спорта, с 16 лет начала заниматься фигурным катанием. Первым ее партнером был Кирилл Гуляев, но он ушел из спорта, и Белоусова начала выступать в одиночном разряде, пока в 1954 году не встретила Олега Протопопова.
   Вот что писала об этом дуэте замечательная спортсменка Ирина Роднина: "Это первые олимпийские чемпионы, это люди, которые поменяли вообще представление о парном фигурном катании. Могу говорить за себя: ошеломляло то, что люди при таких достаточно ограниченных данных могли создать такой великий образ на льду". Да разве возможно переоценить их вклад в сокровищницу мирового фигурного катания?
   Мне было одиннадцать лет, когда я заболела фигурным катанием до какого-то исступления. Я не только смотрела все соревнования и чемпионаты, прильнув вместе с огромной страной к экранам телевизоров, я буквально атаковала родителей, чтобы мне купили фигурные коньки, и когда сие свершилось, пропадала на самодельно залитых катках во дворах домов и на школьных стадионах в любую погоду, пытаясь самостоятельно изображать и осваивать элементы фигурного катания: змейки, перебежки, перекидные, фонарики, ласточки и пистолетики. Короче, это была болезнь, но болезнь отрадная, дарящая красоту, целеустремленность, здоровье и тягу к непостижимой, почти недосягаемой мечте, которая вонзилась в сердце, подобно стреле Амура, сразила его и поселилась в нем навеки. Невольными виновниками этого детского сумасшествия были именно Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Многие их выступления не иначе как чудом не назовешь. Да-да, друзья мои, что помоложе, как я вам сочувствую, потому что вы не видели и никогда уже не увидите этой магии настоящего искусства и высочайшей духовной самоотдачи, которыми были пронизаны все выступления этого блистательного дуэта. У них учились, им поклонялись в самом прекрасном значении этого слова, перед ними трепетали даже великие, им подражали. Они привнесли в мировое фигурное катание свою личностную школу, школу, которую еще предстоит постигать, изучать и осваивать.
   Первое, на что обращаешь внимание, когда наблюдаешь за катанием Людмилы и Олега - это абсолютное слияние спорта и искусства. Танец их настолько хореографически безукоризнен, музыкален и отточен, в нем настолько сочетается совершенство технического и просто мистического воплощения образа, что их катание невольно отождествляли с балетным искусством на льду. Это была магия особого дыхания, особой радости, особой духовной пищи - я ее называла "пищей богов". Во время их незабываемых выступлений душа наполнялась восторгом, а дух замирал и возносился ввысь; сердце же преисполнялось величием красоты, удивления и гордости за нашу страну, за нашу школу фигурного катания, за то совершенное мастерство, которое потрясало, вдохновляло, очаровывало и заряжало.
   Если взять за основу именно дуэтный танец, то здесь им равных нет! Их совместный тандем - не просто совершенство поз, линий, элементов... Это, что называется, единый цельный организм, говоря библейским языком, Песнь Песен единого естества, заряженного единым дыханием, внутренним порывом, единым осмыслением воплощаемого образа. Это делает фактуру их танца, его углубленную философию удивительно выразительной и зрелищной. Ведь не случайно в одном из интервью Людмила сказала:" У нас с Олегом даже пульс одинаковый!" Что же это, если не благословение свыше? А как не вспомнить знаменитые затяжные прокаты и вращения в "ласточке" или, как ее называют, "либеле" со сменой внешних и внутренних ребер коньков, а исполнение новых элементов, в том числе и уникального элемента "тодас"- вперёд на внутреннем ребре, т. н. «космическая спираль», первооткрывателями которого были именно Людмила Белоусова и Олег Протопопов. В среде фигуристов "тодас" еще называют "петлей Протопопова". Сейчас все эти элементы - основа основ фигурного катания, они развиваются и совершенствуются, но авторство принадлежит только им!
   Сколько бы не прошло времени и времен, и сколько бы не развивалось и не совершенствовалось техническое мастерство фигурного катания, мир никогда не забудет две воплощенные на Землю звезды, которые перевернули все шаблонные рамки и представления о фигурном катании, приблизили его к искусству и вдохнули в него жизнь.
   
   
   


Рецензии
Спасибо за прекрасный материал
о великих спортсменах!
С уважением,

Натали Самоний   28.02.2018 14:23     Заявить о нарушении
Спасибо и Вам, Натали...

Наталия Мария   28.02.2018 14:59   Заявить о нарушении